- Преподавателю
- Классному руководителю
- Воспитательня работа в условиях инклюзивной среды
Воспитательня работа в условиях инклюзивной среды
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пожидаева Т.В. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Воспитательная работа
в условиях инклюзивного образования
(из опыта работы).
Для того чтобы воспитание для детей с ОВЗ было успешным, мы должны решить для себя: наше образовательное учреждение - это резервация или дорога в общество. Я выбираю дорогу в общество. Наша цель - вывести ребят на эту дорогу. Для этого необходимо стимулировать самостоятельную активность ребенка. Имеется в виду активность физическая, умственная, нравственная, эмоциональная, деятельная и т.д. Если не воспитаем самостоятельную активность, то получим «выученную беспомощность». Мы из своего опыта знаем много примеров «выученной беспомощности». Успех воспитательной работы в условиях инклюзивного образования достигается с помощью командной работы всех участников - детей, родителей, педагогов.
Существует восемь принципов инклюзивного образования. Сегодня я коснусь двух из них:
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
-разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
1.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Помогает осуществлению этого принципа то, что наши дети находятся в смешанных группах. Здесь и дети с ЗПР, и дети с разной степенью ослабленности здоровья. Многих из них сопровождают другие заболевания заикание, энурез и т.п. Наша задача создать для них наиболее комфортные условия существования и сосуществования. Прежде всего, необходимо поднять у детей самооценку, воспитать терпимость и уважение друг к другу. Для этого я использую много приемов. Один из них - игра «Волшебный стул». Цель игры: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру мы играли целый месяц. Предварительно я узнала значение и происхождение каждого имени. Дети сами изготовили корону и «волшебный стул». Каждый раз «королями» становятся по 1-2 человека. Причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывается, становится «королем». На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры ребята придумывают «королю» нежные, ласкательные имена и по очереди рассказывают все хорошее о «короле». Сейчас я покажу видео с фрагментом игры, где «короли» Юдин Андрей и Мартынов Данил. Андрей страдает заиканием и нужно помочь ему в преодолении комплекса, т.к. затруднена устная речь. Данил - новенький. Ему необходимо помочь влиться в коллектив.
Просмотр видео(1 часть).
2.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. На семинаре мы говорили о многих формах воспитательного воздействия на обучающихся. Я расскажу о наиболее популярных видах в работе с моим классом. Очень важен такой вид как коллективное творческое дело. Вспомним проект «Комната моей мечты». Участвовали все, стремились внести свою лепту. В результате каждый выполнил фрагмент работы и получилось неплохо. Все гордились своим творением. Очень важна популяризация достижений воспитанников, возвышение их значимости. Это хорошо проявилось при работе над плакатом «Будь здоровым и счастливым!». Работа над ним показала, что каждый человек значим. Особенно значим, когда это оценивают не только педагоги класса, мамы и папы, но и люди, которые никак не соприкасаются с ребятами
Еще один очень важный вид деятельности - это театральный. Он дает возможность проявлять свои чувства и создает основу для умения владеть ими. Здесь уместно вспомнить наш кукольный театр. Создался в конце прошлого учебного года. Сами шили кукол, делали ширму. Роли поделили между всеми. Даже тем, у кого затруднения с публичностью, доверили держать декорации за ширмой. Спектакль имел большой успех у самих исполнителей.
Очень любят дети такой вид общения как дискуссии. Дети любят поговорить о жизни. Цель дискуссий: коррекция и развитие эмоциональной сферы и формирование коммуникативных умений у подростков. Задачи: расширение знаний детей об эмоциях, развитие у подростков умения адекватно выражать свои эмоции, стабилизация эмоционального состояния, оптимизация уровня тревожности и агрессии, стабилизация эмоционального состояния, формирование коммуникативных умений у детей. Мы дискутировали на темы: Что такое зло? Можно ли бороться со злом? Что такое радость? Что такое счастье? Сейчас вы увидите фрагмент дискуссии.
Просмотр видео (часть 2).
Развитие эмоционального самовыражения ребенка - это условие адаптации и социальной значимости.
И в заключение: в инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива.
Хочу сказать слова про нас педагогов:
Умы чисты, дела светлы,
Своей профессии верны.
За добрые дела, за чистые труды,
За то, что в мире все важны!
( Сергеев Николай)