Воспитание детского коллектива в процессе коллективно-творческих дел

Данная работа поможет изучить аспект воспитания детского коллектива в процессе коллективно-творческих дел. Проблема коллективного воспитания является одной из наиболее проработанных в отечественной педагогике. Отечественной школой был накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу. Цель данной работы: раскрыть теоретические основы коллективного воспитания и выявить организационные аспекты формирования детского коллектива.          Объект – процесс ...  
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Барнаульская государственная педагогическая академия

(АлтГПА)

Факультет начальных классов


Кафедра педагогики и психологии начального образования


Воспитание детского коллектива

в процессе коллективно-творческих дел

Курсовая работа


Выполнила студентка

2 курса ОЗО, гр. 712

Решетникова Н.Н.

_______________

(подпись)


Научный руководитель:

К.пед.н., доцент

Колесова С.В.

______________

(подпись)



Барнаул 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы воспитания 6

1.1 Определение и основные характеристики детского коллектива 6

1.2 Этапы развития детского коллектива 15

1.3 Влияние детского коллектива на воспитание личности 16

1.4 Технология КТД как средство воспитания 21

Глава 2. Изучение влияния КТД на развитие детского коллектива 28

2.1 Организация и методы исследования 28

2.2 Анализ результатов исследования 33

2.3 Рекомендации по развитию детского коллектива в процессе КТД 37

Заключение 39

Библиографический список 41

Приложение 44



ВВЕДЕНИЕ

Проблема коллективного воспитания является одной из наиболее проработанных в отечественной педагогике. Отечественной школой был накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу.

За последние десять лет на постсоветском пространстве несколько раз сменилась парадигма воспитания. Первоначальный подход, возникший на волне отрицания опыта советской школы, провозгласил "Воспитание через обучение". Воспитание, перехватывали различные структуры, не всегда безопасные: от общественных организаций до тоталитарных сект, от клубов по интересам до криминальных группировок. Последствия очевидны: утрата общественно-значимых ориентиров, распад культурных и моральных ценностей, дезориентация молодёжи в обществе, алкоголизм, наркомания и т.п.

С первых лет создания отечественной школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что « в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом…» Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Щацкий, Н.Л. Селиванова, В.А.Караковский и другие видные педагоги и общественный деятели.

К сожалению, за последнее время оказался забыт теоретический багаж отечественной школы, растрачен неоценимый практический опыт педагогов. На сегодня, актуальной представляется задача возрождения этого опыта, отбора из него тех истинных ценностей, которые помогут на современном этапе воспитывать благородную и нравственную личность.

Цель данной работы: раскрыть теоретические основы коллективного воспитания и выявить организационные аспекты формирования детского коллектива.

Объект - процесс воспитания детского коллектива

Предмет исследования: развитие детского коллектива в процессе КТД

Цель определила задачи исследования:

  1. Изучение литературы по данной теме.

  2. Выявить уровень развития детского коллектива.

  3. Разработать методические рекомендации.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  1. Научно-теоретические:

- анализ психолого-педагогической и учебно- методической литературы;

- систематизация, обобщение, сравнение.

2. Диагностические:

- методики О.В.Лишина «выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива»; Р.С.Немова «социально-психологическая самоаттестация коллектива»; «социометрия»; Л.М.Фридмана «наши наблюдения».

Проработанная литература по данному вопросу включает в себя труды таких крупных специалистов по вопросам коллективного воспитания, как А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Караковского и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

В первой главе «Теоретические основы детского коллектива как объект и субъект воспитания» раскрыты сущность понятий «коллектив» и «коллективное воспитание», особенности формирование детского коллектива через коллективно творческие дела, представлены этапы развития детского коллектива.

Во второй главе «Исследование методик диагностики сформированности детского коллектива» представлены описание организации исследования и его результатов.









Глава 1. Теоретические основы детского коллектива как объект и субъект воспитания

  1. Определение и основные характеристики детского коллектива

Термин «коллектив» произошел от латинского collektives- собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и совместной деятельности.

Коллектив - явление сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, увлечений самых разных людей. По Л.С. Выготскому коллектив выступает как фактор развития ребенка. Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» (Сластенин 2000).

А.С. Макаренко считал, что гуманистическая интерпретация коллектива предполагает наличие определенных признаков, которые и позволяют сделать именно коллектив «инструментом прикосновения к личности».

Понятие «коллектив» было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику с первых лет советской власти. Идеи «коллективного воспитания» были заложены в основу воспитательной деятельности С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, М.М. Пистрака, П.Н. Лепешинского и др., а позднее - В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, Н.Я. Скороходовой, И.П. Иванова. Положения А.С. Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания. В статье "Цель воспитания" он выделяет следующие признаки коллектива:

- общественно ценные цели;

- совместная деятельность по их достижению;

- отношения взаимной ответственности;

- организация органов самоуправления;

- направленность деятельности на общую пользу.

В дальнейшем в отечественной социальной психологии был выделен ряд признаков, характеризующих группу как коллектив. Большое значение здесь сыграли работы А.В.Петровского, И.Н.Платонова, Л.И.Уманского.

Л.И. Уманским и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:

- содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);

- организационное единство;

- групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;

- психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).

На основе указанных признаков Л.И.Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:

- группа номинальная;

- группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);

- группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);

- группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);

- коллектив.

Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи (В. М. Коротов и др.) выделяют три функции: функцию организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; функцию воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных нравственных убеждений; функцию стимулирования - коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений. Нормальное функционирование детского коллектива возможно при правильном тоне и стиле отношений. А. С. Макаренко в ряде своих работ подчеркивал необходимость такой организации воспитательного учреждения, которое имело бы единую форму организации, стиль и тон отношений.

Отличительными признаками стиля детского коллектива А. С. Макаренко считал: во-первых, мажор - постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию; во-вторых, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; в-третьих, дружеское единение его членов; в-четвертых, ощущение защищенности (А. С. Макаренко считал, что ни один ребенок не должен чувствовать себя в коллективе обособленно и беззащитно. Должно быть законом, что никто не имеет не только права, но даже возможности унижать в какой бы то ни было форме более слабого и зависимого); в-пятых, активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому или игровому действию; и наконец, привычка к торможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций. Тон и стиль коллективных отношений поддерживается в соответствующих законах и правилах, как для детского коллектива, так и для коллектива педагогов. Эти законы варьируют в разного типа воспитательных учреждениях, но все они отражают ту систему требований, которая заложена в основе коллективного сотрудничества (Новикова 2000,45-49).

В структуре коллектива основным звеном является первичный коллектив. В школьной практике - это класс. В классе образуются наиболее длительные и устойчивые отношения детей с учителями, друг с другом с другими классами Разнотипные первичные коллективы взаимосвязаны и образуют ученический коллектив школы.

Каждый из коллективов, входящих в сложную структуру детского коллектива воспитательного учреждения, имеет свои органы самоуправления, которые будучи взаимосвязанными, образуют систему органов детского самоуправления. В школе это парламент, классные группы, советы клубов и добровольных обществ, совет ученической бригады, совет интерната, различные временные органы. От зрелости коллектива зависит разнообразие системы органов самоуправления характер их полномочий.

Особое место занимает главный орган управления детским коллективом образовательного учреждения (парламент школы). Он координирует и направляет деятельность других органов как непосредственно через свои секторы, так и опосредованно через активистов, входящих в тот или иной орган ученического самоуправления.

Совместная целеустремленная деятельность усиливает потребность в общении. В результате между ними возникают многообразные связи и отношения, объединяющие детей как членов одной социально-психологической общности.

Избирательные связи и отношения в первичном коллективе приводят к образованию микрогрупп эмоционально-психологического характера (дружеских и приятельских), каждая из которых включает небольшое количество детей, испытывающих по отношению друг к другу чувства взаимной заинтересованности, симпатии, дружбы.

Эти группы занимают различное положение в коллективе. Есть группы, лидирующие во всех видах деятельности, группы, авторитет которых ситуативен, группы обособившиеся, замкнувшиеся в сфере своих интересов. Задача состоит в том, чтобы вовлечь все эти группы в активную жизнь коллектива, подчинив мотивы их объединения общественно полезным целям.

В структуре коллективных отношений большое значение имеют связи первичных коллективов между собой и посредством общешкольного коллектива с другими коллективами как школ, так и других объединений. Связи с другими коллективами помогают предотвратить замыкание первичных коллективов и групп в узкие интересы только своих членов, приобщают школьников к широким социальным контактам, интересам других коллективов.

В школьном коллективе существует разветвленная сеть разнотипных первичных коллективов, в каждом из которых ребенок испытывает своеобразное воздействие, дает ему возможность осуществлять разные социальные роли (в одном он - ученик, в другом - спортсмен, в третьем - артист и т.д.).

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов:

1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.

3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).

4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра (Конникова 2000).

В процессе совместной деятельности и общения между школьниками возникают различного вида отношения, образующие сложную внутреннюю жизнь коллектива.

Это прежде всего - отношения ответственной зависимости (по А.С.Макаренко) или, как их иначе называют, деловые отношения. Чем отчетливее отработана в коллективе система распределения исполнителей и организаторов, подчинения и распоряжения, тем безошибочнее срабатывают отношения взаимной ответственности: члены коллектива требуют друг от друга и от себя подчинения установленным правилам, обеспечивающим достижение цели.

Судить о развитии деловых отношений в коллективе можно:

- по тому, как относятся члены коллектива к общим нуждам и заботам коллектива, легко ли откликаются на них, замечают ли их сами;

- по тому, как встречают они распоряжения и предложения выборного актива;

- по тому, как принимаются решения органами коллектива;

- по частоте и характеру нарушений норм жизни коллектива, принятии решений и др.

Безусловно, что без такого рода отношений коллектив просто не может существовать. Однако если роль деловых отношений абсолютизируется, все внимание школьников сосредоточивается только на их организации, то эмоциональная жизнь коллектива обедняется, уменьшается количество контактов, связей между членами коллектива - и коллектив может стать для школьника чисто формальным объединением.

Поэтому необходимо развивать систему личных взаимоотношений в коллективе, их гуманистическую направленность. Детский коллектив не может развиваться также без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания.

Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт.

Успешное функционирование детского коллектива требует создания возглавляющих его органов. Органы коллектива - это избираемые или уполномоченные лица, которым члены коллектива поручают совместно планировать общественные дела, распределять поручения между членами коллектива, проверять их выполнение, координировать и объединять работу всех первичных коллективов (Новикова 2000).

В рамках целостной воспитательной системы школы детский коллектив рассматривается как механизм, обеспечивающий саморазвитие системы и позволяющий педагогам перейти в управление ею из сферы деятельности в сферу отношений.

Используя замечание А.С.Макаренко, детское объединение необходимо рассматривать как "инструмент прикосновения к личности". Необходимость же постановки такой цели в процессе воспитания обусловлена тем, что в основе развития личности ребенка, его отношений к действительности и к самому себе лежит практический опыт, приобретаемый им в общении и в совместной деятельности с другими людьми. Цель, зачастую, достигается достаточно приближенно. Кроме того, само понятие "коллектив" используется для обозначения любых детских объединений. При этом забывается, что не всякое объединение характеризуется признаками группы как коллектива.

Положения А.С.Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания. В статье "Цель воспитания" он выделяет следующие признаки коллектива:

  • общественно ценные цели;

  • совместная деятельность по их достижению;

  • отношения взаимной ответственности;

  • организация органов самоуправления;

  • направленность деятельности на общую пользу.

В отечественной социальной психологии был выделен ряд признаков, характеризующих группу как коллектив. Большое значение здесь сыграли работы А.В.Петровского, И.Н.Платонова, Л.И.Уманского и др.

Л.И.Уманским и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:

  • содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);

  • организационное единство;

  • групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;

  • психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое) (Морозова 2000).

Основной целью воспитания, считал А.В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. «Мы хотим воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами» (Новикова1978, 81). В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А. В. Луначарский.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С.Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива» (Коротов 1989, 94).

Коллектив имеет сложную структуру, так как связан общностью целей с другими коллективами.

Основным звеном в коллективе является первичный коллектив. Для А. С. Макаренко - это был отряд, состоящий из 12-15 человек. В школьной практике - это класс. В нем дети наиболее близко общаются между собой, постоянно совместно действуют, участвуют в реализации общих целей всего коллектива и входят в общую систему характерных для коллектива отношений.

Второй структурной единицей коллектива можно назвать сводный отряд. А. С. Макаренко боялся воспитать касту командиров. Он хотел, чтобы все умели, руководить и подчиняться. Сводный отряд формировался на отдельное дело. Командиром сводного отряда становился рядовой член первичного коллектива. Это давало возможность задействовать самых отсталых и неорганизованных, вывести подростка из состояния пассивности.

Третьей структурной единицей коллектива у А.С. Макаренко был сам воспитанник. Но нужно сказать, что здесь имело место присвоение звания: воспитанник, коммунар, коммунар-дзержинец. То есть звание присваивалось по степени принадлежности каждого подростка к коллективу.

Четвертой структурной единицей коллектива являются органы самоуправления. Во-первых, это общее собрание. Ни одно значимое решение не принимается без собрания. Повседневной жизнью руководит Совет командиров.

Детский коллектив не может развиваться, двигаться вперед, если перед ним не стоит общая цель, которую все члены коллектива воспринимают как жизненно важную перспективу, ради которой они вступают в общение, объединяют свои усилия, преодолевают трудности. Реализуя стоящую перед ним перспективу, коллектив переходит в новое качественное состояние и приобретает возможность решать более сложные задачи. Перспектива, по сути дела, это та завтрашняя общая радость, которая, по словам А.С. Макаренко, стоит перед коллективом и делает его более крепким, дружным.

Детский коллектив первоначально имеет формальную (официальную) структуру, как правило, задаваемую взрослым, например: набирают детей в школьный класс, в спортивную секцию, кружок, отряд в лагере и т.п. В одной группе оказываются дети, которые отвечают определенным критериям отбора: по возрасту, физическим данным, необходимым для занятия спортом; уровню обученности, соответствующему требованиям специализированного класса, и т.д. Формальная структура соответствует тем функциям, которые призвана выполнить, и определяет условия деятельности коллектива (количества детей, оборудование помещений и т.п.), а также позицию взрослого (учителя, наставника, тренера, воспитателя и т.п.) Неформальная (неофициальная) структура возникает на основе межличностных отношений, развивающихся в коллективе. Внутри формальной структуры образуются малые контактные группы на основе общих интересов, симпатий, привязанностей. В связи с этим возникает одна из важнейших педагогических задач - формирование в детском коллективе гуманистических норм отношений (Аникеева 1989).

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции (Слатенин 2008, 355).

Таким образом, рассматривая способы и этапы формирования детского коллектива, мы выяснили, что работоспособный сплоченный коллектив возникает не сразу - этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно, или формируется сознательно и целенаправленно. Каждый коллектив должен найти свое место, свою «нишу» в формальной или неформальной структуре организации, где бы он мог полностью реализовать свои цели и не препятствовал делать это другим.

1.2 Этапы развития детского коллектива

Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. А.С. Макаренко разработал основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнес: постановку общественно значимой и увлекательной для детей перспективы, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения. А.С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования. По его мнению, коллектив должен пройти путь от авторитарного требования педагога через требования актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении. В этой формуле представлены этапы развития коллектива.

На первом этапе педагог имеет дело с формальным объединением. В своей классификации, А.Н. Лутошкин сравнил такой коллектив с «песчаной россыпью» (Лутошкин 1998). Ведь, как и песчинки в горсти, детей еще ничто не объединяет. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное - заинтересовать детей в совместной деятельности. Об успешном переходе к следующему этапу можно судить по тому, как дети принимают требования педагога, подчиняются дисциплине. Горсть песка превращается в «мягкую глину»: уже «вылепливаются» взаимосвязи, появляются малые контактные группы, и выделяется актив - инициативная группа детей.

Второй этап характеризуется тем, что актив берет на себя часть организаторских функций. Педагог помогает освоить управленческие навыки, распределить обязанности в совместной деятельности, наладить общение. Для большинства детей коллектив становится привлекательным сообществом, совместно вырабатываются нормы жизни, рождается общественное мнение. Но еще не всегда деятельность коллектива успешна, иногда он не может самостоятельно справиться с решением коллективных задач. Он похож на «мерцающий маяк», а педагог, как смотритель маяка, должен позаботиться о нем, т.е. взять на себя организаторскую, коммуникативную и коррекционную функции. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетные «смотрители» маяка - те, кто не даст погаснуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудности, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы уже видим проявление активности, но далеко не у всех.

На третьем этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члены коллектива проявляют взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности, переживают за успехи и неудачи коллектива. И взрослые, и дети - сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности. Коллектив успешно осуществляет свою деятельность. Это - «алый парус», который символизирует сбывшуюся мечту и ощущение радости. В классификации-аналогии есть еще один образ: такой коллектив - «горящий факел», поскольку становится примером для других. (Лутошкин 1998,73-74).

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А. С. Макаренко закон движения коллектива. Необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

В настоящее время сложился другой подход к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л.И.Новикова выделяет: стадию сплочения коллектива; стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся; стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

Раскрыв этапы развития детского коллектива, мы выделили, как развивались идеи связи с этапами развития коллектива. Каждая из последующих развивала предыдущую.

1.3 Влияние детского коллектива на воспитание личности

Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами.

Влияние группы на развитие ребенка велико. Человек - существо социальное, и поэтому зависим от окружающих его людей, ребенок - существо, формирующееся и развивающееся, и поэтому зависим вдвойне. На разных этапах социализации влияние группы на ребенка имеет различное значение. На дошкольника влияет, прежде всего, ближнее социальное окружение (семья). При поступлении ребенка в школу - классный и педагогический коллектив. В подростковом возрасте усиливается влияние сверстников. Старшие школьники во многом зависимы от мнения дальнего социального окружения.

Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому, или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Рассмотрим более подробно, какое влияние оказывает классный коллектив на воспитание личности школьника. Среди малых контактных групп, членом которых является школьник, обычно наибольшее влияние на его развитие оказывает школьный класс. В данный период жизни учебная деятельность является для ребенка ведущей, контакты с классом имеют регулярный и продолжительный характер, успешность обучения в школе обычно рассматривается как главный критерий его интеллектуального уровня, социализации и общего развития. Психологические исследования влияния класса на развитие личности школьника ведутся давно и продуктивно.

Класс оказывает на формирование и развитие личности школьника очень большое влияние. Это связано, прежде всего, с возможностями, предоставляемыми классом для удовлетворения школьником базовых социальных потребностей: в общении, в самоактуализации, в общественном признании. Их реализация влияет на принятие ребенком класса, на идентификацию с ним, на осознание себя как члена данной группы, на эмоциональное самочувствие, что так или иначе влияет на мировосприятие, самооценку, на отношение к ценностям, носителем которых является класс. Под влиянием внутригруппового статуса формируются мотивы поведения школьника, его отношение к учебе и другим жизненным ценностям.

Различный внутригрупповой статус индивида по-разному действует на формирование и развитие его личностных качеств. Поскольку наибольшим влиянием обладают полярные характеристики статуса, обычно психологи обращают внимание на лиц с высоким и низким статусом. Благополучная внутригрупповая позиция школьника ведет к расширенным контактам, развивая коммуникативные качества, формируя уверенность в себе, своих силах. Принимая ценности класса, в которые обычно включается значимость учебной деятельности, ребенок старается лучше учиться, что ведет к ускоренному когнитивному, интеллектуальному развитию. Однако с «благополучными» в этом отношении детьми дело не всегда обстоит хорошо. В частности, если класс принимает неприемлемые социальные ценности, для ребенка с высоким статусом и ярко выраженной реакцией группирования со сверстниками значимость взаимоотношений с одноклассниками может оказаться выше отношений со взрослыми, учебной деятельности и прочих социально приемлемых ценностей (Акимова 2002, 178).

Вместе с тем намного больше психологических проблем возникает с детьми, чье положение в классе можно расценить как неблагополучное. Низкий внутригрупповой статус создает достаточно серьезные проблемы для социальной адаптации ребенка и формирования социально желательных качеств. Ребенок, лишенный общения со сверстниками растет замкнутым, зачастую угрюмым. Сильно страдает его коммуникативная сфера, гаснет потребность в общении, тормозится развитие коммуникативных навыков.

Переживания по поводу своего статуса влияют на эмоционально-мотивационные качества личности школьника. Не находя эмоционального сочувствия среди одноклассников, защищая себя, ребенок может пойти на отвергание не принимающих его людей, значимой для них деятельности и принимаемых ими ценностей. Устойчивые отрицательные переживания могут привести к формированию депрессивных эмоциональных состояний, акцентуаций характера и т.п. Серьезные изменения могут происходить в мотивационной сфере: низкий внутригрупповой статус часто ведет к низкой самооценке и падению уровня притязаний. Невозможность удовлетворить потребность в общении ведет к попыткам найти коллективы сверстников, альтернативные школьному.

Неприятие классом ребенка может приводить к отказу от учебной деятельности и связанных с ней объектов как значимой ценности и замене альтернативными. На практике это означает, что ребенок может переключиться со школьного общения на общение в рамках дворовой или какой-либо иной компании, отвергающей социально значимые ценности и принимающей цели асоциальные или антисоциальные. Часто такие альтернативные подростковые группировки дают оценку поступкам ребенка, противоположную принятым в школе: если в школе грубое поведение, то в таких группах грубость может рассматриваться как геройство.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности

Таким образом, коллектив оказывает на формирование и развитие личности детей достаточно большое влияние. В зависимости от статуса, занимаемого ребенком в группе, у него может формироваться тот или иной комплекс психологических особенностей.

1.4 Технология КТД как средство воспитания

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

-по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

-по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

-по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

- по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

-по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология;

- по подходу к ребёнку:

Гуманно-личностная технология воспитания Ш.А.Амонашвили.

Целевыми ориентациями гуманно - личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:

-способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

- развитие и становление познавательных сил ребенка;

- идеал воспитания - самовоспитание;

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) - это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а « мы сделали, решили, сделали»).

Постулаты КТД:

- коллективное творчество;

- единое дело и добровольное участие в нём;

- свобода выбора форм деятельности;

- содружество взрослых и детей;

- развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

ВИДЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ.

Трудовые КТД (пример:»Трудовой десант»)

Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

СТАДИИ КТД (по методике И.П. ИВАНОВА)

Стадии

Педагогическое целеполагание

Методы, формы деятельности коллектива

Предварительная работа воспитателя

(1стадия)

-Для чего?

-С какой целью?

-Кто может помочь?

-Кому быть организатором?

«Нацеливающие» воспитательные мероприятия:

-«стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ

-размышление, убеждение на собственном опыте.

Коллективное планирование.

(2 стадия)

-Какие дела проведём?

-На радость и пользу кому?

-Где лучше проводить?

-С кем лучше проводить?

Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление.

Творческий поиск: открытая дискуссия, деловая игра, пробуждение (ободрением, похвалой, помощью, доверием)

Выборы «совета дела».

Подготовка дела.

(3 стадия)

-Как развивать положительные качества ребят?

-Как преодолевать отрицательные качества ребят?

-Как включить всех ребят в активный творческий поиск?

-Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам?

Увлечение добрым сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение. Увлечение делом, поиском, романтикой, игрой. Товарищеский контроль. Обсуждение.

Уточнение проекта КТД.

Проведение дела.

(4 стадия)

-Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД?

-Как увлечь воспитанников личным примером?

-Как добиться радостной перспективы близкого успеха?

-Как научить ребят выходить из затруднительного положения?

Познавательные КТД. Художественные КТД.

Спортивные КТД.

Формы: эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования.

Подведение итогов .

(5 стадия)

-Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?

-Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу?

-Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

Товарищеский разбор. Сборы -«огоньки». Похвала, поддержка, побуждение. Товарищеское приучение. деловой спор.

Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание.

Ближайшие последствия.

(6 стадия)

-Как научить ребят реализовывать выводы и предложения?

-Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива?

-Как научить учащихся осуществлять собственные решения?

Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах Перспектива. Взаимопомощь.

Групповая проблемная работа - это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель - разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Групповую проблемную работу можно отнести к ситуативной технологии воспитания - они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Тренинг общения - форма педагогической работы, имеющая цель - создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях). Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это - непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

В общем виде в тренинге общения три блока:

-разминка, включает в себя ряд заданий, упражнений, направленных на создание необходимых в тренинге атмосферы открытости и внимания, слышания друг друга;

-основные упражнения - связаны с тем опытом, что задуман в тренинге как цель;

-итоговая рефлексия, т.е. обсуждение: например, «Я чувствую, что…», «На занятии я почувствовал…».

Технология сотрудничества - ориентирована на переход от педагогике требования к педагогике отношений и гуманно-личностному подходу к ребёнку.

Технология «Создание ситуации успеха»

Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что и для учащихся разных классов еще более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Воспитателям нужно поощрить даже небольшой успех воспитанника (хотя бы добрым словом), его личные достижения при выполнении какого-либо задания, упражнения, работы.

Выводы

Изучив теоретические сведения , можно сделать следующие выводы:

КТД является важнейшим механизмом в формировании детского коллектива, играет большую роль в формировании личности ребенка, в реализации его возможностей и способностей, установлении отношений с одноклассниками и с классным коллективом в целом, успешность его и дальнейшем развитии как личности.

Именно в КТД происходит непосредственное обогащение каждого участника собственным опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как товарищу других людей. И что особенно важно - в этом процессе теснейшим образом соединяется развитие всех трех сторон личности нового человека: познавательно-мировоззренческой (научные знания, коммунистические взгляды, убеждения, идеалы), эмоционельно-волевой (высокие чувства, стремления, интересы, потребности), действенной (общественно-необходимые умения, навыки и привычки, творческие способности, общественно-ценные черты характера).




Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КТД НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

2.1 Организация и методы исследования.

Многочисленные исследования показывают, что по сплочению детского коллектива у младших школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли ли бы общие цели, общие жизненно важные задачи, чтобы их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.

Целью нашей экспериментальной работы было выявить доминирующие мотивы в совместной деятельности у учащихся 2 класса Павловской средней общеобразовательной школы, Угловского района, Алтайского края.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. определить спектр мотивов воспитание младших школьников;

  2. Изучить доминурующие мотивы младших школьников;

  3. Обработать результаты данного исследования.

Для решения поставленных задач использовались методики О.В.Лишина «выявление мотивов участия в делах класса и коллектива школы»; Р.С.Немова «социально-психологическая самоаттестация коллектива»; «социометрия»; Л.М.Фридмана «наши отношения».

С целью определения степени удовлетворенности учащимися различных сторон жизни коллектива проводилась методика «Наши отношения». Приложение 1.

После анализа ответов детей, были сделаны следующие выводы:

Чаще всего среди ответов детей встречаются следующие фразы: «наш коллектив дружный» и «в нашей группе принято помогать без напоминания».

Гораздо реже ответы детей указывают, что «наш коллектив очень дружный и сплоченный » и «в нашей группе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель».

Школьниками не были отмечены варианты ответов № 5-6, из каждой части опросника, результаты показаны на рисунке 1. Приложение 2.

Таким образом, было выявлено, что данный коллектив дружный и сплоченный, в любую минуту готовый прийти на помощь товарищу.

Данная методика является методом выявления различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

С целью выявления доминурующих мотивов сплоченности коллектива была использована методика О.В.Лишина «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива». Приложение 3.

Данная методика позволяет выявить ведущие мотивы участия школьников. В соответствии с выделенными блоками вопросов и шкалой оценок ответов составлена матрица. В исследовании приняли участие 12 человек из 2 класса. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Приложение 4.

Результат изучения доминирующих мотивов у учащихся 2 класса


Из данной таблицы видно, что ведущие мотивы участия школьников преобладают «обязанность как принуждение» и «интерес к содержанию»

Следующим шагом было определение доминирующих мотивов с помощью методики «Социометрия». Приложение 5.

Диагностика «Социометрия» позволяет изучить эмоционально-психологические отношения в детской общности и положение в них каждого ребенка.

На основе полученных результатов составляется матрица социометрических положительных выборов. Результаты исследования представлены в таблице 3. Приложение 6.

Исходя из полученных данных, можно констатировать, что в процессе организации коллективных творческих дел, которая отражается и на учебной деятельности, в классе устанавливаются позитивные межличностные отношения, вырастает число положительных лидеров. Изменение показателя групповой сплоченности свидетельствует о развитии коллектива в целом.

Таблица 3. Приложение 6.

От количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звёзды»

«Предпочитаемые»

«Принятые»

«Непринятые»

«Отвергнутые»

В два раза больше, чем среднее число получаемых выборов одним испытуемым

В полтора раза больше, чем число полученных выборов одним испытуемым

В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым.

Из данных таблиц видно, что учащиеся распределились по группам:

«Звезды» - Лиля В. (9%);

«Предпочитаемые» - Лена Л., Света С. (18%);

«Принятые» - Адиль Д., Женя К., Кирилл Л., Леша Ч., Куаныш К., Саша Я. (55%)

«Непринятые» - нет (0%)

«Отвергнутые» - Настя А, Аминна С. (18%)

Результат методики:

Варианты

Количество учеников

В процентах

«Звезды»

1

9%

«Предпочитаемые»

2

18%

«Принятые»

6

55%

«Непринятые»

0

0%

«Отвергнутые»

2

18%

Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.

Следующим шагом было определение доминирующих мотивов с помощью методики Р.С.Немова «Социально-психилогическая самоаттестация коллектива», которая позволила определить эталон общности в восприятии ее членов. Приложение 7.

Данная методика помогла выявить, является ли данный коллектив дружным, сплоченным. После обработки данных составлена матрица определения эталонности общности, которая представлена в виде таблицы.

Приложение 8.

Из данной таблицы видно, что в данном детском коллективе средний уровень эталонности общности в восприятии ее членов, так как М составляет более 50 % от максимально возможной оценки. Чтобы решить данную проблему и повысить уровень эталонности общности в восприятии ее членов, педагогу необходимо продолжать работу, основываясь на следующих принципах:

- творчески реализовывать каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

- учитывать индивидуальные особенности детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

- обеспечивать комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Таким образом, методика организации КТД предполагает целую цепочку дел. Детский коллектив от дела к делу обогащается организаторским опытом, совершенствует систему управления. Все дети получают возможность проявить свои способности, система временных получений позволяет каждому побывать и в роли лидера, и в роли подчиненного. Изменяется позиция педагога: исчезает необходимость прямого руководства, он становится сотрудником в общем деле. Безусловно, эффективность методики зависит от содержания деятельности детского коллектива.

2.2 Анализ результатов тестирования

Цель экспериментальной работы: выявить доминирующие мотивы совместной деятельности через КТД.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. определить спектр мотивов воспитание младших школьников;

  2. Изучить доминирующие мотивы младших школьников;

Обработать результаты данного исследования

В ходе исследования были использованы методики:

  1. «Выявление мотивов участия в делах класса и коллектива школы» О.В.Лишина.

ЦЕЛЬ: Определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности

У каждого учащегося должен быть бланк со следующим текстом: как ты думаешь, сколько твоих одноклассников примет участие в перечисленных делах.

Работа проводилась индивидуально, перед проведением методики ребенку объясняется, что обозначает каждая буква в тесте. Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести кружком стоящую перед номером утверждения букву, которая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:

н - никто;

м - меньшинство;

п - половина;

б - большинство;

в - все. ты со всеми

После завершения работы со всеми учениками бланки обрабатывались.

Для обработки результатов выбирались одинаковые ответы учеников, полученные результаты представлены в таблице:

Общественно

полезная значимость

Личная выгода

Интерес к общению

Значимость для коллектива

интерес к содержанию деятельности

обязательность как принуждение

158

171

170

169

199

198

Наглядно представим полученные результаты с помощью столбчатой диаграммы. (Рис. 3)

Анализ полученных результатов показывает, что у детей еще не сформировались мотивы совместной деятельности. Можно заметить, что у детей еще не сформировались мотивы совместной деятельности. Это можно объяснить, что дети находятся на первой ступени формирования детского коллектива, так как они обучаются вместе всего второй год.

  1. Методика «Социометрия»

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений.

Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из детей, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии - при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных одногруппников могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания следователь и испытуемые должны проверить: названы после каждого вопроса фамилии трех человек.

На основании полученных результатов составляется матрица.

Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов. В классном коллективе нет непринятых детей, но стоит обратить внимание на то, что в классе есть отвергнутые дети по тем или иным причинам. Педагогу необходимо провести работу на вовлечение данной группы детей в жизнь класса путем коллективно-творческий дел.

  1. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С.Немова.

Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов.

Каждый учащийся имеет бланк с текстом.

Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения. Буквы означают:

н - никто;

м - меньшинство;

п - половина;

б - большинство;

в - все.

После тщательного объяснения исследователем задания испытуемые заполняют бланк. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то учитель помогает ему ответить на первые два-три вопроса. Важно, чтобы дети ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка получаемых результатов. Обработка и интерпретация полученных данных. Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:

в - 4 балла;

б - 3 балла;

п - 2 балла;

м - 1 балл;

н - 0 баллов.

Затем учителем составляется матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента. Приложение 4.

Принято считать, если М составляет не менее 75 % от максимально возможной оценки (в нашем случае М > 3), то можно констатировать высокий уровень эталонности общности; если же М составляет 50-74 % (2 < М < 3) или менее 50 % (М< 2l.), то это, соответственно, свидетельствует о среднем и низком уровнях эталонности общности в восприятии ее членов.

Наглядно представим полученные результаты с помощью столбчатой диаграммы. ( Рис. 4)

В данном классном коллективе средний уровень эталонности общности в восприятии ее членов, т.к. М составляет более 50 от максимально возможной оценки. Учителю нужно продолжать работу по обеспечению комфортности пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Итак, исследование показало, что в классе есть проблемы по сплочению детского коллектива. В классе не все дети активно принимают участие в жизни коллектива, есть непринятые дети, по этой проблеме должна вестись серьезная работа.

Итак, по итогам данных методик можно сделать вывод, что в данном классе есть проблемы, в нем еще не сформирован детский коллектив. Для этого существуют специально разработанные рекомендации.

2.3 Рекомендации по развитию детского коллектива в процессе КТД

По итогам проведенных методик видно, что в классе есть проблемы со сплачением классного коллектива. В связи с этим следует после итогового КТД в классе проводится анализ. Это один из важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Для педагога это педагогическая диагностика. Основные вопросы, которые должны быть обсуждены, на первый взгляд, просты: Как было организованно дело? Что мы узнали друг о друге? Что делал лично я, чему научился, что узнал? Какие мысли и чувства вызвало у тебя КТД? и т.д. Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого.

Задача педагога - фиксировать и отслеживать роли и позиции, которые занимают дети в различных КТД. Стремиться к тому, чтобы не "эксплуатировались" явные способности (например, умение рисовать - позиция оформителя); при его умелом руководстве ребёнок меняет роли, приобретая тем самым новые способности и умения.

Таким образом, КТД становятся личностно ориентированным. А их периодичность и повторяемость способствует приобретению положительных привычек. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

Итак, для формировании КТД учителю необходимо сздавать в классе атмосферу комфорта и поддержки. Оценивать работу учеников, давать соответствующие пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

Выводы:

Итак, подводя итог всему исследованию можно отметить следующее. В ходе исследования была изучена литература по организации и проведении КТД в начальной школе. Изучена сплоченность класса, над формированием которой еще нужно работать. На заключительном этапе исследования были предложены способы работы по организации КТД с учащимися младших школьников.


Заключение

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.

Для воспитания коллективистских отношений большие возможности предоставляет младший школьный возраст. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Основной вывод нашей курсовой работы заключается в том, что мы раскрыли основные аспекты, характеризующие детский коллектив как объект и субъект воспитания. Для это выявили способы формирования детского коллектива, определили влияние коллектива, оказывающее на воспитание личности и раскрыли организационные основы формирования детского коллектива.

В данной работе затронута проблема развития детского коллектива, которая является актуальной в данное время. Вопросами развития детского коллектива занимались такие педагоги как Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Т.К. Конникова, Л.И. Новикова, и др. Эти педагоги имеют свою концепцию детского коллектива.

Рассматривая способы и этапы формирования детского коллектива, мы выяснили, что работоспособный сплоченный коллектив возникает не сразу - этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно, или формируется сознательно и целенаправленно. Каждый коллектив должен найти свое место, свою «нишу» в формальной или неформальной структуре организации, где бы он мог полностью реализовать свои цели и не препятствовал делать это другим. Коллектив имеет сложную структуру, так как связан общностью целей с другими коллективами. Детский коллектив не может развиваться, двигаться вперед, если перед ним не стоит общая цель, которую все члены коллектива воспринимают как жизненно важную перспективу, ради которой они вступают в общение, объединяют свои усилия, преодолевают трудности.

Также мы определили, как влияет коллектив на воспитание личности. Влияние группы на развитие ребенка велико. Влияние коллектива на личность ребенка зависит от характера и развитости поля коллектива, а также от положения ребенка в системе коллективных отношений. Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

Целью нашего исследования было выявление доминирующих мотивов у учащихся 2 класса Павловской средней общеобразовательной школы.

Основной вывод курсовой работы заключается в том, что в ней были раскрыли основные аспекты, характеризующие детский коллектив как объект и субъект воспитания.

Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению. Детский коллектив особенный: дети, вырастая, покидают воспитательное учреждение, идет постоянная смена лидеров, интересов, форм деятельности, иерархий ценностей. Динамичность осложняет работу педагога, однако если вырабатываются традиции коллектива, он при такой динамике долго живет, меняя содержательное наполнение жизни, но сохраняя принципиальные позиции, которые передаются по эстафете от поколения к поколению. Поэтому в данном классе необходимо вести работу по сплочению коллектива,

устанавливать характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.





Литература

  1. Акимова, М.К. Индивидуальность учащихся и научный подход : моногр. / М.К. Акимов, В.Т. Козлова. - М.: Знание, 2002. - 267 с.

  2. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М. : 1989. - 189 с.

  3. Гребенкина, Л.К. Методика восп. работы: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др. / под ред. В.А. Сластенина., испр. и перераб. - М. : Академия, 2007. - 60с.

  4. Журнал «Товарищество в школе - педагогический листок» №2, 1880. - 145 с.

  5. Иванов, И.П. Энциклопедия КТД. - М. : Просвещение, 1999.

  6. Из опыта организации воспитания ученического коллектива: сб. материалов педагогической практики / под ред. В.Е. Гмурмана. М. : 1955. - 179 с.

  7. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. - М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.

  8. Коротаева, Е.В. Основы педагогического взаимодействия. - Екатеринбург : 1996. - 217 с.

  9. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Л.П. Крившенко. - М. : Проспект, 2005. - 340 с.

  10. Лутошкин, Л.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива : моногр. / Л.Н. Лутошкин. - М. : Педагогика, 1998. - 130 с.

  11. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса : учеб. пособие для студентов учеб. заведений / под ред. Г.С. Макаренко. - М. : изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1950. - 259 с.

  12. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения. В2-х т. Ред. коллегии: В.Н. Столетов. Т.1. / под ред. И.А. Каирова. - М. : Перспектива, 1977.

  13. Макаренко, А.С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Педагогика // Пед. соч.: В 8 т. - М. : Перспектива, 1984. - Т. 4

  14. Морозова, О.П. Педагогический практикум: учебное издание; задача и вопросы : учеб. пособие высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2000. - 320 с.

  15. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978 . - 142 с.

  16. Подласый, И. П. Педагогика: учеб. для студентов высших. пед. учеб. заведений. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1996. - 432 с.

  17. Развитие идей А.С. Макаренко в теории и методике воспитания: Научное издание // под ред. В.М. Коротова. М.: Педагогика, 1989. - 320 с.

  18. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.В. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. Сластенина: В 2 ч. - М. : ВЛАДОС, 2003. - Ч. 2. - 256 с.

  19. Слатенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 576с.

  20. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы: учеб. пособие / под. редакцией В.А. Слестениа. - 5-е издание. - М. : Академия, 2007. - 238с.

  21. Сухомлинский, В.А. О воспитании: политическая литература: моногр. / В.А. Сухомлинский - М. : Академия, 1975. - 159 с.

  22. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения: моногр. / И.Э. Унт - М. : Просвещение, 1980. - 364 с.

  23. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем. : В 4-х томах. Т.1. - М. : Генезис, 1998. - 382 с.







Приложение



© 2010-2022