Содержание понятия профессионализма в современном контексте

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ

Анна Владимировна Макарова


Проблема профессионализма современного педагога в настоящее время является предметом исследовательского интереса представителей различных областей гуманитарного научного знания: педагогики, психологии, акмеологии, андрогогики, валеологии, психолингвистики и др.

Анализ применения термина профессионализм в литературе показывает, что он используется в следующих значениях: совокупность требований к работнику, соответствующих нормам, принятым профессиональной организацией; комплекс характеристик субъекта деятельности, отражающих накопленный в определенной сфере деятельности опыт, обеспечивающий качественное выполнение работы и достижение высоких результатов в конкретном виде работ; совокупность качеств, выражающих моральную и социальную ответственность за содержание и результаты профессиональной деятельности.

В соответствии с первым подходом, в котором акцентируется внимание на формальных аспектах деятельности, считается, что о профессионализме можно говорить, если соблюдаются следующие условия: специалист имеет базовое образование и повышение квалификации; обладает навыками, основанными на теоретических знаниях; соответствует стандартам уровня знаний представителей профессий, что определяется профессиональной организации, регулирующей вступление в профессию; следует общепринятым нормам профессионального поведения.

В данном контексте под профессионализмом понимается комплекс знаний и практических умений, которые соответствуют стандарту в определенной области деятельности, определяющих готовность работника действовать установленным образом соответственно ситуации. Такое определение профессионализма сильно сужает возможность его применения для оценки и анализа деятельности. Оно оказывается применимо лишь к отдельным аспектам и разновидностям деятельности, для которых есть принятые стандарты, но не ко всему её содержанию .

Этот подход имеет и другую слабую сторону. Дело в том, что владение стандартом деятельности еще не показатель профессионального мастерства, это скорее необходимый минимум, с которого начинается становление профессионализма. Достаточно примеров, когда работники со стандартным набором знаний и умений в той или иной области оказываются узкими специалистами, и во многом из-за этого останавливаются не только в карьерном, но и дальнейшем профессиональном росте.

Все это свидетельствует, скорее о некорректности или неполноте рассматриваемого представления о содержании понятия профессионализма, нежели о его локальном значении и ограниченной применимости.

Второй подход к пониманию профессионализма основывается на выделении содержательных параметров деятельности человека, от которых зависят результаты его рабочего поведения. В этом случае профессионализм - это характеристика деятельности работника, которая отражает практическую способность находить наиболее эффективные способы выполнять определенную работу. Прежде всего, профессионализм означает, что работники применяют профессиональные знания при выполнении своей работы. Работа, выполненная профессионально, обычно отличается тем, что она основана больше на фундаментальных понятиях, связанных с практическим опытом, чем на импровизированной реакции на события, обусловленной здравым смыслом или стереотипами привычного поведения. Профессионализм в первую очередь определяется уровнем результатов практической деятельности, оцениваемых по объективным критериям и субъективным впечатлениям заинтересованных людей. Соответствие стандарту или требованиям специальной организации - это уже вторичный признак профессионализма.

Данный подход к пониманию профессиональной деятельности не является принципиальной альтернативой первому, но он шире, гибче (менее формализован) и прагматичнее. Его можно использовать для большинства специалистов в самых разных областях практики, в том числе для анализа и оценки деятельности руководителей разного уровня.

В педагогической теории сегодня определились понятия, при помощи которых, по мнению большинства исследователей, можно выделить основные черты профессионализма педагога: квалификация, профессионализм (В.Я. Синенко), профессиональная компетентность (профессионально- педагогическая компетентность) (И.А. Зязюн, И.А. Колесникова, А.К. Маркова), аутопедагогическая компетентность (О.М. Шиян), педагогическое мастерство (В.И. Загвязинский, И.А. Зязюн, И.А. Колесникова, В.Н. Максимова, А.К. Маркова, Г. И. Хозяинов), педагогическое творчество (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, К.А. Кормилицына, А.К. Маркова, Н.Д. Никандров), педагогическая культура

(Е.В. Бондаревская, Е.Ю. Захарченко), методологическая культура, инновация, новаторство (В.И. Загвязинский, А.К. Маркова, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин), инновационная деятельность (К. Ангеловски, Е.П. Морозов, П.И. Пидкасистый, Н.В. Юсуфбекова), стиль деятельности (А.К. Маркова, В. Толочек), педагогическая технология, педагогическая техника (В.П. Беспалько, А.Гин, И.А. Колесникова, Г.Ю. Ксензова, В.Ю. Питюков, Г.К. Селевко, Г.И. Саранцев, А.П. Чернявская, Н.Е. Щуркова).

По мнению Э.Ф. Зеера, профессионализм - это интегральное качество (новообразование) субъекта профессиональной деятельности, характеризующее продуктивное выполнение профессиональных задач, обусловленное творческой самодеятельностью и высоким уровнем профессиональной самоактуализации [2].

Профессионализм можно рассматривать в двух аспектах: профессионализм деятельности и профессионализм личности [1]. Под профессионализмом деятельности понимается качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью . Профессионализм личности представляет собой качественную характеристику субъекта труда, отражающую высокий уровень развития профессионально значимых качеств личности, акмеологических составляющих профессионализма, адекватный уровень профессиональных притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на профессиональное развитие [3].

Профессионализм педагога, как специалиста, рассматривается в концепциях А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, Л.И. Мищенко, В.А. Сластенина как органичный сплав высокого уровня выполнения профессиональной деятельности с определенными личностными качествами[4].

В.И. Слободчиков под профессионализмом (педагогической компетентностью) понимает способность педагога владеть и распоряжаться рядом компетенций (способностей), которые необходимы для построения им образовательной ситуации, призванных обеспечить подлинное развитие базовых способностей обучающихся .

Ученый предлагает к педагогическим компетенциям, составляющим профессионализм педагога, относить виды деятельности, которыми должен овладеть педагог-профессионал: исследовательскую деятельность, которая позволяет педагогу анализировать собственную профессиональную деятельность, а также открывать новые источники образовательных ресурсов; конструирование, позволяющее дать оценку качеству собственной деятельности и наметить пути для развития и совершенствования образования; проектировочную деятельность, которая несет в себе идею экспертизы (оценки) проектной идеи, где главным смыслом является обогащение ресурсной базы образования; управление как способность к нормированию педагогической деятельности путем распределения и реализации наличных ресурсов[5].

Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма: уровень общей культуры; психолого-педагогическая компетентность; владение содержанием предмета и педагогическими технологиями; способности к целеполаганию и целеосуществлению; способности к педагогической рефлексии; способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

Исследование феноменологии профессионализма педагога показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя - профессионала. С другой стороны, профессионализм педагога - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально - важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравственность; самоотдача; благородство; острое чувство нового; умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к жизни в будущем; максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством; общность идей и интересов педагогов и студентов; творческое отношение к делу и социальная активность; высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний; принципиальность и требовательность; отзывчивость; эрудиция; социальная ответственность и т.д .

Таким образом, под профессионализмом педагога понимается системная интегральная характеристика личности, совокупность педагогической компетентности, педагогического мастерства и профессионально значимых личностных качеств, это высокая подготовленность к компетентному выполнению педагогических задач в процессе профессиональной деятельности. Профессионализм педагога формируется в процессе целенаправленного постоянного повышения квалификации, творческой активности, продуктивной самостоятельной работы, направленной на самосовершенствование, развития способности удовлетворять возрастающие запросы общества в ситуации социально-экономических изменений.

Список литературы:

1.Глуханюк Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации дис..д-ра психол. наук / Екатеринбург, 2001.

2.Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития . М. Академия, 2006.

3.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.- М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский цент «Март», 2005.

4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш.шк.,1990.

5.Слободчиков В.И.Очерки по психологии образования. 2-е изд., перераб. и доп. Биробиджан: БГПИ, 2005.



© 2010-2022