Статья Формирование креативности учащихся начальных классов в условиях ФГОС

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шестакова Н.С.

МОУ «Вишневогорская СОШ №37»


Формирование креативности учащихся начальных классов

в условиях ФГОС.


О компетентности профессионала говорили всегда, когда изучали и анализировали профессиональную деятельность специалиста. Учитель должен быть сам креативен, т.е. иметь высокий творческий потенциал, развивать его и умело пользоваться им. Учителя, го-товые к работе с одарёнными, используют развитие креативности как принцип обучения: больше способствуют самостоятельной работе и стимулируют сложные познавательные процессы, ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска.

Перед современным учреждением образования встаёт задача целеноправленного формирования креативности одарённых учащихся, как необходимого условия становления творческой личности, способной выходить за пределы имеющихся знаний, взглядов и мне- ний создавать новые.

В настоящее время одарённость - явление не только педагогическое, но и социальное. Реализовать социальные ожидания современного общества может лишь человек творческо- го типа. Сложность современной социальной жизни, значительное возрастание объёмов информации, быстрая устареваемость последней, требует иных качественных способностей и навыков мышления, другой парадигмы знания - креативной.

Одним из условий развития креативности у школьников, особенно младших классов, является подготовленность психологов и педагогов в режиме поощрения развития креативности.

Отправной точкой является понятие «креативные способности», которые соотносятся с понятием, как «творческая деятельность», «методы организации творческой деятельности».

Проблема одарённости и таланта тесно связана с проблемой развития креативности личности как общей универсальной способности к творчеству. И решение одной из них неизбежно будет означать один из путей решения другой.

Виды одарённости детей.

1.Специальная, создающая возможность успеха в определённой деятельности;

2. Общая, которая в отличие от специальной обеспечивает успешность освоения широ-кого круга видов деятельности.

Уровни одарённости.

1.Исключительная одарённость - эта одарённость видна, что называется невооружён- ным глазом.

2.Интнеллектуальная одарённость. Таких людей называют «светлыми головами» и надеждой образовательного учреждения.

Можно выделить два вида интеллектуальной одарённости: 1)проявляются общие умственные способности и нет какой-либо специализации; 2)незаурядные способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знаний.

3.Академическая одарённость. Дети этого вида одарённости прежде всего блестяще учатся.

Иногда одарённость носит временный характер. Со временем они заметно «усредняются». Многие вундеркинды - это именно дети с ускоренным возрастным развитием временного характера. У части детей яркая одарённость остаётся на всю жизнь.

Успеваемость интеллектуально одарённых учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь всё определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.

Иногда трудно различить интеллектуальный и академический тип одарённости и те, и другие могут блестяще учится, у тех и других есть познавательная потребность. Разница заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одарённые школьники - это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного ( а потом и студенческого ) труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.

Ещё один тип одарённости, не представляющий при диагностике особого труда для учителей - это художественный тип одарённости. Одарённость в музыке, танце, живописи, в сценической деятельности.

Эти три типа одарённости сравнительно легко определяются самим учителем и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одарённости, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряжённой, когда безусловно и ярко одарённого ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или к творческой одарённости.

3.Креативность. П.Торренс даёт следующее определение: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Главная особенность этого вида одарённости в нестандартности мышления, в особом часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одарённости с большим трудом обнаруживается в школьной практике, т.к. стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Более того, сами учителя, несмотря на всё усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, т.к. они практически всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и в быту) и авторитетами создают у учителей при работе с такими детьми (учениками) большие проблемы. Тот факт, что практически у всех творческих детей отмечаются заметные поведенческие проблемы, т.е. их нежелание, а подчас просто неумение идти « в ногу » со всеми остальными, и является личностной основой их одарённости, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики с этим типом одарённости не особенно хорошо учатся - и этому много причин - и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.

Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира - будь то нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.

Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблоннность этих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жёстких стереотипов в мышлении и в работе.

4.Ещё один тип одарённости, который сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одарённости. Это так называемая лидерская, или социаль- ная одарённость. Синоним - « организаторские способности». Высокий уровень интеллекта, но интерес к школьному обучению недостаточен.

5.Спортивная одарённость. Хотя ученики со спортивной одарённостью далеко не часто хорошо учатся, это прежде всего связано с недостатком времени и соответствующего желания.

Понимание типологии одарённости - это первый, хотя и необходимый шаг учителя на пути конкретной работы с одарёнными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации незаурядных возможностей.

При выявлении одарённых детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

- различные варианты метода наблюдения за детьми (в школе, во внешкольной деятельности и т.д.);

- специальные психодиагностические тренинги;

- экспертное оценивание поведения детей учителем, родителями, воспитателями;

- проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно - ориентированные задания;

- экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;

- организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, соревнований, творческих конкурсов, смотров и т.д.

- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одарённости

Факторы, определяющие содержание феномена «креативность».

  1. Фактор беглости (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания.

  2. Фактор гибкости оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

  3. Фактор оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твёрдо установленных.

  4. Фактор разработанности, детализации идей используется только для оценки фигурных текстов. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

  5. Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Одной из задач современного образования в условиях ФГОС является ориентация на выявление и поддержку креативных школьников. Учитель, развивающий креативность младших школьников проходит через сложный, а подчас и длительный процесс создания условий, необходимого для успешного развития творческого потенциала учащихся, наибольшее значение из которых имеют:

1)восприятие ребёнка как личности, вне зависимости от того, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть;

2)внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младшего школьника (в учебной и внешкольной деятельности);

3)предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения;

4)повышение и укрепление самооценки учащихся;

5)организация системы обучения или создание креативной образовательной среды.

Проблема креативности является одной из стержневых и противоречивых проблем в психологии. Развитие креативности школьников в условиях учебно - воспитательного процесса является серьёзной и актуальной проблемой, прежде всего для педагогической деятельности педагога.



© 2010-2022