Акция Жизнь в позитиве для детей и подростков

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Круглый стол «Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»


Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности.

Какие жизненные условия и проблемы провоцируют семьи попадать в трудные ситуации?

В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.

Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома, это неблагополучная семья. Специалисты по социальной работе выделяют два основных фактора, которые делают семью неблагополучной: алкоголизм и бедность.

Как вы понимаете ТСЖ?

Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком.

Что такое педагогическая поддержка?

Педагогическая поддержка - процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Система комплексной помощи ребенку в трудной жизненной ситуации должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового образовательного учреждения специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах города.

Виды помощи неблагополучным семьям:

1. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь, социально-правовые, психологические, социально-медицинские услуги.

2. Педагогические услуги:

- педагогическая помощь детям в защите их интересов;

- консультативная помощь родителям и детям;

- групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;

- коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;

- содействие культурно-досуговой деятельности детей;

- практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;

- обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.

Какие функции осуществляет непосредственно классный руководитель в работе с учащимися?

Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.

Главное для педагога быть внимательным, неравнодушным и своевременно выявлять в классе таких детей и такие семьи.

Как и во всех школах города, свою работу классный руководитель начинает со знакомством с детьми класса и их семьями. Для этого он заполняет социальный паспорт класса. Для пополнения информации о ребенке и его семье можно проводить рисуночные тесты «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи», использую методику «Дом, дерево, человек».

Для получения информации от родителей использую следующие тесты:

Как заметить такого ребенка?

- ребенок систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.;

- у ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;

- ребенок систематически опаздывает на учебные занятия;

- ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д.

В большинстве случаев дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, воспитываются в семьях, где пьющие родители, дети-сироты, опекаемые дети, малообеспеченные семьи. К числу детей, которые оказываются в трудной жизненной ситуации, относятся дети, воспитывающиеся в семьях, где распространено насилие по отношению к членам семьи, в частности к детям. Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными. Жестокость родителей порождает жестокость детей.

Задача классного руководителя направлена на то, чтобы организовать совместную работу родителей, классного руководителя, социального педагога, психолога, преодолению семьей и ребенком трудной жизненной ситуации, в которую они попали.

Что необходимо делать классному руководителю при выявлении таких детей и какую помощь оказывать?

1. Проводить родительские собрания по ознакомлению родителей с нормативно-правовыми документами по оказанию помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2. Налаживать сотрудничество с социальными организациями города по оказанию поддержки таким семьям, через социального педагога школы (отдел по опеке и попечительству, собес). Предоставляются бесплатные проездные билеты детям, находящимся под опекой, льготные проездные билеты многодетным, малообеспеченным семьям, выделяются льготные оздоровительные путевки в городские, загородные лагеря, организуется льготное санаторно-профилактическое лечение, бесплатные обеды для нуждающихся детей.

3. В школе проводить консультации психолога, социального педагога школы, как родителей, так и детей, а также диагностическая работа с детьми, попавшими, в трудные жизненные ситуации.

4. Очень важно детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, стимулировать принимать участие во внеклассной, внеурочной работе, занятиях в кружках, секциях, в походах, экскурсиях, культпоходах в театры, музеи, кинотеатры.

5. Оказывать педагогическую поддержку и помощь в подготовке домашних заданий, преодолении трудностей в обучении.

6. Создавать теплый, доверительный микроклимат в детском коллективе, чтобы каждому ребенку было комфортно.

Наиболее эффективными способами педагогической поддержки являются консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. Эффективными приемами педагогической поддержки считаю доверительную беседу, совет, акцент на достоинства ребенка, проекцию на результат, обсуждение на равных.

© 2010-2022