Публичная лекция. В мире нереальных героев

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«В мире нереальных героев…»


«Сделай, чтоб мама и папа помирились.
Боженька, помоги, я курить брошу.
Юра, 3 класс»

М.Дымов «Дети пишут Богу»

На первый взгляд, это кажется особой проблемой нашей современности. «Раньше дети столько не сидели, глядя в экран компьютера или телевизора. Вот в наше время...». Я уверенна, что родители, находящиеся в этом зале, сталкивались с этим. Кто-то закрывает глаза, кто-то пытается бороться, но в большинстве случаев - безуспешно…

Поговорим об этой проблеме более подробно. Давайте попробуем найти причины.

На самом деле ничего нового или особенного в этой проблеме нет. Просто еще один способ уйти от реальности. Раньше был алкоголь, наркотики, теперь есть телевизор и компьютер. И нельзя сказать, какой из способов лучше или хуже. Уходить от реальности просто неверно в корне. Однако для каждого ребёнка причины ухода от реальности свои, индивидуальные. Но ведь это наши дети! Наше будущее!

Зачем человеку уходить от реальности? Для того, чтобы переключиться. Ведь это означает, что сейчас, в его настоящей жизни, ему плохо, и он не может или не хочет находиться в ней долго, ему нужен выход, переключение. Это основа любого компенсаторного механизма. Человеку плохо, ему надо попадать туда, где ему хорошо. Проще попадать туда с помощью каких-то простых средств, чем сделать свою жизнь наполненной, удовлетворяющей, интересной. Чем самому искать пути решения именно своих проблем, а не пути забвения.

Давайте рассмотрим следующий момент. Если ваш ребенок тянется к компьютеру, это нормально. Компьютерную зависимость необходимо разделить на игровую и интернет - зависимость. Можно принять за истину то, что игровая зависимость присуща детям младшего возраста, а зависимость от интернета - подросткам и молодым людям.

Так чем же привлекают младших школьников виртуальные игры? Там другой мир, такой понятный и простой. Там легко стать героем, сильным, смелым, легко исправить ошибку, есть еще в запасе «жизни», в крайнем случае, попадешь на предыдущий уровень. Там создается иллюзия, что ты можешь стать великим, если обыграешь их всех. И там нет тех, кто тебя ругает, «строит» и критикует. Ты либо станешь героем, либо нет.
Эти моменты будут очень притягательны для ребенка. Неудивительно, что за компьютерными играми просиживают, главным образом, мальчишки. Для которых всего этого очень мало в их мальчишечьей жизни. Так просто будет уйти от домашней скуки, от школьной некомпетентности, от ощущения собственной никчемности, от вечного материнского недовольства и полной разочарованности отца, оттого, что у тебя нет настоящих друзей, и в футбольную команду тебя не взяли, и девчонки все поголовно влюблены совсем не в тебя, надо только нажать кнопку...

И у девочек есть свои похожие игры, они менее агрессивны, но наполнены красотой, уютом, обворожительными персонажами, звездами; именно тем, чего не хватает им в своей реальной жизни.

Погружение в интернет - проблема уже подросткового возраста. Изменяется внешность, тело, а за ними ломаются стереотипы. Появляются проблемы иного характера, главное из которых - непонимание. Подросток часто бросается из крайности в крайность: из состояний непреодолимых депрессий к безудержным весельям, а от них к неконтролируемой агрессии. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Чем же привлекает интернет подростков? Во-первых, интернет - это символ бесконтрольности, в нем полно запрещенного, которое ничего не стоит открыть, сделав пару кликов. Во-вторых, он может и знает все, у него не стыдно спросить. И, в-третьих, в интернете можно быть тем, кем подросток хочет быть (это, конечно же, относится к социальным сетям).

Как обратить интернет на свою сторону?

(слайд)

На этом слайде мы видим 14-летнюю девушку, на фото которой изображен популярный певец среди подростков. Наверное, каждый родитель встречался с чрезмерным увлечением своего ребенка, однако в последнее время исчезают плакаты, наклейки и вся любовь переносится в социальную сеть. Однако это тревожный звоночек того, что у молодой девушки может сложиться неправильно мнение о парнях. Скорее всего, в таких типичных случаях, в кругу знакомых девочки нет достойных молодых людей. В общем-то, это один из самых безобидных случаев, однако родители должны следить за тем, чтобы любовь к артисту не переросла в фанатизм и зависимость.

На следующем слайде мы видим парня, у которого не указана настоящая фамилия, имя, фотография. Это уже более серьезная проблема. Такая анкета говорит о том, что парень не хочет быть тем, кто он есть. Его полностью не устраивает жизнь и посредством интернета он её подменяет на чужое имя, на чужое тело, на чужие мысли. К тому же, как вы видите, отсутствует возраст. Это значит, что он его стесняется и скорее всего, хочет казаться старше. Если вдруг, у вашего ребенка такая анкета, то значит, у него существуют множество комплексов. Эту ситуацию необходимо исправлять, прививая своему ребенку чувство уверенности в себе.

И последняя анкета девушки. Опять же, ни имени, ни фамилии, ни возраста, ни фотографии. Здесь плюс к вышеописанной проблеме существует подмена ценностей. У девушки абсолютно отсутствует истинное понятие о красоте и достоинстве. Оно исправлено на слово «гламур». А ведь в её возрасте формируется личность и линия дальнейшего поведения. И что же с ней произойдет? Девушка будет себя чувствовать красивой только в расстегнутой рубашке, с наклеенными ресницами и с сигаретой в руках? Родителям в этой ситуации стоит серьезно обеспокоиться и постараться показать дочери, что естественная красота, скромность, чувство собственного достоинства - её истинные украшения.

А теперь необходимо обозначить основные ошибки родителей. Ведь большинству родителей значительно проще начать ограничивать компьютерную жизнь ребенка, чем наполнить его реальную жизнь, помочь своему маленькому герою ощутить себя включенным в нее, успешным и реализующимся. А мы знаем закон: когда включается внешний контроль, внутренний начинает отказывать. Чем больше внешнего, тем меньше человек способен контролировать сам себя.

А это уже путь к зависимости. Ведь для ее формирования, по сути, нужно два условия: отсутствие у человека самого себя, своей собственной жизни, которой он бы мог управлять и которую он мог бы строить по своему усмотрению, и наличие внешнего контроля, помогающего «погасить» контроль внутренний. Я думаю, что многим знакома такая ситуация. Мы решаем отказаться от сладкого. Говорим об этом своим родным. И вот наступает время, когда мы не можем противостоять желанию съесть любимую конфетку. Успокаиваем себя тем, что никто и не заметит, и вообще «я завтра сяду на жесткую диету».

Какие же пути решения этой проблемы? Для того чтобы интерес к компьютерным играм не перерос в компьютерную зависимость, важно и первое и второе. Важно, чтобы жизнь ребенка не была «тоскливой», от которой хочется убежать, и чтобы вы не говорили ему: «Тебе уже хватит, выключай». Ваша задача договориться с ребенком (а не приказать ему) о границах его времени для компьютерных игр, об ответственности за то, чтобы он сам следил за этим. Ваша задача реагировать только тогда, когда ваше соглашение нарушено. Вы можете обсуждать с ним меры, которые будут приниматься, если он нарушает соглашение. Но соглашение должно быть приемлемым (не 15 минут в день, за 15 минут невозможно даже толком начать играть, не то что расслабиться и получить удовольствие).
И вы не отменяете его по вашему усмотрению (провинился, получил «двойку» - лишаешься компьютера!). Мы же помним, что учеба - это его дело. У взрослых свои «известные» методы «расслабиться». Если вы их допускаете, то почему запрещаете своему ребенку уходить от реальности своим способом?

В тех семьях, где верят в сына или дочь, потому что сами верят в себя и потому что сами смогли сделать свою жизнь наполненной и интересной, понимают, что и ребенок сможет найти себе занятие по душе, что нет необходимости за него бояться и его контролировать. Поиграет, найдет потом, чем заняться. Ведь еще уроки, друзья, любимый бассейн и любимое рисование. Так много всего ему хочется успеть за день, не будет же он часами сидеть и смотреть на экран компьютера...

Но ведь есть дети, у которых совсем другая жизнь, в которой те же уроки, тот же бассейн, то же рисование, но только из-под палки, с хорошо знакомым уже нам сопротивлением, с нежеланием, и даже с ненавистью. Но почему? Родители же просто хотели помочь ребенку наполнить его жизнь, сделать ее интересной. Поэтому выбирали, чем ему заниматься, на свое усмотрение. Но ведь он сам совсем не знал, что хочет! Но ведь «хотеть» - это тоже наука, навык, который важно вырастить у ребенка или хотя бы не загубить. А если вы все его раннее детство «хотели» за него, то сейчас он, конечно, не умеет. Вот и получается, что всегда есть ниточка, ведущая в прошлое. Но... никогда не поздно начать разрешать ему хотеть и самим, вместе с ним, учиться наполнять свою жизнь. Никогда не поздно!

Спасибо за внимание!


© 2010-2022