- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект урока самопознания в 10 классе В ладу с самим собой
Конспект урока самопознания в 10 классе В ладу с самим собой
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Федотова Т.Б. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План урока «Самопознание»
Школа___________________Дата Тема В ладу с самим собой.
Ценность Ненасилие Качества честность, правдивость, любовь и сострадание ко всему окружающему
Педагог Класс 10 Кол-во уч-ся
Цель: углубить представление о ценности ненасилие, как о движущем факторе развития человеческих взаимоотношений
Задачи:
-раскрыть значимость гармонии в отношениях с самим собой через следование голосу совести;
-развивать честность, правдивость, как необходимые качества
для чистой совести;
-воспитывать любовь и сострадание ко всему окружающему.
Ресурсы:(материалы, источники)р
Ход урока:
-
Орг.момент. Позитивный настрой. «Свет»
Проверка опережающего домашнего задания (чтение
«Сказки о волшебнике» с. 31-33)
Вопросы:
-
Перечислите черты характера, присущие Волшебнику?
-
Как вы понимаете слова «прислушаться к собственному ритму»?
-
В чем заключается главный секрет Волшебника?
-
В чем секрет гармонии человека с самим собой и миром?
Примечания
-
Позитивное высказывание (цитата).
Ненасилие означает безграничную любовь, что в свою очередь означает безграничное сострадание.
Махатма Ганди
Вопросы:
-Как вы понимаете слова «безграничная любовь»?
-Как вы понимаете слова «безграничное сострадание»?
-
Рассказ учителя (подарок) «Притча о кофе»
Однажды дочь старца обратилась к отцу:
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил…
-Что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли.
- Что изменилось? - спросил он свою дочь.
- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила она.
- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи.
Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка.
- Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…
- А кофе? - спросила дочь.
- О! Это самое интересное!
Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации…
Вопросы:
-
Какие выводы сделала дочь из опыта отца?
-
Какие категории людей описываются в этой притче?
-
К какой категории людей вы отнесли бы себя и почему?
-
Какой принцип изменения окружающего мира демонстрируют нам зерна кофе?
-
Творческая деятельность, групповая работа.
Ненасилие в воспитании.
Рассказ учителя:
История из жизни Аруна Ганди.
Доктор Арун Ганди - сын Махатмы Ганди и основатель Института Ненасилия имени Ганди, в своей лекции 9 июня в Университете Пуэрто Рико, в качестве примера о ненасилии в отцовстве рассказал следующую историю: Мне было 16 лет и я жил с родителями в институте, основанном моим дедом, в 18 милях от Дурбана, Южная Африка, в центре сахарной плантации. Мы жили в самой глубинке и у нас не было соседей, у меня было две сестры и мы всегда с нетерпением ждали возможности поехать в город, чтоб встретиться с друзьями или посмотреть фильм.
Однажды отец попросил меня отвезти его в город на конференцию на весь день и я поспешил воспользоваться возможностью. И так как я ехал в город мама дала мне список продуктов, которые надо было купить и так как я собирался провести весь день в городе отец попросил меня закончить некоторые подвисшие дела, как например, заехать в автомобильный сервисный центр. Когда я высадил папу тем утром, он сказал мне: «Встретимся здесь в17 вечера и поедем домой вместе.»
Я в спешке выполнил все поручения и сразу же направился в ближайший кинотеатр. Я так увлекся двухсерийным фильмом Джона Уэйна, что совсем забыл о времени. Когда я вспомнил было уже 17.30. Пока я забежал в гараж за машиной и добрался до места, где ждал меня отец, было уже 18.00
Он взволнованно спросил меня: «Почему ты опоздал?» Мне было так стыдно признаться ему, что я смотрел вестерн Джона Уэйна, что я сказал:
«Машина не была готова и мне пришлось ждать», не догадываясь, что он уже позвонил в гараж.
Уличив меня во лжи, он сказал:
Работа в группах.
-
Выдвинуть свою версию развития событий.
-
Выступление каждой группы и обсуждение выдвинутых версий.
Рассказ учителя. Окончание истории
«Что-то пошло не так в том, как я воспитал тебя, что не дает тебе уверенность говорить мне правду. И чтобы разобраться в том, в чем я был не прав, воспитывая тебя, я пойду домой пешком 18 милей и подумаю об этом.»
И одетый в свой костюм и туфли он пошел домой по темной и в большинстве своем не асфальтированной и неосвещенной дороге. Я не мог бросить его и в течение пять с половиной часов я ехал за ним, видя как отец проходит через агонию, из-за глупой лжи, произнесенной мной.
И прямо тогда и прямо там я принял решение никогда больше не говорить неправду. Я часто вспоминаю о том случае и задумываюсь, если бы он наказал меня тогда так, как мы наказываем своих детей, извлек ли бы я тогда урок или нет. Не думаю. Я бы выстрадал то наказание и продолжил бы поступать так же. Но это одно действие, в котором отсутствовало насилие имело такую силу, и до сих ее имеет, как будто это произошло вчера.
Такова сила ненасилия.
Вопросы:
- Почему Махатма Ганди наказал не сына, а себя?
- Как вы думаете, сможете ли вы быть такими родителями, как Махатма Ганди?
-
Групповое пение.
«Замыкая круг»
Сл. М.Пушкиной, муз. К.Кельми
Вот одна из тех историй, о которых люди спорят,
И не день, не два, а много лет.
Началась она так просто, не с ответов, а с вопросов -
До сих пор на них ответов нет.
Почему стремятся к свету все растения на свете?
Отчего к морям спешит река?
Как мы в этот мир приходим, в чем секрет простых мелодий? Нам хотелось знать наверняка
Припев:
Замыкая круг, ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди.
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.
Открывались в утро двери, и тянулись ввысь деревья.
Обещал прогноз то снег, то зной.
Но в садах, рожденных песней, ветер легок был и весел
И в дорогу звал нас за собой.
Если солнце на ладонях, если сердце в звуках тонет-
Ты потерян для обычных дней.
Для тебя сияет полночь, и звезда и спешит на помощь,
Возвращая в дом к тебе друзей.
Припев:
-
Домашнее задание.
Прочитайте биографию М.Ганди. Напишите эссе на тему: «Проявление ненасилия, которое встречалось в моей жизни», стр 19 тетради.
-
Заключительная минута тишины.
Ребята, давайте закроем глаза и впомним о каких духовных качествах Человека с большой буквы мы сегодня с вами говорили и сохраним их в своих сердцах.
Как бы вы себя чувствовали на месте Аруна Ганди?
Хотите ли вы, чтобы ваши родители воспитывали вас по принципам ненасилия?