Методические рекомендации для классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
классного руководителя студенческой группы 1 курса

Содержание работы классного руководителя студенческой группы в последние годы существенно изменилось и включает в себя:
- постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении повседневных студенческих проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента;
- контроль за успеваемостью студентов;
- знание бытовых и семейных условий и состояния здоровья каждого студента в группе;
- помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией;
- привлечение студентов к научно - исследовательской работе, изучение их научных интересов;
- приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации;
- индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в ССУЗе, так и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин. Взаимоотношения с сокурсниками, преподавателями, личные проблемы также должны находиться в поле зрения классного руководителя;
- доведение до сведения администрации училища и родителей необходимой информации об успеваемости, посещении занятий и поведении в училище;
- этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: беседы о поведении, этикете, привитие интереса к культуре, искусству. Контроль за соблюдением ими правил внутреннего распорядка в училище.

Порядок и формы работы классных руководителей

Заочное знакомство с группой

Заочное знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Работа классного руководителя, в этот период, заключается в подготовке списка группы, ознакомление с информацией карточки абитуриента, выявление потенциальных лидеров.

1 сентября. Девиз дня - «Мы вместе».

В первый учебный день классный руководитель:
- присутствует вместе со студентами своей группы на торжественных мероприятиях;
- помогает разобраться с учебным расписанием;
- организует первое знакомство с группой;
- проводит знакомство с учебными корпусами, чтобы помочь студентам освоиться в стенах училища;
- настраивает студентов на серьёзное и ответственное отношение к учёбе, к жизни в училище, на бережное отношение к материальным ценностям, предоставленным в их пользование (аудитории, парты, техника и т.п.).

Знакомство с училищем

Знакомство студентов с училищем (историей, традициями, требованиями к студентам) необходимо начать с 1 сентября и продолжать в течение двух-трёх месяцев.
Примерная программа знакомства:
- заочное знакомство: беседы с группой, лекции или просмотр фильмов об истории училища;
- знакомство со студенческой жизнью в училище: с системой студенческого самоуправления, художественной самодеятельностью, спортом;
- ознакомление с Уставом ЕМУ, разъяснение основных правил, прав и обязанностей студентов;
- участие в занятиях, где происходит знакомство с библиотекой.

Знакомство в группе. Вечер знакомств.
Хорошо подготовленное и проведённое знакомство группы позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, получить максимальную информацию о студентах.
Для того, чтобы быстрее и успешнее познакомить студентов друг с другом существует множество методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Я и Ты» и т.д. Вечер знакомств предполагает специально организованное общение группы во внеучебное время в неформальной обстановке. Можно предусмотреть торжественное вручение зачётных книжек и студенческих билетов.

Выбор актива группы.
Актив группы выбирается в сентябре. Актив группы состоит из старосты и профорга, которые избираются на общем собрании группы, причём староста, по должности, является членом Совета Старостата.
Классный руководитель должен организовать проведение выборов актива. До того как проводить выборы, необходимо ознакомить студентов с правами и полномочиями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы кандидатуру выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Следует предупредить студентов, что актив всегда можно переизбрать, а в конце учебного года он должен отчитаться о своей деятельности.
Задача классного руководителя во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьёзное отношение к происходящему и не влиять на принятие решений (даже если будет казаться, что выбор сделан неверным).

Час классного руководителя.

Час классного руководителя рекомендуется проводить один раз в неделю, а в первые месяцы учебного года несколько раз в неделю. Примерная тематика часа классного руководителя:
- решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы;
- обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодёжи, городской и сельский образ жизни и т.д.);
- встречи с администрацией, знаменитыми выпускниками, специалистами, представителями общественных организаций и др.;
- проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;
- беседы с отдельными студентами об их успеваемости, посещаемости, участии в делах группы, училища.

Деятельность классного руководителя по адаптации студентов 1 курса в училище.

Адаптация первокурсника в училище - первая, наиважнейшая задача классного руководителя. На этом этапе необходимо:
• узнать о своих студентах как можно больше: сначала заочно, по карточке абитуриента, потом во время встреч и бесед (например, провести анкетирование);
• создать в группе атмосферу доброжелательности, товарищества и взаимопомощи, выявить и подобрать актив группы (старосту, профорга);
• ознакомиться с условиями проживания студентов.
Второй задачей классного руководителя является информирование студентов о возможности самореализации.
С помощью классных часов первокурсники получают возможность правильно сориентироваться в новой для них обстановке и, самое главное, в этот момент закладывается основа патриотизма к своему училищу; происходит знакомство с богатыми традициями учебного заведения.

Первая сессия для студента всегда стресс и проведение для первокурсников методического семинара «Моя первая сессия» (начало декабря) явилось бы большим подспорьем и снизило бы студенческие переживания.
Актуальность профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции не подлежит сомнению, и классный руководитель при поддержке администрации и зав.отделениями со студентами может выступать с инициативой проведения лекций и бесед в группе силами специалистов по профилактике этих явлений.
В современных условиях гражданско - патриотическое воспитание студенчества целесообразно начинать с воспитания корпоративного сознания. Прививая любовь к своей группе, к своему училищу, подчёркивая неразрывность интересов отрасли и государства, мы воспитываем патриотов своей Родины.
Работа всего коллектива училища должна быть направлена на формирование этого мировоззрения, и здесь очень важна координация деятельности всех сотрудников и служб (посещение культурных мест города, республики: музеев, выставок, театров; проведение юбилеев, тематических вечеров, встреч с выдающимися учёными, поездки по родному краю, конкурсы рефератов и т.п.). Немаловажно воспитание у студентов уважения и доброжелательности к людям других взглядов, национальностей, вероисповеданий.

Помощь студентам в учёбе и профессиональном росте

Классный руководитель студенческой группы обязан анализировать итоги промежуточных сессий, после чего необходимо проводить собрания группы и беседы с отстающими студентами. Положительный эффект приносит практика оповещения родителей об успеваемости студентов: отстающие прилагают больше усилий по сдаче сессии, а выражение благодарности за учёбу студента мотивирует последнего на поддержание успеваемости или её повышение.
На педагогических советах и заседаниях классных руководителей, классный руководитель отчитывается за свою работу. Таким образом, достигается координация усилий классных руководителей и преподавателей.

Отчёт классного руководителя

По окончании каждого учебного семестра необходимо составить письменный отчёт и сдать его заведующим отделениями.
Схема отчёта:
I. Общие сведения о группе:
- специальность, группа;
- количественный, половозрастной состав группы;
- социальная характеристика группы (городские/сельские, малообеспеченные, благополучные/неблагополучные семьи и т.п.);
- успеваемость студентов в группе, динамика успеваемости за год;
- достижения в спорте, культуре, общественной деятельности, данные об активистах, интересах студентов;
II. Проведённая классным руководителем работа:
- периодичность работы с группой;
- план работы: мероприятия и дела, индивидуальная работа со студентами группы (если проводилась)
- анализ проведённой работы со студентами: какой эффект дали проведённые мероприятия, беседы, классные часы, индивидуальная работа;
- работа с родителями (если проводилась, был ли эффект);
- выводы о проделанной работе, пожелания.
Отчёт составляется согласно схеме в произвольной форме (текстовый вариант, таблицы или графики…)





Анкета для классного руководителя

Уважаемые преподаватели, Вам предложены 12 вопросов, которые отражают различные факторы стиля работы со студентами. Пожалуйста, выберите вариант ответа, соответствующий Вашей воспитательной системе.
Ваши ответы, пожелания будут учтены при планировании и организации воспитательной деятельности в институте.

1) Как бы Вы обозначили роль классного руководителя в группе:
а) воспитатель -
б) руководитель -
в) наставник -
г) друг -

2) Пожалуйста, распределите в порядке приоритетности для Вас следующие личностные качества классного руководителя:
- Требовательность
- Уравновешенность
- Уважительность
- Профессионализм
- Доброжелательность
- Справедливость
- ________________

3) Выберите вариант ответа, соответствующий Вашей воспитательной концепции:
а) «Люби, пойми, помоги».
б) «Сначала научи, потом спрашивай, никаких нецелесообразных мероприятий».
в) «Уважай студента и этим научишь уважать других».
г) «Не навреди! Взращивай доброе в себе - взрастишь доброе в ребенке».
д) «Недостаток ребенка - это его такое достоинство, которому я пока не нашла применение».
е) _________________________________________________________

4) Выберите формулу, соответствующую Вашим взаимоотношениям со студентами:
а) «Мы» (демократическая);
б) «Я+Они» (авторитарная);
в) «Они-Я» (либеральная).
г) _____________________

5) Как Вы считаете, должны ли учебные занятия ставить и решать воспитательные задачи?
а) да, воспитание - дело коллективное;
б) в зависимости от темы занятий;
в) нет, это не классный час;
г) _____________________________

6)Как Вы думаете, может ли хорошо организованный классный час заменить систему воспитательных мероприятий в группе?
а) да, успех воспитания не в количестве, а в качестве мероприятий;
б) нет, успех воспитания вижу в системе работы;
в) воспитание - дело ни одного дня, это цепочка хорошо спланированных мероприятий;
г) _______________________________

7) Используете ли Вы в своей педагогической деятельности нетрадиционные формы организации внеурочной работы

( Ток-шоу, встречи за круглым столом, брей-ринги, посиделки и др.)
а) да, от этого классное дело только выигрывает;
б) нет;
в) _____________________________________

8) Какую роль Вы отводите индивидуальным формам работы со студентами?
а) индивидуальная работа - залог успеха всей воспитательной деятельности;
б) отдаю предпочтение групповым мероприятиям;
в) студенты - это взрослые люди и свои проблемы решают сами;
г) _____________________________________

9) Как Вы относитесь к утверждению «Воспитание - только на основе активности самого студента».
а) хорошее воспитание - это воспитание извне плюс самовоспитание;
б) студент не всегда адекватно оценивает свои возможности, лучше когда мне никто не мешает;
в) всякая активность хороша в меру;
г) _____________________________________

10) По каким критериям, на Ваш взгляд, можно оценить результативность воспитательной деятельности:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11) По каким направлениям воспитательной работы Вы бы хотели получить информацию, консультацию, методическую помощь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12) Какую оценку Вы бы дали воспитательной работе в училище?
А) «отлично»;
Б) «хорошо»;
В) «удовлетворительно»;
Г) «неудовлетворительно».

Спасибо за сотрудничество!

© 2010-2022