- Преподавателю
- Классному руководителю
- Профориентационная викторина Звездный час
Профориентационная викторина Звездный час
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лапина Е.В. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС
методическая разработка профориентационного урока
Елена Владимировна Лапина
учитель, МБОУ «Школа № 25»
г. Прокопьевск
Цель:
Активизация процесса профессионального самоопределения в игровой форме.
Задачи:
1.Формировать оптимистическое отношение к своему профессиональному будущему.
2. Расширять и углублять представления о различных профессиях.
3. Пробуждать у подростков интерес к знакомству с различными видам деятельности.
Категория участников: учащиеся 8-9 классов
Время проведения: 45 мин.
Условия осуществления: команда игроков не более 6 человек
Оборудование:
-
Таблички для игроков с цифрами от 0 до 7.
-
Электронная презентация, mp3 запись фанфар.
-
Ноутбук, колонки, проектор, интерактивная доска.
-
Два чистых листа бумага и два карандаша.
-
Коробка с жетонами трех цветов (по количеству учеников класса - зеленых жетонов - 6, красный - 1, остальные - синие).
-
Жетоны «звезды».
-
Секундомер.
-
Три рейтинговые карты для членов жюри, три карандаша.
-
Утешительные призы для выбывших участников (медаль «Участник «Звездный час»).
-
Приз для зрителей (медаль «Самый активный «Звёздный час»).
-
Супер-приз для победителя (медаль «ПБЕДИТЕЛЬ «Звёздный час» и сладкий приз).
Этапы профориентационного урока
-
Выбор игроков.
-
Объяснение правил игры.
-
Профориентационная игра-викторина «Звёздный час».
-
Награждение.
-
«Звёздный час» победителя.
-
Обратная связь.
Ход урока
Профориентационная игра-викторина «Звёздный час» проводится с учащимися 8-9 классов. Время проведения мероприятия 45 минут. Первым этапом осуществляется выбор игроков.
Цель: выбор участников игры-викторины «Звёздный час».
Каждый ученик, не глядя, выбирает из коробки один из жетонов трех цветов (красный, синий, зеленый). Играют те ученики, которые вытянули зеленые жетоны, остальные ученики - болельщики.
После определения участников игры вторым этапом объявляются правила игры-викторины «Звёздный час».
Цель: мотивация участников и болельщиков на игру.
Вводное слово:
- Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру-викторину "Звездный час". Все вопросы, которые будут заданы, так или иначе связаны с профессиями. Представляю вам 6 участников - игроков:___________________________________________________________
Поприветствуем их! Все участники игры перед вами, настало время познакомиться с ее правилами.
Правила игры.
- Вопросы викторины будут высвечиваться на доске в виде слайдов. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл. А самые умные и смышленые ребята получают жетоны «звёзды» за быстрые и правильные ответы.
Ответы даются путём поднятия вверх табличек с цифрами - номерами ответов (соответственно, от 1 до 7). Табличка с цифрой «0» означает, что верного ответа среди перечисленных вариантов нет.
Тот участник, который первым правильно отвечает на вопрос, делает шаг на одну клетку вперёд, и ему добавляется ещё бонусная звезда (но только в том случае, если не все участники ответили одновременно правильно). Жетоны «звёзды» считаются дополнительными показателями в случаях равенства баллов у игроков. Тот участник, кто дал наибольшее количество правильных ответов, выходит в следующий тур. После каждого тура, а их - четыре, мы будем терять по игроку, набравшего наименьшее количество очков (исключение - первый тур - он разминочный). Пятый тур - финал.
На обдумывание каждого вопроса дается не более 10 сек.
Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться их жетоны «звезды».
Если участники игры не дали правильный ответ, право передается в зал - болельщикам. За правильный ответ болельщик получает жетон «звезду», тот, кто больше всех наберет жетонов, в конце игры получит приз.
В супер-игре, т.е в финале сразятся два участника игры, дошедшие до финала.
Подсчитывать очки будут 3 члена уважаемого жюри (приглашенные гости - учителя, старшая вожатая, ученики другого класса):
_____________________________________________________________
Право раздавать жетоны «звёзды» предоставляется ассистенту (ученику, вытянувшему красный жетон из коробки перед началом игры).
- Итак, начинаем игру!
I тур «Разминочный» состоит из 7 вопросов. После первого тура никто не отсеивается. Но он имеет значение для следующих туров, т.к. будут учитываться накопленные и в этом туре жетоны «звёзды» за правильные и быстрые ответы.
Цель: уточнение знаний о профессиональных календарных праздниках наиболее распространенных профессий в нашем городе.
- На слайде №1 представлены календарные даты 2014 года профессиональных праздников:
-
5 октября
-
31 августа (последнее воскресенье августа)
-
5 ноября
-
26 июля (последнее воскресенье июля)
-
27 сентября
-
26 октября
-
12 мая
- Ответьте на следующие вопросы:
-
В какой день в России празднуют День воспитателя? (Ответ - 5, 27 сентября).
-
Этот день отмечен в календаре как Международный день медицинской сестры (Ответ - 7, 12 мая).
-
Все автомобилисты отмечают свой профессиональный праздник в последнее воскресенье октября (Ответ - 6, 26 октября).
-
Работники торговли могут дважды в году отметить свой праздник 16 марта и … (Ответ - 4, 26 июля).
-
В этот день вы поздравляете учителей (Ответ - 1, 5 октября).
-
Этот праздник совпадает с празднованием Дня Города Прокопьевск (Ответ - 2, День Шахтера, 31 августа).
-
Все сотрудники полиции слышат поздравления в этот день (Ответ - 3, 5 ноября).
В течение игры члены жюри следят за временем, за тем, кто первым поднимет правильно табличку с цифрой ответа, выставляют в рейтинговую таблицу баллы за правильные ответы. Ассистент вручает жетоны «звёзды» после каждого правильного ответа.
II тур
Цель: расширение представлений о разнообразии профессий, связанных с общественными науками, развитие умения выделять характерные черты определенной профессии.
- На слайде № 2 перед Вами названия различных профессий:
-
Демограф
-
Антрополог
-
Экономист
-
Политик
-
Социолог
-
Психолог
-
Этнограф
- Ответьте на 4 вопроса:
-
Назовите профессию, не связанную с общественными науками
(Ответ - 0, нет правильного ответа). -
Специалист, который занимается подсчетом населения, изучает закономерности воспроизводства населения, его миграцию и состав, называется… (Ответ - 1, демограф).
-
Этот специалист изучает особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь этноса (народа) (Ответ - 7, этнограф).
-
Редкая профессия. На всю страну не больше 2ух сотен специалистов. Они изучают этапы развития человека и варианты его физического строения. Исследуют человеческие расы (Ответ - 2, антрополог).
III тур
Цель: повышение интереса к историческим личностям родного города.
- На слайде № 3 перед Вами имена известных людей города Прокопьевска.
-
Волынов Борис Валентинович
-
Дрозд Григорий Александрович
-
Гаранин Валерий Анатольевич
-
Яворский Василий Иванович
-
Ворошилов Капитон Яковлевич
-
Шишкин Михаил Владимирович
-
Селиванов Евграф Иосифов
- Ответьте, кто из этих эти людей по профессии:
-
Горный инженер (Ответ - 3, Гаранин В.А.)
-
Летчик-космонавт (Ответ - 1, Волынов Б.В.)
-
Геолог, палеонтолог (Ответ - 4, Яворский В.И.)
-
Мастер спорта, боксер (Ответ - 2, Дрозд Г.А.)
-
Пилот авиации (Ответ - 7, Селиванов Е.И.)
IV тур
Цель: повышение информированности учащихся о рынке труда, ознакомление учащихся с самыми востребованными профессиями на рынке труда в 2014 году, расширение представлений об этих профессиях.
- Перед Вами на слайде № 4 по сведениям Министерства экономического развития самые востребованные профессии в России в 2014 году
1. топ-менеджер
2. программист
3. инженер
4. врач-стоматолог
5. сварщик
6. токарь
7. электромонтажник
- Определите, о какой профессии идет речь:
1. Это одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий в России. Выбор карьеры по этой профессии - короткий путь в Европу и Америку, ведь наши специалисты пользуются хорошим спросом на мировом рынке. Наиболее популярная область работы - разработка и создание программного обеспечения, используемого в текстовых редакторах, бухгалтерских программах, играх, базах данных и даже системах видеонаблюдения (Ответ - 2, программист).
2. Очень высоко ценились специалисты этой профессии во времена Советского Союза. Прежде всего, это было обусловлено сложностью обучения по этой специальности и последующей работой, связанной с миром формул и чертежей, практически закрытым для несведущего человека. Это специалист, обладающий высокой культурой и хорошо знающий современную технику и технологии, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладающий способностью к изобретательству (Ответ - 3, инженер).
3. Если Вы решили стать специалистом этой профессии вам потребуется хорошая координация движений, физическая сила и выносливость и развитое пространственное мышление. Это люди, вечно кочующие от объекта к объекту специалисты, которые дарят нашим домам свет, а предприятиям - бесперебойную систему функционирования. Это квалифицированные рабочие, выполняющие наладку объектов электроснабжения промышленного и гражданского строительства (Ответ - 7, электромонтажник).
4. Это центральная фигура компании. Это профессионал высокого уровня и с большим опытом работы, имеющий талант руководителя, обладающий определенными качествами и способностью стратегически мыслить. Именно он призван организовывать и успешно продвигать бизнес (Ответ- 1, топ-менеджер).
5. Это профессия рабочего человека. Это специалист, который обрабатывает вращающиеся заготовки для изготовления той или иной детали из дерева, металла, оргстекла, пластмассы и даже смолы. Он выполняет на станке операции по обработке и расточке разнообразных поверхностей, торцевых плоскостей, а также нарезание резьбы, сверление, зенкирование, калибровку, используя в качестве заготовок металл и другие материалы. Определяет или уточняет скорость и глубину резания, выбирает режущий инструмент с учетом свойств материала и конфигураций резца, закрепляет (выставляет) его, регулирует процесс обработки. Обеспечивает соответствие детали размерам, указанным на чертеже, заданную чистоту и точность обработки. Применяет оснастку, измерительный инструмент, в том числе сложные приборы (индикаторы, микрометры) (Ответ - 6, токарь)
Финал
Цель: тренировка внимательности, развитие лингвистических способностей.
- В финале 2 оставшихся игрока _____________________________ соревнуются друг против друга.
Предлагаю слово «Профессионализм», которое в современном экономическом словаре трактуется как - высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение. Ваша задача из букв этого слова составить как можно больше коротких слов (имена существительные в единственном числе). На выполнение задания - 1 минута. Начали.
- Время вышло. Называть слова Вы будете по очереди, первым тот, у которого меньше звезд. Если слова закончатся у одного из участников, он может отдать бонусный жетон «звезду», которая засчитывается как слово. Победит тот, кто назовет больше слов.
Возможные варианты слов, составленных из слова «Пофессионализм»: сон, фен, нос, сила, лоно, зона, лес, лом, лис, сор, ром, рис, мир, перо, плен, план, пирс, поле, поза, сено, сари, сила, серп, сено, слон, репа, пена, осел, софа, филе, фон, нимфа, номер, норма, салон, масло, лассо, ферма, сосна, смена, слеза, смола, спазм, флора, фирма, форма, финал, салон, паром, семинар, зерно, семафор, сапфир, персонал, спонсор, списание, описание, послание, персонал, персона.
Награждение
- Прошу всех участников, не прошедших в финал и болельщиков, набравших больше всего жетонов «звезд», выйти к ведущей. За интересную игру, упорную борьбу и веру в победу, каждый из вас получает медаль «Участник «Зведный час»» и медаль «Самый активный». Вручение медалей.
Звездный час
- Для победителя наступает его «Звездный час».
- За победу в интеллектуальной игре-викторине «Звездный час» победителю вручается главный приз - медаль «ПОБЕДИТЕЬ «Зведный час» и сладкий приз. В Вашу честь звучат фанфары и салют.
- Вам слово…
- Спасибо за участие, игра окончена. Прежде чем покинуть кабинет предлагаю заполнить анкеты.
Обратная связь осуществляется при помощи шкальной оценки (10-балльная шкала) по трем критериям: актуальность информации, практическая значимость, эмоциональный комфорт (0-4 - низкий уровень; 5-8 - средний; 9-10 баллов - высокий уровень).
Электронные ресурсы
-
Характер. net [электронный ресурс] Что такое профессионализм - Режим доступа: xapaktep.net/virtues/moscow/professionalism/desc.php
-
Справочник. Комерсант. [электронный ресурс] Справка. Валерий Анатольевич Гаранин - Режим доступа: kommersant.ru/factbook/22141
-
Самое важное в городе Прокопьевск [электронный ресурс] Прокопьевск: известные люди в городе - Режим доступа: iprokopevsk.ru/people/
-
ABC2home [электронный ресурс] Праздники России 2014. Профессиональные, государственные и традиционные праздники по месяцам 2014 года - Режим доступа: abc2home.ru/lunnyj_calendar/2014/prazdniki-rossii.htm
-
Образование 66 [электронный ресурс] Профессии - Режим доступа: obrazovanie66.ru/
-
Википедия - свободная энциклопедия [электронный ресурс] Волынов, Борис Валентинович; Яворский, Василий Иванович; Дрозд, Григорий Анатольевич - Режим доступа: ru.wikipedia.org/
-
МУ ЦБС Прокопьевского района Краеведческий отдел Трудоармейская сельская библиотека [электронный ресурс] Вестник краеведения - Режим доступа: kemrsl.ru/
-
Wordhelp.ru [электронный ресурс] Все слова/анаграммы, которые можно составить из слова "профессионализм" - Режим доступа: wordhelp.ru/
Приложение
-
Карточки для участников с цифрами от 0 до 7.
-
Жетоны для определения участников игры, болельщиков, ассистента.
Для участников. Для болельщиков. Для ассистента.
-
Жетоны «звезды» за быстрые и правильные ответы.
-
Рейтинговая таблица для членов жюри.
-
Участники
I
II
III
IV
Финал
Итог
-
Медали для награждения.
Участнику Победителю Активному болельщику
9