- Преподавателю
- Классному руководителю
- Родительское собрание Выбор профессии
Родительское собрание Выбор профессии
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Грушко Н.А. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №12 VIII вида
Родительское собрание на тему: «ВЫБОР ПРОФЕССИИ»
Классный руководитель
7 класса:
Грушко Н.А.
2015/2016учебный год
Тема: Профориентация учащихся
Цель работы:
Формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса.
Задачи:
-
Выявление профессиональных интересов и склонностей обучающихся.
-
Умение адекватно оценивать свои реальные способности.
-
Выявление внутренних ресурсов личности.
-
Ознакомление родителей с индивидуально-психологическими особенностями личности детей
-
Научить родителей понимать запросы и особенности своего ребенка.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленная на ознакомление учащихся с его способностями и возможностями для того, что бы помочь ему выбрать одну из наиболее подходящих для него профессий.
Цель профориентации - подвести учащихся к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению
Основным элементом этой системы является диагностика его профессиональных интересов и склонностей. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека. Предлагаем для подростков ситуацию выбора профессии. При выборе профессии необходимо учитывать:
-
желания, интересы и склонности личности - «хочу»;
-
человеческие возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья - «могу»;
-
потребности рынка труда в кадрах - «надо».
Обращение к родителям: «Уважаемые родители, поднимите руки те, кто считает, что главное при выборе профессии - это совет родителей? А кто считает, что главное - личный интерес вашего ребенка?» Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.
Правила выбора профессии
-
Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете
-
С помощью учителей и других специалистов изучить ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию
-
Подробно изучить эту профессию, ознакомиться с профессиограммой, уточнить формулу профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста
-
Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии
-
Сравнить полученные знания о профессии с его профессиональными возможностями, посоветоваться с другими родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную профконсультацию
-
При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению
-
При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант
-
Выбрав для себя будущую профессию,одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве
Выбор профессии - это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причём задачи со многими неизвестными, а иногда - приближёнными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьёзнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели.
Ошибки при выборе профессии
Ваш выбор: могу+хочу+надо - В таком выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо. «Хочу» - это желания, интересы, склонности личности. «Могу» - это человеческие возможности (физиологические и пси-хологические, образовательные ресурсы личности). «Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.
Первое, что надо решить, - это какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище, курсы на производстве). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
-
социальный заказ, положение на рынке труда;
-
уровень материального обеспечения семьи;
-
возможности получения помощи в обучении;
-
условия оплаты труда в данной сфере;
-
местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).
Вторая часть задачи - выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок, определить её тип, класс, отдел («Я-хочу»). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
И третья часть выбора - учесть возможности ребенка («Я-могу»):
-
интересы, склонности;
-
успехи в учёбе и потенциальные способности;
-
свои сильные и слабые стороны;
-
состояние здоровья.
Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я-хочу»: оно должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо». Рисунок иллюстрирует ситуацию: оптимальный выбор должен быть заключён в площади перекрытия всех трёх факторов.
Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается :
-
на знаниях о мире профессий;
-
знаниях о выбираемой конкретной профессии;
-
изучении своих интересов;
-
изучении своих способностей;
-
знании своих сильных и слабых качеств;
-
состоянии своего здоровья;
-
учёте ситуации на рынке труда.
-
учёте материальных условий семьи;
Профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс. Вашему профессиональному самоопределению помогают изучение основ наук, внеурочная деятельность, трудовое и производственное обучение. Но окончательное решение предстоит принять вам самим.
Ошибки при выборе профессии
-
увлечение внешней или частной стороной профессии;
-
незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
-
неумение разбираться в своих способностях.
Рекомендации по выбору профессии детьми (для родителей):
-
Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
-
Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано.
-
Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
-
Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
-
Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
-
Помогите ему построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
-
Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
-
Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
-
Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
-
Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
-
Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к наме¬ченным целям.
-
Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления труд¬ностей.
-
Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
-
Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и на сколько такое влияние оказывается положительным.
Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают - в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.
Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным и поможет каждому выпускнику определиться в будущей жизни. Желаю Вам успеха!