Конспект классного часа: СТЫДЛИВОСТЬ И ЗАСТЕНЧИВОСТЬ: ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

СТЫДЛИВОСТЬ И ЗАСТЕНЧИВОСТЬ: ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

Цель: Разобрать различия между понятиями : стыдливость и застенчивость

Задачи:

- уточнить значение таких нравственных категорий, как, стыд, стыдливость, застенчивость, неуверенность в себе;

- формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;

- побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;

- корригировать регулятивные навыки поведения на занятии.

Подготовительная работа

1. Работа с детьми

Поручить двум ученикам выяснить по словарю значение слов «совесть», «стыд», подобрать словосочетания, пословицы с этими словами.

Заучивание стихов

2. Оформление класса

На перемене перед классным часом написать на доске тему занятия

Эпиграф

Высказывания великих мыслителей

Использование компьютерных технологий (слайд-шоу)

Работа с кластерами

Вывеска рисунков по упражнению "дорисуй портрет"

Выставка портретов художников

План классного часа



1. Вступительное слово

2. Организационный момент

3. Постановка вопроса Проблемная ситуация. Притча

4. Знакомство с картинами «Стыд» и «совесть»

5. Вопрос-тест.

6. Игра «Чего нужно стыдиться?»

7. Упражнения для физминутки.

8. Работа с доской Словарная работа.

9. Ситуации выбора. Разбор ситуаций

10 Составление кластеров (графический способ организации материала)

11 Песня-девиз

12. Упражнение портрет

13 Подведение итогов (рефлексия).

Ход воспитательного часа


1.Вступительное слово учителя/воспитателя

Два мира есть у человека -

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

( Николай Заболоцкий )

Дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать на нашем уроке Нравственного воспитания.

Ребята, наша тема записана на доске, давайте прочитаем её вместе.

"СТЫДЛИВОСТЬ И ЗАСТЕНЧИВОСТЬ:

ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?"


Тема сложная, непростая, но очень интересная и несомненно пригодится вам в жизни. Поэтому слушайте внимательно, обдумывать вопрос и отвечать.

На доске у нас эпиграф, путеводная звезда нашего занятия.

Прочитает нам напутствие-эпиграф ученик ________, а в конце занятия мы вернемся к нему и еще раз обсудим значение.

В КАЖДОМ СЕРДЦЕ ЕСТЬ СВОЯ СТЫДЛИВОСТЬ

2.Орг. момент

Чтобы вам было легче понять тему и сделать выводы, давайте разобьем нашу тему на 2 части. Отдельно разберем значение стыдливость и застенчивость, затем подумаем, хорошо это или плохо.

3.Постановка вопроса. Проблемная ситуация

- Чтобы узнать, что же такое стыдливость, сначала поговорим, что такое СТЫД.

У каждого человека в жизни есть случай, за который вам стыдно, как говорят, грызёт совесть, совестно вспомнить.

Притча «Осколки в сердце»

Можно даже проинсценировать с учениками

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног.

То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла - и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего.

Только тот нищий из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать.

И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в родной город, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня…

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет.

Обсуждение притчи

- Ребята, как считаете, что же такое стыд?

(ответы детей)

Воспитатель подытоживает:

- Таким образом, стыд - это чувство вины за свой проступок

4 Знакомство с репродукциями

Конспект классного часа: СТЫДЛИВОСТЬ И ЗАСТЕНЧИВОСТЬ: ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?


Конспект классного часа: СТЫДЛИВОСТЬ И ЗАСТЕНЧИВОСТЬ: ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

Сальвадора Дали - "Угрызения совести"

Конспект классного часа: СТЫДЛИВОСТЬ И ЗАСТЕНЧИВОСТЬ: ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

Ф.Решетников "Опять двойка"

А теперь давайте посмотрим ещё одну картину, которая называется "Стыдливость".

(Чтобы увидеть различие между стыдом и стыдливостью)

Дети смотрят картины, сравнивают

Конспект классного часа: СТЫДЛИВОСТЬ И ЗАСТЕНЧИВОСТЬ: ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

Анре Матис - "Стыдливость"

- Похоже ли, что человек на картине сделал что-то плохое?

Дети отвечают нет

Вывод:

- Стыд - это осознание вины за свой проступок

Стыдливость же есть страх или боязнь стыда, не позволяющая допустить плохого поступка человеку.

СТЫД ЗА ДРУГОГО

Стыд за другого - странный стыд,

Загадочный, особый.

В себе он вовсе не таит

Ни горечи, ни злобы.

Знакомый, сидя в кресле врёт,

Безвредно и подробно.

Нелепостей невпроворот,

И хоть бы голос дрогнул.

Стыдись, но слушай, верь, не верь,

Но оборвать неловко.

Вы ложью связаны теперь,

Как жёлтою верёвкой.

Вы с собеседником своим

Бесспорно, в чём-то схожи.

Ты вдруг краснеешь, будто с ним

Ты поменялся кожей.

5. Вопрос-тест

- Ребята, у меня к вам вопрос: Бывало ли вам стыдно за другого человека? (Да)

- В каких случаях? ( когда человек близкий, родной или друг)

6. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Воспитатель Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру.. Я буду читать слова. А вы показываете листочки: черный «стыдно», белый «не стыдно» .

Воспитатель читает:

  • физические недостатки; -

  • некрасивые поступки; +

  • поношенная, но аккуратная одежда; -

  • старомодная одежда; -

  • неряшливый вид; +

  • непрестижная работа родителей; -

  • твое «деревенское» происхождение ; -

  • невежество, необразованность, безграмотность; +

  • вульгарная внешность; +

  • грубое, бездушное отношение к людям; +

  • предательство +

Воспитатель: Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, когда стыд - это хорошо, а когда - плохо.

7 Физ. Минутка "Кораблик"

-Представьте, ребята, что вы на корабле. Поставьте ноги пошире, чтобы не упасть, ведь корабль качается на волнах. Руки сцепите за спиной. Покачало палубу, прижмите сильнее одну ногу, а другой тяните носочек.

Стало палубу качать,

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую - расслабляем.


8. Работа с интерактивной доской.

Есть такие слова в русском языке: "застенчивость", "стеснение", "неуверенность в себе", "смущение". Для кого-то - это просто набор звуков. Но для некоторых людей, это может стать настоящей проблемой или даже жизненной трагедией.

Прежде всего, сделаем небольшой экскурс в историю значения слова.

Можно в виде доклада учащихся сделать и вывести на доску

- В "Толковом словаре" Даля читаем: "Застенчивый - охотник затеняться, не показываться, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый, неуместно скромный; непривычный к людям, молчаливый".


- В XVIII веке застенчивость толкуется как несмелость и даже "почитается за недостаток воспитания".

В Древней Руси связывает это слово связано со словом "тень"- "стараться быть в тени, отгораживаться".

- Застенчивость - скромность, совестливость, стыдливость - прекрасные черты личности. Но, будучи чрезмерной, она приводит к робости, отгороженности, мучительной неуверенности в себе, тревожной мнительности как чертам характера.

Конспект классного часа: СТЫДЛИВОСТЬ И ЗАСТЕНЧИВОСТЬ: ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

- Вы видели застенчивых людей или может быть, даже сами страдаете от лишней застенчивости?

Давайте и на житейских примерах посмотрим, как она проявляется.

9 Разбор ситуаций

1. Ты возле доски отвечаешь хорошо выученный урок. Одноклассники, которые не выучили - смеются. Ты растерялся и замолчал, покраснел. Учитель подумал, что ты не готов и ставит двойку.

2.На стадионе ученики другой школы играют в футбол. Тебе тоже очень хочется, но ты не можешь подойти к ним познакомиться.

3. Ты хорошо поешь и танцуешь. Тебе предложили выступить на школьном концерте. Но ты боишься, вдруг получится плохо, и отказался.

4. В гости к тебе пришёл наглый друг. Он трогал без спросу вещи, разбил мамину любимую вазу, разлил духи, одевал очки папы. А ты промолчал и не остановил его.


Вывод: Из-за стеснения можно получить плохую оценку

Трудно знакомиться с интересным человеком

Трудно проявить себя в любимом деле

Неловко сказать"Нет" человеку

А теперь ребята ответьте сами, хорошо это или плохо стесняться.

Нужно ли вообще иметь такую черту характера как застенчивость?

10. Словарная работа

Новое слово самооценка

Самооценка - оценка человека самого себя, своих возможностей, качеств. Самооценка - это шкала поведения личности.

Если самооценка занижена, человек излишне застенчив.

Если сильно завышена, человек теряет стыдливость, застенчивость совсем, это уже бесстыдство.

11. Работа на доске. Кластеры

- Как вы понимаете слово «застенчивость»?

составим кластеры (это способ графической организации материала)

На доске в столбик выписаны следующие качества:

жизнерадостность

мнительность

наглость

стеснение

робость

смелость

уступчивость

неуверенность

Необходимо выйти к доске и подвести стрелки синонимов "застенчивость"

12.Песня - девиз "Все на свете можешь ты"

- Чтобы вы были уверенней в своих силах, споем нашу песню-девиз

13. Упражнение «Портрет»

Предложите подростку дорисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.

14. Итоги (рефлексия)

Возвращение к эпиграфу, обсуждение

В КАЖДОМ СЕРДЦЕ ЕСТЬ СВОЯ СТЫДЛИВОСТЬ


Стыдливость и застенчивость должны быть у человека, но всего должно быть в меру, иначе трудно будет жить.

15. Напутственное слово


Останься прост, беседуя с царями

Останься честен, говоря с толпой

Будь прям, и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все, в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье

Часов и дней неуловимый бег

Тогда весь мир ты примешь как владенье

Тогда, мой сын, ты будешь человек.









© 2010-2022