Описание деятельности классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Эффективный классный руководитель»

Классного руководителя 8,9 коррекционного класса


Не так давно нашей школе исполнилось 120 лет. Конечно, за это время она сильно изменилась как внешне, так и внутренне: ушли на заслуженный отдых «педагоги-мастера», появились молодые специалисты, сменилось не одно поколение детей, которые не просто учатся в школе, но живут в ней. Многое меняется, но что-то остаётся всегда неизменным, потому что на уроках химии и физики проводим опыты, на уроках биологии изучаем организмы, на уроках экологии изучаем окружающую среду, на уроках литературы пробуем себя в роли поэтов и писателей, поэтому время в школе летит незаметно. И вот это неизменное, постоянное (тем и драгоценное) не каждому дано увидеть. Мне посчастливилось увидеть эту неразрывную связь.

В детстве я никогда не мечтала о том, чтобы стать учителем. Мои родители тоже не связаны с этой профессией. Я решила стать учителем только в выпускном 11-м классе, наверное, полностью не осознавая свой выбор. Но, тем не менее, я - выпускница нашей школы 2005 года, после обучения в колледже вернулась в стены ******* ООШ, но уже в другом статусе - учителя музыки. Оказывается, быть учителем неимоверно сложно, ещё труднее быть классным руководителем. Но так интересно и заманчиво. Почему? На мой взгляд, классный руководитель - это пахарь, бросающий зёрна добра, справедливости, чувства собственного достоинства в души детей, которые при чутком и умелом подходе прорастают. Мне хочется видеть в своих воспитанниках - личность, успешную личность для себя, своей семьи и народа.

Успех - как много смысла и значений скрыто в этом маленьком слове. Сколько нужно приложить старания, трудолюбия, терпения, упорства, но при этом остаться добрым и отзывчивым человеком. Что я могу сделать для этого? Многое! Ведь успех - это удача в достижении чего-нибудь, общественное признание, хорошие результаты в учёбе и работе. Поэтому приоритетный вид моей деятельности, как классного руководителя, создание условий для развития личности в таких разных направлениях: учёба, спорт и творчество. Я должна способствовать самовыражению через совместную деятельность, через творческие дела, т.е. должно быть развитие каждого индивида, того потенциала, которым одарила его природа. Как это можно воплотить в реальность?

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе, поэтому оправданно создание для школьника ситуации успеха. А как много скрыто в понятии «толерантность», когда педагог может полностью понять и принять подростка таким, какой он есть. Важно поддержать в нем самые крохотные ростки всех добродетелей: могу сказать подбадривающие слова, используя мягкие интонации; тактильные прикосновения; необходима корректность общения, спокойная и доброжелательная речь. Поэтому при планировании воспитательной деятельности я всегда помню о ситуации успеха и учитываю в целеполаганиях в зависимости от возраста учащихся и направлений, выбранных школой: интеллектуальное, патриотическое, правовое, трудовое, здоровье, работа с детским коллективом и родителями. Каждый год происходит уточнение (дифференциация) целей и задач, внесение коррективов в первоначальные замыслы классного руководителя. После совместного обсуждение с детьми, а потом и с родителями анализируется работа за год и рекомендуемые замечания вносятся в план работы на следующий учебный год. Намечаются мероприятия, ответственные за них, сроки реализации. От года в год количество мероприятий, предложенных и, самое главное, реализованных детьми, не только увеличивается, но и повышается эффективность данных мероприятий, происходит взросление.

Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школ. Если раньше выпускнику для самореализации, профессионального самоопределения и карьерного роста достаточно было овладеть некой суммой знаний, быть трудолюбивым и послушным, то теперь этого, я считаю, мало. Выпускники должны помимо знаний обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями. Может ли традиционное образование подготовить выпускника с такими качествами? Таким вопросом я, как классный руководитель, задалась в прошлом учебном году (9 класс). Поэтому мы вместе разработали модель успешного ученика. Это человек:

  • с чувством самоуважения;

  • ответственный;

  • целеустремлённый;

  • умеющий слушать и слышать;

  • общительный;

  • рассудительный;

  • обладающий гибким мышлением;

  • умеющий работать самостоятельно;

  • личность, способная самосовершенствоваться, личность, уважаемая учителями и одноклассниками;

  • трудолюбивый;

  • изучающий все предметы, вне зависимости от интереса.

Учёба - основной вид деятельности учащегося. Как создать условия для развития личности? Прежде всего, это мотивация. Мотивация ученика на этом этапе важна для нас потому, что влияет на результативность учебной деятельности. В психологической науке есть мнение, что мотивация гораздо больше, чем способности, определяет поведение, действия человека. Мною было замечено, что высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей. Именно мотивация ответственна за активную позицию ребенка в обучении и личностном развитии. Итак, для того чтобы образовательный процесс, знания стали личностно значимыми для ребенка, необходимо, чтобы его деятельность рождалась благодаря внутренней мотивации, при гуманистическом отношении педагога к нему. Тогда ребенок будет находиться в позиции субъекта личностно значимого учения и его личностное развитие, развитие всех его потенциальных возможностей станет естественным результатом обучения.

Я, являюсь классным руководителем объединенного 8,9 коррекционного класса -комплекта , в котором 9 человек. Все дети с разными уровнями интеллектуального, физического и психологического развития.

Познакомившись с индивидуальными особенностями детей, понаблюдав за их нравственно-этическими проявлениями в поведении и в отношении друг с другом и с окружающими людьми, я поняла, что главной задачей является создание классного коллектива, в котором было бы комфортно каждому ребёнку. Основной целью, которую я поставила перед собой, как классный руководитель, было создание благоприятных условий для формирования личности ребёнка. Определила для себя основные задачи, формы, методы и содержание работы. Воспитательные задачи:

  • создать в классе дружескую обстановку уважения и взаимопонимания;

  • развивать познавательные интересы учащихся, активацию мотивов самоучения и самопознания;

  • развивать творческие, интеллектуальные способности;

  • создать условия для повышения семейных ценностей учащихся;

  • развивать стойкость, волю, смелость, активность, лидерство;

  • развивать патриотические чувства, гражданственность, духовные и нравственные ценности.

В своей деятельности реализую следующие принципы:

  • «Все дети талантливы»

  • «Плох не ребенок, плох его поступок»

  • «В каждом ребенке чудо, ожидай его».

Свою работу ориентировала на следующие направления:

1. Новый взгляд на личность - каждая личность должна проявлять себя, именно на этом стоится самоуправление в классе.

2. Гуманизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора).

3. Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.)

Считаю, что необходимо соблюдать следующие заповеди воспитания:

  • воспитывая, располагаем к общению;

  • воспитательные цели - это цели ребёнка;

  • воспитание, но не опёка (самостоятельность решения);

  • не подсказывать готового решения, но пути к нему;

  • хвалить за успех;

  • оценивать поступок, но не личность;

  • вера в ребёнка, даже при совершении ошибки;

  • требовательность, но доброта воспитания.

Добиваясь решения поставленных задач, я использовала различные формы и методы работы. Это классные часы, коллективные творческие дела в виде волонтерских акций ветеранам ВОВ и педагогического труда, беседы о культуре общения и поведения, о соблюдениях норм элементарной нравственности во взаимоотношениях, соревнования и коммуникативные тренинги. Наиболее эффективным средством развития детского коллектива считаю коллективную творческую деятельность при совместных выходах с родителями и учащимися на природу в театр и цирк. Именно через неё происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, к окружающему миру. Это является «визитной карточкой» воспитательной деятельности в функции классного руководителя. Всё это направлено на укрепления здоровья, на самовыражение учащихся через совместные и творческие дела, на укрепление высоконравственного поведения и формирование жизненного самоопределения. Практика показала, что наибольший воспитательный эффект достигается использованием методов убеждения и собственным примером. Например, в создании личного портфолио. Я постоянно участвую в конкурсах, активно осваиваю ПК.

«Воспитательная работа немыслима без педагогической диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях» - так писал К.Д.Ушинский. Педагогическую диагностику можно определить как совокупность методов изучения детей в педагогических целях. Она позволяет объективно представить себе воспитательный процесс в целом, подвести определённые итоги и внести коррективы в дальнейшую деятельность педагога. Очевидно, что без систематического изучения детей, условий их семейного воспитания, взаимоотношений со сверстниками никакой эффективной помощи в воспитании детей классный руководитель оказать не сможет.

В своей практике я использую различные методы работы с классным коллективом: наблюдения, беседы, мониторинги, опросы, провожу анкетирование и тестирование учащихся. Учащимся предлагалось оценить по 6-бальной шкале такие качества коллектива, как ответственность, коллективизм, сплочённость, организованность, контактность и открытость. Результаты полученных данных показали, что все члены коллектива обладают этими качествами в той или иной мере.

Мои воспитанники каждый день становятся взрослее и самостоятельнее, уважительнее, великодушнее и доброжелательнее бережнее относятся друг к другу, учатся контролировать своё поведение. Мне удалось сформировать у них чувство любви и добросовестного отношения к труду, ответственности за порученное дело. Ребята начали понимать роль человека в обществе и жизни, у них появился интерес к профессии и общественно полезной трудовой деятельности. И, хотя в силу своей неопытности, импульсивности, возбудимости, в трудный подростковый период они находились порой в дисгармонии с окружающим миром, с другими людьми и сами с собой, я всё-таки стараюсь приучить их быть воспитанными людьми, соответствовать модели выпускника, дающей возможность им успешно адаптироваться в социуме. Ребята ежедневно встречаются после уроков, часто звонят друг другу : делятся радостями, просят совета, интересуются повседневной жизнью. Радостно сознавать, что в успешной социализации будущих выпускников школы есть частица и твоего труда - труда учителя, воспитателя, классного руководителя.

9 класс(обучающийся по специальной коррекционной программе) - это первый выпуск в моей педагогической деятельности. Второй год являюсь классным руководителем своих воспитанников. В своей деятельности тесно сотрудничаю с узкими специалистами: педагогом- психологом, учителем- логопедом, учителем- дефектологом и социальным педагогом. Все специалисты оказывают квалифицированную помощь как при проведении групповых форм работы, так и при индивидуальных. Психологические исследования, тренинги и беседы помогают ребятам при профессиональном выборе и умении сдерживать свои эмоции. Логопед и дефектолог работают над устной и письменной речью ребят и их словарным запасом, обогащая его все новыми и новыми словами и понятиями. Вместе с социальным педагогом прежде всего посещаем квартиры обучающихся, беседуем с родителями и составляем индивидуальные карты для социального паспорта класса.

Начиная с 8-го класса, я со своими учениками готовлюсь серьезно к выбору профессии. Каждый для себя определил траекторию получения профессионального образования. На протяжении двух лет совместно с психологом школы мы проследили динамику профинтересов в классе. Благодаря регулярной фиксации результатов профессиональных методик (методика ДДО Е.А.Климова, классификация Д.Голланда, «Матрица выбора профессии», методика «Карта интересов» пришли к выводу, что немаловажным фактором в наше время многими детьми признается "высокий уровень заработной платы" (это неудивительно, дети слышат об этом от родителей, от сверстников, с экранов телевизор). Важна престижность и возможность карьерного роста. У учащихся выпускных классов уже одним из решающих факторов, наряду с материальной обеспеченностью, является интерес к профессии, который говорит о более зрелом выборе. Но самым важным фактором является то, что каждый ребенок должен знать о профпригодности к той или иной профессии. Профессиональный успех и возможность полностью реализоваться в своей деятельности во многом зависят от здоровья человека, его физических и интеллектуальных возможностей. И в этом смысле серьёзной преградой может стать увлечение алкоголем, пристрастие к курению, наркотикам. Пропаганда здорового образа жизни - вот ещё одно направление нашей работы. Здоровым быть модно! Да, действительно. Благодаря беседам «Курить - здоровью вредить»- 8-9 класс, «Я выбираю жизнь» 8-9 класс, «СПИД - чума 21 века» - 8-9 класс, «Здоровье - это здорово!» -8-9 класс), туристическим походам, индивидуальным консультациям, участию в различных проектах (проект-презентация «Суд над сигаретами», конкурсу плакатов «Я выбираю жизнь» , классным часам - в классе 100% детей за здоровый образ жизни!

Один из известных американских учёных, психолог, психотерапевт и педагог, У. Глассер убеждён, что успех должен быть доступен каждому ребёнку. Он должен себя почувствовать себя успешным учеником, успешной личностью. И результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности, позволяет учитывать «портфолио» (как фактора, поддерживающего мотивацию учения, определения образовательного рейтинга ученика). В рамках творческой группы по созданию портфолио мы с наиболее заинтересованными учащимися подготовили рад классных часов («Проектирование будущего: разработка образовательно-профессионального проекта», «Как правильно составить портфолио», «Самопрезентация: презентациооные документы», «Презентация портфолио» и т.д.)роектирование будущего: разработкаегчило онной работой при получении второго высшего образования.

В нашем классе портфолио есть не только у каждого ученика, но есть и классный портфолио, где отражена жизнь ребят: результаты деятельности всего класса в целом и каждого ученика в отдельности: грамоты, благодарности, дипломы, творческие работы, проекты, отзывы родителей, учителей о деятельности моих воспитанников и т.д. Классный портфолио - дневник жизни класса, который с гордостью может показать любой ученик и даже классный руководитель. Из портфолио видно, что неоценимый вклад внесли и родители: совместные походы на природу, проведение тематических классных часов. Это позволило детям увидеть своих родителей с другой стороны, заинтересованных жизнью классного коллектива.

Мы тесно сотрудничаем с представителями общественных организаций и государственных служб: деловая игра «Умение управлять собой» -8 класс , интересных встреч «Административная и уголовная ответственность подростков» -8 класс. Такие совместные мероприятия - самый короткий путь к взаимопониманию между взрослыми и детьми, к преодолению отчуждённости, неизбежно возникающей в подростковом возрасте.

Учащиеся моего класса - 100% участвуют в спортивных мероприятиях на разных уровнях: школьном и районном. При этом всегда занимают призовые места. Неоценимый вклад вносят родители, которые постоянно активно пропагандируют здоровый образ жизни: совместные туристические походы, посвящённому Дню здоровья. В своей педагогической деятельности активно использую здоровьесберегающие технологии.

Воспитательная система в классе построена по 5 направлениям:

  1. Интеллект

Цель деятельности классного руководителя:

  • Оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

  • Развитие мыслитель­ных способностей учащихся; обеспечение выпускникам объема на­учных знаний на уровне мировых стандартов.

  • Выявление и развитие индивиду­альных творческих задатков и способностей детей; выработка жиз­ненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

Виды мероприятий:

конкурсы и олимпиады, классные часы, анкетирование, тестирование.

  1. Нравственность

Цель деятельности классного руководителя:

  • Обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей.

  • Научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, националь­ным и общечеловеческим ценностям; воспитание личности с бога­тым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие дос­тижения во всех сферах жизни, воспитание гражданина, формиро­вание системы ценностей и отношений, соответствующих много­национальному обществу.

Виды мероприятий:

классные часы, беседы, диспуты.

  1. Здоровье

Цель деятельности классного руководителя:

  • Развитие духовных и физических воз­можностей личности, формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.

Виды мероприятий:

спортивные соревнования, беседы, походы, КТД.

  1. Досуг

Цель деятельности классного руководителя:

  • Создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности.

  • Создание условий для проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности.

  • Развитие интереса к внеклассной деятельности.

Виды мероприятий:

праздники, конкурсы и викторины, КТД.

  1. Семья

Цель деятельности классного руководителя:

  • Сотрудничество родителей и педагогов в формировании развитой личности.

  • Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе « учитель-ученик-родитель».

  • Организация и совместное проведение досуга детей.

Виды мероприятий:

родительские собрания, лекции, беседы, анкетирование, КТД.

Ожидаемые результаты:

  • воспитанник школы - свободная, творческая, жизнелюбивая личность, обогащенная знаниями о природе и человеке, готовая к творческой, созидательной деятельности и нравственному поведению;

  • дальнейшее развитие познавательной активности, повышение уровня общеобразовательной подготовки, усиление мотивации учащихся к учёбе;

  • формирование у учащихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения;

  • вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы.








Работа классного руководителя:

Ежедневно:

  1. Организация внеучебной деятельности учащихся.

  2. Организация дежурства в классном кабинете.

  3. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно:

  1. Проверка дневников учащихся.

  2. Проведение классного часа.

  3. Проведение внеклассных мероприятий в классе (по плану).

  4. Работа с учителями -предметниками, социальным педагогом, психологом.

  5. Работа с родителями (по ситуации).

Каждый месяц:

  1. Проведение тематического классного часа.

  2. Посещение уроков в своём классе.

  3. Консультации у школьного психолога, социального педагога.

Один раз в четверть:

  1. Оформление классного журнала по итогам четверти.

  2. Активное участие в заседаниях ШМО классных руководителей.

  3. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

  4. Проведение родительского собрания.

Один раз в год:

  1. Готовить статистические данные класса (списки, психолого-педагогические характеристики и т.д.)

  2. Оформлять личные дела.

  3. Проводить открытое внеклассное мероприятие по разработанному сценарию.

  4. Проводить анализ и составлять план воспитательной работы.

Документация и отчётность:

  1. Классный журнал.

  2. Личные дела учащихся.

  3. План воспитательной работы с классом.

  4. Статистические данные класса.

  5. Результаты диагностики уровня воспитанности.

  6. Отчёты о воспитательной работе с классом, о профилактической работе с неблагополучными семьями.

Основные мероприятия.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1. Соревнования по футболу среди школьников;

2. Совместный поход с 7 классом.

2. Часы общения. «День знаний», «Береги здоровье»

1. Общешкольное родительское собрание;

2. Классное родительское собрание

3. День учителя «День дублёра»;

4 «Самый зелёный класс»;

5. «Самый классный класс»;

6. Л/а кросс среди школьников;.

7. Акция милосердия «Неделя добрых дел»;

8.Классный вечер посвященный окончанию I четверти.

9. Часы общения. «Знай свои права», «День матери»



1. Классный час

2. Соревнования по мини-футболу;

3. Часы общения.

4. Проект: «Помоги пожилым людям»

5. Акция: «Помоги зимующим птица»

Декабрь

Январь

Февраль

1. Классное родительское собрание

2. День матери: спортивно-развлекательная программа;

4. Первенство по баскетболу среди школьников;

5. Новогодний карнавал;

6. Часы общения. «Нет! Вредным привычкам», «Краевой урок».

1. Чаепитие «Здравствуй новый год и новая учебная четверть!»

2. Часы общения.

1. «День святого Валентина»- общешкольный праздник + классный вечер.

3. «Кубок мужества»;

4. Вечер, посвященный 23 февраля.

5. Часы общения.

Март

Апрель

Май

1. Классный вечер «Женский день

2. Первенство по волейболу среди школьников;

3. Поход в лес «Пикник», посвященный концу 3 четверти;

5. Классное родительское собрание

6. Часы общения. «Предупреждение дорожно-транспортного травматизма»

1. Русская лапта;

2. Часы общения.

1. Классное родительское собрание «Окончание учебного года»;

2. Поход в лес «Ура! летние каникулы.

3. Часы общения.


Организация самоуправления в классе:

Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе. Организация самоуправления даёт возможность классному руководителю научить всех детей:

  • руководить и подчиняться, развивать их организаторские способности;

  • воспитывать такие качества, как самостоятельность, ответственность, предприимчивость;

  • учить умению отстаивать свои права;

  • умение делать выбор;

  • использовать детский, интеллектуальный и физический потенциал для решения практических и хозяйственных проблем класса;

  • передать детям часть организаторских и контрольных функций учителя
















Описание деятельности классного руководителя




Описание деятельности классного руководителя

Описание деятельности классного руководителя

Описание деятельности классного руководителя

Описание деятельности классного руководителяОписание деятельности классного руководителя

Описание деятельности классного руководителяОписание деятельности классного руководителяОписание деятельности классного руководителя



1.Позитивная динамика повышения качества воспитания за последние два учебных года:

- доля учащихся, занятых в кружках, спортивных секциях, ФСК.

Учащиеся 8-9 класса коррекции посещают следующие кружки и спортивные секции:

1.«Туристический»

2.ФСК «Спорт-плюс»

3.«Волейбол»

4.«Мой друг - компьютер»

Описание деятельности классного руководителя


Описание деятельности классного руководителя



Успешная личность - вот тот образ ученика, который нужно воплотить благодаря воспитательной системе. Из собственного наблюдения можно сказать, что таких личностей становится с каждым годом всё больше. Это радует.

Высокий уровень воспитанности (по данным школьного мониторинга уровня воспитанности школьников), отсутствие правонарушений с их стороны связываю с наличием системы работы, предполагающей участие в воспитательном процессе не только родителей, но и социальных партнёров.



© 2010-2022