Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию Дядькиной Г. И

Обобщение опыта работы Дядькиной Г.И.   Для современного общества наиболее значимой и актуальной является проблема гражданско-правового воспитания и развития личности, как гражданин, человека высокой нравственности и морали.    Патриотическое воспитание тем и ценно. Что для будущего страны важно не только интеллектуальные возможности выпускников, но и их мировоззрение, равственная направленность, гражданская позиция. Так как мы проживаем в местности, где в годы Великой Отечественной войны шли ож...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы Дядькиной Г.И.

Для современного общества наиболее значимой и актуальной является проблема гражданско-правового воспитания и развития личности, как гражданин, человека высокой нравственности и морали.

Российское образование начала ХХI века находится в стадии становления новых парадигм, несущих современной цивилизации. В процессе реформирования школы перед образованием поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения.

В ходе реформы делается упор на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности. Школа помимо просветительной, обучающей функции, выполняет и воспитательную, формируя активного, полезного для общества гражданина.

Патриотическое воспитание тем и ценно. Что для будущего страны важно не только интеллектуальные возможности выпускников, но и их мировоззрение, равственная направленность, гражданская позиция. Так как мы проживаем в местности, где в годы Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои и каждая пядь нашей земли пропитана кровью солдат. Мы чтим их память и привлекаем к участию патриотического движения. Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священно чувства любви к Родине.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качества граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою страну и свой народ, уважения к ее великим свершения и достойным страницам прошлого.

К сожалению патриотическое воспитание во многом сошло, как говорится, на нет… Поэтому за последние годы способствовало немало факторов, в том числе и отсутствие методических работ.

В своей деятельности в качестве воспитания вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ «Об Образовании», Конвенцией ООН « О правах ребенка, Уставом школы, Программой развития школы, воспитательной программой «Я -гражданин».

Познакомилась и изучила ряд программ и проектов.

Цели работы по патриотическому воспитанию:

  • формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умение заявлять и отстаивать свою точку зрения;

  • воспитание патриотических качеств личности.

Основные задачи

  • сформировать патриотизм, правосознание и воспитание гражданской позиции;

  • воспитывать у детей нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  • формировать у школьников потребность в самообразовании;

  • формирование у учащихся стремления к созиданию и защите своей Родины.

-2-

Основные принципы:

Принцип целостно-смыслового равенства.

У воспитателя и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности.

(«Мы вместе делаем общее дело»).

Принцип непрерывности и системности

Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

Концептуальные принципы совместного образования

Демократизация, гуманизация.

Принципы организации самоорганизации.

(Готовность субъекта к воспитанию, готовность к сотрудничеству).

Принцип развития - путь воспитательной системы по следующим ступеням:

*возникновение,

*становление

*период зрелости и преобразование.

Формы работы были выбраны следующие:

  1. Классные часы, беседы, диспуты

  2. Внеклассные мероприятия ( посещение музеев, библиотек, театра)

  3. Выпуск плакатов, рисунков, боевых листков, оформление стендов.

  4. Проведение информационных дней (хроника Сталинградской битвы, вести с фронта)

  5. Участие в общешкольных мероприятиях

  6. Участие в различных акциях

  7. Экскурсии по историческим местам( «Музей-заповедник Сарепта», «Сарепта в истории России»-9 класс ,»Город воинской славы Калач-на-Дону» 8 класс, «Мамаев курган- главная высота России» 7 класс.

  8. Мониторинг, диагностика, анкетирование.

  9. Проектная деятельность.

При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:

  • Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.

  • Воспитание и уважение к старшим, к людям труда ( приобщение детей традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).

-3-

  • Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)

  • Моя Родина - Россия ( расширение представлений о нашей Родине - России, воспитание любви к своей малой родине.)

  • Человек- защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

Воспитательная работа в классе строится с учетом возраста учащихся, учитывая степень подготовленности школьников к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

Провела опрос с детьми с целью выявления их волнующих проблем. Полученную информацию проанализировала и обобщила.

Провела анкетирование по теме: «Патриотизм глазами учащихся». Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, о том, что все грани понятия «патриотизм» осмысливаются учащимися: семья, близкие, весь народ, Отечество. Отрадным является так же тот факт, что все подростки сходятся в одном: патриотизм не потерял свое значение в наше время. Многие ученики с понятием Родина отожествляют Волгоград. Учитывая исторический статус нашего города в масштабах России (Мамаев курган признан одним из 7 чудес России).

C помощью программ и проектов, которые реально использовались в воспитательной работе по формированию патриотического сознания учащихся мною был разработан блок:

* «Патриотическое воспитание», где большая часть представляет собой внеурочные мероприятия.

Важными составляющими в работе по патриотическому воспитанию стали мероприятия к празднованию 70-летия Сталинградской битвы,70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В течение всего времени были проведены массовые мероприятия, в которых приняли активное участие в социально значимых проектах:

  1. Поисковая работа «Моя семья и Великая Отечественная война» (две фотографии военного времени ученица 7б кл. Сонина Мария.

  2. Поисковая работа «Их именами названы улицы нашего города» (улица Набережная Волжской Флотилии, улица капитана Рачкова к 70-летию Сталинградской битвы 4 класс)

  3. Поисковая работа. «Рода войск - участники в Великой Отечественной войне» (Береговой ракетно-артиллерийский род войск к 70-летию Победы в ВОВ)

  4. Поисковая работа «Города-герои в ВОВ» (Крепость - герой Брест 5класс)

В 2013-2014 г. Я так определила одну из важнейших задач воспитания классного коллектива:

Способность формированию нравственной и духовной культуры учащихся, воспитание достойного гражданина, активной жизненной позиции.

Огромное воспитательное значение имели классные часы на тему:

«70-летию Победы посвящается»

-4-

«Школа твоя вторая семья, береги её»

«Мы желаем счастья Вам!» ( ко дню матери)

«Они сражались за Родину»

«День защитника Отечества»

«Россия -вперед» (Олимпиада в Сочи)

«Путешествие в космос»

«Не забыть нам этой даты»

В 2014-2015 г.(5 класс) реализация обозначенной воспитательной задачи была продолжена.Вызвали большой интерес школьников классные часы и общешкольные мероприятия на тему:

«Твой город - твой дом» (к 425-летию г. Волгограда)»

«Государственные символы России»

«Права ребенка»

Войны священные страницы навеки в памяти людской (проводил 9 «А» класс).

Встреча с участником тех огненных событий» ( дитя Сталинграда Полянская Е.Н.)

Литературно-музыкальная композиция «Ни шагу назад! Фашизм , покоривший Европу был остановлен здесь »

Учащиеся принимали активное участие в общешкольных мероприятиях, направленных на воспитание патриота своего Отечества.

*Акция, посадка сосновой аллеи Славы честь 55-летия школы и 70-летия победы в Сталинградской битвы.

Акция по сбору макулатуры. «Сбереги лес»

Литературно-музыкальная композиция «Синий платочек»

200 лет М.Ю.Лермонтову.

Традиционно 2 февраля и в канун 9 мая в школе проходят торжественные линейки, посвященные Победе под Сталинградом, Вахта Памяти. Лучшие ученики класса возлагают цветы к памятнику Фрунзе.

Вот в таких делах и формируется коллектив, и воспитываются патриоты.

В текущем учебном году одной из воспитательных задач является развитие внеурочной деятельности учащихся, нравственной культуры, гражданской позиции, расширении кругозора, интеллектуальное развитие. Большой интерес у школьников вызывает посещение музея. 2014 год-

Волгоградский краеведческий музей» «Мы - сталинградцы»

Музей - панорама «Сталинградская битва», «Ратные страницы Сталинградской битвы»

Музей «Дети Царицына, Сталинграда, Волгограда»

-5-

В библиотеке прошли мероприятия

* «Четвертая высота» по книге Е.Ильиной.

Крепость-герой Брест

Дети и война, которые были подготовлены совместно с Багдасаровой А.А.

«День героев Отечества»

В работе с детьми уделяю воспитанию толерантности - умения терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Это особенно важно в условиях участившихся актов насилия, терроризма. В классе провела игру-исследования. «Мы разные, но мы вместе».

Мы искали ответ на вопрос «Как жить в мире, где столько разных людей? И пришли к выводу: наш класс - это маленькая семья, где должны царить доброта, уважение, понимание.

На мой взгляд, большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям. На родительских собраниях обсуждались такие важные вопросы как:

*Родителям о воспитании толерантности у детей.2012г.

Семейный климат.

Семейные традиции 4кл 2013г.

Зачем человеку Родина? 5кл.2014г

В воспитательном процессе использую информационные коммуникативные технологии, применяю цифровые предметно-методические материалы, представленные в рамках Общероссийского проекта «Школа цифрового века»

Постоянно работаю над повышением своего профессионального уровня (чтение методической литературы, посещение различных семинаров по вопросам воспитания, обмен опыта с коллегами, курсы повышения квалификации).

Изучила ряд программ и проектов:

*Программа воспитания школьников муниципального образовательного учреждения. Привольнская средняя образовательная сельская школа имени М.С. Шумилова

«Светлоярского района Волгоградской области 2006-2011 г.г.

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся «Мы - патриоты» 2011-2015г.

Учитель истории Семенова О.В. Оренбургской области, Новосергиевского района, Землянская общеобразовательная школа.

Проект «Я- гражданин России» Гаврилова А.В., учитель истории г.Чебоксары, чувашская Республика.

Программа «Воспитай гражданина» Гусиев В.А. - учитель русского языка и литературы. Приморский край.


Блок «Патриотическое воспитание»

Цель:

  • формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умение заявлять и отстаивать свою точку зрения;

  • воспитание патриотических качеств личности.

Задачи:

  • формировать патриотизм, правосознание и воспитывать гражданскую позицию;

  • воспитывать у детей нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  • формировать у школьников потребность в самообразовании;

  • формирование у учащихся стремления к созиданию и защите своей Родины.

Содержание деятельности

Формы работы

Сроки

Ответственный

Ожидаемые результаты1

1

Раздел 1.

СРЕДНИЕ КЛАССЫ


Формирование патриотического сознания.

Патриот и гражданин Родины.

Активная жизненная позиция.

Проблемы гражданского воспитания,

гражданские права.

Добросовестное выполнение гражданских обязанностей.

Тематические классные часы. Уроки мужества. Уроки России. Экскурсионные поездки в Волгоград и Волгоградскую область.

Познавательная игра «Сталинград в истории моей Родины».

Конкурс рисунков на военную тематику, конкурс сочинений «Что я знаю о войне», конкурс чтецов «Не забыть нам этой даты».

Торжественная линейка, посвященная Победе под Сталинградом.

Вахта памяти.

Проектная деятельность «ВОВ

В нашей семье».

Возложение цветов к памятнику Тимуру Фрунзе ( на территории школы).

Сбор воспоминаний участников ВОВ.

Символы России

Огонек «Рыцарский турнир»

В теч.года


Ноябрь

Февраль

май

февраль

в теч.года

февраль, май

в теч. Года

декабрь

февраль

Кл.рук. воспитатель

Осознает свою причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.Знает и широко использует свои гражданские права и добросовестно выполняет гражданские обязанности. Является патриотом своего Отечества, проявляет активную жизненную позицию. Умеет защищать, отстоять интересы своего класса.

СТАРШИЕ КЛАССЫ

2

Раздел 2.

Граждане России. Качества гражданина-патриота Родины. Гражданские обязанности. Подготовка к службе в армии. Уроки ОБЖ, уроки истории. Экскурсии по местам боевой славы.

Экскурсии по местам боевой славы в Волгограде. «Город воинской славы Калач-на-Дону.», «Остров Людникова.», «Сарепта в истории России».

Конкурс газет, посвященных Дню контрнаступления советских войск под Сталинградом; под Москвой.

Экскурсии в музей панорама «Сталинградская битва»», Музей Память», Музей «Дети Царицына, Сталинграда, Волгограда».

Выпуск боевых листов. « Твой город- твой дом»

Викторина «Царицын, Сталинград, Волгоград»

Государственные символы России. Выпуск боевых листков «Дни и ночи Сталинграда»,

Литературно-музыкальная композиция «Ни шагу назад! Фашизм, покоривший Европу был остановлен здесь».

Книжная выставка в классе: «Слава героев Сталинграда».

Торжественная линейка, посвященная Победе под Сталинградом». Встреча с ветеранами. Конкурс рисунков, сочинений, чтецов «И помнит мир спасенный»

Викторина «Запомни эти даты», огонек «Защитники Отечества». Проектная деятельность «Их именами названы улицы нашего города»,»Города-герои».Акции: посадка сосновой Аллеи Славы», «Сбережем лес». Сбор материалов по истории школы. Сбор воспоминаний участников ВОВ.

В теч.года



© 2010-2022