- Преподавателю
- Классному руководителю
- Занятие кружка Изи Пампалче на тему Марийские народные игры
Занятие кружка Изи Пампалче на тему Марийские народные игры
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белова Э.В. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Кружок «Изи Пампалче»
Тема: Марийские народные игры
Цель занятия: познакомить детей с некоторыми марийскими народными играми, с их особенностями
Задачи:
1) ознакомить с правилами игр, учить действовать точно по правилам;
2) способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимательности;
3) упражнять в координации движений;
4) приобщать детей к марийской культуре через марийские подвижные игры;
5) вызвать радостное эмоциональное состояние через игры
Оборудование: лапти, магнитофон, фонограмма «Шочмо мланде», видео, барабан и палочки, слова (Марийские народные игры, шотлеммут, шерева), палка, книги для выставки
Ход занятия
1.Орг. момент
-Салам лийже! Таче мемнан кружок занятий. Сегодня у нас кружок «Изи Пампалче».
2.Сообщение темы и цели занятия.
- Чем же мы будем заниматься на этом занятии? Вы мне потом скажете, хорошо? Но сначала отгадайте загадку: бывают взрослые и детские, бывают спортивные и интеллектуальные, а вот 2014 году в Сочи будут проводиться Олимпийские …
- /игры/.
- Значит, сегодня, чем будем заниматься на занятии?
-/играть/
- В какой республике мы с вами живем?
-/В РМЭ/
-Значит, в какие игры мы будем играть?
-/в марийские/
-Правильно, в марийские народные игры. Тема нашего занятия так и называется «Марийские народные игры», сегодня мы с вами будем играть.
2.Беседа:
- А вы любите вообще играть?
- В какие игры вы играете?
- А как вы думаете, в какие игры дети раньше играли? Ведь компьютеров в то время не было?
- Раньше дети считались крепкими, здоровыми, выносливыми, меньше болели. А сейчас дети почему-то чаще болеют, быстро устают и не так уж и выносливы? Почему, как вы думаете? Где вы в основном играете?
- А раньше где в основном находились дети, где играли?
- Как вы думаете, если долгое время находиться на улице, дышать свежим воздухом, много бегать, прыгать, летом купаться, загорать, а зимой кататься на коньках и на лыжах, заниматься физическим трудом, то какими будут дети?
- Отсюда, какой вывод можно сделать?/Стараться больше играть на улице/
- Мы сегодня на улицу играть не выйдем, а выйдем на следующем занятии. Сегодня мы будем играть в классе. Вы ведь уже знаете некоторые марийские народные игры? Мы же играли. Какие игры вы знаете?
3.Основная часть кружка
1)Знакомство со считалочкой
-Да, у марийцев игр много. Некоторые игры очень похожи на игры других народов. Например, марийская игра «Сокыр тага» очень похожа на русскую народную игру «Жмурки», «Поктылшыла» на «Догонялки» и др.
Перед тем, как начать играть всегда выбирают водящего. А вы как выбираете водящего? Правильно, для этого используют считалочки, у марийцев тоже есть считалочки. Они называются шотлеммут. Повторим вместе.
-Вы знаете какую-нибудь марийскую считалочку? Могай марла шотлеммутым паледа? А мый таче тендам вес шотлеммут дене палдарынем. Колыштса, а вара наизусть тунемына. Сегодня я хочу познакомить вас с новой марийской считалочкой. Слушайте внимательно, а потом выучим наизусть:
Икыт, кокыт, кумыт, нылыт,
Визыт, кудыт, шымыт,
Кандаш, индеш, лу-
Кампет налаш оксам пу.
2)Игра «Кид дене авырен»
- Одного водящего мы выбрали, а теперь нужно выбрать второго водящего. Кто посчитает? Водящие у нас есть, остается только поиграть в какую-нибудь игру. Давайте поиграем в игру «Кид дене авырен». Условие игры точно такое же, как и у знакомой нам игры «Белые медведи». Итак, начали.
/играют/
- Устали? А теперь садитесь. Давайте отдохнем. Знаете, что я хочу вам еще рассказать. В игры играли не только дети, но и взрослые. Летом молодые собирались у опушки леса или на краю деревни и играли. Но не всегда они играли, иногда рассказывали друг другу страшные истории, смешные анекдоты, а иногда пели задушевные песни о любви, о природе или о Родине. Мы тоже сейчас с вами споем. Хотите? Наша песня, конечно, современная, ну ничего, зато о родном крае.
3)Песня «Шочмо мланде».
/поют/
- Молодцы. Рассаживайтесь. А зимой взрослые собирались в одном просторном доме, у одинокой бабушки, которая очень любила веселья молодежи. Туда приходили не просто поиграть и веселиться, а занимались рукоделием. Кто-то вязал, кто-то вышивал, кто-то шил, кто-то прял, кто-то лапти вязал. Между делом и играли.
- Играли в игры, используя разные предметы, например: лапти, палочки барабана, пояс, веревки, кости и т.д.
4)Видео игры «Шыгыле»
- Посмотрите, как играли в игру, где использовались косточки барана. Игра называется «Шыгыле».
/видео/
5)Игра с барабанными палочками
- Необычная игра, правда? А я хочу рассказать об одной игре, где используются барабанные палочки. Ведущий находится в центре круга, рядом с ним на полу стоит барабан. Он берет барабанную палочку и ударяет кого-нибудь из круга. Бежит к барабану, кладет палочку на барабан и встает в круг. А тот человек, кого ударили, должен быстро взять палочку, догнать водящего и ударить его. Если не догонит водящего, прежде чем тот успеет положить палочку и встать в круг, то он сам становится водящим. Игра проходит очень быстро.
- Посмотрите, как играли в эту игру.
/Видео/
- Вам понравилась игра? Поиграем? Но сначала нужно выбрать водящего. Водящего теперь выберем по жребию - шерева дене. Как это? Вот палка. Каждый друг за другом одной рукой держит эту палку. Кому не хватит места в палке, тот и станет водящим.
/играют/
6)Видео с играми, связанными с народным календарем
- Многие марийские народные игры связаны с народным календарем. Для этого народ даже песню сложил:
Шорыкйол толеш - пура йуаш,
Уярня толеш - мунчалташ,
Кугече толеш- лунгалташ,
Семык толеш - йораташ.
- Каждый праздник сопровождался какими-то определенными играми.
/Видео/
- Ну, мы об этом будем говорить через несколько занятий.
7)Игра с бабушкой
- Я знаю, что вы любите играть в одну очень старинную марийскую игру. Хотите я покажу?
/Видео/
- В эту игру с нами будет играть наша бабушка, бабушка Кирилла - Зоя Герасимовна. Она пришла сегодня к нам в гости. Зоя Герасимовна расскажет нам, в какие игры она играла в детстве.
/Бабушка рассказывает, все вместе играют/
8)Выставка книг
- Все игры, в которые мы играли, вы можете найти и прочитать вот в этих книжках: «Модыш. Уш. Погыш.» и «Марий калык модыш». Автор этих книг Александр Китиков. Вот он. Посмотрите.
/Портрет/
-Еще есть и другие книги, например: «Марий калык ойпого», автор Виталий Михайлов. Все эти книги вы можете найти в нашей библиотеке.
4.Итог
- Итак, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? Поднимите обе руки, кому очень понравилось. А кому понравилось, но что-то не поняли, поднимите только одну руку. А кому вообще не понравилось, руки спрячьте.
- А чем же мы занимались?
5.Дом.задание
- А хотите сами придумать какую-нибудь игру? Или попросить бабушку, чтобы она рассказала вам, в какую игру она играла в детстве? Вот подготовьтесь к этому, и на следующем занятии мы обязательно поиграем. Хорошо.