- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа курса «Патриотическое воспитание» для детей 7-11 лет
Программа курса «Патриотическое воспитание» для детей 7-11 лет
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иваненко С.И. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ СОШ№8 им.И.В.Орехова п.Новый Янкуль
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол №____
от «___»___201__г.
Руководитель ШМО
Иваненко С.И.
Согласовано
Заместитель директора по
УВР______ Пивнева Н.В.
Утверждено
Приказ №____
от «___»___201__г.
Директор МБОУ СОШ№8 им.И.В.Орехова
______ Саламахина Е.Д.
Программа курса
«Патриотическое воспитание»
для детей 7-11 лет (срок реализации 3 года)
учителя начальных классов
Иваненко Светланы Ивановны
2014 год
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Программа курса
«Патриотическое воспитание»
для детей 7-11 лет (срок реализации 3 года)
Составитель: Иваненко С.И.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 8 имени И.В.Орехова
п.Новый Янкуль Андроповского района
Пояснительная записка
Формирование образа Родины в младшем школьном возрасте имеет ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей.
Введение школьников в мир истории целесообразно осуществлять с использованием материала о родном крае, о родной стране, подобно тому, как приобщение к языку начинается с овладения родной речью. «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (А. С. Пушкин) необходимо воспитывать уже в начальной школе. Школьники погружаются в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разных событиях и их участниках.
Следует отметить, что младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местные музеи, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому в программе даются предложения по привлечению на уроках регионального (краеведческого) материала. Он дает возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.
Основное содержание программы курса (2 часа в неделю) дается в хронологической последовательности - с древности до современности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох (как люди жили, во что верили, что создавали, за что воевали и т. д.). Вместе с тем последовательное изучение материала курса способствует формированию у учеников историко-временных представлений и помогает им преодолеть присущее их возрасту сближение прошлого и настоящего.
Цель : формирование гражданской позиции младших школьников.
Задачи:
-
формировать начальные знания по истории России и родного края;
-
прививать первоначальные навыки экскурсионной работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Детское объединение «Факел» действует на базе Школьного музея, поэтому работа в объединении ведется согласно положению о школьном музее по направлениям:
-
Экспозиционно - фондовое.
-
Экскурсионное.
-
Экспедиционно-поисковое.
-
Информационно-пропагандистское.
-
Научно-исследовательское.
-
Организационно-массовое.
Подразделение экспозиционно-фондовой работы:
- заботится о сохранности фондов, их хранении и экспонировании;
- проводит переучет основного и вспомогательного фондов;
- оформляет справочную картотеку;
- готовит новые экспозиции (в том числе переносные и передвижные);
- подбирает наглядный материал для Уроков мужества.
Подразделение экскурсионной работы:
- организует экскурсии по музею (обзорные и тематические)
- проводит дни открытых дверей для родителей, жителей микрорайона, школ района и др.
- собирает материал для новых экскурсий;
- проводит беседы, устные журналы, мини-экскурсии;
- осуществляет помощь в проведении Уроков мужества;
- организует конкурсы юных экскурсоводов в школе.
Подразделение экспедиционно-поисковой работы:
- готовит отчеты в виде дневников, папок-«раскладушек», докладов, газет, фотоплакатов об итогах проведенных экспедиций и выступает перед учащимися и педагогическим коллективом школы.
Подразделение информационно-пропагандистской работы:
- ведет летопись главных традиционных дел;
- выступает на страницах местной печати и в других СМИ с материалами, рассказывающими о деятельности ДО «Факел»;
- организует работу над Книгой памяти школы.
Подразделение научно-исследовательской работы помогает учащимся школы:
- готовить доклады, сообщения, рефераты по истории военных лет, этнографии, об отдельных страницах, эпизодах ВОВ при помощи научных сотрудников музеев, архивов, под руководством ученых, а также учителей истории школы;
- осуществлять исследовательскую, поисковую деятельность в библиотечных фондах, в фондах государственных и общественных музеев в процессе работы над сообщениями, докладами, рефератами.
Подразделение организационно-массовой работы:
Проводит в школе:
1. Дни памяти Героев Советского Союза;
2. уроки мужества;
3. конкурсы чтецов и викторины, посвященные Победе;
4. традиционные праздничные «Огоньки» с участием ветеранов ВОВ и труда.
Организует:
-
участие в смотре школьных музеев, районных викторинах, конкурсах стенной печати и других делах;
-
выезды к памятным местам;
-
экскурсии по району и краю.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ 1года обучения
Тема занятий
Теория
Практика
Всего часов
Примерные сроки
1
2
3
4
5
6
1.Учебная деятельность
1
Что такое Родина?
1
1
сентябрь
2
Моя малая Родина - Ставрополье.
1
1
2
сентябрь
3
Природа моей родины (часть первая).
1
1
2
сентябрь
4
Природа моей родины (часть вторая).
1
1
2
сентябрь
5
Мои чувства по отношению к Родине (часть первая).
1
1
2
октябрь
6
Промежуточная диагностика.
1
1
октябрь
7
Мои чувства по отношению к Родине (часть вторая).
1
1
2
октябрь
8
Деятельность на пользу Родине.
1
2
3
октябрь
9
Люди, помогающие своей Родине.
1
1
2
ноябрь
10
Кодекс отношения к Малой Родине.
1
1
ноябрь
11
Кодекс отношения к Родине.
1
1
2
ноябрь
12
Сталинградская битва (народное ополчение).
1
1
ноябрь
13
Дом Павлова - легенда Сталинграда.
1
1
декабрь
14
Мамаев курган в годы войны и послевоенные годы.
1
1
2
декабрь
15
Дети войны
(встреча с героями ВОВ).
1
1
январь
16
Ставрополье в военные годы.
2
2
4
январь
17
И.В.Орехов-земляк, Герой ВОВ.
1
1
январь
18
ЭКСКУРСИЯ.
4
4
февраль
19
Танкисты 6-й Гвардейской танковой армии в ВОВ.
1
1
2
февраль
20
У истоков памяти.
2
2
март
21
«Ходили мы походами» (составление карты походов).
2
2
4
март
22
Изучение боевого
пути 6-й Гвардейской
танковой армии.
2
2
март
23
Первичные навыки экскурсионной работы.
6
6
12
апрель
2. Поисковая деятельность
1
2
3
4
5
6
2
Сбор материалов на тему «Дети и война».
в течение года
3
Сбор материалов о ветеранах ВОВ на микроучастке.
в течение года
3. Экскурсионное дело
1
Уроки Мужества.
2
2
Январь, февраль, май
2
Участие в создании
фонотеки и копилки
стихов о ВОВ.
в течение года
3
Участие в смотре детских объединений «Равнение
на Победу!»
в течение года
4
Проведение «поисковых огоньков».
в течение года
5
Участие в конкурсе «Открытка ветерану».
2
2
февраль, май
6
Устный поход на Солдатское
поле (Орловский выступ).
2
2
апрель, май
7
Утренник для первых классов «И песни ходят на войну».
2
1
3
май
8
Конкурс сочинений.
1
1
март
9
Конкурс рисунков, плакатов ко Дню Победы в ВОВ.
1
1
апрель
10
Участие в конкурсе чтецов.
1
1
декабрь
11
Шефство над ветеранами района, операция «Забота».
в течение года
12
Мини-экскурсия
по музею для 1, 2 классов.
5
5
май
Итого:
32 час.
40час.
72 час.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ 2 года
Тема занятий
Теория
Практика
Всего часов за весь период
Примерные сроки
1
2
3
4
5
6
1. Учебная деятельность
Учебная деятельность
1
Что такое Родина?
2
1
3
сентябрь
2
Моя малая Родина - Ставрополье. Экскурсия по краю.
4
4
сентябрь
3
Природа моей родины (часть первая).
1
1
сентябрь
4
Природа моей родины (часть вторая).
1
1
2
сентябрь
5
Мои чувства по отношению к Родине (часть первая).
1
1
2
октябрь
6
Промежуточная диагностика.
1
1
октябрь
7
Первичные навыки экспозиционной работы.
1
1
октябрь
8
Деятельность на пользу Родине.
1
1
октябрь
9
Люди, помогающие своей Родине.
2
2
ноябрь
10
Первичные навыки фондовой работы.
1
1
ноябрь
11
Кодекс отношения к Родине.
1
1
2
ноябрь
12
Сталинградская битва (народное ополчение).
1
1
ноябрь
13
Дом - усадьба имени Ярошенко.
2
2
декабрь
14
Мамаев курган в годы войны и послевоенные годы.
1
1
2
декабрь
15
Дети войны
(встреча с героями ВОВ).
1
1
январь
16
Ставрополье в военные годы.
2
2
4
январь
17
Экскурсия в районный краеведческий музей
с. Курсавка.
3
3
январь
18
Герои Советского Союза - 13 Ставропольцев.
2
2
4
февраль
19
Танкисты 6-й Гвардейской танковой армии в ВОВ.
1
1
2
февраль
20
У истоков памяти. Первичные навыки исследовательской работы.
2
2
март
21
«Ходили мы походами» (составление карты походов).
2
2
4
март
22
Изучение боевого
пути 6-й Гвардейской
танковой армии.
2
2
март
23
Первичные навыки экскурсионной работы.
5
5
10
апрель
2. Поисковая деятельность
1
2
3
4
5
6
2
Сбор материалов на тему «Дети и война».
в течение года
3
Сбор материалов о ветеранах ВОВ на микроучастке.
в течение года
3. Экскурсионное дело
1
Уроки Мужества.
2
2
Январь, февраль, май
2
Участие в создании
фонотеки и копилки
стихов о ВОВ.
в течение года
3
Участие в смотре детских объединений «Равнение
на Победу!»
в течение года
4
Проведение «поисковых огоньков».
в течение года
5
Участие в конкурсе «Открытка ветерану».
2
2
февраль, май
6
Устный поход на Солдатское
поле (Орловский выступ).
2
2
апрель, май
7
Утренник для первых классов «И песни ходят на войну».
2
1
3
май
8
Конкурс сочинений.
1
1
март
9
Конкурс рисунков, плакатов ко Дню Победы в ВОВ.
1
1
апрель
10
Участие в конкурсе чтецов.
1
1
декабрь
11
Шефство над ветеранами района. Операция «Забота».
в течение года
12
Мини-экскурсия
по музею для 1 - 2 классов.
3
3
май
Итого:
33 часа
39 часов
72 часа
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ 3 года
Тема занятий
Теория
Практика
Всего часов за весь период
Примерные сроки
1
2
3
4
5
6
1. Учебная деятельность
Учебная деятельность
1
Что такое Родина?
1
1
сентябрь
2
Моя малая Родина - Ставрополье. Экскурсия в Ставропольский государственный краеведческий музей им. Прозрителева и Праве.
6
6
сентябрь
3
Природа моей родины (часть вторая).
1
1
сентябрь
4
Мои чувства по отношению к Родине. Навыки исследовательской работы.
1
1
октябрь
5
Промежуточная диагностика.
1
1
октябрь
6
Навыки экспозиционной работы.
1
2
3
октябрь
7
Люди, помогающие своей Родине. Работа в архиве.
1
1
2
ноябрь
8
Кодекс отношения к Родине.
1
1
2
ноябрь
9
Сталинградская битва (народное ополчение).
1
1
ноябрь
10
Экскурсия в г.Невинномысск.
4
4
декабрь
11
Мамаев курган в годы войны и после. Устный журнал.
1
1
2
декабрь
12
Дети войны
(встреча с
героями ВОВ).
1
1
январь
13
Ставрополье в военные годы.
2
2
4
январь
14
Экскурсия в районный краеведческий музей
с. Курсавка.
3
3
январь
15
И.В.Орехов.Его именем названа школа.
1
1
2
февраль
16
Танкисты 6-й Гвардейской танковой армии в ВОВ.
1
1
2
февраль
17
У истоков памяти. Фондовая работа.
2
2
март
18
«Ходили мы походами» (составление карты походов).
2
2
4
март
19
Первичные навыки экскурсионной работы.
6
6
12
апрель
2. Поисковая деятельность
1
2
3
4
5
6
20
Сбор материалов на тему «Дети и война».
в течение года
3
Сбор материалов о ветеранах ВОВ на микроучастке.
в течение года
3. Экскурсионное дело
21
Уроки Мужества.
2
2
Январь, февраль, май
22
Участие в создании
фонотеки и копилки
стихов о ВОВ.
в течение года
23
Участие в смотре детских объединений «Равнение
на Победу!»
в течение года
24
Проведение «поисковых огоньков».
в течение года
25
Участие в конкурсе «Открытка ветерану».
2
2
февраль, май
26
Экскурсия в г.Пятигорск.
6
6
апрель, май
27
Утренник для первых классов «И песни ходят на войну».
2
2
май
28
Конкурс сочинений.
1
1
март
29
Конкурс рисунков, плакатов ко Дню Победы в ВОВ.
1
1
апрель
30
Участие в конкурсе чтецов.
1
1
декабрь
31
Шефство над ветеранами района, операция «Забота».
в течение года
32
Мини-экскурсия
по музею для 1, 2 классов.
4
4
май
Итого:
20 часов
52 часа
72 часа
Механизм реализации программы
В своей работе детское объединение «Факел» руководствуется:
-
Конвенцией ООН о правах ребенка;
-
Конституцией Российской Федерации;
-
Гражданским кодексом Российской Федерации;
-
Федеральным законом «Об общественных объединениях»;
-
Федеральным законом РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
-
Законом РФ « Об образовании»;
-
Государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 год»;
-
Письмом Министерства образования России от 12 марта 2003 года. «О деятельности музеев образовательных учреждений».
Материалами:
-
Всероссийской научно-практической конференции «Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии» (лето 2003);
-
Второй Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» (Москва, 14-15 ноября 2001 г.)
Предполагаемые конечные результаты.
Осуществление настоящей программы позволит:
- продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе;
- сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
- отвлечь учащихся от противоправной деятельности;
- заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую бездуховность;
- оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
- создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.