- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект Позиция педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с ФГОС
Конспект Позиция педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с ФГОС
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сулименко Л.Н. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» определены и используются такие понятия, как: ст. 16 - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, ст. 27 - инклюзивное образование, ст. 28 - адаптированная образовательная программа. Одной из задач, которая определена Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, является перестройка организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений и учреждений, реализующих интегрированные формы обучения, и создание условий для реализации педагогической поддержки педагога, внедряющего инновации в практику работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Безусловно, деятельность педагога с детьми с особыми образовательными потребностями отличается от работы с обычными детьми.
Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, в которой необходимо применять разные методы, приемы и организационные формы воспитания и обучения. Основу теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями слуха составляют общедидактические и специальные принципы и методы.
Одной из задач, которая определена Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, является перестройка организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений и учреждений, реализующих интегрированные формы обучения, и создание условий для реализации педагогической поддержки педагога, внедряющего инновации в практику работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Безусловно, деятельность педагога с детьми с особыми образовательными потребностями отличается от работы с обычными детьми.
Для гарантированного получения школьного образования глухими обучающимися должны быть разработаны варианты стандарта, при этом каждый из них характеризуется по следующим основным параметрам:
требования к итоговым достижениям глухих обучающихся к моменту завершения школьного образования;
требования к структуре образовательной программы;
требования к результатам обучения применительно к каждому уровню образования;
требования к условиям получения образования.
Для глухих обучающихся разрабатывано четыре варианта стандарта, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям, диапазону возможных различий в уровне развития поступающего в школу ребёнка
Первый вариант 1(1) стандарта
Данный вариант стандарта адресован глухим детям (со слуховыми аппаратами и/или имплантами), которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, обязательно наличие положительного опыта общения со здоровыми сверстниками.
Второй вариант 1(2) стандарта
Глухой обучающийся получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки.
Третий вариант 1(3)стандарта
В этом варианте требования к итоговым достижениям глухих обучающихся не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех его уровнях и к моменту завершения школьного образования.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, обязательно использование адаптированной образовательной Программы, которая при необходимости индивидуализируется. В структуре адаптированной образовательной Программы «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции.
Четвёртый вариант 1(4)стандарта
В четвертом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная специальная образовательная Программа.
Специалисты психолого-медико-педагогической комиссии проводят комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей и готовят по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Работа с детьми осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях специалистами разного профиля (учитель-дефектолог - сурдопедагог, психолог, социальный педагог) по существующим базовым и авторским коррекционным программам.
Успешное решение коррекционно-развивающих и образовательных задач во многом зависит от использования разнообразных методов, методических приемов и форм организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом.
Глухие обучающиеся - это неоднородная группа школьников. Диапазон различий в развитии глухих детей чрезвычайно велик - от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы. В новых условиях ФГОС коррекционный курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» решает основные задачи реализации содержания: формирование речевого слуха, создание новой слухозрительной основы восприятия устной речи.
Формирование достаточно внятной, членораздельной речи, развитие умения осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, формирование потребности и умений пользоваться слуховыми аппаратами- активация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях.
Для полноценного формирования устной речи представлено инновационное оборудование для организации коррекционно-образовательной среды детей с нарушениями слуха и речи. Центр слуха и речи «ВЕРБОТОН-М+» предлагает полный комплекс услуг: инновационно-развивающий программный ко мплекс «Живой звук» Коррекционно-развивающий программный комплекс предназначен для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции слуха и речи в образовательных учреждениях.
Инфракрасный динамик-усилитель И.Р. Свифт «Инфракрасный помощник»
Одним из обязательных условий успешного обучения детей с нарушениями слуха в коллективе дополнительных коррекционных обычной группы/класса является наличие занятий с ребенком
Развитие речевого слуха неразрывно связано с усвоением словаря, грамматического строя языка, формированием и коррекцией произносительных навыков, а также с развитием всей познавательной деятельностью глухого ученика.
Специфика коррекционной слуховой работы состоит в развитии слухоречевых способностей и навыков, которыми школьники с нарушенным слухом смогут воспользоваться в определенных условиях.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) взаимодействует с глухими обучающимися, их родителями, учителями и другими специалистами образовательного учреждения по следующим направлениям: организационное; диагностическое и коррекционное; консультативно-просветительское; методическое.
Организационная деятельность
В рамках этой деятельности учитель-дефектолог организует занятия с детьми, имеющими нарушения слуха: оформляет документы, составляет расписание занятий.
Диагностическая и коррекционная деятельность
Диагностика включает оценку таких параметров, как:
адекватность настройки слуховых аппаратов/кохлеарного импланта;
возможности слухового и слухо-зрительного восприятия глухих учащихся;
уровень речевого развития.
Диагностика проводится в течение двух недель в начале и в конце учебного года по традиционной методике с использованием списков слов, фраз и текстов. Обследование проводится только в индивидуальной форме. Протоколы обследования заполняются на каждого ребенка.
Коррекционная деятельность
Слуховая работа в общеобразовательном учреждении ведется только при использовании детьми с нарушениями слуха качественных цифровых, адекватно настроенных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта.
Основными направлениями сурдопедагогического сопровождения являются:
1) Развитие слухового восприятия на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях.
2) Организация развития слухового восприятия в семье.
1) Развитие слухового восприятия на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях
Сурдопедагогом используются такие формы работы, как индивидуальные и групповые занятия.В начальной школе проводятся индивидуальные занятия и, в зависимости от уровня развития детей, возможно включение групповых, в средней и старшей школе - групповые и индивидуальные занятия.
На индивидуальных и групповых занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухозрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты). При этом такая работа проводится в различных условиях:
в комфортных акустических и позиционных условиях, когда слуховая тренировка проходит в
тишине, а педагог произносит речевой материал, находясь напротив ребенка, «лицом к лицу»
в специально осложненных условиях при наличии маскирующих шумов и разнообразных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессе хождения по кабинету);
в комфортных акустических условиях, но при наличии нескольких поочередно говорящих людей, то есть в условии полилога.
Такие упражнения закрепляют умения получать и анализировать информацию; узнавать и понимать речевой материал по неполным слуховым данным, опираясь на догадку; адекватно и быстро отвечать по обсуждаемой теме в условиях диалога и полилога
. Основная цель обучения глухих произношению состоит в том, чтобы обеспечить внятность, разборчивость их устной речи, сделать речь доступной пониманию окружающим. Речь становится более внятной, чем более полно и точно воспроизводятся в произношении её фонетические элементы. Более всего внятность у глухих страдает от недостатков произношения звуков и их сочетаний. Если дефектное произношение звуков акустически и артикуляционно не слишком грубо отличается от нормального, то при этом может сохраняться удовлетворительная внятность речи. В новых условиях ФГОС в ходе учебно- воспитательного процесса ученик не только получает знания, но и приобретает навыки. Задачи становятся шире- следует развивать его желание и умение учиться. В младших классах обеспечивается первоначальное становление личности ребенка, формирование у школьников умения и желания учиться. Исходя из особенностей каждого этапа психического развития оценивается значимость разных форм познания: вербального и невербального для каждого возрастного этапа. В младших классах предполагается широкая опора на наглядно- практическую, предметную деятельность школьников. Большое значение должно придавать созданию мотива, поскольку именно он определяет речевое взаимодействие как деятельность, а не только отдельные речевые действия. Чтобы усилить мотивированность высказываний, особое внимание следует уделять работе по схеме: ученик- учитель, учитель-ученик. Вторая фаза, предполагающая планирование высказывания, выбор и организацию средств осуществления деятельности, требует специального обучения учащихся планированию. Третья фаза- исполнительная, выступает как внешне выраженное говорение или письмо.
Важное значение в новых условиях ФГОС в коррекционной работе придается формированию произносительной стороны речи.
Работа над произношением на протяжении всего школьного курса может быть распределена условно на три периода.
1.Подготовительный (от 2-х недель до 1 месяца. Важная задача этого периода состоит в развитии у детей способности к подражанию движениям речевых органов и вырабатывать первые навыки дыхания, голосообразования и артикуляции. Работа носит игровой, занимательный характер. . Основной способ базируется на подражании. Широкое применение, исходя из практики работы с детьми первых классов, такой способ находит место при постановке таких звуков, как а о у п т м в ф.
2. Второй. Этот период связан с с постановкой звуков и охватывает весь начальный этап обучения (1-4 кл.)
3. Третий. Этот период распостраняется на весь курс школьного обучения. Задача состоит в том, чтобы закрепить и развить приобретенные детьми навыки произношения на широком речевом материале, закрепить орфоэпические правила и изменение словесного ударения в связи с изменением форм слов при склонении и спряжении.
В случаях, когда речедвигательный аппарат ребёнка проявляет крайнюю пассивность, учитель вынужден воздействовать на те или иные органы механически (пальцем или шпателем), приводя в определённое положение. Например, при постановке звука О ученик недостаточно выдвигает губы вперед. Учитель помогает ему нажимая с боков на щеки большим и указательным пальцем. Например, при работе над дыханием возможно применение нажима рукой на брюшную стенку.Подобный прием вероятен при постановке звука к от т, х от с, ы от и.
Большое место в работе над произношением отводится постановке речевого дыхания, что способствует формированию умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и фразы, членить фразы на смысловые синтагмы.
Первоначальная работа над развитием речевого дыхания включает в себя ряд подготовительных упражнений. Часть из них имеет вид специальных дыхательных игр.
Дыхательные игры-упражнения.
1 Сдувание со стола комочков ваты или бумаги
2 Поддувание комочков ваты в воздухе(чтобы нетпадали вниз).
3 Задувание свечи.
4 Вращение ветряной мельницы.
5 Катание карандашей по столу.
6 Пускание мыльных пузырей.
7 Дутье на катушку.
8 Вздувание брызг в воде (плавное поддувание).
9 Пускание корабликов в воде.
10 Поддувание бумажных фигурок на столе.
11 Дутье воздуха в горлышко пустого пузырька.
12 Игра «длинный язычок».
Цель этих игровых занятий- научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономным выдохом.
Наряду с игровыми приемами с первых же дней используются голосовые и игровые упражнения. Эти упражнения связаны с протяжным произнесением гласных и многократным повторением элементарных слогов на одном выдохе.
Виды дыхательных упражнений, используемые на уроках в данном образовательном учреждении.
1 Протяжное произнесение гласных и согласных.
Па-------------------------па-------------------------пу----------------------
м-----------а в------------а
2 Слитное произнесение слогов на одном выдохе.
3 Слитное произнесение слов и фраз.
4 Изменение силы выдоха в связи с ударением в словах.
Требуя от детей произнесения на одном выдохе ряда слогов, длинных слов и фраз, нужно следить, чтобы ученики не делали очень глубокого вдоха, не переполняли свои лёгкие воздухом, а с другой стороны не «выжимали» до последней степени из себя воздух, так как и то и другое не соответствует нормальным условиям речи.
Начинать работу над голосом лучше всего с выяснения того, есть ли у ребенка голос в естесственой обстановке. Если есть, то необходимо найти подход к ученику и включить этот голос в его речь.
Игры- упражнения для закрепления естественного голоса, применяемые в ОУ:
1 игра на фортепиано (на парте, как на клавишах, играя пальчиками, дети ритмично произносят слоги: папапа татата )
2 бумажный рупор(ученики ощущают губами вибрацию бумаги)
3 паровоз (движения рук, как поршни паровоза сопровождают: уууууу)
4ауканье (имитируют прогулку с криками: ау!)