Рабочая программа дополнительного образования

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа дополнительного образования

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Сведения об авторе:

Дементьева Татьяна Вячеславовна - педагог дополнительного образования

Информация о программе:

направленность деятельности - естественнонаучная.

Первичное утверждение программы проведено на заседании методического совета Областного детского экологического центра - 25.08.2011 года.

Программа переутверждена в августе 2014 года в связи с новыми требованиями к дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

































Оглавление

1. Пояснительная записка……………………………………………………..........4

  • Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность……………….4

  • Цель и задачи программы…………………………………………………...4

  • Отличительные особенности ……………………………………………….6

  • Ожидаемые результаты и способы их проверки…………………………..7

  • Оценка эффективности реализации программы……………………………9

2. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной

программы…………………………………………………………………….10

3. Содержание дополнительной общеобразовательной программы………………....................................................................................13

4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной

программы………………………………………………………………………19

5. Список литературы, используемой педагогом..……………………………...26

6. Список литературы, рекомендуемой детям………………………………….28

7. Приложение ..…………………………………………………………………..29






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В новом тысячелетии, как никогда ранее, перед человечеством остро стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Поэтому огромную значимость приобретает система экологического образования и экологического воспитания, которая призвана дать необходимые представления и навыки для безопасного взаимодействия людей с окружающей средой.

Программа «Фитос» позволяет, не дублируя содержание базовых учебных предметов, расширить опыт позиционирования обучающихся по отношению к социально и личностно значимым экологическим проблемам, опыт познания предметов и явлений разной природы (биологической, экологической, социальной) во взаимодействии с окружающей их средой.

Данная программа разработана в рамках естественнонаучной направленности.

Новизна программы заключается:1) в интеграции знаний по основам биологии, экологии и ландшафтного дизайна; 2)в использовании натуральных объектов в научной, экспериментальной и практической деятельности обучающихся, что дает возможность получить успешный образовательный эффект, представлять результаты исследований на научных конференциях, способствует осознанию профессионального выбора; 3) в применении вариативных форм обучения с использованием сетевых ресурсов с преобладанием практической занятости обучающихся.

Актуальность программы возрастает в связи с принятием Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» и «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях», где на первое место в основных направлениях организации воспитания и социализации учащихся ставится «формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты». Программа включает методики коллективной творческой деятельности, метод проектной и исследовательской деятельности обучающихся. В образовательном процессе используются электронные учебно - методические комплекты и ресурсы, применяются различные сетевые формы обучения.

Педагогическая целесообразность программы:

  • простор для творческой деятельности в рамках образовательного процесса;

  • один из основных методов: дидактическая игра, что соответствует данной возрастной категории обучающихся;

  • обучающийся узнает много нового и интересного о растениях родного края;

  • социальная адаптация обучающихся;

  • формирование общей культуры обучающихся;

  • в развитии личностных и метапредметных УУД.

Практическая значимость программы заключается в осуществлении практической деятельности по защите и восстановлению природных систем своей местности. Обучение непосредственно в природных условиях, пребывание на свежем воздухе и активная физическая деятельность способствуют укреплению здоровья воспитанников.

Цель программы: формирование у обучающихся активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности в процессе изучения биологических и экологических особенностей растений, развитие творческого подхода к изучаемым вопросам.

Задачи программы:

обучающие:

  • получение элементарных знаний о биологических, физиологических особенностях цветочно-декоративных растений;

  • изучение видового разнообразия растений Саратовской области;

  • расширение знаний по биологии, экологии, полученных в школе;

  • обучение приемам мониторинга окружающей среды родного края, а также исследовательской работе и проектной деятельности;

  • изучение теоретической и разработка практической системы знаний о сохранении и укреплении здоровья, организации здорового образа жизни.

развивающие:

  • интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся;

  • развитие творческой, познавательной и исследовательской активности;

  • развитие устной речи, умения выступать перед аудиторией, проводить занятия с младшими воспитанниками.

воспитательные:

  • воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению, охране, воспроизведению;

  • воспитание коллективизма, освоение стандартов культуры труда и общения;

  • воспитание положительных качеств личности путем вовлечения обучающихся в активную эколого-созидательную деятельность;

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни.


Отличительные особенности программы:

  • заложен системно-деятельностный подход, развитие УУД;

  • метапредметная интеграция биологии, экологии и ландшафтного дизайна;

  • увеличенно количество часов на практические, творческие задания;

  • предусмотрена работа с интернет - ресурсами и дистанционно;

  • предусмотрены часы для самостоятельной работы.

Программа рассчитана на 3 года обучения для обучающихся в возрасте 10-15 лет. Работа в объединениях ведется с постоянным составом обучающихся, набор детей свободный (без конкурсного отбора) в начале учебного года. Время, отведенное на обучение, составляет 216 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия проводятся три раза в неделю по два академических часа.

Занятия разделены по тематическим разделам. Разделы имеют теоретическую и практическую часть, время для самостоятельной и дистанционной работы, работы с электронными ресурсами.

Основу содержания составляют занятия, предусматривающие использование различных методов и форм организации учебно-воспитательного процесса (беседы, самостоятельные работы, виртуальные экскурсии, творческие лаборатории, экскурсии, выставки, викторины и др.).

Во время проведения занятий используются следующие здоровьесберегающие технологии: экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные технологии.

В работе объединения при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.

Предусматривается совместная работа с общеобразовательными учреждениями и родителями в рамках интеграции общего и дополнительного образования: привлечение преподавателей и родителей к участию в массовых мероприятиях (подготовка, оформление, призовой фонд); проектно-исследовательская деятельность; беседы, консультации и индивидуальная работа по вопросам непрерывного экологического образования и формирования здорового образа жизни.

Подходы к образовательному процессу основываются на педагогических принципах обучения и воспитания.


  • Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).

  • Принцип природосообразности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).

  • Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

  • Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

  • Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

  • Принцип ориентации на успех.

  • Принцип взаимоуважения.

  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

  • Принцип связи теории с практикой.

  • Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся.

  • Принцип наглядности.

  • Принцип креативности (творчества) и коллективности в объединении.

  • Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

  • Принцип опоры на интерес.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу первого года обучения воспитанник

должен знать:

  • видовое многообразие однолетних, многолетних цветочных культур и растений закрытого грунта;


  • условия произрастания и требования к содержанию цветочно-декоративных растений;


  • способы размножения растений открытого и закрытого грунта;

уметь:

  • определять принадлежность растений к той или иной группе

  • использовать свои знания по содержанию и уходу за растениями
    открытого и закрытого грунта.

К концу второго года обучения воспитанник

должен знать:

  • многообразие видового состава цветочных культур открытого и закрытого грунта;

  • видовое разнообразие особо охраняемых растений Саратовской области;

  • циклы и периоды жизни цветочно-декоративных растений, их биологические особенности;

  • методы проведения опытов с цветочно-декоративными растениями;

  • особо охраняемые природные территории Саратовской области.

уметь:

  • владеть навыками работы по уходу за однолетними и многолетними цветочными культурами с учётом их биологических особенностей; составлять программу наблюдений и проведения опытов с цветочно - декоративными растениями;

  • вести фенологические наблюдения, опытническую и исследовательскую работу.

К концу третьего года обучения воспитанник

должен знать:

  • классификацию естественных ландшафтов Саратовской области;

  • разнообразие стилей в ландшафтной архитектуре;

  • основные методики ведения исследовательской и опытнической работы;

  • этапы проектной деятельности;

  • способы анализа полученных данных;

  • правила оформления хода исследования и проектов;

уметь:

  • применять на практике полученные в ходе первых двух лет обучения знания;

  • самостоятельно, под руководством педагога, проводить исследовательскую и опытническую работу;

  • надлежащим образом оформлять полученные результаты;

  • презентовать свою работу;

  • проводить рефлексию;

  • уметь прогнозировать и корректировать свою работу;

  • представлять результаты своей деятельности в виде отчётов (докладов), проектов на научно-практических конференциях, в дистанционных конкурсах.

Проверка результатов работы

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляется в постоянном педагогическом мониторинге, через итоги разнообразных контрольных форм работы.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков предусматривает несколько этапов и уровней.

Предварительный контроль: наблюдение, тестовая проверка, анкетирование, беседа.

Промежуточный контроль: наблюдение, тестовая проверка, анкетирование, решение проблемных задач, викторины, проекты, самоанализ.

Итоговый контроль: защита проектов, исследовательских работ.



Оценка эффективности реализации программы

Эффективность реализации дополнительной общеобразовательной программы оценивается по следующим показателям:

  • сформированность знаний, предполагаемых программой обучения в объединении;

  • сформированность умений и навыков, приобретаемых в объединении;

  • сформированность умения самостоятельной работы с информационными источниками;

  • овладение умениями целеполагания, планирования, реализации и анализа своей деятельности;

  • наличие осознанного бережного отношения к природе;

  • сформированность навыков ведения здорового образа жизни;

  • активное участие в практической, исследовательской и проектной деятельности;

  • активное участие в конкурсах, смотрах, фестивалях и иных мероприятиях различного уровня;

  • наличие победителей и призеров конкурсов, смотров, фестивалей и других мероприятий различного уровня;

  • высокий уровень интереса к занятиям в объединении.

Диагностический материал дополнительной общеобразовательной программы «Фитос» представлен в Приложении.





Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы первого года обучения

№ п/п


  1. Разделы и темы

Всего часов

В том числе

теор.

практ.

дистанционное/самостоятельное обучение

1

Вводное занятие. «Экология и культура - будущее России»

4

2

2


2

Растения закрытого грунта

68

40

28


3

Вредители и болезни комнатных растений

30

12

16


2

4

Размножение комнатных растений

28

8


18

2

5

Размножение однолетних цветочно-декоративных культур

40

16

22


2

6

Высадка в грунт рассады однолетних цветочно-декоративных культур

26

4

22



7

Особо охраняемые растения Саратовской области

14

2

8

4

8

Подведение итогов работы за первый год обучения

6

2

4


Итого часов:

216

86

120

10




Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы второго года обучения

п\п

Разделы и темы

Всего часов

В том числе

теор.

практ.

дистанционное/самостоятельное обучение

Многообразие видов и сортов в цветоводстве. Значение цветочно-декоративных культур в жизни человека

38

16

10

2

Многолетние цветочно-декоративные культуры. Сбор семян многолетних цветочно-декоративных культур для коллекции. Составление программы и методики исследования

34

14

16

2

Подготовка к опытнической и исследовательской работе с цветочно-декоративными растениями. Составление программы и методики исследования

34

14

20


Выгонка многолетних цветочно-декоративных растений

26

4

20

2

Особо охраняемые природные территории Саратовской области

30

8

20

2

Проведение опытов и наблюдений за комнатными растениями

34

6

18


Вегетативное и семенное размножение многолетников

16

4

10

2

Подведение итогов работы за год

4

4

0


Итого часов:

216

82

120

14



Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы третьего года обучения



№ п/п

Разделы и темы

Всего часов

В том числе

теор.

практ.

дистанционное/самостоятельное обучение

1

Знакомство с естественными ландшафтами

Естественные природные ландшафты Саратовской области

44

12

30

2

2

Ландшафтное проектирование: его значение при проведении озеленительных работ

24

14

8

2

3

Разнообразие стилей в ландшафтной архитектуре

12

4

6

2

4

Работа по исследовательским проектам:

«Цветы на клумбе - радуга в душе»

«Влияние комнатных растений на здоровье человека»

«Ландшафтное проектирование пришкольных участков»

132

50

88


5

Подведение итогов

работы за год

4


4


0


0


Итого

216

84

132

6







СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Первый год обучения



  1. Вводное занятие. «Экология и культура - будущее России».

Ознакомление с планом работы объединения, массовыми мероприятиями, проводимыми в объединении и экологическом Центре. Значение экологии в жизни человека. Инструктаж по технике безопасности.

Экскурсия. Ознакомление с отделами Областного детского экологического центра.

  1. Растения закрытого грунта.

Биологические особенности комнатных растений. Значение комнатных растений. Растения пустынь. Растения полупустынь. Растения экваториальных лесов. Растения тропических лесов. Растения субтропических лесов. Биологические особенности, декоративные признаки растений различных климатических зон.

Практические работы. Определение видов комнатных растений. Паспортизация растений. Работа со справочной литературой, интернет- ресурсами по комнатному цветоводству. Работа над презентациями по теме «Центры происхождения комнатных растений».

Дидактическая игра: « Путешествие с комнатными растениями».

Международная акция в защиту животных «Неделя в защиту животных».

3 Вредители и болезни комнатных растений.

Насекомые-вредители комнатных растений. Болезни комнатных растений. Меры борьбы с вредителями и болезнями. Биологические методы борьбы.

Практические работы. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения. Определение и зарисовка насекомых-вредителей комнатных растений. Определение болезней комнатных растений с помощью интернет - ресурсов.

4 Размножение комнатных растений.

Вегетативное размножение комнатных растений. Растения, размножаемые черенками. Черенки стеблевые, листовые. Условия, необходимые для черенкования растений. Семена комнатных растений. Условия прорастания семян комнатных растений. Выращивание сеянцев.

Практические работы. Подготовка субстрата для черенкования. Заготовка черенков. Черенкование. Уход за черенками. Подготовка семян к посеву. Посев семян. Уход за посевами.

5. Размножение однолетних цветочно-декоративных культур.

Семена однолетников и подготовка их к посеву. Подготовка почвы для выращивания однолетних цветочно-декоративных культур. Способы подготовки семян.

Практические работы. Знакомство с семенами однолетников, оценка, определение всхожести семян, намачивание и другие способы подготовки семян к посеву. Наблюдение за прорастанием семян. Анализ результатов наблюдений. Оформление результатов наблюдений. Изготовление наглядных пособий (коллекции семян однолетников). Посадка в грунт рассады однолетних цветочно-декоративных культур.

6. Высадка в грунт рассады однолетних цветочно-декоративных культур.

Практические работы. Подготовка почвы для высадки рассады. Высадка рассады в грунт. Уход за высаженными растениями. Наблюдение за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт. Сбор гербариев раноцветущих однолетних и многолетних культур. Сбор коллекций семян однолетних культур.

7. Особо охраняемые растения Саратовской области.

Первоцветы Саратовской области. Лекарственные растения. Растения национального парка «Хвалынский». Редкие и исчезающие растения коллекций Областного детского экологического центра. Памятники природы Саратовской области.

Практические работы. Викторина «Предвестники весны». Творческая мастерская. Знакомство с сайтами и интернет - ресурсами известных краеведов области. Подготовка и выступление с презентациями о растениях, занесенных в Красную книгу Саратовской области.

8. Подведение итогов работы за год.

Отчетная выставка проектов, дневников наблюдений, коллекций. Демонстрация презентаций. Диагностика отношения к занятиям в объединении.





Второй год обучения

1. Многообразие видов и сортов цветочно-декоративных культур.

Коллекции однолетних цветочно-декоративных растений в ГОУДОД ОДЭЦ. Многолетние цветочно-декоративные растения. Значение коллекций в сортоизучении и выведении новых сортов. Коллекции комнатных растений. Выведение новых сортов цветочно-декоративных культур.

Практические работы. Экскурсия в областной музей краеведения. Посещение коллекций однолетних и многолетних цветочно-декоративных культур ОДЭЦ, оранжереи ОДЭЦ.

Международная акция в защиту животных «Неделя в защиту животных».

2. Многолетние цветочно-декоративные культуры.

Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных культур. Преимущества многолетников перед однолетниками. Сроки посадки многолетников. Правила сохранения многолетников в зимнее время. Группировка многолетников по биологическим и экологическим особенностям и декоративным признакам.

Практические работы. Описание различных видов многолетников. Составления паспорта растений. Виртуальная экскурсия (знакомство с сайтами известных ботанических садов и парков).

3. Подготовка к опытнической и исследовательской работе.

Основы методики проведения опытов с цветочно-декоративными растениями. Основные требования к методике проведения опыта в цветоводстве. Разработка тематики опытнической работы. Планирование и организация полевых опытов. Подготовка программы и методики исследований.

Практические работы. Подготовка участка для проведения опытов, выбор объекта и подготовка объектов к проведению опытов. Работа на опытном участке и в оранжерее по подготовке и закладке опытов с комнатными и цветочно-декоративными культурами.

4. Выгонка многолетних цветочно-декоративных растений.
Биологическое обоснование получения цветущих растений зимой.

Особенности ухода за выгоночными культурами.

Практические работы. Уход за выгоночными растениями. Подготовка луковичных культур для выгонки. Подготовка веточек деревьев и кустарников для выгонки. Наблюдение за ростом и развитием выгоночных растений. Проведение опытов по выяснению лучших приемов ухода за выгоночными растениями.


5. Особо охраняемые природные территории Саратовской области.

Природные особенности и ландшафтная структура Саратовской области. История формирования и современная структура сети особо охраняемых территорий Саратовской области. Национальный парк «Хвалынский». Ботанический сад Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Кумысная поляна.

Практические работы. Викторина. Творческая мастерская. Знакомство с сайтами национальных парков Саратовской области. Подготовка презентаций и выступление с презентациями об особо охраняемых природных территориях Саратовской области.

Практические работы. Дидактическая игра «Природные зоны Саратовской области». Решение кроссвордов. Конкурс загадок, пословиц и поговорок. Знакомство с работами фотоконкурса «Природа нашего края». Знакомство с сайтами музеев, заповедников, ООПТ Саратовской области.

6. Проведение опытов и наблюдений за комнатными растениями.


Определение объектов опытнической работы. Определение объектов наблюдения среди комнатных растений. Разработка теоретических вопросов проведения опытов. Знакомство с литературой по проведению опытнической работы.

Основные требования к методике проведения опыта. Выбор темы. Определение задачи и объекта исследований. Создание рабочей гипотезы. Подготовка программ и методики исследований. Определение понятий: "цель опыта", "результат опыта", "вывод из опыта".

Практические работы. Подготовка объектов проведения опытов, проведение опытнической работы по различным срокам и способам черенкования комнатных культур. Подготовка семян для проведения опытов. Проведение опытов по семенному размножению растений. Оформление дневников наблюдений, рабочих тетрадей.

7. Вегетативное и семенное размножение многолетников.

Биологические особенности многолетних цветочных культур. Способы вегетативного размножения многолетников. Техника и сроки вегетативного размножения многолетников. Требования к выполнению работ по вегетативному размножению многолетников в связи с особенностями их роста и цветения. Значение и биологические основы размножения многолетников семенами; многолетники, размножающиеся семенами. Сроки, техника посева. Уход за посевами и пересадка сеянцев в связи с биологическими особенностями многолетников.

Практические работы. Инструктаж по технике безопасности. Подготовка почвы. Деление кустов и корневищ многолетников. Пересадка, черенкование флоксов и георгинов. Посадка клубнелуковиц, клубней. Наблюдение за окоренением черенков, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших способов и условий размножения многолетников. Изготовление наглядных пособий, гербариев по вегетативному размножению растений. Посев семян многолетников. Уход за сеянцами. Наблюдение за стадиями развития растений. Проведение опытов по выяснению лучших способов выращивания многолетников из семян.

8. Подведение итогов работы за год.

Конференция по итогам работы объединения. Отчетная выставка проектов, дневников, коллекций. Диагностика личностного отношения к природе и здоровью.








Третий год обучения

1. Знакомство с естественными и антропогенными ландшафтами.

Основные элементы ландшафта. Характерные виды ландшафтов (зоны тундры, тайги, степи, смешанные леса). Природно-ресурсный потенциал ландшафта. Биотический потенциал ландшафта. Водный потенциал ландшафта. Рекреационный потенциал ландшафта. Природоохранный потенциал ландшафта.

Практические работы. Работа над презентациями. Работа с интернет-ресурсами.

2. Естественные природные ландшафты Саратовской области.

Особенности природных зон Саратовской области. Лесостепная природная зона. Степная природная зона. Полупустынная природная зона.

Практические работы. Работа с таблицей: « Характеристика природных зон Саратовской области». Анализ физической карты и карты природных зон Саратовской области. Работа над презентациями.

3. Ландшафтное проектирование: значение при проведении озеленительных работ.

Предпроектная подготовка. Проектирование. Генеральный план. Посадочный чертеж. Ассортимент растений.

Практические работы. Замеры участка. Фотофиксация участка. Почвенный анализ. Ивентаризация имеющихся насаждений. Предварительное ландшафтное проектирование. Диагностика уровня сформированности осознанного отношения к природе у воспитанников.

4. Определение тематики опытнической, исследовательской работы, методики её проведения.

Учебно-исследовательская работа по проектам:

«Цветы на клумбе - радуга в душе»;

«Влияние комнатных растений на здоровье человека»;

«Ландшафтное проектирование пришкольных участков»

Этапы работы над проектом:

  1. формулирование проблемы (выбор темы, индивидуальных исследований);

  2. выдвижение гипотез решения проблемы;

  3. определение творческого названия;

  4. обсуждения плана работы;

  5. обсуждение возможных источников информации (сбор и обработка информации);

  6. выполнение исследовательской работы;

  7. подготовка обучающимися презентаций и докладов;

  8. защита проекта на научно-практической конференции;

  9. участие в дистанционных, заочных, очных областных и всероссийских конкурсах.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Наименование тем

Форма занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

1 блок. Вводное занятие

1

«Экология и культура - будущее России»

Беседа, экскурсия

Словесный, наглядный

Экспресс-анкетирование

2 блок. Растения закрытого грунта

1

Биологические особенности комнатных растений

Беседа, экскурсии Комбинированное

Словесный, наглядный;

объяснительно-иллюстративный

Словесное обсуждение

Анкетирование

Представление презентаций

2

Группировка растений по биологическим особенностям, декоративным признакам

Открытия новых знаний, комплексного применения знаний и умений

Работа по проектам

Объяснительно-иллюстративный;

Наглядно-практический

Исследовательский

Словесное обсуждение

Анализ

Осуждение

Защита проектов

3

Неделя в защиту животных

Творческая мастерская

Словесный, наглядный

Участие в конкурсах, выставках

Представление презентаций

3 блок. Вредители и болезни комнатных растений

1

Насекомые-вредители комнатных растений

  1. Открытия новых знаний, комплексного применения знаний и умений

Работа по проектам

Словесный, наглядный;

Исследовательский

Взаимоконтроль

Представление презентаций

2

Болезни комнатных растений

Комбинированное

Наглядно-практический

Самоконтроль

3

Биологические методы борьбы с болезнями и вредителями комнатных растений

Лекция, работа по проектам

Словесный

Исследовательский

Тестирование

Представление презентаций

4 блок. Размножение комнатных растений

1

Вегетативное размножение комнатных растений

Беседа, экскурсия,

практикум

Работа по проектам

Словесный, наглядный;

Исследовательский

Словесное обсуждение

Представление презентаций

Защита проектов

2

Семенное размножение комнатных растений

Беседа, экскурсия

Работа по проектам

Словесный, наглядный;

Исследовательский

Словесное обсуждение

Защита проектов

5 блок. Размножение однолетних цветочно-декоративных культур

1

Подготовка почвы для выращивания рассады однолетних культур

Практикум

Наглядно-практический

Рефлексия

2

Посев семян однолетников, уход за посевами, пикировка рассады

Практикум

Работа по проектам

Словесный;

Наглядно-практический;

Взаимоконтроль

Защита проектов

Представление презентаций

6 блок. Высадка в грунт рассады однолетних цветочно-декоративных культур.

1

Высадка и уход за цветочно-декоративными культурами

Практикум

Словесное инструктирование

Самоанализ

Рефлексия

2

Сбор гербариев и коллекций семян однолетних цветочно-декоративных культур

Творческая лаборатория

Наглядно-практический

Рефлексия

Обсуждение

7 блок. Особо охраняемые растения Саратовской области

1

Особо охраняемые растения Саратовской области.

Комбинированное, развивающего контроля

Наглядно-практический

Представление презентаций

8 блок. Подведение итогов работы кружка за первый год обучения

1

Подведение итогов работы кружка за первый год обучения

Систематизация, экскурсия

Словесный, наглядный;

Анализ

Обсуждения

Анкетирование

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Наименование тем

Форма занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

1 блок. Многообразие видов и сортов в цветоводстве.

1

«Экология и культура - будущее России»

Беседа, экскурсия

Словесное инструктирование

Анализ

2

Однолетние, многолетние и комнатные цветочно-декоративные растения

Открытия новых знаний, комплексного применения знаний и умений

Объяснительно-иллюстративный, дидактическая игра

Самоконтроль

Тестирование

3

Неделя в защиту животных

Творческая мастерская

Словесный, наглядный

Участие в конкурсах, выставках

2 блок. Многолетние цветочно-декоративные культуры

1

Биологические особенности цветочно-декоративных культур

Открытия новых знаний, комплексного применения знаний и умений

Объяснительно-иллюстративный

Самоконтроль

Рефлексия

2

Группировка многолетников по биологическим особенностям, декоративным признакам

Беседа, экскурсия

Работа по проектам

Объяснительно -иллюстративный

Исследовательский

Рефлексия

Представление презентаций

3

Уход за многолетними растениями

Практикум

Исследовательский

Круглый стол

3 блок. Подготовка к опытнической и исследовательской работе

1

Основы методики проведения опытов с цветочно-декоративными растениями

Лекция, практикум

Работа по проектам

Словесное инструктирование

Исследовательский

Самоконтроль

Защита проектов

2

Разработка тематики опытнической работы

Беседа

Практикум

Словесное инструктирование

Исследовательский

Самоконтроль

Защита проектов

3

Подготовка и закладка опытов с комнатными растениями и цветочно-декоративными растениями открытого грунта

Практикум Работа по проектам

Исследовательский

Представление презентаций, защита проектов, отчеты

4

Документация и отчётность в опытнической работе

Практикум

Словесный, наглядный

Представление презентаций, защита проектов, отчеты

4 блок. Выгонка многолетних цветочно-декоративных растений

1

Выгонка луковичных культур

Работа по проектам

Исследовательский

Защита проектов, отчеты

2

Выгонка деревьев и кустарников

Работа по проектам

Исследовательский;

Защита проектов, отчеты

3

Практические работы по выгонке цветочных культур

Работа по проектам

Исследовательский

Защита проектов, отчеты

5 блок. Особо охраняемые природные территории Саратовской области

1

Природные особенности и ландшафтная структура Саратовской области

Усвоение новых знаний

Объяснительно-иллюстративный, викторина, творческая мастерская, метод защиты проектов

Анализ

Обсуждение

2

Парки города Саратова

Открытия новых знаний, систематизации и обобщения

Объяснительно-иллюстративный, дидактическая игра, метод защиты проектов

Диагностика, словесное обсуждение

3

Национальный парк «Хвалынский»

Комбинированное

Рассказ, проблемно-поисковый, экскурсии, дидактическая игра

Представление презентаций, отчетов

6 блок. Проведение опытов и наблюдений за комнатными растениями

1

Опыты по различным срокам и способам черенкования комнатных культур

Работа по проектам

Исследовательский;

Защита проектов, отчеты

2

Опыты по семенному размножению однолетников

Работа по проектам

Исследовательский;

Защита проектов, отчеты

3

Опыты с выгоночными культурами

Практикум

Исследовательский;

Защита проектов, отчеты

Выставка

4

Оформление дневников, работа со справочной литературой и интернет-ресурсами

Беседа,

Комбинированное

Словесный, иллюстративный; Наглядно-практический

Анализ,

обсуждения, отчеты

7 блок. Вегетативное и семенное размножение многолетников

1

Размножение многолетников открытого грунта делением куста, корневыми черенками и отпрысками

Практикум

Наглядно-практический, репродуктивный

Рефлексия

2

Семенное размножении е многолетников

Работа по проектам

Исследовательский

Отчеты

8 блок. Подведение итогов работы за год

1

Подведение итогов работы за год

Систематизация и обобщение

Круглый стол, практический, метод защиты проектов

Рефлексия, диагностика, отчетное выступление, анкетирование

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ



Наименование тем

Форма занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

1блок. Естественные природные ландшафты

1

Знакомство с естественными и антропогенными ландшафтами

Открытия новых знаний, систематизации и обобщения

Объяснительно-иллюстративный, дидактическая игра, метод защиты проектов

Диагностика, словесное обсуждение

2

Естественные природные ландшафты Саратовской области

Беседа, комбинированное занятие

Словесный, иллюстративный,

наглядно-практический

Анализ,

обсуждения, отчеты

3

Ландшафтное проектирование: значение при проведении озеленительных работ

Практикум

Наглядно-практический, репродуктивный

Анализ,

обсуждения, отчеты

2 блок. Работа по проектам

1

Работа по исследовательским проектам

Самостоятельная исследовательская работа под руководством преподавателя

Информационно-рецептивные, инструктивно-продуктивные

Рефлексия, взаимоконтроль

2

Подведение итогов работы за год

Конференция

Словесный, иллюстративный

Анализ

обсуждения, взаимоконтроль

Для обеспечения образовательного процесса необходимо:

  • методико - дидактическое обеспечение;

  • пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;

  • фонд литературы по предмету;

  • гербарные экземпляры редких растений;

  • набор учебных плакатов по биологии, экологии;

  • участие педагога в семинарах, курсах повышения квалификации;

  • проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего профессионального мастерства;

  • пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;

  • технические средства обучения: микроскоп, фотоаппарат, компьютер с выходом в Интернет и др.;

  • финансовые средства на: методическое обеспечение, призовой фонд, укрепление материальной базы, экскурсии.



Список литературы, рекомендуемой педагогам


  • Андреев В.И.. Дидактика, воспитание и самовоспитание творческой личности. Изд. Казанского университета. Казань 2003;

  • Азбука ландшафтного дизайна. Приемы в ландшафтном дизайне. Е. В. Черняева. М.: «Кладезь-букс»,2008.-127 с.,ил.

  • Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

  • Биологические экскурсии в школе. Методическая разработка для студентов и учителей биологии. /Составители Р.М.Евдокимова и др. - Саратов, 1991. - 46 с.

  • Верзилин Н.М., Корсунсвая В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. - 384 с.

  • Верзилин Н.М. Путешествия с домашними растениями. Л.: "Детская литература", 1970

  • Верзилин Н.М., Рождественский В.Г. Цветы из сада. М.: Детгиз, 1962

  • Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. - М.: Мир, 1990. - Т. 1-3.

  • Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе /Российская академия образования, Психологический институт. - М., 1995.

  • Зверев И.Д. Практические занятия по экологии для учащихся 9 класса. - М.: Просвещение, 1998. - 78 с.

  • Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин. - Волгоград: Учитель, 2009. - 172 с.

  • Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

  • Леви В. Л. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок. - М.: Торобоан, 2003. - 416 с.

  • Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части СССР. - Л.: Колос, 1964. - 880 с.

  • Методическое обеспечение диагностики результативности образовательного процесса в УДО эколого-биологической направленности - Ростов-на-Дону 2005г. - 57с.

  • Одум Ю. Экология. - М.: Мир, 1986. - Т. 1-2.

  • Общая ботаника с основами геоботаники. - М.: Высшая школа, 1994. - 271 с.

  • Основы экологии, безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды: Учебное пособие /М. Д. Гольдфейн, Н. В. Кожевников, др. - Саратов: Изд. Саратовского университета, 2000. - 220 с.

  • Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл. - М.: Дрофа, 1998 - 64 с.

  • Песенко Ю.А. Принципы и методы количественного анализа в фаунистических исследованиях. - М.: Наука, 1982. - 287 с.

  • Пиз А. Язык телодвижений / Пер. с англ. - Н. Новгород: Ай Кью, 1992.

  • Полевая экология. Программа по экологическому образованию. - М. ИСАР, 1998., - 40 с. (Харченко А.Л., Шомина Е.И.).

  • Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. - М.: Топикал, 1994 - 639 с.

  • Учебно-полевая практика по ботанике - М.: Высшая школа, 1990. - 191 с.

  • Формирование экологической культуры дошкольников и младших школьников: из опыта работы регионов России. /Под ред. М.В. Медведевой. - М.: ЗАО «Издательство Икар», 2008. - 240 с.

  • Харитонов Н.П. Исследуем природу: Учебно-методическое пособие по организации исследовательской деятельности школьников в полевой биологии - М.: МИОО; Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2008. - 192 с.






























Список литературы, рекомендуемой детям


  • Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 1985. - 287 с.

  • Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие, М.: Новая школа, 1997. - 240 с.

  • Голубова Е.А., Тарасенко Н.Н., Тарасенко Ю.С. Сам себе фотограф. Серия «Учебный курс». Ростов Н/Д: «Феникс», 2002. - 320 с.

  • Зверев И.Д. Практические занятия для учащихся 9 кл. по экологии. - М.: Просвещение, 1998. - 78 с.

  • Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - Ростов Н/Д; Изд. «Феникс», 2001. - 575 с.

  • Криксунов Е.А. и др. Экология. - М.: Дрофа, 1995. - 240 с.

  • Наблюдай и экспериментируй. / Под ред. П.А.Садименко, Изд. Ростовского университета, 1970. - 234 с.

  • Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. - М.: Просвещение, 1985. - 239 с.

  • Опасайтесь потерять друзей //Под ред. проф. А.А.Чигуряевой. Саратов, 1983.

  • Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл. - М.: Дрофа, 1998. - 64 с.

  • Пехов А.П. Биология с основами экологии. - СПб.: Изд. «Лань», 2001. - 672 с.

  • Справочник фотографа. - М.: Высшая школа, 1990. - 288 с.

  • Степанов С. Язык внешности. - М.: Изд. ЭКСМО, 2003. - 416 с.

  • Формозов А.Н. Спутник следопыта. - М.: МГУ, 1990. - 320 с.

  • Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.

  • Шабанов М.А. Календарь природы Саратовской области. Саратов. Приволжское кн. изд.., 1969.





Приложение

Диагностика типа доминирующей установки в отношении природы

Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП»

(Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе /Российская академия образования, Психологический институт. - М., 1995.)

Данная методика направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы.

Условно можно выделить 4 типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка), как объект изучения знаний («когнитивная»), как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»). «ЭЗОП» - это «эмоции», «знания», «охрана», «польза» - такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики.

Методика состоит из двенадцати пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциации. Например, ЛОСЬ: следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наиболее характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей с четко выраженным доминированием соответствующей установки (четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое - для отвлечения внимания, «мусорное» слово).

Методика проводится в установленной форме. На бланке фиксируется ответ. Возможен индивидуальный и групповой вариант.

В письменном варианте методика может использоваться с испытуемыми, начиная с 10-11 лет. (Возраст ограничен лишь умением быстро писать).

В индивидуальном варианте испытуемый может сообщать их

экспериментатору устно. В этом случае минимальный возраст испытуемого 6-7 лет и ограничен только его способность понять инструкцию.

Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты (пять вариантов оказалось для этого наиболее оптимальным) и он вынужден выбрать тот, который «первым пришел в голову», как раз и характеризующий доминирующую у него установку.

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1,2,3 и 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг) рассматривается как ведущий у данной личности. Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установки.

Инструкция.

Вам будут предложены слова и к каждому из них ещё по пять слов, выберите то из этих пяти, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным, лучше всего к нему «подходит». В качестве ответа Вы выписываете только выбранное слово, например, «резиновый». («Мяч» - «красный», «футбольный», «большой», «резиновый», «детский»). Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор. Записывать только выбранное слово.

1 *Лес

поляна (К)

муравейник (И)

заповедник (О)

дрова (П)

песок

2 *Лось

следы (И)

лесник (О)

трофей (П)

камни

рога (К)

3 *Трава

поливать (О)

силос (П)

кора

роса (К)

стебель (И)

4 *Озеро

улов (П)

шерсть

острова (К)

моллюск (И)

очищать (О)

5 *Медведь

паутина

хозяин (К)

малина (И)

редкий (О)

шкура (П)

6 *Дерево

осень (К)

кольца (И)

вырастить (О)

мебель (П)

сено

7 *Болото

головастик (И)

заказник (О)

торф (П)

яблоки

туман (К)

8 *Утка

запрет (О)

жаркое (П)

рассвет (К)

ветка

кольцевание (И)

9 *Рыба

жабры (И)_

серебристая (К)

нерестилище (О)

жарить (П)

перо

10 *Сад

берлога

цветущий (К)

опыление (И)

ухаживать (О)

урожай (П)

11 *Бобр

ловкий (К)

резцы (И)

расселение (О)

шуба (П)

грибы

12 *Природа

красота (К)

изучение (И)

охрана (О)

польза (П)

Примечание. В скобках после стимульного слова указывается к какому типу установки относится данный ответ испытуемого, этот ключ естественно не зачитывается.

(К) - природа воспринимается как объект красоты - «эстетическая» установка.

(И) - природа воспринимается как объект изучения - «когнитивная» установка.

(О) - природа воспринимается как объект охраны - «этическая» установка.

(П) - природа воспринимается как объект пользы - «прагматическая» установка.

Обработка результатов. Каждый ответ испытуемого сравнивается с ключами, записывается в графу соответствующего типа установки. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1,2,3 и 4. Необходимо отметить, что нужно обращать внимание на количество ответов, не совпадающих ни с одним типом установки в ключе - «мусорные слова». Если выбрали три и более «мусорных» слов, то результат необходимо забраковать.

Диагностика уровня сформированности осознанного отношения к природе у воспитанников


Тест по оценке и самооценке отношения учащихся

к окружающей природе

Инструкция:

Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые ниже вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь. Конечно, наши вопросы охватывают не все стороны отношения к природе, но мы уверены, что полученные тобой результаты, как и отдельные вопросы, заставят тебя задуматься о природе и своих связях с нею.

Прочитай внимательно вопрос и предлагаемые варианты ответа на него, затем выбери один из них и запиши его оценку в баллах. Суммируй полученные баллы, проанализируй полученный результат, соотнеся его с ключом.


№п/п

Вопросы


Ответы (в баллах)


«Да»

«Нет»

«По-разному»

Ты хорошо относишься к природе?

2

0

1

Умеешь ли отличать красивые явления от некрасивых?

2

0

1

Всегда ли бережешь красоту вокруг себя?

0

2

1

Заслуживают ли внимания явления природы?

1

0

2

Ты всегда относишься к природе внимательно (с интересом)?

1

2

0

Все ли явления природы тебя интересуют?

0

1

2

Проявляется ли этот интерес в поступках?

1

2

0

Ценишь ли ты новизну в природе?

1

2

0

Влияет ли природа на твои переживания?

0

1

2

Пользуешься ли оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления?

1

0

2

Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб?

0

2

1

Любишь ли читать описания природы в книгах?

0

2

1

Влияет ли окружающая природа на твои мысли?

2

0

1

Влияет ли природа на твое поведение?

1

0

2

Часто ли прогуливаешься среди природы?

1

2

0

Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?

2

0

1

Любишь ли ты чем-нибудь заниматься среди природы?

1

0

2

Бываешь ли ты равнодушен к окружающей природе?

2

1

0

Ты уже начал выступать против тех людей, которые приносят вред природе?

0

2

1

Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками (картины)?

0

2

1

Знаешь ли, музыкальные произведения, в которых изображена природа?

1

2

0

Приходилось ли сочинять стихи о природе?

2

0

1

Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая за природой?

1

2

0

Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?

1

0

2

Ключ теста:

Свыше 40 или менее 20 баллов - твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты его переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы.

От 30 до 40 баллов - отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства. Это поможет сделать твое отношение к природе более действенным.

От 20 до 29 баллов - твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе и тем самым к людям станет активнее.

Диагностика отношения к занятиям в объединении


Анкета «Мои экологические занятия»

  1. В экологическом кружке мне заниматься:

а) интересно;

б) не интересно;

в) затрудняюсь ответить.

  1. К занятиям меня побуждают:

а) мои жизненные планы;

б) интерес, любовь к природе;

в) желание многому научиться;

г) потребность получать новые знания;

д) чувство ответственности перед природой;

е) желание постоянно находиться в коллективе сверстников.

  1. Мои любимые предметы:

а) естественно-научного цикла;

б) другие предметы.

  1. Какие знания являются для тебя наиболее важными:

а) знания о растениях;

б) знания о животных;

в) знания о человеке;

г) знания о взаимодействии человека и природы;

д) знания о явлениях природы;

е) знания о проблемах экологии.

  1. Занятия в кружке меня удовлетворяют потому, что:

а) получаю более глубокие знания по биологии и экологии;

б) имею возможность ближе познакомиться с будущей профессией;

в) приобретаю практические навыки и полезный опыт;

г) повышается мой интерес к природе;

д) приобретаю жизненно важные качества;

  1. Есть проблемы во взаимоотношениях и взаимопонимании:

а) со сверстниками;

б) с педагогом;

в) нет.

9


© 2010-2022