Использование ИКТ ( информационно -коммуникативные технологии) в системе формирования интереса школьника с нарушением слуха к урокам истории

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ДОКЛАД»

Использование ИКТ ( информационно -коммуникативные технологии) в системе формирования интереса школьника с нарушением слуха к урокам истории.


В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных: - ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; - самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; - четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; - грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); - быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. Соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств: информационно-коммуникативные технологии способствуют активизации аналитической деятельности обучаемых. Предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных информационных технологий, которые позволяют обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.

При этом перед учителем встают новые задачи:

- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

- Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.

- Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

- Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний.

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных программ:

1. Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.

2. Программы-тренажеры - для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

3. Контролирующие программы - для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4. Демонстрационные программы - для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).

5. Информационно - справочные программы - для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

6. Мультимедиа-учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (ОБЖ, биологии, географии, иностранному языку, литературе, математике, русскому языку, физике, химии, технологии …) мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Возможности компьютерных технологий на уроке истории.

Компьютерные технологии давно нашли широкое применение в образовательном процессе современной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования интерактивных средств, в воспитании носят, как правило, частный характер: создание баз данных школьников, мониторинг их умственного развития и умственной подготовленности, проектный метод, - и не имеют широкого распространения в школьной практике.

Метод проектов позволяет создать «естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Этот вид деятельности включает следующие этапы:

  • разработка проектного замысла (анализа ситуаций, анализ проблемы, планирование);

  • реализация проектного замысла;

  • оценка результатов проекта.

Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. В терминологии «проект» так же часто связывается с понятием «проблема».

Такое понимание проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе. Перед учителем ставятся иные - дидактические или воспитательные цели. На основе такого перенесения познавательной деятельности в искусственные условия образовательного процесса формируется учебная деятельность. То же можно сказать об исследовательской, творческой, игровой, проектной деятельности. Таким образом, под проектом мы подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом, Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьников:

  • консультирует;

  • мотивирует;

  • поддерживает;

  • наблюдает.

Ученик при выполнении проекта:

  • выбирает (принимает решения);

  • выстраивает систему взаимоотношений как с учителем так и с одноклассниками (если командный проект);

  • оценивает и анализирует продукт своей деятельности

(самооценка)

Меж предметная интеграция на уроках и внеклассных мероприятий пробудило интерес учащихся к творческой и научно-исследовательской работе.


Компьютер на уроке истории.


Компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука - всех современных средств видеотехники - позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, ученик оказался в эпохе средневековья, побывал в гостях у жителя Древнего Китая, увидел изобретения Нового времени).

На уроках истории применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения в разные эпохи истории (Древний мир, Средние века, Новое время). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив на этапы, показать на слайдах (видео роликах), показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов рисуются, дополняются, например: какое жилище было у первобытного человека, развитие земледелия и скотоводства, быт, культура, военные походы одной страны на другое государство. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.

Результатами использования интерактивной доски на уроках истории являются:

а) заинтересованность учащихся в изучении истории;

б) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях);

Мыслительная деятельность школьников на занятиях истории с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и умений станет интенсивнее и многообразнее.

Этапы освоения компьютерной грамотности

В ходе всего курса истории в коррекционной школе можно выделить несколько этапов освоения учениками компьютерных умений и навыков.

I этап - визуальный - предусматривает просмотр и ознакомление школьниками биографией, работами, открытиями великих ученых, собирание пазла целостной картины мира в различных эпохах.

Это способствует развитию абстрактного, образного мышления. Ученики получают возможность составлять целостные знания, вырабатывают навык самостоятельно работать с интернет ресурсами, самостоятельно составлять рефераты, доклады.

II этап - технический - предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов, сотовых телефонов), например: ребенок составляет из фотографий свою родословную - «шежере», составляет презентацию по теме урока.

У школьников развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, ребята получают возможность изучить, например: родословные, сословия.

На III этапе - аналитическом - старшеклассники учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, экскурсия, викторина, посещение музеев), у них формируется адекватная самооценка.


Применение компьютера возможно на всех этапах урока.


-При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста школьник получает представление об изучаемой теме, учится моделировать последовательность действий (собирает на компьютере пазл), что делает урок более содержательным и увлекательным.

-На стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему традиционного урока - индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.

-На этапе повторения в компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность оказываются включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.

-Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ, которые состоят в следующем: используется индивидуальный подход: учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися, упражнения дифференцируются по степени трудности; повышается объективность оценивания; фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.

Формами контроля являются самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применение полученных знаний на практике.

В качестве домашнего задания каждый ученик может получать индивидуальное задание: доклад, презентация, реферат и т.д..

Проектирование урока


Начинать следует с составления поурочно-тематического плана изучения темы (раздела), в котором использование компьютерных средств оптимально распределяется по всем разделам программы. При этом учитываются:

-содержание изучаемого материала;

-основная используемая педагогическая технология;

-классические требования к уроку (логическая завершенность, разнообразие методов и др.).

Для составления плана конкретного урока с применением компьютера учитель руководствуется тематическим планированием, определяет цель урока, в соответствии с которой намечает задачи и способы их достижения.

Определяется целесообразность применения средств компьютерного обеспечения в сравнении с традиционными. Затем составляется план-конспект урока.

Подготовка учителя к занятиям


При подготовке к занятиям с применением компьютера перед учителем стоит ряд задач:

-просмотреть и оценить с педагогической точки зрения информационные ресурсы и данные программного продукта;

-составить выборку заданий в соответствии с разделом программы по истории.

Соответственно, технология подготовки учителя к компьютерным занятиям предполагает наличие у него элементарных пользовательских умений, изучение программных возможностей и практическое освоение их для сопровождения учебно-воспитательного процесса.


Применение компьютера на уроках истории

Наблюдается влияние частоты использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что ИКТ влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ИКТ используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ИКТ в течение многих уроков подряд приводит к потере интереса к ним.

Оптимальная частота и длительность применения традиционных ИКТ в учебном процессе определяются возрастом учащихся и целесообразностью их использования в познавательной деятельности школьников. Правильнее использовать ИКТ в начале изучения каждого раздела программы по физической культуре для становления зрительного образа изучаемых двигательных действий и закрепления ассоциативного мышления.

Эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока. В начале изучения ИКТ применяются в подготовительной части урока, при закреплении или проверке знаний - в заключительной части урока и могут использоваться как проверка домашнего задания. Использование ИКТ не должно длиться на уроке более 15 мин. подряд: ученики устают, к тому же экспериментально проверено, что 15 мин..

Использование информационных технологий в учебном процессе очень актуально. ИКТ способствует формированию творческой личности учащихся, делает урок более многогранным, интересным и ярким. Целесообразность использования ресурсов Интернет в разделе История более результативен во внеклассной работе и внеурочной деятельности.

Одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по истории является олимпиада по предмету «История». Основной особенностью олимпиады является тесная сопряжённость её содержания с учебным материалом школьной программы и одновременная проверка качества его освоения школьниками в жёстких условиях конкурсных испытаний.

Поэтому в настоящее время возрастает роль использования ИКТ при подготовке к олимпиаде по предмету «История», учителя и ученики могут использовать информацию, предоставленную на портале Всероссийской олимпиады и на сайтах предметных сообществ педагогов

Хочется отметить, что средства ИКТ уже не вызывают страх у большинства участников образовательного процесса и многие сходятся во мнении, что чувствуют себя более уверенно и комфортно, применяя ИКТ на уроках и во внеклассной деятельности.

Вывод: Таким образом, ИКТ сегодня являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, и создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализации их в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.


Спасибо за внимание!



© 2010-2022