Текстовый документ к презентации

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Большеболдинская средняя общеобразовательная

школа имени А.С. Пушкина.












Классный час

«Я - гражданин России»











Осинина Наталия Александровна,

учитель математики













2010 - 2011 уч. год

Цели:

  1. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность трудовым и боевым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости.

  2. Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за своё поведение и поступки окружающих.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование, проектор.

  2. Запись гимна РФ.

Оформление доски:

  • А что такое гражданин?

Отечества достойный сын. Н.А.Некрасов

  • Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо

Отечества, на благо своего народа.

  • Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится «винтиком», обладающим своим «отверстием». Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Ход классного часа.

Вступительное слово классного руководителя:

-Сегодня тема нашего классного часа «Я-гражданин России» (слайд 1). Обратите внимание, я не поставила никакого знака в конце предложения. Что же поставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный восклицательный знак? Давайте решим это вместе в конце классного часа и поставим нужный знак препинания.

Цель (слайд 2)

- Итак, разговор пойдет о ней, о Родине. Родина не всегда занимает в жизни человека почетное и важное место. Особенно тогда, когда она рядом, когда ты ею дышишь, пьёшь воду из её родников, осязаешь и ощущаешь её красоты, слышишь родную речь. Но стоит только на некоторое время оказаться вдали от неё, ты видишь её во сне, вспоминаешь , всё то хорошее и даже плохое, что было с ней связано.

Легко ли жить без Родины? На этот вопрос есть только один ответ: трудно. Кто-то может ответить отрицательно: нет, легко. От чего это зависит? Это зависит от многих вещей и, в первую очередь, от того, какие мы патриоты своей Родины, насколько мы любим её и дорожим ею. Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради теплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваются из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам. Ведь в родных местах всё легко даётся, не зря говорят, что человек может умереть от тоски по родным местам.

«Когда на меня навалилась беда»(читает учащийся)

Когда на меня навалилась беда

И шёл я по отчему краю,

«Отдай свою боль мне», - сказала вода,

По горному склону стекая.

Сказала мне высь: «Обернись к небесам,

И в сердце растает тревога».

«Спокойно иди, я тебя не предам!» -

Тихонько шуршала дорога.

«Взгляни на мои голубые снега», -

Чуть слышно гора мне шептала.

«Приляг на траву», - поманили луга.

Прилёг я, и легче мне стало.

И стало всё просто, и понял я вдруг:

Иного не надо мне рая,

А только б дорога, да речка, да луг,

Да небо родимого края.


- Родина- это слово с детства знает каждый.

- Что такое Родина?( место, где ты родился, где вы живете со своими родителями, со своими друзьями. У каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.

-Велика наша Родина. Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства - её зелёный наряд - леса. И имя нашей большой Родине - Россия.(слайды 3-17. На фоне этого звучит стихотворение «Есть у России березоньки белые»)

Есть у России березоньки белые,

Кедры, забывшие, сколько им лет.

Горы, от вечных ветров поседелые,

Реки, которым названия нет.

Есть соловьиные песни, бессвязные,

Зори полей и огни городов.

Есть у России сердца безотказные,

Мудрые руки ее мастеров.

Солнышко глянет иль вьюга завьюжится,

Слушай просторы и вольно дыши.

Есть у России солдатское мужество,

Вечный огонь материнской души.

-Как прекрасна наша страна, и это лишь мельчайшая доля этого.

- У России как и у каждой другой страны есть свои символы.

-Что такое символ?(условный знак или изображение)слайд 18

-Какие государственные символы вы знаете?(герб, флаг и гимн)

- Только в 20 веке во всём мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн, которые сплачивают и объединяют весь народ. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу , флагу и гимну - это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце 15 века, первый флаг - в 18 веке, а первый гимн - в 19 веке.

- Давайте вспомним о каждом из них, что они обозначают, об истории их возникновения.

Слайд 19- Русское слово «герб» происходит от немецкого слова, которое в переводе означает «наследство». На красном щите распростер крылья золотой двуглавый орёл под двумя коронами - двумя малыми и одной большой. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла -скипетр(жезл), в левой - держава (золотой шар с крестом).На груди орла мы видим изображена г серебряного всадника в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным копьем черного дракона. Двуглавый орел - один из древних символов власти, могущества, мудрости. Недаром орла называют царем птиц.

В 17 веке на гос. Гербе появились три короны, скипетр и держава. Тогда три короны обозначали единство трех царств, вошедших к тому времени в состав России: Казанского, Астраханского и Сибирского. Скипетр и держава были знаками царской власти. В наши дни изображения на гербе придают другой смысл. Россия расположена в двух частях света -Европе и Азии, поэтому и повернуты головы орла в разные стороны: одна в сторону Европы, другая в сторону Азии. Короны, соединенные лентами, скипетр и держава в лапах орла говорят о сильной власти и единстве государства. Всадник, поражающий копьем дракона -готовность народа встать на защиту родной земли.

Флаги появились в глубокой древности. Старинное название флага, знамени - стяг. Под боевыми стягами выступали на врага древнерусские воины. Своим рождением рос. Флаг обязан отечественному флоту. Впервые в России бело-сине-красный флаг появился в конце 17 века на первом боевом корабле «Орел». Такой порядок расположения цветов, как сейчас, ввел Петр Первый. По его указу в 1705 году трёхцветный флаг был поднят на мачтах торговых кораблей. Гос. Флагом он стал в конце 19 в. Как можно объяснить символику цветов на Рос. Флаге? Внизу расположен мир земной - символ отваги и мужества, а также символ красивого, выше мир небесный - символ богоматери, ещё выше - мир божественный, символ чистоты и благородства. 22 августа - День Государственного Флага РФ.

Подошла очередь поговорить о главной песне. «Гимн» - слово греческого происхождения, оно означает «торжественную, хвалебную песню». Текст нового гимна был утвержден указом Президента России В.В.Путина 30.12.2000г. АвторькА.В.Александров и СВ. Михалков.Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения - такова идея гимна. А теперь я предлагаю послушать Гос. Гимн России и исполнить.

-Дайте определение понятию «гражданин», что включает в себя это понятие?

- Что означает слово "гражданин"? слайд 20

(Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).

- Кого можно назвать гражданином по рождению, а кого Гражданином с большой буквы?

- Какие понятия включает в себя слово»гражданин»?(слайд 21)

  • Патриотизм

  • Боль за родную природу

  • Высокая нравственность

  • Любовь к родной природе, земле, близким, своей Родине

- На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, времена,

гордились своей принадлежностью к ней.

Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян, и в мирное время.

Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью "Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому".

- Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

- Прежде, чем ответить на эти вопросы, вспомним фильм «Мы из будущего» (было домашнее задание - посмотреть фильм).

-Борман, Череп, Чуха и Спирт - «черные копатели». Они занимаются поиском орденов времен ВОвойны с целью их последующей продажи. Однако волею судеб они попадают в пекло боев 1942 года, где будут вынуждены сражаться вместе с советскими солдатами против немецких солдат. Ещё час назад один продавал ордена, а другой - гордо демонстрировал наколку в виде стилизованной свастики - и вот уже они со страхом, но всё-таки не щадя себя, ползут под пулями, чтобы взорвать ДОТ и освободить дорогу.

- Можно ли каждого из этих людей назвать Гражданином в начале фильма, ведь они интересуются историей, своими корнями?

- Почему им пришлось остаться до сцены наступления?(показано, как прочувствовали патриотизм)

- Как вы думаете, как бы вы себя проявили в данной ситуации?(обсуждаются все варианты ответов детей)

- Что же можно назвать гражданственностью?

- Гражданственность не прячется за словами, это внутренняя позиция человека, это состояние души. «Быть гражданином» - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на её процветание.слайд 22

- Что же как гражданин России должен каждый из нас знать:слайд23

1. приумножать богатства

2. знать права

3. выполнять обязанности

4. любить свою Родину

5) защищать Отчизну

6) беречь природу

7) гордиться культурой, языком.

- А вот теперь каждый в душе у себя поставьте знак, который на данный момент выражает его позицию Человека -Гражданина: либо это будет утвердительная точка, либо сомневающийся вопросительный знак, либо восхитительный восклицательный знак.слайд24

- Распределите свои желания на три группы

Учащимся дается заготовка таблицы(даётся время на заполнение, заслушиваются ответы)

Чтобы вы пожелали..



…для себя

… для близких людей

… для Родины


Раздаётся памятка слайд 25,26

Памятка

1. Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой ты живешь и твои родители, где зародилась ваша родословная.

2. Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.

3. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.

4. Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь

5. Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой ты живешь и твои родители, где зародилась ваша родословная.

6. Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.

7. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.

8. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.

9. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.

10. Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной России!

- Спасибо! Молодцы!

Стихотворение «Берегите Россию» Е. Синицына

Берегите Россию, нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе


© 2010-2022