Классный час на тему: Конфликт и способы его разрешения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час по теме «Конфликт и способы его разрешения»

Цель: формирование представления о конфликтах и способах их разрешения, рассмотрение позитивных способов разрешения конфликтов.

Конфликт

Конфликт - это столкновение интересов, мнений, взглядов двух и более лиц, который может проявляться в виде ссоры драки, военных действий.

Обсуждение:

  1. Что такое конфликт?

  2. Что приводит к конфликту?

  3. Кто в него может быть вовлечен? Сколько людей требуется для того, чтобы возник конфликт?

  4. В конфликт могут быть вовлечены не только двое, трое, группа, но и один человек может ступить в конфликт с самим собой. С чем могут быть связаны внутренние конфликты? (Что одеть, слушать ли родителей, делать ли домашнее задание или пойти гулять)

5.Участвовали ли вы в конфликтах? Каким образом они были разрешены?

2. Групповая работа.

Ведущий: Любой конфликт можно разрешить. Существуют следующие типы разрешения конфликтных ситуаций

- позиции силы;

  • с позиции интересов;

  • с позиции правил.

Задание: Рассмотрите ситуации. Предложите варианты окончания историй, если рассмотреть разрешение конфликтов с позиции силы, интересов, правил

1.Татьяна перед началом урока села на место, где всегда сидела Лена. Лена попросила её уйти с места, но Татьяна отказалась. Завязалась драка, девочки стали толкать друг друга. В класс вошёл учитель…

2. Из-за дружбы с девочкой из параллельного класса над вами стали подтрунивать одноклассники и даже обидно отозвались о ней. Ваш товарищ предложил вам прекратить дружбу с девочкой.

Упражнение «Потребности и интересы»

Рассмотрите ситуацию. Две сестры лежат в комнате на своих кроватях. Одна встает, задергивает шторы, другая встает и раздвигает их. Заходит младший брат и спрашивает, что происходит. Первая говорит, что свет мешает ей спать. Другая сестра отвечает, что свет ей нужен, чтобы выполнить домашнее задание, прочитать параграф по биологии.

Обсуждение:

  • Что произошло?

  • Кто прав в этой ситуации?

  • Каковы интересы и потребности первой сестры?

  • Каковы интересы и потребности второй сестры?

  • Младший брат помог разрешить конфликт между двумя сестрами.
    Они остались довольны. Как брату это удалось?

  • Что он сделал? (Услышав мнение сестер, брат включил настольную лампу и задернул шторы).

  • Какой вывод нужно сделать из данной ситуации? (Нужно понятъ интересы другого человека и найти компромиссное решение).

Компромиссные решения «выигрыш-выигрыш» - это решения, которые удовлетворяют всех участников конфликта.

Позиции - это то, что люди говорят; чего они хотят.

Интересы - это причины, по которым люди говорят то, что они говорят; чего хотят. Это то, что люди чувствуют; что им нужно Лучший способ выяснить интересы людей - спросить их, почему они хотят то, что, как они говорят, они хотят.

2. Групповая работа «Компромиссное решение»

Задание: Рассмотрите конфликтные ситуации. Проанализируйте интересы и потребности их участников. Разрешите конфликты, най­дя компромиссное решение.

1 ситуация. Ваня и Андрей - хорошие друзья. Андрей заболел и дал свой сотовый телефон на время Ване. Ваня был очень доволен. Его родители ещё не купили ему телефон. Этот был хоть и деше­вый, но ребята перестали смеяться над ним, что у него нет телефона. Андрей выздоровел. Родители заметили, что у сына нет телефона. Андрей попросил Ваню вернуть ему телефон, но Ваня расстроился, сказав, что теперь ребята будут над ним опять смеяться, а он им ска­зал, что это родители ему купили точно такой же телефон.

  1. ситуация. Сергей - ученик 9 класса. Его мама работает на веще­вом рынке. Мама одна воспитывает сына и ещё двух сестёр. Сергей часто помогает маме, зарабатывает себе на карманные расходы. Однако, помогая маме на рынке, Сергей часто пропускает занятия
    в школе. Классный руководитель вызвал Сергея с мамой в школу для беседы. Мама не знала, что сын прогуливает занятия. Сын ей сообщал, что занятий в школе не было.

  2. ситуация. Ученик 7-го класса Павел постоянно конфликтует с учительницей русского языка и литературы. Павел считает, что учительница игнорирует его на уроках, не дает высказаться, пе­ребивает, не считается с его точкой зрения. Учительница считает,
    что Павел пренебрегает правилами поведения на уроке, переби­вает, мешает отвечать другим ребятам, стремится навязать свое мнение.

3. Групповая работа «Стили разрешения конфликтов»

На карточках обозначены стили разрешения конфликтов:

Пассивные: уйти, проигнорировать, уступить;

Агрессивные: завязать драку, распространить слухи, развязать скандал, объявить бойкот, выразить презрение

Направленные на сотрудничество: обсуждение, переговоры, медиация.

Практические советы по разрешению конфликтов с помощью переговоров

Первый этап. Выступления сторон. Идите на переговоры с желанием понять другого человека и сразу предложите: «Давайте выскажемся, в чем каждый из нас видит проблему».

Когда говорит другая сторона, используйте волшебный метод активное слушание: повторяйте, как бы «возвращайте» вашему |собеседнику его слова, но не добавляя ничего от себя по содержанию, по возможности, смягчая острые углы. Это позволит Вам показу собеседнику, что Вы его внимательно слушаете.

Кроме того, вы оба сможете убедиться, что точно понимаете: что было сказано. Ведь иногда бывает так, что собеседник не может сформулировать то, что сам имеет в виду!

Еще один, более рискованный, но очень полезный волшебный метод - вентилирование эмоций: на минутку остановитесь и посмотрите, какие чувства переполняют Вас и Вашего собеседника. Вы заметили злость, волнение, раздражение, скажите, например: « Я сейчас очень волнуюсь и нервничаю! А вы?» Открытое обсуждение своих чувств и эмоций действует как «вентилятор», который «проветривает» душную накаленную атмосферу взаимного недовольства, дает возможность спокойного, разумного обсуждения проблемы.

Активное слушание и вентилирование эмоций - это первый шаг навстречу друг другу.

Второй этап. Прояснение интересов. После того, как все стороны высказались, выясните глубинные интересы друг друга. Для этого используйте третий волшебный прием - задайте себе и другой стороне вопросы: зачем, почему, для чего вы имеете эти мнения и желания. Будьте искренни! Спрашивайте себя и другую сторону снова и снова, пока не обнаружите сходные или совместимые инте­ресы. Может оказаться, что для обеих сторон важнее всего сохранить хорошие отношения. Или Вы обнаружите, что в Вас говорит обида и что Вы желаете просто услышать извинения. Вам могут открыться новые варианты решения проблемы.

Порой выяснения интересов бывает достаточно для решения проблемы.

Третий этап. Формулирование повестки дня. Чаще, конечно, для решения проблемы требуются дополнительные усилия. Обычно бывает нужно на основе выясненных интересов составить список вопросов, которые вы будете обсуждать, чтобы удовлетворить эти интересы, нарушенные конфликтом.

Формулировка вопросов должна быть такой, чтобы обе стороны огласились их обсуждать. Этот список вопросов для обсуждения и есть ваша повестка дня.

Важно убедиться, что в повестку дня входят вопросы, которые охватывают все перечисленные или имеющиеся у сторон интересы, затронутые конфликтом!

Четвертый этап. Выдвижение предложений. Когда записана повестка дня и ясно, какие вопросы вам надо обсудить, предложите своему собеседнику четвертый волшебный прием - «вне игры», или отделение проблемы от личностей: «Давайте представим, что в этой ситуации оказались другие люди, а наша задача - найти наилучшее решение этой проблемы!» Вам может также помочь пятый волшебный прием - мозговой штурм: предложите набросать много разных идей - чем больше, тем лучше. Причем надо условиться, что идеи-предложения не будут «официальными предложениями»: даже самые безумные идеи будут записываться без критики, так как стороны находятся «вне игры». Можно даже предложить друг другу поменяться местами и представить, что бы Вы сделали, будь Вы на месте своего собеседника.

Это совместное творчество «вне игры» поможет улучшить и ваши отношения.

Пятый этап. Выбор решения и формулировка соглашения

Когда несколько идей-предложений выдвинуто, примените шестой волшебный прием - тест на реальность: какое из этих предложений может быть реально принято и исполнено обеими сторонами. Здесь есть свои волшебные вопросы: «А что будет, если...», «Это именно то, чего вы хотите?» и другие.

На этом этапе, как и на протяжении всех переговоров, не забывайте про активное слушание и волшебные вопросы «Зачем? и «Почему?». После того, как вы нашли взаимоприемлемое решение постарайтесь записать его в виде пунктов соглашения. Проверьте, одинаково ли понимаете, его Вы и ваши партнеры по переговорам и действительно ли ваше соглашение отражает и ваши, и их интересы. Особенно это нужно, если проблема сложная.

Поздравляю вас! Вы достигли соглашения!

Шестой этап. Выполнение соглашения. После окончания переговоров наступает следующий, наверное, самый важный этап - выполнение соглашения. Невыполнение часто ведет к новому конфликту, еще более тяжелому, чем первоначальный.

Но не падайте духом: ведь если соглашение почему-то не выполняется, то можно снова вернуться к переговорам и попытаться найти более реальное решение!

4. Ролевая игра «Переговоры»

- Разбейтесь на группы, разыграйте переговоры по предложенным выше ситуациям.

5. Подведение итогов.

  • О каких позитивных способах разрешения конфликтов узнали?

  • Каким способом наиболее часто пользуетесь в жизни?

© 2010-2022