- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад по теме Патриотическое воспитание-основа воспитания гражданина Отечества
Доклад по теме Патриотическое воспитание-основа воспитания гражданина Отечества
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кирсанова Н.А. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Доклад директора МБОУ ООШ п. Шатурторф
Кирсановой Н.А.
1. ВВЕДЕНИЕ.
Слайд 1
Слайд 2
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании видоизменяются такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны.
Поэтому воспитание патриотических чувств учащихся - одна из важнейших задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Слайд 3
На это указывают следующие государственные документы:
-
Конституция РФ
-
Федеральные законы РФ: «Об образовании», «О воинской обязанности и воинской службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Вов 1941 - 1945 г.г.»,
-
Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности РФ»,
-
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к воинской службе», «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», «О национальной доктрине образования в РФ»,
-
Концепция модернизации российского образования, инициатива «Наша новая школа»
Слайд 4
Сегодня патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Слайд 5
Наш задача, задача образовательного учреждения, педагогов - создать условия для социальной адаптации учащихся через систему воспитательной работы в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.
Патриотическое воспитание - основа воспитательной системы образовательного учреждения.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально - гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.
Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние.
Слайд 6
К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Слайд 7 (по щелчкам)
Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:
-
чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;
-
уважительное отношение к языку своего народа;
-
заботу об интересах Родины;
-
осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
-
проявление гражданских чувств;
-
гордость за своё Отечество, за символы государства;
-
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
-
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
-
гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно - нравственные и социокультурные компоненты.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Слайд 8 ( по щелчкам)
Родина, народ, родители, природа, родственники - не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.
Слайд 9 ( по щелчкам)
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
3. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Слайд 10 (по щелчкам)
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и психолого - педагогические компоненты. Такими компонентами являются потребностно - мотивационный , когнитивно - интеллектуальный, эмоционально - чувственный, поведенческий и волевой.
Слайд 11
-
Потребностно - мотивационный компонент патриотизма:
Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, в процессе разнообразных форм внеклассной работы путём создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её историей, мужеством и храбростью патриотов.
Слайд 12
-
Когнитивно - интеллектуальный компонент патриотизма:
Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности.
Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: лекции, беседы, встречи на патриотические тематики, литературно - художественные гостиные, организация поисковой работы. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
Слайд 13
-
Эмоционально - чувственный компонент патриотизма:
Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Для этого необходимо, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания.
Большое значение имеет в данном компоненте создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений.
Слайд 14
-
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма:
Это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Основным средством является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, краеведческая работа, празднование историко - юбилейных дат, встречи с ветеранами.
Слайд 15
Подробнее остановлюсь на системе патриотической работы нашей школы.
Система работы МБОУ ООШ п. Шатурторф по патриотическом воспитанию
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Слайд 16
В школе реализуется программа патриотического воспитания «Мы-Россияне». Данная программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Слайд 17 (по щелчкам)
Основной целью программы является создание системы патриотического
воспитания, формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Слайд 18 (по щелчкам)
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Продолжить создание системы патриотического воспитания;
2. Повышать качество патриотического воспитания подрастающего поколения в школе;
3. Проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
Слайд 18 (по щелчкам)
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в школе можно определить следующие:
-
Военно - патриотическое. Ориентировано на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
-
Духовно - нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
-
Историко - краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко - культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.
-
Героико - патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.
-
Социально - патриотическое. Направлено на активизацию духовно - нравственной и культурно - исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
-
Гражданско - патриотическое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.
-
Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально - волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.
5. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
Слайд 19 Военно-патриотическое воспитание:
- 1 месячник героико - патриотического воспитания,
- 1 участие в военно-спортивных играх
- 2 конкурсы патриотической песни
- 2 патриотическая акция «Подарок солдату
- 3 проведение уроков в библиотеке, музеях,
- 3 уроки мужества и памяти;
-4 Вахта Памяти;
- 4 мероприятия, посвященные Дню Победы
Слайд 20 Духовно-нравственное воспитание:
- 1 встречи с ветеранами В.О.войны;
- 1 проведение рейда «Забота» практики шефства школы над ветеранами;
- 2 конкурсы чтецов; рисунков
-3 проведение общешкольных тематических линеек
- 4 проведение общешкольных игр, праздников
- 5 проведение тематических классных часов
- 6 встречи с интересными людьми, экскурсии
Слайд 21 Историко-краеведческое воспитание:
-4,4,4, работа школьного музея,
- 1 встречи с краеведами,
- 2 организация выставочных экспозиций,
-3 экскурсии в музеи района, области, Москвы,
-5 экскурсии по местам боевой славы;
- 5 организация изучения краеведческих материалов на уроках истории, географии, литературы,
-5 организация походов по родному краю
- 5 историческое моделирование
Слайд 22 Героико-патриотическое воспитание:
-3,3, встречи с людьми героических профессий,
- 1 выставки рисунков,
- 2 конкурсы сочинений,
Слайд 23 Гражданско-патриотическое воспитание:
-1 проведение мероприятий по изучению государственной символики России;
- 2 еженедельная общешкольная линейка,
- 3 , 3 участие в районных конкурсах и мероприятиях патриотической направленности;
-4 проведение общешкольных акций
Слайд 24 Спортивно-патриотическое воспитание:
- 1 проведение игры «Мама, папа, я - спортивная семья»
- 2 участие в районной спартакиаде допризывной молодежи
- 2 проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни»
-2 ежегодные забеги, посвященные Дню победы,
- 3 соревнования по баскетболу, волейболу, настольному теннису
- 3 организация работы спортивных секций
- 3 участие в Кроссе наций
Слайд 25 Социально-патриотическое воспитание:
- 1 благоустройство школьной территории, посадка яблонь в школьном саду
- 2 участие в субботниках, акциях «Мой поселок»
- 3 акция «Посади дерево», «Мои пернатые друзья»
- проведение конкурса классных кабинетов «Уют»
- ремонт мебели в классных кабинетах
- организация работы ремонтных бригад в летнее время
Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются и осуществляются через учебную и внеклассную деятельность школы.
6. УРОВНИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Патриотическое воспитание осуществляется на всех уровнях: на уровне каждого ученика, на уровне каждого педагога и на уровне школы в целом.
Слайд 26 Патриотическое воспитание юных граждан России - это воспитание юных россиян, относящих себя к своему народу и стране. Оно берет начало с приобщения ребенка к историко - культурным традициям родного края. На этом этапе формируется своеобразная «корневая система» личности, в центре которой ребенок, который в процессе воспитание ориентируется на такие ценности как: СЕМЬЯ, школа, малая Родина, отечество.
МОЙ КРАЙ
Я
МОЯ ШКОЛА
МОЯ СЕМЬЯ
МОЕ ОТЕЧЕСТВО
На уровне каждого педагога патриотическое воспитание осуществляется через:
Слайд 27
Классные часы
Дополнительное образование
Урочная деятельность
Работа библиотеки
Работа музея
Экскурсии, выходы
Мероприятия различных уровней
Школьная библиотека является важным звеном в системе патриотического воспитание учащихся. Это,,,
Слайд 28
Тематические выставки книг
Библиотечные уроки
Викторины
Обзор книг, журналов
Экскурсии в библиотеки города
Час информации
Конкурс чтецов
Конкурс чтецов
Особая роль в программе воспитательной работы школы отводится школьному музею. Формы работы музея разнообразны:
Слайд 29
Сбор информации для музейных экспозиций
Участие в конкурсах
Поисково - исследовательская работа
Выставка - презентация экспозиций
Уроки - экскурсии
Чествование ветеранов
(листаем страницы )
1 Школьный музей был создан сравнительно недавно. Это музей истории школы, в котором собран богатый краеведческий материал.
2. В музее оформлены стационарные экспозиции и стенды, которые регулярно обновляются. Информация о школе распределена по годам, и основу экспозиции составляют фотографии и школьные принадлежности. К особенностям музея можно отнести то, что он создан руками учеников школы.
3 К стационарным стендам можно отнести экспозиции «Из истории школы 20,30,40,и.т.д годов
4,5 Из истории школьной формы, Учебные принадлежности, из истории школьной мебели, школьной атрибутики
Музей интересен ученикам школы и жителям поселка.
6 Музей регулярно посещают выпускники разных лет.
7 Из бесед с ними ученики узнают много нового и интересного о жизни школы и посёлка. Воспоминания тщательно анализируются и заносятся в архивы. Затем они становятся основой для исследовательских работ учащихся.
8 Это самая настоящая живая история, ведь среди наших посетителей есть и выпускники 30-х годов (Лейзерович Р.А.), и ровесник нашей школы Ивлиев А.И., и обладательница первой школьной формы Гусева Л.Д.
9 В дни юбилеев и праздников в музее многолюдно, специально для выпускников нами создана коллекция фотографий учеников 1920-2000-х годов.
10 К нам приезжают и учащиеся других школ района. В музее проводятся экскурсии на тему «История школы», «Наша школа в годы войны», «Наши выпускники», «История посёлка» и т.д.
11, 12, 13 В музее регулярно проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, краеведами, учителями-ветеранами и просто интересными людьми, которые дают новые материалы для изучения школы и родного края .
14, 15 Собранная информация используется при проведении классных часов, на уроках истории и других мероприятиях .
16,17,18,19, Актив музея и ученики школы часто посещают музеи других школ, населенных пунктов, совершают увлекательные экскурсии по историческим местам нашего района .
20,21,22 Работа в музее увлекает ребят и они находят поле для своей деятельности. Так появилось увлечение ребят нумизматикой и военно-историческим моделизмом. В школе собрана большая коллекция монет, орденов, значков. И эти коллекции постоянно пополняются. И хотя эти увлечения не имеют прямого отношения к краеведению, тем не менее они нужны и важны, так как пробуждают интерес и вовлекают учащихся в изучение истории, дают им дополнительную информацию, расширяют их кругозор.
23 На протяжении ряда лет мы сотрудничаем с районной газетой «Ленинская Шатура» и очень ей благодарны. Нам разрешили работать в архивах газеты, а в прошлом году мы опубликовали ряд статей по истории края, за что были награждены почётной грамотой и ценным подарком.
Особо хочется отметить сотрудничество школы с издательством Гелиос. Статьи наших кружковцев готовятся к издательству, это статьи краеведческого характера, об истории школы и поселка. Сегодня мы встретимся с представителем данного издательства.
24 Актив музея принимает участие в краеведческих конференциях, Днях школьного музея и т.д.
В ходе проводимых поисковых работ мы стали обладателями уникальных для истории нашего района экспонатов. Это первые номера газеты «Ленинская Шатура», фотографии торфоразработок 1918-1920 гг., медаль «За строительство Шатурской электростанции». Своими находками мы делимся с краеведами и Шатурским краеведческим музеем. Регулярно организуются передвижные экспозиции в краеведческом музее г. Шатура.
25,26,27 Весь прошлый год мы вели работу по созданию зала истории нашего посёлка. Эта работа, работа по воссозданию музея поселка, ляжет в основу нашего проекта по интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Экспонаты, собранные учащимися школы расположены в актовом зале Дома культуры им. Радченко.
В работе музея задействованы почти половина учеников среднего звена (5-9 классов), а также некоторые ученики начальных классов. Руководитель музея Сергеев Сергей Юрьевич.
Вся воспитательная работа школы проходит в рамках деятельности детского объединения Салют. Детское объединение состоит из 8 отрядов, это 127 учащихся 2-9 классов. ДО реализует программу детской общественной организации Радуга Шатурского муниципального района. «С радугой по третьему тысячелетию».
Работа ведется по 5-ти направлениям:
Мы вместе, ЗОЖ, Экологическое направление, Самоуправление, Истоки.
Мероприятия патриотической направленности проводятся в рамках каждого из этих направлений.
Именно Детское объединение позволяет ребятам творить и находить новые формы работы по патриотическому воспитанию :
Дебаты, операции, акции, фестивали, социальное проектирование.
На протяжении ряда лет детское объединение «Салют» является лидером проектов «Истоки» и «Социальное проектирование»
Социальное пространство развития патриотизма.
Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие.
В центре пространства - ребенок. И только в тесном взаимодействии возможна реализация всех программ, всех начинаний по воспитанию патриота своего Отечества.
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня - это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей.