Занятие кружка Изи Пампалче на тему Марийские народные игры

   Кружок "Изи Пампалче" расшитан на детей, проживающих на территории Республики Марий Эл. Занятия этого кружка разнообразны. В основном этнического характера. В кружке дети знакомятся с традициями, обычаями народов мари.  В одном из занятий я знакомила детей марийскими народными играми.На этом занятии мы с ребятами не только знакомились с теоретическими материалами, но и с большим удовольствием играли. Приглашена была бабушка одного из учеников. Она рассказала нам, в какие игры  они играли в де...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кружок «Изи Пампалче»


Тема: Марийские народные игры

Цель занятия: познакомить детей с некоторыми марийскими народными играми, с их особенностями

Задачи:

1) ознакомить с правилами игр, учить действовать точно по правилам;

2) способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимательности;

3) упражнять в координации движений;

4) приобщать детей к марийской культуре через марийские подвижные игры;

5) вызвать радостное эмоциональное состояние через игры

Оборудование: лапти, магнитофон, фонограмма «Шочмо мланде», видео, барабан и палочки, слова (Марийские народные игры, шотлеммут, шерева), палка, книги для выставки

Ход занятия

1.Орг. момент

-Салам лийже! Таче мемнан кружок занятий. Сегодня у нас кружок «Изи Пампалче».

2.Сообщение темы и цели занятия.

- Чем же мы будем заниматься на этом занятии? Вы мне потом скажете, хорошо? Но сначала отгадайте загадку: бывают взрослые и детские, бывают спортивные и интеллектуальные, а вот 2014 году в Сочи будут проводиться Олимпийские …

- /игры/.

- Значит, сегодня, чем будем заниматься на занятии?

-/играть/

- В какой республике мы с вами живем?

-/В РМЭ/

-Значит, в какие игры мы будем играть?

-/в марийские/

-Правильно, в марийские народные игры. Тема нашего занятия так и называется «Марийские народные игры», сегодня мы с вами будем играть.

2.Беседа:

- А вы любите вообще играть?

- В какие игры вы играете?

- А как вы думаете, в какие игры дети раньше играли? Ведь компьютеров в то время не было?

- Раньше дети считались крепкими, здоровыми, выносливыми, меньше болели. А сейчас дети почему-то чаще болеют, быстро устают и не так уж и выносливы? Почему, как вы думаете? Где вы в основном играете?

- А раньше где в основном находились дети, где играли?

- Как вы думаете, если долгое время находиться на улице, дышать свежим воздухом, много бегать, прыгать, летом купаться, загорать, а зимой кататься на коньках и на лыжах, заниматься физическим трудом, то какими будут дети?

- Отсюда, какой вывод можно сделать?/Стараться больше играть на улице/

- Мы сегодня на улицу играть не выйдем, а выйдем на следующем занятии. Сегодня мы будем играть в классе. Вы ведь уже знаете некоторые марийские народные игры? Мы же играли. Какие игры вы знаете?

3.Основная часть кружка

1)Знакомство со считалочкой

-Да, у марийцев игр много. Некоторые игры очень похожи на игры других народов. Например, марийская игра «Сокыр тага» очень похожа на русскую народную игру «Жмурки», «Поктылшыла» на «Догонялки» и др.

Перед тем, как начать играть всегда выбирают водящего. А вы как выбираете водящего? Правильно, для этого используют считалочки, у марийцев тоже есть считалочки. Они называются шотлеммут. Повторим вместе.

-Вы знаете какую-нибудь марийскую считалочку? Могай марла шотлеммутым паледа? А мый таче тендам вес шотлеммут дене палдарынем. Колыштса, а вара наизусть тунемына. Сегодня я хочу познакомить вас с новой марийской считалочкой. Слушайте внимательно, а потом выучим наизусть:

Икыт, кокыт, кумыт, нылыт,

Визыт, кудыт, шымыт,

Кандаш, индеш, лу-

Кампет налаш оксам пу.

2)Игра «Кид дене авырен»

- Одного водящего мы выбрали, а теперь нужно выбрать второго водящего. Кто посчитает? Водящие у нас есть, остается только поиграть в какую-нибудь игру. Давайте поиграем в игру «Кид дене авырен». Условие игры точно такое же, как и у знакомой нам игры «Белые медведи». Итак, начали.

/играют/

- Устали? А теперь садитесь. Давайте отдохнем. Знаете, что я хочу вам еще рассказать. В игры играли не только дети, но и взрослые. Летом молодые собирались у опушки леса или на краю деревни и играли. Но не всегда они играли, иногда рассказывали друг другу страшные истории, смешные анекдоты, а иногда пели задушевные песни о любви, о природе или о Родине. Мы тоже сейчас с вами споем. Хотите? Наша песня, конечно, современная, ну ничего, зато о родном крае.

3)Песня «Шочмо мланде».

/поют/

- Молодцы. Рассаживайтесь. А зимой взрослые собирались в одном просторном доме, у одинокой бабушки, которая очень любила веселья молодежи. Туда приходили не просто поиграть и веселиться, а занимались рукоделием. Кто-то вязал, кто-то вышивал, кто-то шил, кто-то прял, кто-то лапти вязал. Между делом и играли.

- Играли в игры, используя разные предметы, например: лапти, палочки барабана, пояс, веревки, кости и т.д.

4)Видео игры «Шыгыле»

- Посмотрите, как играли в игру, где использовались косточки барана. Игра называется «Шыгыле».

/видео/

5)Игра с барабанными палочками

- Необычная игра, правда? А я хочу рассказать об одной игре, где используются барабанные палочки. Ведущий находится в центре круга, рядом с ним на полу стоит барабан. Он берет барабанную палочку и ударяет кого-нибудь из круга. Бежит к барабану, кладет палочку на барабан и встает в круг. А тот человек, кого ударили, должен быстро взять палочку, догнать водящего и ударить его. Если не догонит водящего, прежде чем тот успеет положить палочку и встать в круг, то он сам становится водящим. Игра проходит очень быстро.

- Посмотрите, как играли в эту игру.

/Видео/

- Вам понравилась игра? Поиграем? Но сначала нужно выбрать водящего. Водящего теперь выберем по жребию - шерева дене. Как это? Вот палка. Каждый друг за другом одной рукой держит эту палку. Кому не хватит места в палке, тот и станет водящим.

/играют/

6)Видео с играми, связанными с народным календарем

- Многие марийские народные игры связаны с народным календарем. Для этого народ даже песню сложил:

Шорыкйол толеш - пура йуаш,

Уярня толеш - мунчалташ,

Кугече толеш- лунгалташ,

Семык толеш - йораташ.

- Каждый праздник сопровождался какими-то определенными играми.

/Видео/

- Ну, мы об этом будем говорить через несколько занятий.

7)Игра с бабушкой

- Я знаю, что вы любите играть в одну очень старинную марийскую игру. Хотите я покажу?

/Видео/

- В эту игру с нами будет играть наша бабушка, бабушка Кирилла - Зоя Герасимовна. Она пришла сегодня к нам в гости. Зоя Герасимовна расскажет нам, в какие игры она играла в детстве.

/Бабушка рассказывает, все вместе играют/

8)Выставка книг

- Все игры, в которые мы играли, вы можете найти и прочитать вот в этих книжках: «Модыш. Уш. Погыш.» и «Марий калык модыш». Автор этих книг Александр Китиков. Вот он. Посмотрите.

/Портрет/

-Еще есть и другие книги, например: «Марий калык ойпого», автор Виталий Михайлов. Все эти книги вы можете найти в нашей библиотеке.

4.Итог

- Итак, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? Поднимите обе руки, кому очень понравилось. А кому понравилось, но что-то не поняли, поднимите только одну руку. А кому вообще не понравилось, руки спрячьте.

- А чем же мы занимались?

5.Дом.задание

- А хотите сами придумать какую-нибудь игру? Или попросить бабушку, чтобы она рассказала вам, в какую игру она играла в детстве? Вот подготовьтесь к этому, и на следующем занятии мы обязательно поиграем. Хорошо.


© 2010-2022