Классный час Провозглашаю славу Сталинграду

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ПРОВОЗГЛАШАЮ СЛАВУ СТАЛИНГРАДУ»

(урок мужества, посвященный годовщине победы

в Сталинградской битве)

Слайд 1

Цели:

- изучение славной боевой истории Сталинграда;

- приобщение учащихся к легендарному прошлому нашей страны;

- воспитание патриотизма и формирование гражданских качеств личности школьников;

- формирование навыков уважительного отношения к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.

Оборудование:

1. Компьютер.

2. Мультимедиапроектор (особенностью оформления данного классного часа является наличие ярких слайдов)

3. Интерактивная доска

Слайд 2

Ход мероприятия

Учитель. Волга - больше, чем просто река - это жизненная артерия. 3,700 км в длину, Волга самая большая река в Европе, граница с Азией, в ней отражается, как говорится русская душа. Летом 1942 г. эта река станет целью большого наступления гитлеровской Германии на юге Восточного фронта.

- Почему Гитлер хотел захватить наш город - Сталинград?

Слайд 3

Гитлер хотел овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию, выйти к Волге, по которой в кратчайшие сроки можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.

Слайд 4

Этот замысел Гитлер планирует осуществить силами 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю.

Ученик. 17 июля 1942 г. стал днем начала Сталинградской битвы.

Слайд 5

Столбы земли встают над Сталинградом.

Здесь битва небывалая идет.

На жизнь и смерть. И сталь гудит зловеще,

И изрыгает бешенство огня.

Слайд 6

Ученик.

… А сколько их сюда нагнали, жадных

До нашей русской, золотой земли,

И сколько их гниет в траншеях смрадных,

И слягут те, что нынче не легли.

Мы заживем. Мы выбьемся! Не нам ли

Судьбу вручила родина свою?!

Слайд 7

Ученик. 12 июля 1942 г. был создан Сталинградский фронт, в него вошли: 62-я, 63-я, 64-я, 21-я, 38-я, 57-я общевойсковые армии, а также 8-я воздушная армия.

Командовал Сталинградским фронтом Андрей Иванович Ерёменко.

Слайд 8

64-й армией командовал Михаил Степанович Шумилов.

Слайд 9

62-й армией командовал Василий Иванович Чуйков, его армия защищала Мамаев курган, Чуйков умер после войны в 1982 г. В Москве, но похоронен на Мамаевом кургане, это была его воля, он хотел лежать там, где лежат его солдаты.

Слайд 10

Учитель. 23 августа 1942 г. немецкие танки достигли берега и города, из которого нет пути назад. Сталинград - иллюзия легкой победы, она умерла в борьбе за Сталинград. Немцы считали, что, взяв Сталинград, война практически будет закончена.

Слайд 11

23 августа (воскресный день) в 16.08 мин. пошли армады самолетов. 1000 тонн бомб превращают город в ад. В 1 неделю от бомбардировок умерло 40 тыс. человек. Только теперь жителям разрешено покинуть город, до этого (450 тыс. жителей города) было запрещено покидать город. Немецкая авиация должна бомбить город, чтобы облегчить штурм Сталинграда.

Ученик. Тяжелый август. Пыль над степью,
А в небе сотни «Юнкерсов»,
Как хищники по поднебесью

С зловещим символом крестов.

Они летят на мирный город,
На символ волжских берегов,
Чтобы обречь на смерть и голод
Полузамерзших стариков.

Слайд 12

Ученик. Первые вражеские самолёты появились в Сталинграде около четырёх часов дня. Встретившись над городом, самолёты, пришедшие с востока и с запада, с севера и с юга, пошли на снижение, и казалось, они снижались оттого, что летнее небо провисло, осело от тяжести металла и взрывчатки, тянувшейся к земле.

Слайд 13

Ученик. Бомбы достигли земли и врезались в город, дома умирали так же, как умирают люди. Одни, худые, высокие, валились набок, убитые наповал, другие, приземистые, стояли, дрожа и шатаясь, с развороченной грудью, вдруг обнажив всегда скрытое: портреты на стенах, буфетики, ночные столики, двуспальные кровати, банки с пшеном, недочищенную картофелину на столе, покрытом измазанной чернилами клеёнкой.

Слайд 14

Ученик. Обнажились согнутые водопроводные трубы, железные балки, пряди проводов… Тысячи домов ослепли. Под ударами взрывных волн массивные трамвайные провода со звоном и скрежетом падали на землю, зеркальные стёкла витрин вытекали из рам, словно превращённые в жидкость. Трамвайные рельсы, горбясь, вылезали из асфальта. …Всё, что от века недвижимо - камни и железо,- стремительно двигалось, и всё, во что человек вложил идею и силы движения - трамваи, автомобили, автобусы, паровозы - всё это остановилось.

Ученик. Известковая и кирпичная пыль густо поднялась в воздухе, туман встал над городом, пополз вниз по Волге.

Слайд 15

Ученик. Стало разгораться пламя пожаров, вызванных десятками тысяч зажигательных бомб… В дыму, пыли, огне, среди грохота, потрясавшего небо, воду и землю, погибал огромный город, Ужасна была эта картина, и всё же ужаснее был меркнущий в смерти взгляд шестилетнего человека, задавленного железной балкой. Есть сила, которая может поднять из праха огромные города, но нет в мире силы, которая могла бы поднять лёгкие ресницы над глазами мёртвого ребёнка.

Ученик. Человеческое страдание! Вспомнят ли о нём грядущие века? Оно не останется, как останутся камни огромных домов и слава генералов; оно - слёзы и шёпот, последние вздохи и хрипы умирающих, крик отчаяния и боли - всё исчезнет без следа вместе с дымом и пылью, которые ветер разнесёт над степью.

Ученик. Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперек России -

И всю ее прикрыл собой!

Слайд 16

Учитель. 13 сентября немецкие солдаты вошли в Сталинград. Они идут сломить последнее сопротивление, но битва только начинается.

Ученик. В городе давно уже нет безопасных мест, но люди уже привыкли к отсутствию безопасности. Осаждающие стараются сделать из этого города ад. Да, здесь трудно жить, здесь небо горит над головой и земля содрогается под ногами. Опаленные трупы женщин и детей, сожженных фашистами на одном из пароходов, взывая к мести, лежат на прибрежном песке.

Слайд 17

Ученик. Да, здесь трудно жить, больше того: здесь невозможно жить в бездействии. Но жить, сражаясь, жить, убивая врага, - так жить можно, так жить здесь нужно, и так жить мы будем, отстаивая этот город среди огня, дыма и крови. И если смерть у нас над головой, то слава рядом с нами: она стала нам сестрой среди развалин жилищ и плача осиротевших детей.

Слайд 18

В городе нет теперь просто жителей - в нем остались только защитники.

Ученик. …Немцы сбрасывают над городом листовки: «Сдавайтесь!» Листки немецкой бумаги превращаются в пепел еще на высоте в тысячу метров - город сжигает их своим гордым огнем.

В Сталинграде нет крепостей, нет скал и пещер, он вытянулся узкой полосой на голой, открытой со всех сторон земле, и за спиной у него Волга.

Слайд 19

И все же растерзанный бомбами город вышел на бой, и десятки гитлеровских дивизий уперлись в него, как в скалу, скребут танками, долбят самолетами, подтачивают минами, тысячами солдатских трупов падают к его ногам, но город стоит, город сражается. Война на развалинах, на обломках и руинах, враг не виден, но он повсюду. Атаки из подвалов привели к тяжёлым потерям немцев. Жесточайшая форма войны в близкой схватке человек против человека. Война любыми средствами - бутылки с зажигательной смесью.

Слайд 20

Учитель. Вспомните, какой подвиг совершил М. Паникаха?

Ученик. Держись, Сталинград! Если даже не можешь, -

Все же держись и стой!

Держись, Сталинград!

День, тобою, что прожит,

Равен эпохе самой!

Ученик. Но на стороне русских тоже растет отчаяние.

Слайд 21

Красноармеец пишет своим родителям: «Это будут последние слова, которые я вам пишу. Вы меня никогда не увидите, мы расстаёмся навсегда. Я стал каким-то равнодушным, и мне вообще не страшно умирать. Жаль, что этим я причиняю вам боль. Я хотел бы увидеть вас напоследок».

Слайд 22

Ученик. Снайперы - это невидимая опасность подстерегает повсюду в развалинах Сталинграда. Снайперы держали противника в постоянном страхе.

Слайд 23

Немецкий солдат пишет на родину: «У русских есть достойные снайперы. Господи, сделай так, чтобы я никогда не стал их мишенью. Мы замерзаем, но это еще ни зима (середина октября). Что будет с нами зимой, если нас тут оставят? Пресвятая дева, помоги нам вернуться домой». Вскоре этот солдат будет убит.

Слайд 24

Учитель. Назовите знаменитого снайпера, действовавшего в Сталинграде? (В. Зайцев уничтожил около 300 гитлеровцев.)

Слайд 25

Ученик. Странно жил город после дней воздушных налётов. Странным выглядело всё изменившееся, и странным казалось оставшееся неизменным. Странными казались семьи, обедающие на улице, сидящие на ящиках и узлах рядом с развалинами домов, и странно было видеть старуху у открытого окна уцелевшей комнаты с вязаньем в руках, подле фикуса, и дремлющего пышношерстного сибирского кота. Всё казавшееся людям невероятным, немыслимым - всё это свершилось. Исчезли пристани, остановились трамваи, не звонили телефоны, прекратилась работа многих советских учреждений. Не стало сапожных и портняжных мастерских, не стало многих амбулаторий, аптек, школ, часовщиков, библиотек, замолчали радиорепродукторы, не стало театра и кино, не стало привычных магазинов, рынков, прачечных, бань.

Учитель. К середине октября 1942 г. большая часть Сталинграда захвачена путем кровопролитнейших боёв, оборонная промышленность полностью разрушена. Но всё же советские подразделения удерживают небольшие участки на Волге. Такого отчаянного сопротивления никто из немецких захватчиков не ожидал.

Слайд 26

8 ноября 1942 г. Гитлер празднует победу на Волге.

Слайд 27

Ученик. Но нет! В роковые часы гибели огромного города свершалось нечто поистине великое - в крови и в раскалённом каменном тумане рождалось не рабство России, не гибель её; среди горячего пепла и дыма неистребимо жила и упрямо пробивалась сила советского человека, его любви, верности свободе. Именно эта неистребимая сила торжествовала над ужасным, но тщетным насилием поработителей. И с каждым днём среди развалин старого мирного города рос новый город - город войны. Его строили сапёры, связисты, пехотинцы, артиллеристы, ополченцы; оказалось, что кирпич - это строительный материал для баррикад, что улицы нужны не для движения, а для того, чтобы мешать движению, и их пересекали окопами, засевали минами; оказалось, что в окнах домов нужно ставить не цветочные горшки, а станковые пулемёты, что дворы и ворота созданы для снайперских гнёзд, для засад автоматчиков и гранатомётчиков.

Слайд 28

Ученик. Как трудно было умирать
Солдатам, помнящим о долге,
В том самом городе на Волге -
Глаза навеки закрывать.
Как страшно было умирать:
Давно оставлена граница,
А огневая колесница
Войны ещё ни шагу вспять…
Как горько было умирать:

«Чем ты подкошена, Россия?
Чужою силой иль бессильем
Своим?» - им так хотелось знать.
А пуще им хотелось знать,
Солдатам, помнящим о долге,
Чем битва кончится на Волге,
Чтоб легче было умирать…

Слайд 29

Ученик. Враги поняли, что город живьём не взять. Тогда они решили убить его, доконать медленной пыткой. Они поднимали в воздух тысячи тонн бомб и бросали их на улицы и площади, где ещё недавно девушки продавали цветы, на бульвары и парки, где садовники берегли молодые деревья, на базары, где раньше шумно торговались хозяйки, на школы, больницы, жилые дома. Бомбардировки были продуманы тщательно и выполнялись с жестокой аккуратностью. Бомбили последовательно квартал за кварталом, передвигаясь на новый, отмеченный на карте квадрат только после того, как на первом не оставалось уже ни одной целой стены, ни одной крыши, никаких признаков жизни, никаких надежд у людей на возвращение к старому очагу.

Слайд 30

Ученик. Когда камни были перемолоты бомбардировкой, гитлеровцы кинулись в наступление. Город встретил их из развалин пулями, снарядами, гранатами. Они снова зарылись в землю и предали город огню, и Сталинград пылал много дней и много ночей, зарево было видно в степи на пятьдесят километров; с Волги дул ветер, гнавший пламя от здания к зданию. Немцы опять перешли в наступление, но город восстал из пепла, чёрный, обугленный, он жил, он сражался.

Слайд 31

Ученик. И все ж стоял, являя миру
Свое бессмертие в веках!
Всем тем, кто бился: честь и силу
На вечных русских берегах!

Здесь дрались славные герои,
Родимцева богатыри,
Что не жалели жизни, крови -
За Волгой нет для них земли!

Стоял Шумилов, твердо веря
В своих солдат, как сам в себя,
Своим высоким духом меря,
И вражьи полчища дробя.

Стоял Дом Павлова утесом!
Казалось, в нем воюет полк
У самого врага под носом
И как ни бомбили - не умолк!..

Так Сталинград стоял, сражался
И все, кто в нем еще был жив,
Из сил последних выбивался
И в ледяных окопах стыл,

Те верили в свой час расплаты,
Как верит сын в родную мать.
Ведь Жуков здесь, идут солдаты,
Так, значит, будем наступать!

Слайд 32

Ученик. Заводы вошли в линию фронта, они под огнём. Никто не уходит, никто не тушит печей там, где они могут ещё стоять. Тракторный завод в трудную для города пору поднял всех людей, стариков, созвал их к цехам, и они работали 24 часа под бомбёжкой, и многие были ранены; завод нёс потери, как фронт. Через сутки люди, стоявшие у станков, бросили на рубежи обороны двести собранных, исправных пушек. Рабочие сами тащили их в бой. Не хватало орудийных расчётов, и бывшие мастера-оружейники вышли на огневые позиции, стреляли из собственных пушек.

Ученик. Заводы принимали от фронта подбитые танки, тягачи, моторы и через несколько часов возвращали их готовыми к битве. Рабочие вооружались. За три дня сформировался отряд в 900 человек. Он занял свое место на линии обороны, брешь была заполнена, цепь сомкнулась, и немцы сотнями танков не смогли прогрызть дорогу к Волге. Женщины, дети, старики взялись за лопаты и ломы, строили баррикады. Пережившим бомбардировку 23 августа ничего, ничего не страшно.

Слайд 33

Ученик. Бой идет в подвалах, на лестничных клетках, на высоких курганах, на крышах домов, в садах, во дворах - тесно войне в Сталинграде.

Слайд 34

Гитлеровцы гонят дивизию за дивизией, у них много дорог, и в степи есть место для новых могил. Дивизии приходят и вымирают, и гниют в земле фашистские барабанщики, которых вели на парад.

Слайд 35

А город стоит, в развалинах, в пепле, но живой, - стоит стеной на том берегу, и за ним - Волга. Русский город! Россия! Линия обороны проходит здесь через сердца советских людей. Фашисты узнали это очень быстро.

Ученик. Батальоны шли вперед через горы шлака, через развалины домов, мимо гранитного здания заводской конторы, через рельсовые пути. Они шли мимо тысяч безобразных ям, выбитых бомбами, и над головами людей был весь ад немецкой воздушной армии. Железный ветер бил в лицо, и они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?

Ученик. Здесь на улицах и скверах

Громыхает бой;

Кровь горячая смешалась

С волжскою водой;
Почернел в дыму пожаров
Город молодой.


Никогда еще опасность
Не была грозней.
И решает судьбы мира
Битва этих дней.
Люди веруют в победу -
Веры нет сильней.

Мелет мельница стальная,
Жернова гремят.
Но бойцы несокрушимо
Под огнем стоят;
Все народы защищает
Красный Сталинград.

Ученик. Да, они были смертны. Только здесь знают, что такое километр. Это тысяча метров, это сто тысяч сантиметров. Шли бесчисленные батальоны немецкой пехоты, шли тяжелые танки, и пулеметы заливали позиции наших бойцов железом. Пьяные автоматчики лезли с упорством лунатиков. О том, как сражались советские войны, расскажут мертвые тела бойцов, расскажут друзья, слышавшие, как рокотали русские пулеметы, раздавались взрывы русских гранат.

Слайд 36

Расскажут развороченные и сожженные немецкие танки и длинные вереницы крестов с немецкими касками, выстроившиеся повзводно, поротно, побатальонно… Да, они были простыми смертными, и мало кто уцелел из них, но они сделали свое дело.

Слайд 37

Ученик. Об их несгибаемом упорстве больше всего знают сами немцы. Однажды ночью в блиндаж привели пленного. Руки и лицо его, поросшее седой щетиной, были совершенно черные от грязи, превратившийся в тряпку шерстяной шарф прикрывал шею. Это был немец из пробивных отборных частей немецкой армии, участник всех походов, член нацистской партии. После обычных вопросов пленному перевели такой вопрос: «Как расценивают немцы сопротивление на направлении главного удара?» Пленный стоял, прислонившись плечом к каменной стене блиндажа.

«О!» - сказал он и вдруг разрыдался.

Слайд 38

Учитель. 19 ноября 1942 г. русские атакуют с войском более, чем 1 млн. человек, и замыкают кольцо вокруг города, 6-я армия в ловушке. В 7 часов 30 минут русские начали артиллерийскую подготовку залпами реактивных установок «Катюша». 3,5 тыс. орудий и миномётов вели огонь по заранее разведанным целям, наносят противнику тяжёлый урон. Такого по силе артиллерийского удара в истории ещё не было. На расстоянии 50 км можно

Почувствовать, как дрожит земля. Опьянение победой (для русских) и плохие предчувствия (для немцев). Счастливы те, кто отвоёвывает землю назад, ведь они увидят родину, а немцы знали, что их ждёт...

Слайд 39

Ученик. 22 ноября Гитлер узнаёт, что 6-я армия взята в кольцо. 300 тыс. немецких солдат в ловушке. Когда Гитлер услышал, что Сталинград окружён, он приказал любой ценой удержать город. Это был смертный приговор для 6-й армии. И побеждённые и победители понесли большие потери. Война идёт больше года, и Красная Армия впервые переходит в наступление. Соотношение сил изменилось: на 19 ноября у немцев 80 танков, у русских новейших Т-34 1200.

Слайд 40

У русских к этому времени создан крепкий тыл на востоке, за Уралом, из ничего построено сотни новых заводов, на которых трудились в основном женщины по 24-36 часов подряд - без отдыха и часто без еды. Работали у станков и дети - по 10 часов, стоя на ящиках, так как многие не доставали до станка.

Но порой дети не выдерживали и попросту сбегали домой, или шли в кино вместо изнурительной работы, или так уставали, что просыпали. Дети не знали сталинских законов военного времени: опоздание на работу, прогул считались тяжкими уголовными преступлениями. И детей арестовывали, судили, чтоб другим неповадно было. Они получали свои пять лет. В 1942 году в лагеря начали поступать партии детей.

Слайд 41

Ученик. После того, как немецких солдат окружили и они, как говорится, оказались в котле, с этого момента немецкие солдаты познают размеры катастрофы. Война решала судьбы миллионов. Сильные морозы, доходившие до 30 градусов, легкое обмундирование немцев усугубляли положение немецкой армии, начинаются эпидемии - тиф, неслыханные мучения, спали немцы на морозе, голод.

Немецкий солдат пишет на родину: «Я бы никогда не поверил, что лошадь такая вкусная. Голод причиняет боль».

Слайд 42

Ученик. К середине декабря 1942 г. в Сталинграде более 1000 немецких солдат умирает ежедневно, не только в бою, но и от голода и болезней. Русские предпринимают психологический террор, по радиорепродукторам передают одну фразу без конца: «Сталинград - общая могила. Каждые 7 секунд в России умирает немецкий солдат». Всё это предпринимается для того, чтобы немцы поняли, что пощады не будет, русские отвоёвывали свою родину.

Слайд 43

Гитлеровское командование ударом извне стремилось спасти от разгрома войска, окруженные под Сталинградом. Спешно формируется группа армий «Дон» под командованием генерал-фельдмаршала Манштейна (30 дивизий, из них 7 танковых и моторизованных) должны были порвать кольцо окружения. Больше резервов у Вермахта нет.

Ученик. 12 декабря 1942 г. началось наступление нем. войск. Сначала удаётся сделать прорыв, потом ситуация меняется, за 60 км до Сталинграда наступление останавливается.

К исходу 22 декабря наступление немецко-фашистских войск захлебнулось, а на следующий день они перешли к обороне.

Слайд 44

Ученик. 2 февраля 1943 г. все немецкие группировки прекратили сопротивление и сдались в плен. Сталинградская битва завершилась полной победой советских войск.

Враг разбит! Конец печален:

Рухнул немцев «Блау» план.

Был вчера Кавказ оставлен,

А теперь и город сдан!

Турки в панике. Японцы

Шлют свой Гитлеру отказ.

Для фашистов скрылось солнце,

Унеся надежды час.

Слайд 45

Учитель. В городе на Волге война показала себя со своей самой жестокой стороны. Смерть поджидала за каждой стеной. Сталинград - братская могила. Битва отчаяния, в которой погибло 500 тыс. советских солдат, они должны были сохранить Сталинград любой ценой. В Сталинграде погибла целая армия 300 тыс. нем. солдат было взято в кольцо. 2/3 умерло в бою, замерзло, погибло от голода. Те, кто выжил, не забудут вида смерти. 1000 немецких солдат лежали на снегу не погребенными. Самая кровавая битва Второй Мировой войны, закончившаяся катастрофой для немецких солдат.

40 тыс. вывезут самолётами из Сталинградского котла, только 6 тыс. чел вернутся на родину сразу. 100 тыс. немецких солдат - пленные, спустя 13 лет вернутся на свою родину, они заложники этой жестокой войны. Всего и русских, и немецких солдат погибло 700 тыс. человек в Сталинграде.

Слайд 46

Ученик.

И наступила тишина. В дыму,

Бросая в снег скорее автоматы,

Выходят из руин по одному

И группами фашистские солдаты.

Заученно кричат они: «Капут!»

И кверху руки поднимают разом,

И длинной вереницею бредут,

Проходят мимо неуклюжим шагом.

А ветер улюлюкает, свистит

И шелестит лохмотьями мундиров,

И с ветром вверх тормашками летит

Бредовый миф о покоренье мира…

Кончалась ночь… Пора уже, пора!

Куранты бьют сквозь мрак и холод лютый.

Рассвет встречаем праздничным салютом.

Слайд 47

Учитель. Вся Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. В ней погибло, по подсчетам в 1994 г. на международной научной конференции, состоявшейся в Российской Академии наук, большинство экспертов сошлись на таких цифрах: около 8 миллионов 668 тыс. потеряла армия и 18 миллионов - мирное население. Всего примерно 26 миллионов погибших.

Слайд 48

Три города стали символами этой войны - Москва, Ленинград, Сталинград.

Мы потомки, должны помнить, какой ценой завоёвано наше счастье. Низкий поклон всем тем, кто защищал нас.

Слайд 49 -51

Ученик.

Четверть века назад отгремели бои.

Отболели, отмаялись раны твои.

Но, далёкому мужеству верность храня,

Ты стоишь и молчишь у святого огня.

Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал.

Хоть друзей хоронил и хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер - на сердце ладонь

И в глазах, как в ручьях, отразился огонь?

Говорят, что не плачет солдат: он - солдат.

И что старые раны к ненастью болят.

Но вчера было солнце! И солнце с утра...

Что ж ты плачешь, солдат, у святого костра?

Оттого, что на солнце сверкает река.

Оттого, что над Волгой летят облака.

Просто больно смотреть - золотятся поля!

Просто горько белеют чубы ковыля.

Посмотри же, солдат, - это юность твоя -

У солдатской могилы стоят сыновья!

Так о чём же ты думаешь, старый солдат?

Или сердце горит? Или раны болят?

Но вчера было солнце! И солнце с утра...

Что ж ты плачешь, солдат, у святого костра?

Оттого, что на солнце сверкает река.

Оттого, что над Волгой летят облака.

Просто больно смотреть - золотятся поля!

Просто горько белеют чубы ковыля.

Посмотри же, солдат, - это юность твоя -

У солдатской могилы стоят сыновья!

Так о чём же ты думаешь, старый солдат?

Или сердце горит? Или раны болят?

Викторина «Слава Сталинграду!»

Назовите дату начала Сталинградской битвы. (17 июля 1942 г.)

Когда закончилась Сталинградская битва? (2 февраля 1943 г.)

Назовите самый страшный день для города. (23 августа 1942 г. фашистские бомбардировщики совершили более 2 тыс. самолётовылетов)

Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней)

За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (За одну неделю)

Назовите героев Сталинградской битвы, расскажите о их подвигах.

Назовите самые большие памятники защитникам Сталинграда в нашем городе.

В чём значение Сталинградской битвы?

© 2010-2022