- Преподавателю
- Классному руководителю
- Завершающее проектное мероприятие «Елка» по циклу «Растения – часть живой природы»
Завершающее проектное мероприятие «Елка» по циклу «Растения – часть живой природы»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кириленко Н.А. |
Дата | 14.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Работу выполнила:
Кириленко Надежда Андреевна
учитель начальных классов
МБОУ «Партизанская ОШ»
Республика Крым
Завершающее проектное мероприятие «Елка» по циклу «Растения - часть живой природы»
Тема. Елка - лесная красавица.
Чтение.
Я и Украина. Охрана природы.
Труд. Новогодние игрушки, макеты елок.
Цель проекта: способствовать осмыслению учащихся необходимости защиты зеленых насаждений;
учить детей самоорганизации, планированию деятельности; учить обобщать результаты работы, искать различные источники информации;
воспитывать культуру поведения, убеждать в том, что экологическое состояние окружающей среды зависит от каждого гражданина;
учить детей работать в группах.
Проблема : Как отпраздновать Новый год, не принося вреда живой природе.
Оборудование: рисунки. Поделки, сочинения о елке.
Длительность : 3 недели.
Задачи проекта:
- узнать историю празднования Нового года с елкой;
- проследить связь природы и человека;
- ознакомить с произведениями писателей и поэтов о новогодней елке, о Новом годе;
- попробовать свои возможности в самостоятельном написании стихов, сказок, изготовлении поделок;
- провести опрос «Нужна ли «живая» елка на Новый год;
- заботиться об экологической культуре учащихся;
- изучать историческое прошлое.
Рекомендации к проекту.
-
Заранее сформировать творческие группы, которые работают в различных направлениях.
1 группа «Исследователи»- исследует историю празднования Нового года с елкой. ( Шульц Д., Бережная Е.)
2 группа «Трудовики» - изготавливает макеты елок из различных материалов.(Доценко С., Барановский В.)
3 группа « Поисковики» - находят произведения о елке, Новом годе.(Артемова Н., Шикоряк Ж)
4 группа «Экологи» - устанавливают, какую пользу приносят растения, какой вред причиняют люди природе, празднуя Новый год.(Матыцин А.. Богачев С.)
5 группа « Журналисты» - проводят опрос «Нужна ли «живая» елка на Новый год» ( Голотов В., Веисов С.)
-
Провести экскурсию в парк.
Девиз: «Охрану природы я считаю делом святым. Это - сохранение и умножение красоты»
Л.Леонов
Ход мероприятия
1. Орг. момент.
Выглянуло солнышко.
-Здравствуй, золотое!
Расцвели цветы.
- Пусть себе цветут!
Дождик начинается.
- Лей, как из ведра!
- Дети, вам желаю я добра!
- Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте гостей. Работы у нас много, и поэтому предлагаю - не просто слушать, а слышать, не просто смотреть, а видеть, не просто отвечать, а думать, дружно надо работать.
2. Сообщение темы и целей.
Сегодня у нас итоговое мероприятие «Елка» по проекту «Растения - часть живой природы».
Мы говорили о пользе природы, о ее красоте, о том, как поэты воспевают эту красоту в стихах. А сегодня мы поговорим о том, как природу беречь и как мы - маленькие граждане страны - можем сберечь природу, узнаем историю празднования Нового года, прослушаем информацию о деревьях, услышим легенды и стихи.
Сегодня будут отчитываться наши группы» Исследователей», «Трудовиков», «Поисковиков», «Экологов», «Журналистов».
-
Мотивация деятельности уч-ся.
- Прочитайте девиз. Что такое природа? А почему нужно охранять природу? Как вы понимаете эти слова?
Сегодня у нас необычное мероприятие, потому что мы отправимся на встречу веселого праздника, а какого вы догадаетесь, когда соберете рассыпавшиеся слова. (Дети из отдельных букв собирают надпись «Скоро Новый год»)
-
Постановка проблемы
Все дети и взрослые любят Новый год. А что же мы берем у природы, чтобы Новый год был настоящим, хорошим праздником? Вы ответите на этот вопрос, отгадав загадку.
За рекой росли, их на праздник принесли.
На веточках - иголочки.
Что же это? ... (елочки)
Какое настроение вызывают у вас слова «елка», «Новый год»? (Ответы детей)
Создание проблемной ситуации
Вспомните наш девиз. Возникает проблема: как праздновать Новый год с елкой и не навредить природе? Разве мы приносим ей вред, когда украшаем ее? Сегодня поработаем над этой проблемой.
-
Фронтальная работа
Создание ассоциативного куста.
Что вы видите, когда слышите слово «елка»?
Лес птицы животные воздух
Елка
Красота праздник парк санаторий
- Молодцы. Много знаете. Сегодня даже представить трудно, что это символ Нового года совсем таким не был, даже запрещался. В наше время существует такой стереотип, что главный атрибут Нового года - это елка. Однако, навряд, ли кто-то задумывался над тем, почему мы украшаем елку, водим хоровод, да почему рубим елку, не другое дерево.
Конечно - так заведено, это традиция, которую мы не хотим менять. А откуда она пришла, нам сегодня расскажут наши «Исследователи».
Отчет «Исследователей»
1-й ученик
Мы провели исследовательскую работу, и установили, что в переводе с древнеславянского языка «елка» значит «колючая».
Учитель
Почему мы празднуем Новый год с елкой? Первое упоминание о елке связано с религиозным образом Святого Бонифация. Однажды он читал проповедь на Рождество и, что бы убедить людей в том, что дуб - это не священное не неприкосновенное дерево, он срубил его. Когда дуб упал, он свалил на своем пути все деревья, кроме молодой елки. Бонифаций представил выживание елки как чудо и воскликнул: «Пусть будет это дерево - деревом Христа!»
1-й ученик. Всегда ли Новый год праздновали 1 января?
Новый год, первый день года, почти во всех христианских странах празднуется 1 января. Славяне встречали Новый год плясками и песнями, шутками ряженых и веселыми играми.
До принятия на Руси христианства Новый год отмечался весной. Вместе с христианством пришел из Византии принятый там юлианский календарь, но в Византии год начинался 1 сентября, а на Руси до конца 15 века сосуществовали весенний (мартовский) и осенний (сентябрьский) начала года. В сентябре 1492 года первый церковный Собор, созванный в Москве, принял решение об окончательном переносе начала года с марта на 1 сентября. После указа Петра 1 о реформе календаря установился обычай праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января.
Традиция встречи Нового года восходит к древним римлянам. Новый год отмечают 1 января многие народы мира, люди разных верований, обычаев, национальностей встречают его с особенным волнением и надеждами, ждут чудес, так как это день благоприятного предзнаменования.
2-й ученик. Почему без елки не принято встречать Новый год?
С этим праздником люди связывают самые большие надежды и мечты, подводят итоги прошедшего года. И когда мы желаем друг другу: «С Новым годом! С новым счастьем!», то, сами того не подозревая, «колдуем», вселяя добрыми пожеланиями новую надежду, мечту, ожидания, воздействуя на эмоциональное и духовное очищение и как бы давая установку на счастье, здоровье, благополучие, молодость.
Считается, что без елки нет в доме праздника. Почему именно елка? Наши далекие предки относились к деревьям, как к живым существам, и наделяли их возможностью творить добро и зло, считая, что в вечнозеленых ветвях ели зимуют добрые духи, люди несли им подношения, украшали пушистые ветви подарками. Отсюда и пошел обычай украшать душистую ель. Этот обычай родился у жителей древней Германии. Немцы считали, что ель - священное дерево и что в его ветвях обитает добрый «дух лесов» - защитник правды. Зеленая в любое время года, ель олицетворяла бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие, достоинство. Сама ель и ее шишки были символами жизни, восстановления здоровья.
После указа Петра 1 «О праздновании Нового года» по европейскому обычаю, ель становится символом новогоднего праздника на Руси. В Петровском указе писалось: «… по большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным хотя бы каждому по деревцу или ветви на вороты или над храминою своею поставить».
Елка же уверенно пришла с середины прошлого века. Наряженная красавица впервые засветилась огнями в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерининского дворца.
Нынче по обычаям и традициям наряженную ель стремятся установить даже в тех краях, куда ее надо привозить издалека, например, в Средней Азии.
1-й ученик : Мода на елки вспыхнула мгновенно и быстро завоевала почти все слои населения буквально за 5-7 лет.
Сначала вечнозеленые красавицы появились в императорских дворцах Франции, Германии, Англии, России.
2-й ученик: Сначала елочные украшения были только съедобными: яйца, сладости, орехи. А с 17 века их начали изготавливать из несъедобных материалов: золотили елочные шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тонким шаром краски. Так же использовали бумажные цветы, искусственные изделия из ваты, серебряной фольги. (Рассматривание выставки игрушек, открыток)
Учитель: Новый год - это красивый праздник. О нем написано много стихов, рассказов, сказок. И об этом нам расскажут «Поисковики»
Отчет «Поисковиков»
1-й : Мы провели поисковую работу и нашли много произведений о елке и Новом годе. Прочитали рассказы, стихи, песни, сказки.
2-й: О новогодней елке существует много легенд. В одной из них говорится, что Иисус Христос родился в убогой пещере. Все - и ангелы, и люди, и растения - старались заглянуть внутрь, чтобы увидеть свершившееся чудо.
Когда пальма и маслина, которые росли у самого входа в пещеру, решили войти внутрь и поклониться божественному младенцу, скромная елочка попросила взять ее с собой.
- Куда тебе!- Ответили ей масли и пальма, презрительно посмотрев на нее.
Этот разговор услышал ангел, который сказал:
- не бойся, милая елочка, я возвеличу тебя и украшу больше твоих сестер!
Он сделал звездам знак, и те одна за другой стали скатываться на зеленые ветви еле. И через мгновение вся она засияла блестящими огнями. С тех пор и повелось украшать на Новый год елку. Так, во всяком случае, говорит легенда…
3-й : А вот легенда о происхождении серебряной мишуры.
Когда-то давным-давно жила-была бедная женщина, у которой было много детей. Как-то в канун Рождества она украшала елку. Но украшения были скромные. Ночью на елке побывали пауки, переползая с ветки на ветку, оставили после себя паутину. Зная доброту женщины, Христос решил ее наградить и благословил дерево. В результате, паутина превратилась в сияющее серебро.
Учитель: Послушайте стихи нашей крымской поэтессы Лидии Огурцовой.
Ученик Новый год! Новый год!
Белые снежинки.
Он торопится, идет,
Рассыпая льдинки.
А вокруг зима метет,
Провожая осень.
Детский праздник к нам идет
По верхушкам сосен.
Ученик Новый год! Новый год!
Зажигает свечи.
Пусть вам счастье принесет
Новогодний вечер!
Бой часов, салют с небес,
Снежные оковы
Старый год растаял весь-
На пороге Новый!
Учитель. Вот видите, как все любят Новый год. А к «Поисковикам» пришли «Экологи», что бы продолжить работу по решению нашего вопроса. А кто знает, кто такие экологи? ( Люди, которые защищают природу)
Скоро праздник. Которого ждут и дети, и взрослые - Новый год! Главным атрибутом была и до сих пор остается елка. Об этом даже в сказках говорится. ( Просмотр фрагмента из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)
Именно в это время начинают свою «работу» браконьеры. Ребята, кто такие браконьеры? ( ответы детей)
Именно они нанося большой вред нашим крымским красавицам -соснам крымским. ( Демонстрация фотографий сосны крымской)
1-й: Сосны широко распространены, растут они на песках, в горах. При благоприятных условиях в высоту они достигают 30-40 метров и живут до 350-400 лет. Хвоинки живут по 2-3 года, а потом опадают.
Древесину сосны используют в виде досок, брусьев в домостроении, судо- и вагоностроении, для изготовления мебели.
2-й : Молодые шишки содержат витамин С, лечат от цинги. Сосновые леса выделяют в атмосферу много летучих веществ - фитонцидов. Эти вещества убивают болезнетворные бактерии. Установлено, что один гектар леса выделяет за сутки 4 кг фитонцидов. А за год поглощает из воздуха 36 тонн пыли, и выделяет 3 тонны кислорода.
А вы знаете, что нужно 12 лет, чтобы выросла сосна, которую можно украсить на Новый год?
Учитель. «Новый год - сказочный праздник, во время которого осуществляются все желания»- так говорят родители детям, а после наступления Нового года, дети находят подарки под елкой, а через две недели елку выбрасывают на свалку. И вот возникает вопрос: «А о чем мечтает елка в лесу под Новый год?» Многие думают, что она мечтает стоять украшенной у них в комнате. Мы выяснили что и возле нашей школы растут новогодние красавицы. ( демонстрация фотографий с уцелевшими деревьями, и деревьями, пострадавшими от рук браконьеров)
- посмотрите и скажите, о чем мечтают эти деревья? Что они хотят сказать людям?
- Ребята, так какой мы дадим ответ елке? (ответы детей)
-Так есть ли у нашей красавицы елки шанс на спасение? Эстафета переходит к «Трудовикам».
Отчет «Трудовиков»
1-й. Елки можно спасти! Если человек хочет оригинально отпраздновать Новый год, можно посадить возле дома деревце и его украшать. Можно купить искусственную елку, которая будет служить много лет. В последнее время появилась новая услуга - продажа елок в горшках. Такое деревце можно высадить после праздника в почву , и оно будет расти.
2-й: Можно сделать оригинальный букет из веток, это сохранит дерево.
( демонстрация букета) А можно сделать вот такие деревца самим.
( демонстрация поделок елок из различных материалов)
Но если вы решили все же купить елку, то покупать ее нужно у людей, которые имеют документы на право продажи.
Учитель. А «Журналисты» провели опрос в нашей школе. Послушаем их.
Отчет «Журналистов»
1-й. Мы провели опрос в нашей школе : «Нужна ли «живая» елка на Новый год.
«Да» сказали ……
«Нет» сказали …..
«Не знаю» сказали ….
«нет» сказали потому, что ……..
2-й. Новый год- это веселый праздник для всех. Но не каждый человек понимает, что срубив дерево, он наносит непоправимый вред природе. Нужно сажать деревья, а не рубить. Этим мы сделаем нашу Родину богаче и красивее.
Дети. Мы уверены, что новогодние красавицы останутся в лесу, а Новый год принесет в наш дом радость, счастье, добро и здоровье.
-
Итог.
Так можно ли отпраздновать Новый год и сохранить елки?
Рефлексия.
У вас вырезаны новогодние шары для елки. Напишите, какие чувства у вас возникли по отношению к елке, к празднованию Нового года и сохранению этих красавиц.