Родительское собрание на тему Жизнь борьба - выдержите её!

  Какие же функции должно выполнять родительское собрание? Среди таких функций следует указать: 1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.) ; 2)психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного в...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ЖИЗНЬ-БОРЬБА, ВЫДЕРЖИТЕ ЕЁ!»

Цели: помочь родителям осознать необходимость воспитания в подростке таких качеств, как способность к самоутверждению, вера в себя, оптимизм, стремление быть конкурентоспособным в учёбе и профессии.

Ход собрания

  1. Организационный момент. Представление темы и постановка целей.

  2. Основная часть собрания.

Учитель: «Что впервые мы видим у порога родительского дома,- это крохотное розовое окошко в мир, который потом окажется не только прекрасным, но и грозным». (Н. Игрунов.)

Действительно, мир в который родитель рано или поздно обязательно отпустит своего ребёнка, и не всегда приветлив. В этом мире человек- песчинка, которая так легко может затеряться среди других и затеряться ими. Каждый родитель с тревогой смотрит в будущее своего взрослеющего сына, потому что способен трезво оценить все реальные трудности и опасности, ожидающие его в жизни. В той, взрослой жизни будут задачи, которые не смогут решить самые любящие и самые могущественные родители… Но сейчас, когда ребёнок живёт ещё в семье, взрослые обязаны научить его выживать, побеждать, доказывать. Никто не отменял естественного отбора, никто не оградит вашего подростка от него. Жизнь-борьба. И вам вместе с детьми нужно выдержать её.

Подросток-восьмиклассник уже давно усвоил: если хочешь чего-то добиться, надо что-то из себя представлять, надо быть конкурентоспособным во всех сферах своей жизни. А поскольку он пока ещё школьник, то и конкурентоспособным он должен быть прежде всего в школе, в учёбе.

Какие возможности предлагает современная школа подростку, желающему быть конкурентоспособным?

1.Предпрофильная(9 классы) и профильная (10-11 классы) подготовка. Подросток может выбирать из широкого спектра предложенных элективных курсов наиболее интересный и нужный в дальнейшей учёбе.

2. Олимпиады самых различных уровней, охватывающие все предметы. Участие в них позволяет не только выявить уровень своей осведомлённости по какой-либо школьной дисциплине и соизмерить свои возможности с требованиями. Победы в олимпиадах дают реальный шанс на поступление в вузы, на премии и денежные вознаграждения.

3. ЕГЭ, получивший в обществе противоречивые оценки, тем не менее, действительно, расширяет возможности выпускников. Но эти возможности во власти самого ученика: на количество набранных баллов не в силах повлиять ни мама, ни классный руководитель.

Что же нужно делать родителю в складывающейся ситуации?

Во-первых, осуществлять контроль за учебными достижениями (трудностями) ребёнка.

Во-вторых, поддерживать желание ребёнка пробовать себя везде и во всём (если такое желание уже есть) или способствовать формированию подобного стремления.

В-третьих, нужно знать реальные требования, предъявляемые школой и обществом к учащимся и выпускникам.

Каковы же эти требования?

Компетентным ответом на этот вопрос, на мой взгляд, являются данные тестирования, проведённого по программе PISA (Program for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Считается, что задания PISA освещают степень владения знаниями и умениями, необходимыми для полноценной деятельности в ⅩⅩⅠвеке.

В 2003 году впервые проводилась оценка компетентности в решении проблем, которые не связаны напрямую с определёнными учебными предметами или образовательными областями. PISA больше рассматривает уровень школьной подготовки к жизни в современном обществе и ориентируется на аспекты непрерывного образования. Для участия в PISA делают выборку из 15-летних подростков независимо от класса и программ обучения. Тесты проводят каждые три года. В 2003 в них приняли участие 250 тыс. учащихся из 41 страны, включая Россию. Ключевой целью исследования явилось получение данных для ответа на вопрос: «обладают ли учащиеся 15-ти летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?» В тесте использовались задания по математике, чтению по естествознанию, по решению проблем.

Положение стран по результатам PISA.

страна

естествознание

математика

Чтение

1

2

3

4

Финляндия

1

2

1

Япония

2

6

14

Гонконг

3

1

10

Республика Корея

4

3

2

Лихтенштейн

5

5

5

Австралия

6

11

4

Макао

7

9

15

Нидерланды

8

4

9

Чехия

9

13

24

Новая Зеландия

10

12

6

Канада

11

7

3

Франция

13

16

17

Бельгия

14

8

11

Германия

18

19

21

США

22

28

18

Россия

24

29

32

Италия

24

31

29

Бразилия

40

41

38

Тунис

41

40

41

Результаты по «компетентности в решении проблем» приведены ниже (выборочно по странам). Эти результаты разбиты на три группы в соответствии с достигнутым уровнем умений. Достижение 2-го уровня считается важным рубежом, отделяющим учащихся, способных справляться с достаточно сложными реальными проблемами. Учащиеся, достигшие уровня не ниже 2-го (то есть показавшие результаты, соответствующие 2-му и 3-му уровням), по мнению разработчиков PISA , владеют умениями, которые отвечают требованиям ⅩⅩⅠвека. Они будут более конкурентоспособны на рынке труда, им легче влиться в ряды квалифицированной рабочей силы, стать её деятельной частью.

Те учащиеся, которые не достигли даже 1-го уровня,- это те, которые не понимают проблемы, отнесённые к уровню 1, или не способны применить необходимые умения для их разрешения. В основном они могут справиться с прямо и чётко поставленными проблемами, которые требуют ответов, основанных на фактах или наблюдениях. Эти учащиеся затрудняются в решении всех типов проблем, предложенных в исследовании. Это, к сожалению,- аутсайдеры ⅩⅩⅠвека, которые будут испытывать трудности, связанные с врастанием в жизнь общества. Результаты красноречивы. На элитном, 3-м уровне в России всего 12% учащихся, в то время, как в странах Юго-Восточной Азии и в Финляндии (кстати, Финляндия- страна, победившая в «общем зачёте») - от 30 до 36% (в 3 раза больше). На «нулевом уровне» (ниже 1-го) у нас 23%, в упомянутых странах- от 5 до 10%. На пограничном, 1-м уровне- у нас 34%. Итого - не готовых к взрослой жизни по этому критерию у нас 57%, что внушает опасение за будущее страны. Ниже в таблице приведено распределение учащихся по выделенным уровням сформированности умений решать проблемы.

Распределение учащихся по уровням

сформированности умений решать проблемы

Страны

Уровни умений

3-й

2-й

1-й

Ниже 1-го

Республика Корея

32%

41%

22%

5%

Гонконг

35%

36%

21%

8%

Финляндия

30%

43%

22%

5%

Япония

36%

34%

20%

10%

США

12%

30%

34%

24%

Россия

12%

31%

34%

23%

По другим темам заданий - ситуация подобным же образом удручающая. В целом по результатам PISA- 2003 Россия заняла среди 40 стран:

- математическая грамотность: 29-31 места;

- естественнонаучная грамотность:20-30 места;

-компетентность в решении проблем: 25-30 места;

- грамотность чтения: 32-34 места.

Исследования Центра ОКО делают вывод: «На наш взгляд, результаты учащихся России свидетельствуют не только о недостаточной сформированности отдельных навыков чтения, но и о наличии более общей проблемы несформированности общих навыков работы с информацией».

Человеку в течение своей жизни приходится бороться не только за место на олимпиаде, место в вузе или ступеньку в карьере. Очень часто ему нужно вступать в борьбу за своё мнение, за право быть не таким как все. Родители должны подготовить ребёнка к борьбе за своё место в жизни… Кроме формирования целеустремлённости, воли к победе, твёрдости духа, возможно, стоит подумать о том, как выявить у ребёнка харизму (очень употребительное слово в последнее время).

Психолог. Что же это такое и как её найти? (Использован материал статьи Н. Бауровой «Найди свою харизму».)

Определение харизмы более ста лет назад вывел социолог Макс Вебер. Он долгое время изучал библиографии известных людей и пытался вывести некоторую зависимость в том, как они добивались успеха. Вебер обратил внимание на то, что практически все знаменитые люди обладают некоторыми чертами характера, которые притягивают окружающих, вызывают доверие, и благодаря этому большое количество людей признаёт в них лидера. Это и есть харизма.

Харизма- это личные качества человека, притягивающие окружающих. Тот, кто знает и умело использует свою харизму, как правило, в любой компании становится лидером. Он умеет внушать окружающим свою точку зрения на спорные вопросы и убеждать их в своей правоте.

Вы никогда не задумывались, почему люди добиваются успеха? Очень часто приходится наблюдать ситуацию, когда действительно умный человек стесняется на публике вслух высказывать своё мнение, хотя его знания гораздо более глубокие, чем у всех остальных. А если он и сделает попытку поучаствовать в дискуссии, его скорей всего просто не услышат. И наоборот: человеку, имеющему достаточно поверхностные знания и не являющемуся специалистом в данной области, люди верят и следуют его советам. Это связано с тем, что у второй категории людей более сильная и ярко выраженная хоризма. Харизматичные люди обладают удивительным талантом: они любую чепуху могут преподнести как нечто жизненно важное и супероригинальное. Окружающие следуют любым их советам и всегда уверены в их правоте. Некоторые даже считают, что эти люди обладают неким талантом гипноза и внушения.

На самом деле, каждый человек имеет свою харизму. Только одни её знают и умело используют, а другие и не подозревают о её существовании. А сильнее всего харизма задействована у тех, кто строит свою карьеру на публичной работе: политики, артисты, продюсеры и просто большие начальники.

Харизматичные качества быстрее всего развиваются в раннем детстве. Ребёнку, которого родители часто хвалят, не унижают и уважают его мнение, в будущем будет гораздо легче строить отношение в коллективе и завоевать лидерство. Но при желании любой человек, независимо от возраста, может развить в себе эти качества.

Можно выделить несколько основных умений, которые отличают харизматичных людей от окружающих.

-Умение смеяться над собой.

Харизматичные люди умеют легко признавать свои недостатки. Причём делают это без всякого смущения и кокетства. Они не бояться показаться смешными или глупыми. А окружающие, как правило, симпатизируют людям, которые способны на искреннюю самоиронию. В тоже время они редко позволяют себе смеяться над чужими промахами и ошибками. Их юмор зачастую достаточно колок по отношению к себе. А в отношении посторонних людей их шутки всегда безобидны и никогда не переходят на личности.

- Умение демонстрировать свои достоинства.

У каждого человека есть свои собственные таланты, которых нет у всех окружающих. Только харизматичные люди развивают свои таланты и используют в своих интересах. Именно про них говорят, что человек занимается своим делом. При этом харизматичные люди не только добиваются поставленных целей, но и получают удовольствие от своей деятельности. А все остальные зарывают свой личный талант в землю и пытаются подражать достоинствам харизматичных людей.

-Умение быть непохожим на других.

Харизматичные люди не боятся показаться оригинальными. Наоборот они всегда имеют своё собственное мнение, которое зачастую отличается от общепринятого. Они не бояться плыть против течения. И вместо того чтобы слепо двигаться вслед за всеми, они пытаются повернуть течение в свою сторону. И очень часто у них это получается. Только харизматичные люди так действуют не из пустого противоречия, а от чистого сердца. И именно их искренность покупает окружающих. Человек должен не бояться повернуть против толпы. Расскажите своему подростку историю о леммингах. Пусть подумает…

-Умение с оптимизмом смотреть в будущее.

Из любой, даже самой безнадёжной, ситуации они умеют извлекать пользу. Они следуют правилу, что на ошибках учатся и отрицательный результат - это тоже результат. В любой ситуации они используют все возможные шансы и до последнего момента не теряют надежду. А когда они никак не могут повлиять на ситуацию, то всё равно надеются на благоприятный исход.

-Умение верить в свои силы.

Если они за что-то берутся, то никогда не сдаются, не доведя дело до конца. Они ни на миг не сомневаются в успешности данного мероприятия. И следуют правилу, что если есть сомнения, то лучше вообще не браться за дело. Ведь большинство проблем и неудач вызваны в основном нашей неуверенностью. Харизматичные люди всегда верят в свои силы и эта уверенность передаётся окружающим. Некоторые их считают чересчур самоуверенными. Но их уверенность всегда подкреплена знаниями и конкретными фактами.

Наверное, именно благодаря этим качествам харизматичные люди эмоционально очень сильные и психически устойчивые и их очень тяжело вывести из равновесия.

Учитель. Древние желали человеку мужества для того, чтобы он изменил то, что можно изменить; смирения - для того чтобы принять то, что изменить невозможно; разума - чтобы отличить одно от другого. Я очень желаю вам, уважаемые родители, разума. Направьте его на то, чтобы научить ребенка самого преодолевать трудности, не решайте за него проблемы. Определите вместе, какие черты характера мешают ребёнку стать победителем, какие качества, наоборот, нужно развивать. Учитывайте особенности сына (дочери), его стремления и ценностные ориентации. Вы ещё не совсем владеете этой информацией? Нужно восполнить этот пробел. Возможно, методика «Ценностные ориентации», которую психолог подобрал к сегодняшнему собранию, поможет определить проблемы (приложение).

  1. Итог собрания.

Глубокие внутренние течения не видны с первого взгляда, но они есть и многое определяют - что в океане, что в нашей жизни, что в организме каждого человека. Каждый из нас на жизненном пути не раз встречался то с порогами, а то и с девятым валом Судьбы. Можно бурно сопротивляться и, истратив силы, погибнуть. Часто - это первое, что приходит нам в голову. Но можно, окидывая всё вокруг вторым взглядом, подумать, как приспособить грозную энергию волны, чтобы на её гребне нас вынесло в нужном направлении. Так действуют дельтапланеристы, находя в воздушном океане своё мощное течение и используя его как несущую силу, позволяющую пролетать километры над землёй. Это известно и в восточных единоборствах, когда грозную силу противника с помощью тактики «несопротивления» обращают против него же. Но чтобы применить эту тактику, нужна Сила Духа.

Крик, слёзы, тяжёлое молчание - это не Сила Духа, это война в нутрии. Мы сильны, когда мы спокойны и собраны, когда мы терпеливы и добры. У каждого из нас она есть - Сила Духа. Многие наши мечты засохли бы, как забытые цветы на подоконнике, если бы их не питала Сила Духа. Не было бы в мире великих открытий, великих свершений и великих чудес, таких как скрипка Страдивари, без Силы Духа их творцов.

Каждому из нас даётся своя мера сил для дел, которые ждут нас на Земле, - нас и никого другого. Научите своих детей (вы сами это уже умеете!) не только хранить, но и собирать свою Силу Духа, учась у одного, подмечая у другого. По книжкам. По жизни. И, может быть, в их жизни будет меньше борьбы, но больше попутных мощных течений.



© 2010-2022