Классный час на тему: Самохин Пётр Яковлевич -герой ВОВ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Классный час на тему : Самохин Пётр Яковлевич -герой ВОВ

Классный час на тему : Самохин Пётр Яковлевич -герой ВОВ

Cамохин Пётр Яковлевич

( 1920 - 1941 г.г.)

Классный час

«Самохин Пётр Яковлевич-герой Великой Отечечтвенной Войны»

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни героев ВОВ.


Задачи: воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества, гордости за свою Родину;
расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, воспитание уважительного отношения к истории своей страны, её героям.

Оборудование: компьютер, наглядный материал, книги о войне.

Описание: данный классный час может быть использован как в младшей, так и в старшей школе.










Родился 14 сентября 1920 года в деревне Мамыри, ныне город Апрелевка Наро - Фоминского района Московской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на заводе в Москве. С 1 февраля 1939 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени Чкалова.

Великая Отечественная застала младшего лейтенанта Петра Яковлевича Самохина под Ленинградом, куда его направили после окончания Борисоглебского училища летчиков для продолжения службы. К тому времени он уже испытал на себе тяготы войны - участвовал в боях на Карельском перешейке. Вместе с другими летчиками из 65-го авиационного полка штурмовал «линию Маннергейма», считавшуюся в кругах военных специалистов Запада неприступной.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Был командиром звена 65-го штурмового авиационного полка ВВС Северного фронта.

Осенью 1941 года полк был переброшен на Свирское направление и придан 7-й армии, которая вела тяжёлые оборонительные бои в южной Карелии против превосходящих сил противника. Штурмовые удары лётчиков 65-го авиаполка по живой силе и технике, аэродромам, штабам, складам и базам противника были ценной помощью нашим наземным войскам.

Звено лейтенанта П. Я. Самохина активно участвовало в обороне южной Карелии на Петрозаводском и Медвежьегорском направлениях. 1 сентября 1941 года лётчики этого авиазвена уничтожили 15 вражеских автомашин, а на следующий день - ещё 4 автомашины и артиллерийские расчёты зенитного полка противника.

Во время боевых вылетов 9 и 14 сентября 1941 года в район города Лодейное Поле Ленинградской области звено Самохина разбомбило 4 грузовых автомашины и понтонный мост, установленный финнами на реке Свирь, а 15 сентября 1941 года в районе села Пряжа - уничтожило 2 и повредило 1 вражеский танк. 19 сентября 1941 года звено разбомбило в районе деревни Киндасово войсковой штаб и уничтожило 8 автомашин.

26 сентября 1941 года было уничтожено ещё 4 вражеских автомашины. Зенитным огнём врага самолёт лейтенанта П. Я. Самохина был сильно повреждён, а сам пилот - тяжело ранен. Превозмогая боль, мужественный лётчик привёл и благополучно посадил машину на свой аэродром.

7 ноября 1941 года при выполнении боевого задания звено Самохина было атаковано 5 вражескими истребителями. Начался воздушный бой в районе станции Сегежа. В этом бою лейтенант П. Я. Самохин в паре с лейтенантом В. И. Саломатиным сбил вражеский самолёт, остальные ушли на запад.

К декабрю 1941 года командир звена 65-го штурмового авиационного полка ( 103-я смешанная авиационная дивизия, Карельский фронт ) лейтенант П. Я. Самохин совершил 120 успешных боевых вылетов на штурмовку войск противника, в воздушных боях сбил в паре 1 вражеский самолёт.

17 декабря 1941 года был сбит в воздушном бою и погиб. Похоронен на станции "Быстряги" Октябрьской железной дороги, а в 1942 - 1944 годах вместе с 1549 павшими воинами перезахоронен на станции "Раменцы" Октябрьской железной дороги в Сегежском районе Карелии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Самохину Петру Яковлевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ).

5 - 10 октября 1961 года на братской могиле, где погребён П. Я. Самохин, установлен обелиск, реконструированный в 1985 году. На здании школы в городе Апрелевка Московской области, в память о славном земляке - Герое, установлена мемориальная доска. На здании цеха, в котором работал Герой, также установлена мемориальная доска.

Спасая товарища

И вот теперь, когда началась война, Самохин со своим звеном почти ежедневно делал по пять-шесть боевых вылетов.

Однажды вечером - это было в сентябре 1941 года - командир полка Герой Советского Союза Владимир Игнатьевич Белоусов пригласил в штабную землянку командиров звеньев Петра Самохина и Владимира Саломатина, спросил:

- Как самолеты?

- Как всегда, готовы к вылету, товарищ майор.

- Отлично. Получено боевое задание. В районе Лодейного Поля враг навел понтонный мост. Надо его уничтожить. Разведка сообщает, что переправа сильно охраняется. Поэтому необходимо быть предельно внимательным. Вылет на рассвете. Вопросы есть?

- Все ясно!

Да, летчики знали, что фашисты усиленно оберегали понтонный мост, расположив вокруг него несколько зенитных батарей, пулеметных точек и прожекторов.

Когда на востоке заалела заря, по аэродрому пронесся гул моторов.Построившись клином, самолеты, ведомые Петром Самохиным, летели на бреющем. Под крыльями мелькали островерхие макушки елей, просеки, охотничьи домики. Впереди по курсу заблестела извилистая речушка , а за ней, на небольшом расстоянии, показался поселок Лодейное Поле. Там, за железнодорожной станцией, река Свирь.

Все шло хорошо. В воздухе не было вражеских самолетов. «Чайки» неслись навстречу цели. Но ее не было видно. Маневрируя по извилистому фарватеру реки, Самохин высматривал понтонный мост. Наконец он передал ведомым:

- Цель впереди!

Примерно в 200 метрах от них показалась понтонная переправа. По ней шли танки, автомашины, солдаты.

- За мной! В атаку! - приказал Самохин и резко бросил самолет вверх.

Летчики повторили маневр ведущего. Потом они устремились к цели. Зенитки открыли беглый огонь. Трассирующие пули и снаряды потянулись к «чайкам». Но те продолжали атаку. Вскоре от самолета Самохина отделились серебристые ракеты. Вслед за ними летчик сбросил бомбы.

Шедший замыкающим в группе Саломатин видел, как сброшенные снаряды и бомбы рвались рядом с целью, поднимая фонтаны воды.

- Переправа разрушена! Молодец, Петро! - прокричал по радио Саломатин.

- Разворот на сто восемьдесят,- последовала новая команда Самохина.- Атакуем зенитки!

Самолеты вновь взмыли вверх и сразу же перешли в пикирование. На вражескую батарею обрушился шквал пулеметного огня. Вниз устремилась лавина бронебойных, зажигательных пуль. И батарея замолчала.

- Порядок! - подвел итоги Петр Самохин.- Возвращаемся на базу.

Сентябрь сорок первого года стоял теплым и на редкость солнечным. На участке, где действовал 65-й штурмовой авиационный полк, шли жестокие схватки с врагом. Летчики полка успешно громили противника. Особенно отличался в воздушных боях лейтенант Петр Самохин.

1 сентября 1941 года. В составе шести самолетов атаковали бомбами и пулеметным огнем до 60 грузовых и 10 легковых автомашин противника, идущих к передовой. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и крупнокалиберных пулеметов, было уничтожено 15 автомашин.

4 сентября. Вместе с другими летчиками полка Самохин штурмовал четыре автомашины и прислугу зенитной батареи.

8 сентября. В составе звена Самохин атаковал шесть крытых автомашин и уничтожил их.

9 сентября. Прямым попаданием фугасной бомбы летчик уничтожил танк противника.

10 сентября. В стыке шоссейных дорог в районе Лодейного Поля Самохин в составе звена атаковал и уничтожил четыре автомашины с грузом.

15 сентября. Четверка «чаек» под командованием Самохина обнаружила и атаковала колонну вражеских танков в районе Пряжа. Метким попаданием бомб она уничтожила три танка. Колонна была задержана на несколько часов.

19 сентября Самохин, командуя семеркой самолетов, успешно атаковал колонну автомашин, шедшую от Меркальды на Петрозаводск. Наши летчики уничтожили восемь автомашин. Так, лишь за семь дней полетов Петр Самохин лично и в группе уничтожил 37 автомашин с грузами, четыре танка, артиллерийскую батарею, штаб и много живой силы врага.

Когда день уже клонился к вечеру, звено Самохина было вызвано к командиру эскадрильи капитану М. П. Краснолуцкому. Тот поставил перед летчиками новое боевое задание: ударить по колонне автомашин, шедшей по проселочной дороге от станции Мегрега, что южнее Олонца, по направлению к Заостровью.

Пятерка «чаек» взлетела через полчаса. Набирая высоту, она быстро растаяла в лучах заходящего солнца. Петр Самохин повел товарищей по маршруту. Вскоре вдали показался дымный участок переднего края в районе реки Свирь, слева заблестела зеркальная гладь Ладожского озера.

Углубившись на территорию, занятую врагом, летчики приступили к поиску автоколонны. Минут через десять Самохин передал ведомым:

- Вижу колонну! В середине автобус. Атакуем на встречном курсе!

Пикируя, Петр тщательно прицелился и нажал на гашетку сброса реактивных снарядов. Внизу раздались взрывы, в воздух поднялась черная волна дыма и скрыла автоколонну.

- Бейте по крытым кузовам! - передал новую команду Самохин.

Он строчил из пулеметов и видел, как шарахались в стороны автомашины.

- Заходим на вторую атаку! Сбросить бомбы! - командовал Самохин.- Штурмуйте зенитки! Я ударю в автобус.

Автобус стоял под елью. Из него выскакивали гитлеровцы, видимо, офицеры. Когда цель оказалась в прицеле, летчик сбросил бомбы.

- Порядок! Автобус горит! - крикнул Саломатин.

- Следуем на базу,- передал ведомым Самохин.

И в ту же минуту его самолет дрогнул. Пилот почувствовал резкую боль в левой руке. По рукаву реглана поползли струйки крови. «Ранен»,- мелькнуло в сознании.

Передав Саломатину командование группой, Самохин повел свой подбитый самолет на аэродром. И как только приземлился, потерял сознание.

- Тогда, в сорок первом году,- вспоминает Герой Советского Союза В. И. Саломатин,- мы были рады, что Петр Самохин, проявив мужество, сберег машину. Помню, как командир полка, осмотрев его самолет, сказал: «Хороший запас прочности».

Я спросил: «Чья же это прочность, самолета или летчика?»__

«Я думаю о Петре Самохине,- ответил майор Белоусов.- Он нашел силы, чтобы на подбитой машине долететь до своего аэродрома. Самохин пролежал в госпитале около месяца. Вернулся в полк с повязкой на руке, был зол на врачей, которые не допустили его к полетам. Но уже через несколько дней упросил командира полка разрешить ему сесть в кабину «чайки» и снова начать боевые действия.

7 ноября по боевой тревоге в небо поднялась пара самолетов, пилотируемых боевыми друзьями - старшими лейтенантами Самохиным и Саломатиным. В районе населенного пункта Вача летчики обнаружили четыре автомашины врага.

- Ударим! - крикнул Самохин.

- Атакуй головную, я ударю по замыкающей,- ответил Саломатин.

Самолеты стали пикировать. Автомашины остановились. Из кузовов начали выскакивать солдаты. Пригибаясь, они бросились бежать к лесу. Самохин накрыл бомбами головную машину. В это же время Саломатин ударил по замыкающей. Над ней поднялся темный султан взрыва.

Внезапно наши самолеты были атакованы пятью вражескими истребителями «хаукер». Разбившись на две группы, они устремились в пике.

Самохин смело пошел навстречу врагу. От нижних плоскостей его машины отделились две сигары реактивных снарядов и, оставляя за собой белые пунктиры, понеслись к вражеским самолетам. «Хаукеры» метнулись в сторону, затем ушли ввысь. В это время другая группа фашистов зашла в хвост самолету Саломатина.

- Маневрируй! - крикнул Петр Саломатину.

Его «чайка» круто развернулась и, оказавшись в хвосте истребителя, ударила пулеметным огнем. «Хаукер» вздрогнул, потом свалился на левое крыло и стал падать...

Наступил декабрь 1941 года. Погода стояла пасмурная. Снег шел уже третьи сутки. Полетов не было.

Только на четвертые сутки погода улучшилась. Вошедший в землянку командир эскадрильи Краснолуцкий сообщил, что получено задание патрулировать железную дорогу от Сегежи до Пиндуши.

- Когда взлет? - спросил Самохин.

- По готовности.

- Семенихин, Борисов и Сердюченко! На вылет! - приказал старший лейтенант.

Через полчаса над аэродромом стремительно пронеслись три «чайки» и «харрикейн». Они устремились вверх и вскоре скрылись в серой пелене неба.

Самолеты шли на высоте 1000 метров. Находясь в районе Айталамбы, Самохин заметил группу финских истребителей типа «брустер». Их было 11. Что делать? Враг имел все преимущества: и численное превосходство, и превышение, и большую скорость.

- Встать в пологий пеленг и атаковать! - приказал ведущий.

Тем временем «брустеры», разбившись на две группы, приготовились к атаке. Первая группа устремилась на Самохина и Дмитрия Семенихина, вторая - на Павла Борисова и Николая Сердюченко. Пулеметным огнем «чайки» отразили атаку. «Брустеры» заметались, увеличили дистанцию и интервалы между собой, что было выгодно для наших летчиков.

Как только один из вражеских самолетов оказался поблизости, Самохин нажал на гашетку пулеметов. От меткой очереди «брустер» вздрогнул, накренился влево, потом, покачиваясь с крыла на крыло, снова принял горизонтальное положение.

- Дмитрий, добивай врага! - крикнул Самохин. Самолет Семенихина осветился огнем пулеметного залпа.

«Брустер» задымил, вышел из боя и, снижаясь, пошел на запад. Через несколько секунд от него отделилась черная точка. Видимо, вражеский летчик решил спастись, выпрыгнув с парашютом.

Воздушный бой продолжался. В одной из атак «брустер» обстрелял самолет Самохина, но промахнулся. Семенихин немедленно бросил «чайку» наперерез вражеской машине и выпустил два реактивных снаряда. «Брустер» полыхнул багровым пламенем и упал на землю.

- Готов! - обрадовался Семенихин.

К этому времени сбили по одному вражескому самолету Самохин и Сердюченко. Но вскоре кончилось горючее на «харрикейне», которым управлял Сердюченко.

- Иду на вынужденную,- доложил он.

В небе остались трое: Самохин, Семенихин и Борисов. Трое против семи. В наших самолетах заканчивалось горючее, на исходе были боеприпасы.

- Будем драться! - решил Самохин.

В первой же атаке Борисов сбил одного фашиста. Вражеская машина рухнула на заснеженное поле. А через несколько минут в его самолет почти одновременно попали три снаряда.

- Самолет поврежден. Выхожу из боя,- доложил Борисов.

Теперь в огненном небе остались лишь двое: Самохин и Семенихин. Два против шести. Советские летчики резко маневрировали, имитируя атаки. Но пулеметы молчали. Неожиданно остановился мотор и у самолета Семенихина.

- Садись! Я прикрою,- приказал Самохин.

Следуя за Семенихиным, прикрывая друга от нападения, Самохин подвергся нескольким ожесточенным атакам «брустеров». Одна из них была роковой для нашего летчика, смертельной...

- Петр Яковлевич Самохин,- вспоминает Герой Советского Союза Владимир Ильич Саломатин,- совершил сто двадцать боевых вылетов на штурмовку, разведку, патрулирование, сбил три самолета лично, уничтожил десятки автомашин и другой техники врага. Толковым, храбрым был летчиком. Есть храбрость трезвая, разумная, когда на подвиг идут сознательно, с твердой решимостью и побеждают. Человеком именно такой храбрости был Петр Самохин. Он знал, во имя чего идет в бой, и ни разу не дрогнул. В схватках с врагом не пасовал перед опасностью, всегда шел на выручку товарищам, оказавшимся в тяжелом положении. Он был всегда готов отдать свою жизнь за товарища. И отдал. И было ему тогда лишь двадцать один год. Так ценой жизни он обрел бессмертие...


© 2010-2022