Доклад + презентация на тему Профессионально-личностные критерии успешности учителя

Профессионализм учителя определяется прежде всего сочетанием личностных качеств, поэтому главное в деятельности учителя – использовать свой личностный потенциал.  Эффективность педагогического взаимодействия (а значит и всего образовательного процесса в целом) зависит от личных качеств учителя и уровня межличностных отношений. Успешность профессиональной деятельности определяется прежде всего личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области педагогики и...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессионально-личностные критерии успешности учителя.

Профессионализм учителя определяется прежде всего сочетанием личностных качеств, поэтому главное в деятельности учителя - использовать свой личностный потенциал. Эффективность педагогического взаимодействия (а значит и всего образовательного процесса в целом) зависит от личных качеств учителя и уровня межличностных отношений. Обработка работ студентов, позволила выделить три модели поведения учителей, не умеющих выстраивать такие отношения: учитель-маска, учитель-деспот, и беспомощный учитель. Первая модель - двуличный, лицемерный, скрытный в общении, как с учениками, так и с коллегами, отказывающий в педагогической помощи; вторая модель - жесткий автократ, не признающий мнения ученика, опирающийся на подавление инициативы; третья модель - не умеющий организовать учебный процесс, не пользующийся уважением учащихся, несмотря на возможную широкую осведомленность. Во всех этих случаях нелюбовь к преподавателю перекидывалась на отношение к предмету, и многие студенты отмечали, что на урок к такому учителю они шли с неохотой, не интересовались изучаемым материалом, не достаточно хорошо его понимали, значит, изучение этого предмета не могло считаться вполне успешным, деятельность такого педагога не могла считаться адекватной поставленной задаче образования.

Так какими же качествами должен обладать педагог, чтобы быть успешным.

В ХIХ в педагог-психолог Петр Фёдорович Каптерев отмечал обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. (слайд №3) Специально подчеркивал необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придавал педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

Ю.К. Бабанский выделили такие качества личности учителя, которые, на его взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя. (слайд № 4)

1. Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

- интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

- адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;

- доброжелательность реакции учителя на возбуждение;

- уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

2. Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:

Общение - с хорошей литературой, искусством, природой;

Общение - с интересными людьми, любовь, дружба;

Общение - с самим собой - саморазвитие - время печали, творчества, размышлений.

3. Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

Одностишие: Я и творить, и натворить умею.

4. Организаторские способности.

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать зачем). Планировать могу, могу и делать.

5. Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых - таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение - то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.

Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

6. Настойчивость, дисциплинированность.

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.

Дисциплинированность - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Шалва Александрович Амонашвили обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными. (слайд № 5)

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково

любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и

прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними,

ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию,

принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и

делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей - значит не

подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать

ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка,

его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда

сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую

силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки,

педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности

соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его

сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во

внутренний мир ребенка - и в зависимости от этого ищет пути воспитания,

обучения и развития.

В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям

нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и

чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремится быть таким учителю очень важно. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей - учитель.

Качества личности учителя 21 в: (слайд №6)

1. Желание изменить мир к лучшему

2. Терпение

3. Современный имидж

4. Оптимизм

5. Любовь к детям

6. Умение доходчиво объяснять материал

7. Доброжелательность

8. Самокритичность

9. Умение сочетать требовательность и уважение к ученику

10. Владение дидактическими приемами

11. Чувство долга

12. Авторитетность

13. Быстрота реакции

14. Крепкое здоровье

15. Кругозор

Ранжирование качеств личности учителя (слайд № 7) (научное мнение)

1. Желание изменить мир к лучшему

2. Современный имидж

3. Любовь к детям

4. Доброжелательность

5. Умение сочетать требовательность и уважение к учащимся

6. Умение доходчиво объяснять материал

7. Чувство долга

8. Владение дидактическими приемами

9. Терпение

10. Оптимизм

Ранжирование качеств личности учителя (мнение учащихся)

1. Терпение

2. Оптимизм

3. Любовь к детям

4. Современный имидж

5. Умение доходчиво объяснять материал

6. Самокритичность учителя

7. Владение дидактическими приемами

8. Умение требовать в сочетание с уважением

9. Доброжелательность

10. Авторитетность

Ранжирование качеств учителя самими учителями:

1. Любовь к детям

2. Терпение

3. Умение доходчиво объяснять материал

4. Владение дидактическими приемами

5. Быстрота реакции

6. Оптимизм

7. Авторитетность

8. Современный имидж

9. Самокритичность

10.Крепкое здоровье

Ранжирование качеств личности учителя (мнение учащихся школы-интерната)

(слайд № 8)

Не менее значимыми факторами, влияющими, на успешную работу учителя являются: организация труда, отношения с администрацией, родителями и учащимися, возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств, а также стимулирование педагога.

Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что результативность, успешность профессиональной деятельности определяется прежде всего личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области педагогики и методологии обучения тому или иному учебному предмету, но главное - учитель должен сам обладать теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся, т.к. итоговая цель образования - не только дать знания, но и способствовать становлению личности ученика.


© 2010-2022