- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «Пути передачи ВИЧ»
Классный час «Пути передачи ВИЧ»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хасанова М.А. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КГУ «СОШ № 10»
Классный час
«Пути передачи ВИЧ»
11 «А» класс
Кл. руководитель: Хасанова М.А.
Цель: снизить уязвимость учащихся к заражению ВИЧ
Задачи:
-
Дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ
-
Дать достоверную информацию о том, как ВИЧ не передается
-
Акцентировать внимание учащихся на том, что заразиться ВИЧ может любой человек, если он практикует опасное для заражения поведение.
-
Способствовать выработке у учащихся навыков определения степени риска для заражения ВИЧ.
Оснащение: школьная доска, мел, маркеры, листы бумаги
Ход занятия:
Упражнение 1. «Мозговая атака»
Задайте учащихся вопрос: какие жидкости тела вы знаете? Варианты ответов запишите на доске или большом листе бумаги: кровь, пот, слюна, моча, семенная жидкость, слезная жидкость, лимфа, секрет влагалища, материнское молоко, спинномозговая жидкость.
Объясните учащимся, что у человека, инфицированного ВИЧ или больного СПИДом, вирус иммунодефицита может находиться во всех этих жидкостях, но не везде его концентрация достаточная для заражения другого человека. Перечислите и подчеркните жидкости организма человека, через которые может передаваться ВИЧ: кровь, семенная жидкость, секрет влагалища, материнское молоко.
ВИЧ в высокой концепции находится в спинномозговой жидкости, но она не вытекает из организма, а потому в обычных условиях не представляет опасности. В других жидкостях концентрация вируса очень низкая и недостаточная для заражения.
Упражнение 2. Работа в малых группах
Разделите учащихся на 4 группы. Для этого попросите их посчитаться на первый, второй, третий, четвертый. «Единички» объединяются в первую группу, «двойки» - во вторую, «тройки» - в третью, «четверки» - в четвертую.
Предложите первой и второй группам обсудить и написать на диске бумаги, как может передаваться ВИЧ. Третья и четвертая группы обсуждают и записывают, как ВИЧ не передается. Обратите внимание учащихся на выделенные в предыдущем упражнении жидкости организма человека, через которые может передаваться ВИЧ: кровь, семенная жидкость, секрет влагалища, материнское молоко.
После обсуждения каждая группа выбирает своего лидера, который демонстрирует результаты работы своей группы на листе бумаги всем участникам и зачитывает их. Чтобы ответы лучше читались, для работы используют большие листы бумаги и маркеры. После выступления каждого лидера преподаватель просит других учащихся дополнить ответы, высказать свои замечания, внести дополнения.
В конце упражнения преподаватель подводит итог (для этого используйте ресурсный материал).
Листы бумаги с ответами лучше всего разместить в учебной комнате так, чтобы все учащиеся могли их видеть в течении всего занятия.
Упражнение 3. Заполнение теста «Степень риска»
Раздайте каждому участнику тренинга предлагаемый ниже тест и попросите отметить степень риска для заражения ВИЧ. Затем учащиеся объединяются по парам и обсуждают ответы на тест, пары объединяются в четверки и продолжают обсуждение своих результатов теста. Для контроля преподаватель просит участников по очереди зачитывать ответы и дает пояснения.
Тест: Степень риска
Степень риска для заражения ВИЧ
Высокий риск
Низкий риск
Риска нет
Поцелуй в щеку
Глубокий поцелуй (поцелуй с прикосновением языка)
Пользование общей посудой
Пользование общим туалетом
Кашель, чихание
Пользование чужой зубной щеткой
Плавание в бассейне
Пользование чужими лезвиями для бритья
Нанесение татуировки нестерильными инструментами
Прокалывание ушей нестерильными инструментами
Совместное использование шприцов и игл
Переливание непроверенной крови
Укусы насекомых
Незащищенный (т.е. без использования презерватива) сексуальный контакт
Употребление пищи, приготовленной ВИЧ-инфицированным человеком
Ключ к тесту: Степень риска
Степень риска для заражения ВИЧ
Высокий риск
Низкий риск
Риска нет
Поцелуй в щеку
+
Глубокий поцелуй (поцелуй с прикосновением языка)
+
Пользование общей посудой
+
Пользование общим туалетом
+
Кашель, чихание
+
Пользование чужой зубной щеткой
+
Плавание в бассейне
+
Пользование чужими лезвиями для бритья
+
Нанесение татуировки нестерильными инструментами
+
Прокалывание ушей нестерильными инструментами
+
Совместное использование шприцов и игл
+
Переливание непроверенной крови
Укусы насекомых
+
Незащищенный (т.е. без использования презерватива) сексуальный контакт
+
Употребление пищи, приготовленной ВИЧ-инфицированным человеком
+
Обратная связь. Подведение итогов.
Спросите у учащихся, какие неясные вопросы и невысказанные мнения остались по данной теме. Преподаватель может спросить участников тренинга, что нового они узнали, что было для них интересно , полезно, предложить вспомнить, какие упражнения они выполняли, закрепляя, таким образом, пройденный материал.
Вывод: заразиться ВИЧ может любой человек, если он практикует опасное в плане заражения ВИЧ поведение.
Ресурсный материал:
Человек может заразиться ВИЧ только от ВИЧ - инфицированного или больного СПИДом человека. ВИЧ-инфицированные (ВИЧ- позитивные) лица поражены вирусом и остаются его носителями на всю жизнь. Даже если они выглядят и чувствуют себя здоровыми, они могут передавать этот вирус другим.
ВИЧ может передаваться только через определенные жидкости организма человека и только в определенных условиях.
Жидкости организма человека, через которые может передаваться ВИЧ:
-
кровь
-
семенная жидкость
-
секрет влагалища
-
материнское молоко
Вирус может находиться и в других жидкостях (моче, слюне, поте), но его концентрация там очень низкая и недостаточная для заражения. ВИЧ в высокой концентрации находится в спинномозговой жидкости, но она не вытекает из организма, а поэтому в обычных условиях не представляет опасности.
Для того, чтобы произошло заражение, необходимо попадание жидкостей ВИЧ - инфицированного или больного СПИДом, в которых концентрация вируса достаточна для заражения, в кровоток здорового человека. Это возможно при следующих ситуациях:
-
сексуальный контакт, предполагающий проникновение в тело партнера: в данном случае возможно попадание крови ,спермы и вагинального секрета в микротравмы, которые всегда образуются на коже и слизистых оболочках при трении
-
воспалительные заболевания половых органов, вызванные инфекциями передаваемыми половым путем(сифилис, гонорея, генитальный герпес и др.) увеличивают риск передачи ВИЧ
-
совместное использование шприцов или игл (например, при введении наркотиков)
-
переливание зараженной цельной крови или её компонентов, пересадка органов и тканей
-
применение нестерильного хирургического и инъекционного инструментария, игл для введения каких-либо препаратов, прокалывание ушей, нанесения татуировок, пирсинга
-
во время вынашивания и родов ребенка ВИЧ - инфицированной женщиной
-
вскармливание грудным молоком ВИЧ - инфицированной женщиной
Вирус иммунодефицита человека не передается:
-
По воздуху
-
Через пищу
-
Через воду
-
В плавательном бассейне
-
При рукопожатиях
-
При «сухих» поцелуях
-
При чихании и кашле
-
Через посуду
-
Через постельные принадлежности
-
Через одежду и обувь
-
При мытье в банях
-
При использовании общими туалетами
-
При укусах насекомых
Нет никаких оснований для изоляций людей, зараженных ВИЧ. Наоборот эти люди нуждаются в поддержке и понимании. При ВИЧ - инфекции нет никакой необходимости в карантинных мероприятиях. СПИД - вовсе не чума. Сравнение СПИДа с чумой нагнетает истерию и средневековый страх перед инфекцией, способствует дискриминации и изоляции людей с ВИЧ.
В слюне вирус присутствует в чрезвычайно низкой концентрации, недостаточной для заражения. 15-летний опыт эпидимиологов показывает, что при кашле, чихании, сухих поцелуях риск заражения ВИЧ практически отсутствует. Слюна может представлять опасность только в том случае, если в ней видна кровь. Поэтому считается, что во время глубокого или «влажного» поцелую(поцелуй с прикосновением языка) возможен риск заражения ВИЧ, если в слюне присутствует кровь из десен или язвочек во рту.