Конспект урока самопознания в 10 классе В ладу с самим собой

Тема В ладу с самим собой.Ценность:Ненасилие .        Качества :честность, правдивость, любовь и сострадание ко всему окружающему. Цель:углубить представление о ценности ненасилие, как о движущем факторе развития человеческих взаимоотношений Задачи: -раскрыть значимость гармонии в отношениях с самим собой через следование голосу совести; -развивать честность, правдивость, как необходимые качества для чистой совести; -воспитывать  любовь и сострадание ко всему окружающему.Эти важные черты необходимо воспитывать с самого детства, а теперь только корректировать и видоизменять.      
Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока «Самопознание»

Школа___________________Дата Тема В ладу с самим собой.

Ценность Ненасилие Качества честность, правдивость, любовь и сострадание ко всему окружающему

Педагог Класс 10 Кол-во уч-ся

Цель: углубить представление о ценности ненасилие, как о движущем факторе развития человеческих взаимоотношений

Задачи:

-раскрыть значимость гармонии в отношениях с самим собой через следование голосу совести;

-развивать честность, правдивость, как необходимые качества

для чистой совести;

-воспитывать любовь и сострадание ко всему окружающему.

Ресурсы:(материалы, источники

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой. «Свет»

Проверка опережающего домашнего задания (чтение

«Сказки о волшебнике» с. 31-33)

Вопросы:

  • Перечислите черты характера, присущие Волшебнику?

  • Как вы понимаете слова «прислушаться к собственному ритму»?

  • В чем заключается главный секрет Волшебника?

  • В чем секрет гармонии человека с самим собой и миром?

Примечания

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Ненасилие означает безграничную любовь, что в свою очередь означает безграничное сострадание.

Махатма Ганди

Вопросы:

-Как вы понимаете слова «безграничная любовь»?

-Как вы понимаете слова «безграничное сострадание»?


  1. Рассказ учителя (подарок) «Притча о кофе»

Однажды дочь старца обратилась к отцу:

- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил…

-Что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли.

- Что изменилось? - спросил он свою дочь.

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила она.

- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи.

Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка.

- Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…

- А кофе? - спросила дочь.

- О! Это самое интересное!

Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.

Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации…

Вопросы:

  • Какие выводы сделала дочь из опыта отца?

  • Какие категории людей описываются в этой притче?

  • К какой категории людей вы отнесли бы себя и почему?

  • Какой принцип изменения окружающего мира демонстрируют нам зерна кофе?


  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Ненасилие в воспитании.

Рассказ учителя:

История из жизни Аруна Ганди.

Доктор Арун Ганди - сын Махатмы Ганди и основатель Института Ненасилия имени Ганди, в своей лекции 9 июня в Университете Пуэрто Рико, в качестве примера о ненасилии в отцовстве рассказал следующую историю: Мне было 16 лет и я жил с родителями в институте, основанном моим дедом, в 18 милях от Дурбана, Южная Африка, в центре сахарной плантации. Мы жили в самой глубинке и у нас не было соседей, у меня было две сестры и мы всегда с нетерпением ждали возможности поехать в город, чтоб встретиться с друзьями или посмотреть фильм.

Однажды отец попросил меня отвезти его в город на конференцию на весь день и я поспешил воспользоваться возможностью. И так как я ехал в город мама дала мне список продуктов, которые надо было купить и так как я собирался провести весь день в городе отец попросил меня закончить некоторые подвисшие дела, как например, заехать в автомобильный сервисный центр. Когда я высадил папу тем утром, он сказал мне: «Встретимся здесь в17 вечера и поедем домой вместе.»

Я в спешке выполнил все поручения и сразу же направился в ближайший кинотеатр. Я так увлекся двухсерийным фильмом Джона Уэйна, что совсем забыл о времени. Когда я вспомнил было уже 17.30. Пока я забежал в гараж за машиной и добрался до места, где ждал меня отец, было уже 18.00

Он взволнованно спросил меня: «Почему ты опоздал?» Мне было так стыдно признаться ему, что я смотрел вестерн Джона Уэйна, что я сказал:

«Машина не была готова и мне пришлось ждать», не догадываясь, что он уже позвонил в гараж.

Уличив меня во лжи, он сказал:

Работа в группах.

  • Выдвинуть свою версию развития событий.

  • Выступление каждой группы и обсуждение выдвинутых версий.

Рассказ учителя. Окончание истории

«Что-то пошло не так в том, как я воспитал тебя, что не дает тебе уверенность говорить мне правду. И чтобы разобраться в том, в чем я был не прав, воспитывая тебя, я пойду домой пешком 18 милей и подумаю об этом.»

И одетый в свой костюм и туфли он пошел домой по темной и в большинстве своем не асфальтированной и неосвещенной дороге. Я не мог бросить его и в течение пять с половиной часов я ехал за ним, видя как отец проходит через агонию, из-за глупой лжи, произнесенной мной.

И прямо тогда и прямо там я принял решение никогда больше не говорить неправду. Я часто вспоминаю о том случае и задумываюсь, если бы он наказал меня тогда так, как мы наказываем своих детей, извлек ли бы я тогда урок или нет. Не думаю. Я бы выстрадал то наказание и продолжил бы поступать так же. Но это одно действие, в котором отсутствовало насилие имело такую силу, и до сих ее имеет, как будто это произошло вчера.

Такова сила ненасилия.

Вопросы:

- Почему Махатма Ганди наказал не сына, а себя?

- Как вы думаете, сможете ли вы быть такими родителями, как Махатма Ганди?


  1. Групповое пение.

«Замыкая круг»

Сл. М.Пушкиной, муз. К.Кельми

Вот одна из тех историй, о которых люди спорят,

И не день, не два, а много лет.

Началась она так просто, не с ответов, а с вопросов -

До сих пор на них ответов нет.

Почему стремятся к свету все растения на свете?

Отчего к морям спешит река?

Как мы в этот мир приходим, в чем секрет простых мелодий? Нам хотелось знать наверняка

Припев:

Замыкая круг, ты назад посмотришь вдруг,

Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.

Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди.

Камни пройденных дорог сумел пробить росток.

Открывались в утро двери, и тянулись ввысь деревья.

Обещал прогноз то снег, то зной.

Но в садах, рожденных песней, ветер легок был и весел

И в дорогу звал нас за собой.

Если солнце на ладонях, если сердце в звуках тонет-

Ты потерян для обычных дней.

Для тебя сияет полночь, и звезда и спешит на помощь,

Возвращая в дом к тебе друзей.

Припев:


  1. Домашнее задание.

Прочитайте биографию М.Ганди. Напишите эссе на тему: «Проявление ненасилия, которое встречалось в моей жизни», стр 19 тетради.


  1. Заключительная минута тишины.

Ребята, давайте закроем глаза и впомним о каких духовных качествах Человека с большой буквы мы сегодня с вами говорили и сохраним их в своих сердцах.


Как бы вы себя чувствовали на месте Аруна Ганди?

Хотите ли вы, чтобы ваши родители воспитывали вас по принципам ненасилия?


© 2010-2022