Разработка классного часа Путешествие в город Волшебных Слов 3 занятие

               Цикл классных часов       «Путешествие в город Волшебных Слов».   Актуальность: суть воспитания мы видим в подготовке человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина, т.е. формировании гражданских, социальных и нравственных качеств личности. Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в начальном школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о ближних людях. Для этого учитель на основе примеро...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Классный час

«Путешествие по Городу Волшебных Слов»

Занятие 3.

Трудно ли быть добрым

Задачи:

  • учить детей заглянуть внутрь себя, задуматься о своей жизни, своей семье, своих взаимоотношениях с окружающим миром;

  • проявить себя в творчестве, творчески прожить тему занятия;

  • учить детей пользоваться в своей жизни мудростью, накопленной человечеством;

  • учить детей создавать свои книги, отражающие их внутренний мир и их отношение ко всему окружающему.

Сила вполовину не так могущественна,

как доброта.

Федор Достоевский

Оборудование:

Карта города Добрых Слов; фломастеры; листы; карточки для составления пословицы; листы с выполненным домашним заданием

Организационный момент.

Учитель.

Сегодня мы с вами в очередной раз отправляемся в путешествие по городу Добрых слов, где потребуется ваше внимание, сообразительность, чувство взаимопомощи, творчество. И, чтобы сразу же «окунуться» в атмосферу волшебного города, давайте дружно споем песню.

(Исполнение песни «Дорогою добра»)

Работа с материалом.

  1. Творческое задание «Добрый поступок».

Дети делятся на группы. На доске записан список ситуаций:

- Человек все время опаздывает;

- Человек часто болеет;

- Человек не умеет готовить;

- Человек не хочет учиться;

- Человек обманывает близких;

- Человек не может найти работу;

- Человек мечтает иметь домашнее животное.

Каждая группа выбирает одну ситуацию и предлагает два способа ее решения.

Один способ, когда помощь для человека будет по-настоящему добрым поступком, а другой - когда помощь может принести человеку вред.


  1. Беседа

  • Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вас обижали, несмотря на то, что вы старались относиться ко всем по-доброму и всем помогать?

  • Расскажите о случаях, когда чья-то помощь принесла вам вред.

  • Как вы думаете, трудно ли быть добрым?

  • Может ли доброта исцелить человека?


  1. Послушайте сказку и ответьте на вопросы.

ПРО СОВУ. Н. Абрамцева

В одном городке, конечно, волшебном, в том самом городке, что далеко-далеко за лесом и речкой, жили-были…кто только не жил! В домике с красной крышей жила мама зайчиха со своим зайчиком. В доме с крышей зеленой жила тетушка коза с козленком. В самом маленьком домике с ярко-желтой крышей жил дедушка еж с ежатами. Еще было много разных домиков с разными жильцами.

И вот в одном доме жила-была сова. Это была очень серьезная птица. И красивая. Ее мягкие серые перышки отливали коричневым блеском. А большие- пребольшие круглые глаза были добрыми и очень внимательными.

Вокруг совиного домика-пирамидки росли красивые красные цветы. Сова заботливо ухаживала за своим маленьким садиком. Рано утром, пока лучи солнца были не жаркими, сова брала лейку и поливала каждый цветок. Сова любила свои цветы, но охотно дарила их соседям, знакомым. Если ей нужно было с кем-то повидаться, кому-то что-то сказать, она обязательно срывала самый красивый цветок, сначала преподносила его, а уже потом сообщала новость. Вот такая жила-была сова. И красивая, и умная, и не жадная. А вот, представьте себе, не любили ее. И мама зайчиха, и тетушка коза, и дедушка еж, да и остальные жители волшебного городка.

И не то чтобы не любили сову: ничего плохого она никому не сделала. А просто никто никогда ей не радовался. Даже наоборот. Вот видит кто-то, летит сова, в клюве прекрасный цветок держит, видит кто-то и думает: «Только бы не ко мне! Только бы не ко мне!!»

Почему же так? Почему же боялись сову? А потому, что сова раньше всех о плохом узнавала, раньше всех плохие новости сообщала. И откуда узнавала она все?! Дело в том, что добрые ярко-желтые глаза совы были очень внимательны. «Добрые?! - скажешь ты. - Какие же они добрые, если все плохое замечают?!» А ты послушай сказку дальше и решай - добрые глаза у совы или нет. Да и сама сова добрая? Нет ли?

… Рано утром польет сова свои красивые красные цветы, и нет у нее больше дел. Взлетает она на мягких крыльях на самый верхний, кстати, фиолетовый, этаж своего домика-пирамидки и садится у окна. То дремлет, то по сторонам поглядывает. А глаза большие, зоркие. Как тут не увидеть! Что?

Например, вот что. Выбегают из своего маленького домика ежата. Дедушка еж провожает колючих внучат на прогулку и следит за тем, чтобы каждый ежонок был обут в сапожки. Ведь только что прошел дождь, и на улице видимо-невидимо лужиц. Но только дедушка скрылся в домике, как непослушные ежата сбросили свои крохотные сапожки со всех лапок и босиком зашлепали по маленьким лужицам. Ежатам было очень весело оттого, что лужицы так смешно разбрызгивались. Весело-то весело, но что будет, если по лужам бегать босиком? Простуда! Или даже ангина! Все взрослые, конечно же, об этом знали. Знала и сова. Только все были заняты делами - кто по дому, кто в огороде, - никто ничего не видел. А сова сидела у своего окошка и все видела. Вот она и узнавала раньше всех, когда непослушные ежата наверняка схватят простуду. Ну, скажи, могла ли сова, серьезная птица, не предупредить дедушку ежа? Предупредить, чтобы дедушка заранее купил лекарство для своих ежат. Права сова?

А бывало так. Уйдут по делам мама зайчиха и тетушка коза, а зайчонок и козленок заберутся в огород. Огород у зайчихи и козы общий: обе выращивают морковь, репу, капусту. Если бы зайчонок и козленок без разрешения лакомились только капустой и морковью, еще бы ладно. Но вот видит сова - съели маленькие разбойники по половине репы. Разве можно! Ведь репа еще не созрела, еще зеленая! У козленка и зайчонка животы заболят. Сова очень разволновалась. Она решила, что необходимо срочно рассказать обо всем маме зайчихе и тетушке козе, чтобы они побыстрее записали своих малышей к врачу. Права сова?

Права не права, как увидит что-нибудь тревожное, так спешит предупредить. А чтобы как-то смягчить неприятную новость, сова сначала дарит соседке один из своих прекрасных красных цветов, а уже потом вежливо-превежливо огорчает. А что ей остается?

Вот и сейчас сорвала сова три цветка и полетела предупреждать дедушку ежа, маму зайчиху и тетушку козу.

- Ух, ух, ух! Уважаемый дедушка еж! Почтительно прошу вас любезно принять мой цветок, а также предупреждение: ваши ежата должны заболеть ангиной, потому что бегали босиком по лужам. Ух, ух, ух! Прошу простить, но вам нужно быстрее бежать за лекарством. Ух, ух, ух!

Огорчился дедушка еж, очень огорчился, но уже знал, точно знал, что ежатам нужно принять таблетки от ангины. А сова летит дальше.

- Ух, ух, ух! Многоуважаемые мама зайчиха и тетушка коза! Будьте добры, примите мои скромные цветы и тревожное предупреждение! Ух! Ух! Ух!

Что сказала сова дальше, ты, конечно, знаешь. Встревожились мама зайчиха и тетушка коза. Очень встревожились, но немедленно отвели своих малышей к врачу. Он тут же дал им таблетки от живота, и зайчонок с козленком даже не успели заболеть.

Вот такую историю о сове рассказал мне волшебник. О сове, что жила-была в волшебном городке. Все видела, все знала. Так добрая ли она? Или нет? Скажешь: «Нет. Ведь она огорчала всех».

Или скажешь: «Да. Ведь она о неприятностях предупреждала, значит, помогала с ними справляться».

Подумай, тогда разберешься. Может быть, зря не любят сову жители волшебного городка?

Вопросы и задания к сказке:

  • Как сова должна была поступать, чтобы ее можно было назвать по-настоящему доброй?

  • Представьте, что сова изменилась и стала приносить жителям городка добрые вести. О чем были эти вести?

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы хотели сделать как лучше, но люди не радовались вашей помощи?

Игра «Кто добрее»

Дети делятся на группы. Каждая группа - семья каких-либо зверей лесного городка, например: двое родителей и их детеныши. Один ребенок - добрая сова; он раздает группам карточки с названиями разных животных. Затем сова на одну минуту выходит из класса, и за это время дети из звериных семей «теряются», т. е. перебегают в другие группы. Задача совы - как можно быстрее вернуть зверят к их родителям. Затем игра повторяется. Самая добрая та сова, которая быстрее всех вернет детенышей в семьи и ни разу не ошибется.

Работа в группах. Письменная работа «Школа доброты».

Представьте, что вместе с совой вы открыли школу доброты для разных зверят, живущих в городке. Напишите, что они будут изучать в этой школе.

(зачитывание по группам, обсуждение)

Сказка «Добро без ума» (древняя китайская история)

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

- Зачем столько птиц?

Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

- кто же кормит птенцов? - спросил мудрец.

- Каких птенцов? - удивился император.

- У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но и добро без ума - не лучше.

Вопросы и задания к сказке:

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое - либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?

  • Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда? Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют.

Задание в группах.

  1. Из карточек, которые у вас на столе составьте пословицу. («Добрые дела дороже денег»). Как вы понимаете смысл этой пословицы?

  2. Вспомните человека, добрый поступок которого был для вас дороже денег, и скажите ему слова благодарности, даже если он не присутствует сегодня в классе.

Рефлексия.

Рисунок «Солнце доброты»

Нарисуйте солнце доброты, у которого должно быть столько лучей, сколько добрых поступков разных людей вы вспомните. Затем дети по очереди рассказывают о своем солнце доброты.

Сценка «Ум и доброта».

Дети делятся на пары. Один человек из пары - ум, второй - доброта. Каждая пара придумывает небольшую сценку - диалог о том, кто из них важнее и кто может быстрее помочь людям.

Дома вы завели тетрадь доброты. На первой странице записана цитата Джона Морли: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно».

(В эту тетрадь дети могут записывать добрые поступки своих близких и других людей, и как эти добрые поступки повлияли на окружающих.)

К сегодняшнему занятию я просила вас на отдельном листе бумаги красиво написать о чьем - либо поступке из вашей тетради доброты. Эти листики и ваши солнышки доброты помогут нам всем вместе создать одну большую книгу «Книгу доброты», которая будет храниться в нашем классе. И каждый из вас в трудную минуту или минутку грусти может полистать и почитать ее, чтобы «запитаться» этой доброй энергией. Которая будет идти из книги.

(Сборка книги)

Итог занятия. Спасибо за работу, до новых встреч в городе добрых слов!

© 2010-2022