- Преподавателю
- Классному руководителю
- Воспитательный проект Успешный подросток
Воспитательный проект Успешный подросток
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дидковская А.П. |
Дата | 02.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ЖУРАВЛЁВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ
СИМФЕРОПОТЛЬСКОЙ РАЙОННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
воспитательнЫЙ проЕКТ
«Успешный подросток»
Приоритетное направление воспитательной работы:
воспитание устойчивого развития личности
(в рамках Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях АРК, одобренной на I Крымском съезде классных руководителей 22 ноября 2011г.)
Период реализации:
сентябрь, 2013г. - май 2015 г.
(8-9 классы)
Классный руководитель:
Дидковская Анна Павловна
с.Журавлёвка, 2013
1.Пояснительная записка.
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, предприимчивых, физически и психологически выносливых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на принципах свободы выбора, способных ощутить себя полноценным гражданином своего государства, готовых трудиться на благо своей семьи и страны. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Подростковый возраст - в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности. Необходимость самоутвердиться и самореализоваться ведет подростка к выбору социально значимого или асоциального пути. Кроме того, ему необходимо решить для себя вопрос выбора Я. Какой вариант он выберет, зависит от того коллектива, в котором он находится, поэтому важно, чтобы коллектив был сориентирован на позитивную творческую самореализацию и саморазвитие.
Он видит перспективу своей полезности для других в обогащении собственной индивидуальности. Но расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Даже по сравнению с началом 1990-х годов появилось больше подростков, у которых преобладает негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Причина кроется, прежде всего, в отсутствии должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, находит отражение, в частности, в тяге к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и прочее.
На основе готовности к труду у подростка формируется осознанное стремление применить свои возможности, проявить себя, включая качественно новые отношения с обществом, выражая свою общественную сущность.
В данном классе обучаются 17 учащихся, из них 11 - девушек и 6 - юношей. Пятеро подростков из многодетных семей. Семеро учащихся подвозятся из сел Сумское и Сторожевое. Уровень учебных достижений: достаточный уровень - 4 учащихся, средний уровень - 13 учащихся. В период обучения с 5 по 7 классы приоритетом воспитательной работы было формирование социально здорового коллектива и включало следующие направления: сплочение коллектива; развитие творческого потенциала классного коллектива; приобщение к здоровому образу жизни; патриотическое воспитание; правовое воспитание; выработка толерантных отношений между юношами и девушками, экологическое и трудовое воспитание.
В сентябре 2013 года была проведена диагностика, направленная на выявление воспитательных потребностей и интересов учащихся. Диагностика проводилась по следующим направлениям:
-
Уровень патриотического воспитания;
-
уровень сформированности экологической воспитанности;
-
уровень сформированности толерантных взаимоотношений между учащимися в классном коллективе, между учащимися и педагогическим коллективом и между учащимися и окружающим социумом;
-
уровень художественно-эстетического развития учащихся;
-
уровень правовых знаний и правовой культуры учащихся;
-
уровень подготовки к выбору профессии;
-
уровень осведомлённости учащихся о здоровом образе жизни и уровень соблюдения правил здорового образа жизни.
Так, анализируя уровень патриотического воспитания среди подростков, можно сделать вывод, что 80% учащихся считают себя патриотами, испытывают уважение к Крыму, знают его историческое прошлое (Приложение 1).
При анализе уровня сформированности экологического сознания, можно сделать вывод, что 60% учащихся имеют высокий уровень и 20% - средний уровень экологической воспитанности. Т.е. у школьников имеются прочные знания по вопросам экологии и естествознанию, которые используются в практической экологической деятельности. Подростки соблюдают нормы и правила экологической этики, оказывают помощь природе и людям, способны к самоограничению, непримиримы к действиям, несущим вред природе. Природоохранная мотивация учащихся распространяется на весь образ жизни. Стремление к участию в экологическом движении регулируется чувством долга и ответственности человека перед природой. Активнодействующая позиция по решению экологических проблем сочетается у ребят с активной пропагандистской деятельностью, которая выражается в стремлении к самостоятельности, желании самореализоваться в этой деятельности (Приложение 2).
Анализ уровня сформированности толерантных взаимоотношений между учащимися в классном коллективе, между учащимися и педагогическим коллективом и между учащимися и окружающим социумом показал, что учащиеся ориентируются в принципах нравственной и межэтнической культуры. У 80% подростков сформированы такие качества личности, как: честность, справедливость, вежливость и развита коммуникабельность со старшими и сверстниками (Приложение 3).
Диагностика художественно-эстетического показала, что учащиеся имеют достаточное духовное и культурное развитие, имеют увлечения, связанные с прикладным искусством, принимают активное участие в творческих школьных и районных мероприятиях (Приложение 4).
Создание отдельной воспитательной программы «Успешный подросток» на период обучения в 8-9 классах было вызвано резкой необходимостью, так как в ходе диагностики и наблюдений был выявлен низкий уровень правовой культуры, слабые, несформированные представления о будущей профессиональной деятельности и недостаточно развитые здоровьесберегающие компетенции (Приложения 5-7).
Программа разработана на основе Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях АРК (направление: воспитание устойчивого развития личности).
Воспитание устойчивого развития личности проявляется в чертах характера личности, противостоящей любому негативному влиянию и позитивно воспринимающей мир и свое место в нем, воспитание успешного и конкурентоспособного в будущем, компетентного социально мобильного человека, который умеет принимать решение и нести за них ответственность. В центре внимания становится профилактика физического и психического насилия, обид, недостойного и жестокого обращения с детьми, предупреждение преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Ценностное отношение к труду предусматривает осознание детьми и подростками социальной значимости труда, потребности в трудовой активности, инициативность, склонность к предпринимательству; ориентации молодежи на профессии, необходимые для развития экономики Крыма.
Таким образом, программа «Успешный подросток» имеет три основных вектора воспитательной работы:
-
Правовое воспитание, предполагающее выработку знаний своих обязанностей, умений защищать свои права и навыков решения конфликтных ситуаций ненасильственными способами.
-
Профориентационная работа, предполагающая повышение уровня осознания учащимися своей готовности к различным видам профессиональной деятельности.
-
Пропаганда здорового образа жизни, предполагающая выработку принципов жизнедеятельности на основе правил физического и социального здоровья.
Усовершенствование системы воспитательной работы в классе определены следующей нормативно-правовой базой:
-
Национальная стратегия развития образования в Украине на 2012-2021 годы, утвержденная ІІІ Всеукраинским съездом работников образования;
-
Закон Украины от 13.05.1999г № 651-XIV «Об общем среднем образовании»;
-
Закон Украины от 22.06.2000г №1841-III «О внешкольном образовании»;
-
Программа развития образования и науки, физической культуры и спорта, поддержки семейной политики в Автономной Республике Крым на 2012-2016 годы;
-
Программа повышения престижа труда учителя в Автономной Республике Крым на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22.12.2010 № 125-6/10;
-
Основные ориентиры воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательных учебных заведений, утвержденные приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 31.10.2011 № 1243.
-
Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях АРК, одобренная на I Крымском съезде классных руководителей 22 ноября 2011г.
«Успешный подросток» представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива. В данной программе особое внимание отводится работе с родителями для того, чтобы подросток получал в семье поддержку и помощь, основанную на современных принципах «родительской педагогики». В воспитательной работе будут использованы традиционные и нетрадиционные формы и методики работы:
-
Тренинги;
-
Лектории;
-
Дни здоровья;
-
Родительские лектории и собрания;
-
Посещение семьи
-
Переписка с родителями
-
Организация совместных досуговых мероприятий
-
Университет педагогических знаний
-
Конференция
-
Педагогическая дискуссия (диспут)
-
Ролевые игры
-
Индивидуальные тематические консультации.
Период реализации программы: сентябрь, 2013г. - май, 2015 г.
2.Цель программы
Воспитание успешного и конкурентноспособного в будущем, компетентного, социально мобильного выпускника 9 класса, который может противостоять любому негативному влиянию, воспринимать своё место в окружающем мире и умет принимать решения и нести за них ответственность.
3. Задачи программы
-
сплотить классный коллектив для совместной творческой деятельности;
-
развивать творческие способности детей, создавая условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
-
сформировать устойчивые представления о физическом и социальном здоровье человека, путём пропаганды принципов здорового образа жизни;
-
развивать у подростков умение оценивать свои действия и поступки, прогнозировать их возможные результаты, формировать представление о личной ответственности за своё поведение;
-
развивать способности предупреждения конфликтов ненасильственными методами;
-
оказать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
-
уточнить образовательный запрос учащихся;
-
выработать у учащихся ценностное отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда Автономной Республики Крым.
4.Прогнозируемый результат
Противостоящий любому негативному влиянию, успешный, социально мобильный и конкурентноспособный выпускник 9 класса, который умеет принимать решения и нести за них ответственность.
5.Участники программы
-
Учащиеся класса
-
Классный руководитель
-
Учителя - предметники
-
Педагог - организатор
-
Медицинская сестра школы
-
Практический психолог
-
Руководители кружков
-
Родители учащихся
-
Специалист по социальной работе
6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
учебно-воспитательная работа;
-
диагностическая работа;
-
профилактическая и коррекционная работа;
-
экспериментальная работа;
-
информационно - просветительская работа;
-
медико-педагогическая работа;
-
профориентационная работа;
-
психолого - педагогическая работа.
7. ОСНОВНОЕ Содержание программы и механизм ее реализации для учащихся
-
8 класс (2013/2014 учебный год)
№
Мероприятия, формы и методы работы с учащимися, цель проведения
Уровень
Период реализации
Участники
1
Тренинг личностного роста для подростков «Пойми себя»
1-е занятие - «На старте»
Цель: установление контакта между учителем и классным коллективом, снятие барьера, создание атмосферы доверия и сплочение коллектива после летних каникул с учётом возрастных перемен.
2-е занятие - «В мире людей»
Цель: сплочение группы, повышение коммуникативной грамотности участников, обучение навыкам конструктивного общения, умению слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
3-е занятие - «В море эмоций»
Цель: расширение знаний участников о чувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия, обучение навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.
4-е занятие - «В глубине души»
Цель: создание условий для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.
5-е занятие - «Прошлое, настоящее, будущее»
Цель: создание условий способствующих осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
6-е занятие «Финал»
Цель: подведение итогов, закрепление достигнутых результатов.
Внутриклассный
Сентябрь - октябрь, 2013
учащиеся,
кл.руководитель,
психолог
2
Игровые упражнения «Атмосфера сотрудничества»
Цель осознание учащимися своих ролей в групповом взаимодействии
Внутриклассный
Октябрь, 2013
учащиеся,
кл.руководитель,
психолог
3
Устный журнал «Твои поступки»
Цель: развитие у подростков умения оценивать свои действия и поступки, прогнозировать их возможные результаты, формирование представлений о личной ответственности за своё поведение
Внутриклассный
Октябрь, 2013
учащиеся,
кл.руководитель
4
Поездка в боулинг ТЦ «FM»
г.Симферополь
Осенние каникулы
учащиеся,
кл.руководитель
5
Тренинг «Да - здоровому образу жизни»
Цель: пропаганда здорового образа жизни среди подростков, формирование ценностного отношения к собственному здоровью
Внутриклассный
Ноябрь, 2013
учащиеся,
кл.руководитель
медсестра
6
Профилактическая акция «Моя жизнь - моя ответственность»
Цель: профилактика табакозависимости и расширение информационного поля подростков о пагубном влиянии курения на организм человека.
Школьный
Декабрь, 2013
учащиеся,
кл.руководитель
медсестра,
педагог-орг
7
Круглый стол «Поговорим о толерантности»
Цель: способствовать развитию уважительного отношения к личности, чужой культуре, способам самовыражения окружающих людей.
Внутриклассный
Январь, 2014г.
Родители,
кл.руководитель
8
Участие в республиканском конкурсе «Лоскутная мозаика»
Цель: возрождение и сохранение народных традиций в области декоративно-прикладного искусства
Районный
Февраль, 2014
учащиеся,
кл.руководитель
9
Дни здоровья
школьный
По плану школы
учащиеся,
кл.руководитель
10
Посещение кинотеатра «Мультиплекс»
г.Симферополь
Весенние каникулы
Учащиеся, классный руководитель
11
Познавательная программа «Людей не интересных не бывает»
Цель: воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности
школьный
Апрель, 2014
учащиеся,
кл.руководитель
12
Тренинг по правовому воспитанию «Наше право людьми зваться»
Цель: повышение правовой культуры подростков, изучение способов решения конфликтов в подростковой среде
Внутриклассный
Апрель, 2014
учащиеся,
кл.руководитель
13
Круглый стол «Мои удачи и неудачи»
Цель: способствование осознанию подростками своих проблем, попыток их решений и преодолению трудностей
Внутриклассный
Май, 2014
учащиеся,
кл.руководитель, психолог
14
Поездка в театр
г.Симферополь
Летние каникулы
учащиеся,
кл.руководитель
9 класс (2014/2015 учебный год)
№
Мероприятия, формы и методы работы с учащимися,
цель проведения
Уровень
Период реализации
Ответственные/
участники
1
Тренинг «Управление временем»
Цель: изучение приёмов эффективного планирования своего времени, приобретение навыков самоорганизации и умения оценивать свою деятельность и временный перспективы, освоение приёмов постановки и достижения целей
Внутриклассный
Сентябрь, 2014
учащиеся,
кл.руководитель, психолог
2
Тренинг «Закон обязателен для всех»
Цель: формирование знаний о правовом поле в современном мире
Внутриклассный
Октябрь,2014
учащиеся,
кл.руководитель, специалист по социальной работе
3
Круглый стол «За и против всеобщей компьютеризации»
Цель: определение степени важности овладения компьютерной грамотностью для современного школьника
Внутриклассный
Ноябрь, 2014
учащиеся,
кл.руководитель
4
Рубрика школьной газеты «Профессии будущего»
Цель: популяризация современных и малоизвестных профессий
Школьный
Ноябрь, 2014
учащиеся,
кл.руководитель,
редакция газеты
5
Профилактический семинар-тренинг по проблеме ВИЧ/СПИД
Цель: повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД; выработка и развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией у подростков.
Внутриклассный
Декабрь, 2014
учащиеся,
кл.руководитель
6
Презентация «В мире профессий»
Цель: расширение представления учащихся о многообразии и своеобразии «мира профессий»
Внутриклассный
Январь, 2015
учащиеся,
кл.руководитель,
7
Анкетирование учащихся «Мой выбор»
Цель: выявление профессиональных наклонностей учащихся
Внутриклассный
Февраль,2015
учащиеся,
кл.руководитель
8
Серия тренингов «Моя профессия - мой выбор»
Цель: формирование адекватного представления школьников о своем профессиональном потенциале; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии; формирование социально-трудовых компетенций.
Внутриклассный
Март, 2015
учащиеся,
кл.руководитель, психолог, родители
9
Викторина «Выбор профессии»
Цель: формирование положительной мотивации к современному миру профессий
Внутриклассный
Январь-май, 2015г.
Кл.руководитель, психолог, учителя-предметники
10
Дни здоровья
школьный
По плану школы
учащиеся,
кл.руководитель
11
Экскурсии в ведущие университеты АРК
Цель: знакомство с устройством, историей и инфраструктурой ведущих ВУЗов Крыма
Внутриклассный
В течение года
учащиеся,
кл.руководитель
12
Тренинг «Права и обязанности»
Цель: формирование вдумчивого и ответственного отношения к процессу защиты своих прав.
Внутриклассный
Апрель, 2015
учащиеся,
кл.руководитель, специалист по социальной работе
13
Семинар «Развитие креативности и творческих способностей»
Цель: развитие и активация системы творческих способностей
Внутриклассный
Апрель, 2015
учащиеся,
кл.руководитель, психолог,
руководители кружков
14
Тестирование по методике Н.Пряжникова «Я и моя будущая профессия»
Цель: повышение у учащихся уровеня осознания своей готовности к различным видам профессионального труда
Внутриклассный
Май, 2015
учащиеся,
кл.руководитель, психолог
15
Создание мультимедийой продукции (буклетов, открыток, презентаций, видеофильмов)
Цель: подведение итогов воспитательной прогаммы
Школьный
учащиеся,
кл.руководитель, родители
ОСНОВНОЕ Содержание программы и механизм ее реализации ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ
2013/2014 учебный год
№
Мероприятия, формы и методы работы с родителями, цель проведения
Период реализации
Участники
1
Университет педагогических знаний: «Возрастные особенности подростков»
Цель: планирование воспитательной деятельности в классе с учётом мнений и интересов родителей.
Сентябрь, 2013
Родители,
кл.руководитель
2
Конференция «Воспитание устойчивого развития личности ребёнка в семье»
Цель: расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.
Октябрь, 2013
Родители, психолог
кл.руководитель,
3
Посещение семьи
Дети, требующие особого педагогического внимания
Цель: знакомство с семьей, с условиями жизни учащегося.
1 раз в семестр
1 раз в месяц
кл.руководитель
4
Ролевая игра: «Жизненные цели подростков»
-
Цель: обсуждение с родителями жизненных и нравственных приоритетов подростков
Ноябрь, 2013
Родители,
кл.руководитель
5
Родительское собрание «Безопасность ребенка в сети Интернет»
Цель: оказание помощи родителям в безопасной работе детей в Интернете
Декабрь 2013г.
Родители,
Кл.руководитель
6
Переписка с родителями (электронная почта, skype)
Цель: ориентирование родителей на помощь в решении проблем детей, вызванных особенностями подросткового периода
По мере необходимости
Родители,
кл.руководитель
7
Тренинг «Мы вместе»
Цель: Способствовать расширению возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка
Январь - февраль, 2014г.
Родители,
кл.руководитель,
8
Индивидуальные тематические консультации «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению»
Цель: получение реального представления о школьных делах и поведении ребенка.
Март - апрель, 2014
Родители,
кл.руководитель,
9
Родительское собрание «Итоги учебного года»
Май , 2014
Родители,
кл.руководитель,
2013/2014 учебный год
№
Мероприятия, формы и методы работы с родителями, цель проведения
Период реализации
Участники
1
Педагогическая дискуссия «Выбор профессии - чье это дело?»
Цель: формирование у родителей ответственное отношение к выбору профессии учащихся.
Сентябрь-октябрь, 2014
Родители,
кл.руководитель
2
Переписка с родителями (электронная почта, skype)
Цель: ориентирование родителей на помощь в решении проблем детей, вызванных особенностями подросткового периода
По мере необходимости
Родители,
кл.руководитель
3
Посещение семьи
Дети, требующие особого педагогического внимания
Цель: знакомство с семьей, с условиями жизни учащегося.
1 раз в семестр
1 раз в месяц
кл.руководитель
4
Лекторий: «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании»
Цель: спланировать воспитательную деятельность в классе с учётом мнений и интересов родителей.
Ноябрь, 2014
Родители,
кл.руководитель
5
Родительское собрание «Помощь семье в правильной профессиональной ориентации ребенка»
Цель: ознакомить родителей с востребованными профессиями
Декабрь, 2014
Родители,
кл.руководитель
6
Индивидуальные тематические консультации «Подготовка к ГИА»
Цель: познакомить родителей с организацией подготовки и проведения ГИА
Январь, 2015
Родители,
кл.руководитель,
7
Конференция «Игра в жизни ребенка»
Цель: выявление условий правильного воспитания детей в игре; оказание конкретной помощи семье.
Февраль,2015
Родители,
кл.руководитель
8
Родительское собрание «Ваш ребёнок выбирает профессию»
Цель: ориентирование родителей на помощь ребёнку в выборе профессии и образовательного маршрута к ней
Примерный список лекций:
-
Востребованность профессий на рынке труда АРК
-
Профильное обучение
Январь-май, 2015г.
Кл.руководитель, психолог, учителя-предметники
9
Родительское собрание «Профильное обучение в 10 классе»
Цель: выбор профиля обучения
Апрель , 2015
Родители,
Кл.руководитель,
Учителя-предметники,
10
Конференция «Анализ подготовки учащихся к экзаменам»
Цель: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей
Май, 2015
Родители,
кл.руководитель
8.Программно-методическое обеспечение
-
Битянова Н.П. Психология личностного роста. М.: Меж. пед. академия, 1995.
-
Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Л.: ЛГУ, 1983.
-
Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: МГУ, 1990.
-
Захаров В.П., Хрящёва Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
-
Организация и проведение тренинга: Учебное пособие/ Под ред. А.В.Федотова. Л.: ЛГТУ, 1991.
-
Практикум по социально-психологическому тренингу/ Под ред. Б.Д.Парыгина. С-ПБ, 1994.
-
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
-
Роджерс К. О групповой психотерапии. М., 1993.
-
Романенко О.К. Практическая гештальттерапия. М.: Фолиум, 1995.
-
Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990.
-
Сартан Г.Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. М.: Смысл, 1993.
-
Фоппель. К. Сплоченность и толерантность в группе. М., Генезис. 2006.
-
Фоппель. К. Энергия Паузы. М., Генезис. 2006.
-
Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие / С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. - 2-е изд., стереотип. - М.: Центр «Планетариум», 2004. - 96 с.
-
Я хочу провести тренинг: Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем / Е. Яшина, Д. Камалдинов и др. - 2-е изд., стереотип. - М.: ГУП «Медицина для вас», 2003. - 206 с.
9.ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Выявление уровня патриотического воспитания учащихся
РЕЗУЛЬТАТЫ АНОНИМНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
1.Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
2.Вы бы хотели родиться в другой стране?
3.Вы бы хотели переехать в другой регион Украины?
4.Вы бы хотели уехать из Украины в другую страну на постоянное место жительства?
5.Назовите автора слов гимна АР Крым
6. Считаете ли Вы себя патриотом?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Уровни сформированности экологической воспитанности учащихся
Отсутствие экологической воспитанности.
У школьника отсутствуют знания по вопросам общей экологии, имеются отрывочные знания в области биологии. Знания правил поведения в природе и обществе недостаточны или неверны. Отсутствует интерес к природным явлениям и живым организмам, не учитываются факторы взаимосвязей и взаимозависимостей. Отсутствует положительный опыт эколого-созидательной деятельности, не сформированы потребности к общению с природой. Имеется неосознанный и нецеленаправленный опыт экологической деятельности.
Начальный уровень экологической воспитанности.
У школьника имеются отдельные отрывочные знания по вопросам общей экологии, не подкрепленные примерами. Проявляется интерес к природным явлениям и живым организмам. Отношение к окружающему миру - пассивно-созерцательное, характеризующееся неосознанно-эмоциональным уровнем восприятия социоприродных объектов, элементарной восприимчивостью их отдельных свойств, неопределенностью эстетических предпочтений. Прагматичное отношение к природе может сочетаться с началом осознания ее ценностного потенциала. Но «любование» объектами природы, их созерцание еще не находят эмоционального отклика, не побуждают к действенному нравственному отношению к ним. Имеющийся опыт трудовой деятельности по охране природы оказывает влияние на формирование интереса к экологическим проблемам и потребности участия в исследовательской деятельности.
Средний уровень экологической воспитанности.
У школьника имеются отдельные знания по вопросам общей экологии и естествознанию; знания, подкреплены примерами из учебников. Проявляется интерес к познанию природных явлений и сохранению среды обитания живых организмов. У ребенка формируется эмоционально-эмпатийное отношение к действительности. Основы эколого-эстетического сознания достаточно развиты. Природоохранные мотивы занимают высокие позиции в иерархии нравственных смыслов, наряду с социально значимыми. Осознание важности экологии для здоровья и успешной жизнедеятельности, полноценного развития человека и природы обеспечивает осмысленное и активное участие в экологической деятельности. Деятельность носит целенаправленный практический характер, который проявляется в конкретной работе по озеленению школ, парков; посадке лесов; заготовке кормов; изготовлению кормушек, гнездовий и их развешивание; уходу за памятниками природы и охраняемыми объектами и т. д.
Высокий уровень экологической воспитанности.
У школьника имеются прочные знания по вопросам экологии и естествознанию, которые используются в практической экологической деятельности. Школьник соблюдает нормы и правила экологической этики, оказывает помощь природе и людям, способен к самоограничению, непримирим к действиям, несущим вред природе. Эколого-созидательная деятельность продуктивна. Принципы экологической этики служат внутренними побуждениями к моральному поведению по отношению к природно-социальной среде. В иерархии личностно-значимых нравственных ориентиров ценности жизни и природы занимают ведущие позиции. Природоохранная мотивация распространяется на весь образ жизни. Стремление к участию в экологическом движении регулируется чувством долга и ответственности человека перед природой. Активно-действующая позиция по решению экологических проблем сочетается с активной пропагандистской деятельностью, которая выражается в стремлении к самостоятельности, желании самореализоваться в этой деятельности.
Очень высокий (профильный) уровень экологической воспитанности.
Школьник отличается развитым экологическим сознанием, пониманием глобальных экологических связей, знанием и владением правилами экосообразного поведения в социоприродной среде. Осознание масштабов общественной значимости экологических проблем наряду с чувством личной сопричастности к миру, успешным опытом компетентной реализации социально-экологических проектов обеспечивают направленность личности на профессиональную деятельность. Отношение к природе и социуму - творчески-созидательное. Высокий познавательный интерес позволяет осознать глубину и важность экологических проблем с последующим проявлением реальной эколого-созидательной деятельности, стремления к прогнозированию и предотвращению экологически опасных ситуаций. Энциклопедичен. Системно осуществляет поиск и создание экологической информации для подготовки и реализации экологических проектов. Положительно-заинтересованная позиция подкрепляется опытом исследовательской деятельности по изучению экологических проблем, которая способствует развитию потребности в оценке состояния окружающей среды. Это отражает сознательное отношение школьника к экологической реальности и выражается в оценочной деятельности состояния, последствий экологических проблем и попытке их решения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Уровень сформированности толерантных взаимоотношений между учащимися в классном коллективе, между учащимися и педагогическим коллективом и между учащимися и окружающим социумом
РЕЗУЛЬТАТЫ АНОНИМНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
1.Я думаю, что мои знания оцениваются необъективно
2.Я стараюсь работать, не помогая другим
3. Я не терплю критики в свой адрес
4. У меня возникают конфликтные ситуации
5. Я думаю, что развивать и сохранять нужно только национальную культуру
6. При общении я ориентируюсь не на личные качества, а на национальную принадлежность
7. Я думаю, что религия разъединяет людей
8. Если слышу оскорбления в адрес мужского (женского) пола, как правило, отношу их на свой счет
9. Раздражают просьбы о помощи со стороны людей преклонного возраста
10. Не терплю людей, просящих милостыню
11. Я думаю, что люди сами виноваты в своих несчастьях
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Диагностика уровня художественно-эстетического развития учащихся
РЕЗУЛЬТАТЫ АНОНИМНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
1.Относится ли литература к числу твоих любимых учебных предметов?
2.Есть ли у тебя любимые писатели и поэты?
3.Есть ли у тебя любимые художники?
4.Как ты оцениваешь свои познания в области классической музыки?
5.Любишь ли ты рисовать и хорошо ли ты рисуешь?
6. Посещаешь ли ты какой-нибудь кружок, связанный с искусством, музыкальную школу?
7.Нравится ли тебе ходить в театр?
8.Есть ли у тебя хобби, связанное с прикладным мастерством?
9.Нравится ли тебе принимать участие в школьных мероприятиях, концертах?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Выявление уровня правовых знаний и правовой культуры учащихся
РЕЗУЛЬТАТЫ АНОНИМНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
1. Назови твои основные права и обязанности перед обществом?
2. В чем ты видишь различие между аморальным и противоправным поступком?
3. Как ты считаешь, кто должен нести ответственность за твой плохой поступок?
4. Как ты поступаешь в том случае, когда уверен, что это никто не узнает?
5. Можно ли избежать ответственности за совершение преступления?
6. Как бы ты поступил, если бы в совершенном тобой преступлении обвиняли другого человека?
7. Как бы ты поступил, если для оправдания невинного человека нужно было назвать своего друга - действительного виновника?
8. Где чаще всего нарушаются твои права?
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Диагностика уровня сформированности у учащихся представления о выборе профессиональной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНОНИМНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Диагностика уровня осведомлённости учащихся о здоровом образе жизни и уровня соблюдения правил здорового образа жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНОНИМНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ