- Преподавателю
- Классному руководителю
- Викторина «Я лиру посвятил народу своему…»
Викторина «Я лиру посвятил народу своему…»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Плетухина Н.Н. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Викторина
«Я лиру посвятил народу своему…»
(к 190-летию со д.р. Н.А. Некрасова)
Сценарий викторины
«Я лиру посвятил народу своему…»
Цель: Развивать читательский кругозор, воспитывать любовь
к чтению.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить у учащихся знания об основных этапах жизни
Н.А. Некрасова;
- Закрепить у учащихся знания по прочитанной литературе:
«Дедушка Мазай и зайцы», «Школьник», «Крестьянские дети»,
«Зеленый шум», «В полном разгаре страда деревенская…».
Развивающие:
- продолжить формировать у учащихся умение работать с
литературными источниками.
- продолжить формировать интерес к чтению художественной
литературы.
Воспитательные:
- продолжить формировать у учащихся бережное отношение к
книгам;
- продолжить формировать умение работать в коллективе;
- продолжить формировать правила поведения в общественных
местах.
Оборудование:
- Выставка книг;
- заготовки листов с заданием для команд;
- заготовки листов с заданиями и ответами на них для жюри;
- карандаши и ручки;
- протокол для жюри.
Участники: команды учащихся 6-х классов.
Ход викторины «Я лиру посвятил народу своему…»
Ведущий: Сегодня наша викторина, посвящена творчеству русского поэта Н.А. Некрасова. Вот как о своем творчестве Николай Алексеевич Некрасов написал в элегии «Пускай вам говорит изменчивая мода…»
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен.
Н.А. Некрасов
Для начала я предлагаю командам вспомнить биографию Николая Алексеевича Некрасова.
Задание 1
Ведущий по очереди командам задает вопросы (Приложение 1). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Задание 2
Ведущий по очереди командам зачитывает отрывки из произведений Н.А. Некрасова (Приложение 2). Команды должны в течение 1 минуты назвать произведение автора. За правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда ответа не дала, то право ответа переходит к другим командам.
Задание 3
Командам выдаются строки из стихотворения Н.А. Некрасова (Приложение 3). В течение 3-х минут команды должны собрать отрывок из произведения и назвать произведение автора. За правильное и полностью выполненное задание команда получает 2 балла. Если команда собрала только отрывок из произведения, то она получает 1 балл. Команда, выполнившая задание первой зарабатывает дополнительно 1 балл.
Задание 4
Ведущий по очереди называет командам одну строку (Приложение 4), команда должна прочитать наизусть целиком отрывок, который эта строка открывает, и назвать произведение автора. Команда получает 1 балл, если правильно прочитала наизусть отрывок, и еще 1 балл, назвав произведение автора, из которого был взят данный отрывок. Если команда не смогла дать правильный ответ, то право ответа переходит к другой команде.
Задание 5
Командам выдается репродукция картины (Приложение 5). Команды должны написать на листке как называется картина, какому произведению Н.А. Некрасова она посвящена и кто художник данной картины.
Задание 6
Ведущий предлагает капитанам команд карточки с заданием (Приложение 6). Капитанам команд необходимо из предложенных отрывков стихотворений выбрать строки стихотворения, принадлежащие Н.А. Некрасову и написать внизу произведение, откуда взяты эти строки. За правильный ответ капитаны команд получают 2 балла (1 балл за правильность указанного отрывка и 1 балл за указание произведения из которого). Дополнительно капитаны получают по одному баллу за правильное название произведения из которого взят другой отрывок и 1 балл, если правильно назовут автора произведения.
Ведущий:
Память о Николае Алексеевиче Некрасове живет в сердце народа, которому он посвятил свою лиру. В его честь названы улицы в городах нашей страны. Выпущены в советское время марки с портретом Н.А. Некрасова. Его творчество изучается в школе. Я желаю вам успешного изучения творчества других писателей на уроках литературы.
Приложение 1
Вопросы по биографии Н.А. Некрасова
-
Где родился Н.А. Некрасов? (В местечке Немиров Подольской губернии (Малороссия.)
-
Где провел свое детство Н.А. Некрасов? (В имении Грешнево Ярославской губернии.)
-
Как назывался первый сборник стихотворений Н.А. Некрасова и в каком году он был издан? (Первый сборник стихов Н.А. Некрасова назывался «Мечты и звуки», который был издан в 1840 г.)
-
Где учился Некрасов после окончания Ярославской гимназии? (Некрасов уехал в 1838 г. в Санкт-Петербург, но не сдал вступительные экзамены и 2 года был слушателем факультета филологии.)
-
Сколько псевдонимов было у Некрасова в 1844-1845гг? Назовите некоторые из них. (Десять: Пружинин, Бухалов, Иван Бородавкин, Афанасий Пахоменко, Стухотнин, Назар Вымочкин, Ник. Нек. И другие.)
-
Как назывался журнал, основанный Пушкиным и взятый Некрасовым в 1846 г. в аренду? («Современник».)
-
С каким изданием начал работать в 1841 году Н.А. Некрасов и затем приобрел на него права в 1866 году? («Отечественные записки».)
-
Как называлось имение, которое приобрел в 1862 году Некрасов? (Некрасов в 1862 году приобрел имение Карабиха в Ярославской губернии).
Приложение 2
Отрывки из произведений Н.А. Некрасова
-
Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
(«Школьник»)
-
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
(«Крестьянские дети»)
-
Скромна моя хозяюшка
Наталья Патрикеевна,
Водой не замутит!
Да с ней беда случилася,
Как лето жил я в Питере…
(«Зеленый шум»)
-
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
Ладно! Любуйся, а нам не мешай!
(Дедушка Мазай и зайцы»)
-
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!...
(«Мороз, Красный нос»)
-
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!
(«Школьник»)
-
Грибная пора отойти не успела,
Гляди - уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
(«Крестьянские дети»)
-
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
(«Зеленый шум»)
-
Ночью… ну, ночью робел я и сам:
Очень уж тихо в лесу по ночам.
Тихо, как в церкви, когда отслужили
Службу и накрепко дверь затворили, -
(«Дедушка Мазай и зайцы»)
-
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
(«Мороз, Красный нос»)
Приложение 3
Собери строчки из стихотворения
Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли - навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
(Крестьянские дети)
Приложение 4
-
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славный путь. («Школьник»)
-
Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:
Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок, («Дедушка Мазай и зайцы»)
-
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода! («Зеленый шум»)
-
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши - живется легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко. («Крестьянские дети»)
-
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная -
Солнце нещадно палит. («Мороз, Красный нос»)
Приложение 5
Приложение 6
Конкурс капитанов
-
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А.С. Пушкин, «Зимнее утро»)
2. И снег, до окошек деревни
лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь -
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой,
мертвящей зимы…
(Н.А. Некрасов, «Крестьянские дети»)
Использованная литература
-
Ежова Н.Я. Я лиру посвятил народу своему…/ Читаем, учимся, играем - 2006.- № 10 - с. 41-44.
-
Материал для выставки в школе: Жизнь и творчество Н.А. Некрасова.- М.: Детская литература, 1981.
-
Меркин Г. С. Литература 6 класс. Часть 1. - М.: Русское слово, 2010.
-
Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы.- М.: Астрель, АСТ, 2006.