«Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданского сознания школьников»

Данный материал публикуется в помощь классному руководителю в организации внеурочной деятельности: патриотические клубы, школьные музеи, кружки и.т.д. Предлагаемый методический материал может быть использован для проведения классных часов, для участия в конкурсах, для проведения конференций по патриотическому воспитанию. В статье указана ссылка на школьный сайт, который может служить дополнительным источником информации для педагога. Методический материал  также может быть использован педагогами...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданского сознания школьников»



Автор: Куренкова Марина Дмитриевна, учитель английского языка МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»


1. Обоснование актуальности темы:

Гражданственность традиционно рассматривают как качество, означающее активную жизненную позицию. Это качество не дается сразу, а формируется постепенно, по мере складывания и развития личности. Одной из целей гражданского образования молодежи является формирование патриотизма как чувства уважения к своей Отчизне и своей малой родине. Очевидно, что на уровне каждого образовательного учреждения необходимы и возможны систематизированные действия в данном направлении, учитывающие не только международные и государственные установки, но и региональные особенности, традиции и культуру данного образовательного учреждения.

В последнее десятилетие наши воспитанники, уч-ся оказались в некоем идеологическом вакууме: ушла коммунистическая идеология, на смену пришел хаос. В школе не осталось пионерской и комсомольской организаций, но появились отростки молодежных организаций, субкультур (иногда экстремистского характера, иногда абсолютно безыдейные, а значит уводящие в пустоту), религиозные секты получили большую свободу действий и пытаются повлиять на умы школьников. Напрашивается вывод: детям нужна идеология, а воспитание гражданина и патриота начинается с любви к своей малой родине.

В сложившейся ситуации работа по данному направлению должна строиться на следующих принципах:

- не должно быть идеологической пустоты;

- необходим системный, планомерный, перспективный подход;

- необходима разная направленность в работе на учебном, внеурочном и социальном уровнях.

2. Из опыта работы МКОУ «Лицей села Верхний Мамон» по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся:


Работа ведется по различным направлениям:

1. Краеведческая и поисковая деятельность.

Деятельность краеведческого музея лицея.

Краеведческий музей Верхнемамонской средней школы был создан в 1967 г. В музее имеются три раздела:

1. История Верхнемамонского лицея.

2. Великая Отечественная война.

3. Уголок старины.

Раздел 1.

В разделе представлены материалы по истории народного образования села Верхний Мамон со времени открытия народного училища в 1851 г. до наших дней. В нем экспонируются:

- хроника развития народного образования в Верхнем Мамоне,

- документы и фотографии Верхнемамонской земской школы (1864-1918),

- документы и фотографии Верхнемамонской школы крестьянской молодежи (1927-1935),

- документы и фотографии по открытию Верхнемамонской средней школы в 1935 г.,

- первые выпуски Верхнемамонской средней школы (1937-1941 гг.),

- Верхнемамонская средняя школа в годы Великой Отечественной войны. Фотографии выпускников школы, погибших на фронте.

- документы и фотографии Верхнемамонской средней школы (1946-1991 гг.)

(фотографии учащихся всех выпусков, учебно-воспитательная деятельность педагогического коллектива, летний отдых детей, трудовое воспитание, фотографии выпускников школы, награжденных правительственными наградами),

- списки и фотографии золотых и серебряных медалистов,

- документы и фотографии Верхнемамонской школы-колледжа и лицея (1991-2007 гг.).

- фотографии педагогического коллектива разных лет,

- фотографии Заслуженных учителей РФ, работавших в школе.

Помимо этого, собраны и экспонируются (разных лет, начиная с 1937 г.), альбомы, учебники, школьные тетради, детские рисунки и прикладное рукоделие детей, школьные принадлежности.

Раздел 2.

В разделе отражена история Великой Отечественной войны на территории Верхнемамонского района:

- карты и схемы (подлинные и художественные) Среднедонской наступательной операции «Малый Сатурн» на территории района в декабре 1942 г.,

- командный состав операции,

- описание, документы, фотографии, схемы

- художественные портреты и картины

- стенды о подвигах Героев Советского Союза В. Н. Прокатова и И. И. Харланова;

- стенд о верхнемамонцах, Героях Советского Союза;

- стенды о верхнемамонцах, награжденных орденами Красного Знамени, Славы трех степеней, Красной Звезды, Отечественной войны;

- стенды о выпускниках колы, погибших на фронте;

- списочный состав женщин, участниц войны;

- списочный состав верхнемамонцев, принимавших участие в штурме Берлина;

Итоги поисковой деятельности уч-ся:

- «Живая летопись войны» в 2 томах (анкеты участников войны);

- «Книга Вечной Памяти Верхнемамонского района Воронежской области», подготовленная к изданию.

1 часть - «Павшие за Отечество» (о погибших земляках),

2 часть - «Павшие на Верхнемамонской земле».

Дополнительно установлено 1056 новых имен верхнемамонцев, погибших на фронте; (в 1994 г вышла в свет Книга памяти Воронеж.обл. - были ошибки …)

- накопительные папки, альбомы, воспоминания, переписка; аудио и видео альбомы

- вещественные экспонаты времени Великой Отечественной войны.

Уч-ся лицея работают в архивах гг.Москвы, Подольска (архив Минобороны), Воронежа, в местных архивах ЗАГС, с/с, пенсионного фонда.

Готовится к выходу книга «Мы, верхнемамонцы…» о судьбах тружеников, героев войны и труда, знаменитых людях родного края за 300 летний период.

Каждое лето работает гуманитарный и экологический лагерь.

- по материалам музея и памятным местам Верхнемамонского района снят видеофильм «Память». Презентация состоялась 8 мая 2007 г.

Сейчас фильм представлен на областной конкурс «Человек в истории. Россия-век 20»

- уч-ся 11 кл. Прокопов Е. участвует во всероссийском этапе данного конкурса в номинации «Экспонат краеведческого музея». Тема: «Ваш муж погиб смертью храбрых…»

- музей посетили делегации из Кантемировского района, преподаватели ВГУ, официальные гости района. Всего за учебный год музей посетили более одной тысячи человек.

- родилась новая традиция - выпускники лицея перед последним звонком посещают музей,

- проведены экскурсии по Верхнему Мамону, на Осетровский плацдарм, на высоту 191,1; в села Дерезовка, Гороховка, Ольховатка.

Раздел 3.

В разделе экспонируются:

- археологические находки, обнаруженные на территории Верхнемамонского района (орудия труда древнего человека, керамика, кости мамонта),

- предметы крестьянского быта 19 века,

- предметы прикладного рукоделия,

- коллекции монет и денежных знаков.

2. Традиционные школьные акции: «Вахта памяти» (торжественные

мероприятия в дни воинской славы России), «Дом без одиночества»

(помощь семьям ветеранов войны и труда), «Звезда на доме ветерана»,

«Забытые могилы» (поисковая деятельность), «Зеленый обелиск»

(благоустройство памятников села), «Рука в руке» (проведение

благотворительных ярмарок).

3. Традиционные общешкольные мероприятия: «Факельное шествие» в день

16 декабря, годовщину операции «Малый Сатурн», круглый стол с

воинами-интернационалистами и призывниками, выступление школьной

агитбригады, поездки по Воронежскому краю и России (Москва,

Волгоград, Курская дуга, Куликово поле, Прохоровка и т.д.).

4. Сотрудничество с райвоенкоматом, советом ветеранов, администрацией

районного совета, школами-спутниками округа.

5. Работа школьной радиогазеты, печатного органа «Лицеист» ( в лицее есть

своя типография), выпуск боевых листков и постеров к Дням воинской

славы России.

6. Участие в областных и всероссийских конкурсах и акциях по духовно-

нравственному и патриотическому воспитанию. Уч-ся лицея-

неоднократные призеры. Вы можете ознакомиться с нашими

достижениями на нашем сайте в Интернете по адресу vmlicey.narod.ru

7. Сотрудничество с православной церковью.

8. Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию ведется во

взаимодействии с деятельностью по направлениям «Культура» и «Семья».

© 2010-2022