Классный час на тему «Милосердие. Нужно ли оно в наше время»

Цель данного классного часа: воспитать в детях человечность, милосердие, умения прийти на помощь, нуждающимся в ней. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «гуманность», «милосердие».Задачи: - помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердия»;-способствовать развитию нравственных качеств учащихся;-обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.Применяемые методики: методика использования информационных технологий во внеурочное время.Технологии: технология пробле...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема классного часа: «Милосердие. Нужно ли оно в наше время?»

Цели:

1.Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.

2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.

Задачи:

1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».

2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.

3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Применяемые методики: методика использования информационных технологий во внеурочное время.

Технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии, групповая технология.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, толковые словари русского языка (С.И. Ожегова), фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.


Ход мероприятия:

- Нашу беседу мне бы хотелось начать со стихотворения:

Звучит музыка

Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал.
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик несмело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: "Это много...",
Ручки засунув в карманы свои,
Он потихоньку извлёк всё, что было.
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло ...
С горечью в голосе он попросил:
"Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть.
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть".
И продавец не спеша открывает
Крышку в огромной коробке, и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Ну, а девятый за ними ползёт,
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился ... себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
"Были бы деньги, то я, без сомненья,
Котёнка хромого у вас бы купил".
А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
"Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но, если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать".
Мальчик ответил серьёзно и строго:
"Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!"
Это сказав, он неловко нагнулся
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся:
Вместо ноги он увидел протез ...
Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
"Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!"

Прослушав стихотворение, ребята, сформулируйте тему нашего занятия!

Правильно, мы будем говорить о милосердии!
- Кто проявил милосердие в этом стихотворении?
- Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?
- Что вызвало возмущение ребёнка? Почему?
- Ребята, как вам кажется, мальчик - это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому)
- Да, проявлять милосердие - большое искусство!
- Ребята, как вы думаете, можно ли милосердие в себе воспитать? Как? (Ответы ребят)

(Проявляя внимание, заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду. Милосердие должно быть деятельным).

-Слайд 1 Классный час на тему «Милосердие.Нужно ли оно в наше время».

В словаре Ожегова Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. - Какие ассоциации возникают у вас при этом слове?

-Слайд 2Классный час на тему «Милосердие.Нужно ли оно в наше время».

- Были ли в вашей жизни люди, которые в трудную минуту проявили к вам милосердие, отнеслись к вам по-человечески?

- (Ответы).

- Я пущу по рядам солнце, на лучах которого прошу вас написать их имена.

А кто хочет рассказать о своем луче?

- (Ответы).

- Почему милосердие сравнивают с солнцем?

- (Ответы).

Учитель: Выберите слова, с которыми можно жить и с которыми жить нельзя: щедрость, сострадание, равнодушие, доброта, жадность, отзывчивость, злость, зависть, сочувствие, жестокость, человечность, любовь.
(Карточки со словами - на доске. Дети называют и убирают «лишние» слова с доски. Учитель просит прочитать слова, которые ребята оставили).

-Слайд 3Классный час на тему «Милосердие.Нужно ли оно в наше время».


Учитель: Всегда ли помощь можно назвать милосердием?
Давайте попробуем разобраться в 2-х ситуациях.
(Учитель предлагает прослушать 2-е истории из жизни, проанализировать поведение ребят и дать свою оценку их поведению)
Ситуация 1.
Ученик, возвращаясь домой из школы, увидел, как пожилая женщина, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свою помощь. Мальчик помог женщине донести сумку, хотя ему было не по пути.

Ситуация 2.
Соседка - одинокая пожилая женщина, попросила мальчика сходить в магазин за хлебом. Он согласился, но сказал, что она должна чем-то отблагодарить его.
-Слайд 4Классный час на тему «Милосердие.Нужно ли оно в наше время».
Учитель: Ребята, проанализируйте эти ситуации и скажите, по каким мотивам совершалось доброе дело?
(возможные ответы детей: в первом случае - бескорыстно, а во втором - с выгодой для себя).
Учитель: Как бы вы поступили на месте мальчиков? (ответы детей)

(подведение итога по обсуждаемым ситуациям)
Учитель: Творить добро нужно ради самого добра, будьте в этом бескорыстны. Оно проявляется в помощи кому-то.

Учитель: Ребята, в каких случаях мы можем проявлять милосердие и по отношению к кому? Кто нуждается в нашей помощи?
(Возможные ответы детей: близкие люди, пожилые, одинокие, малыши, люди, попавшие в трудные ситуации, животные…)
Учитель: Давайте подумаем, что мы можем сделать для этих людей?
Предлагаю создать « Банк добрых дел».
(Учитель предлагает детям работать в группах. Ребята сами выбирают, для какой из перечисленных ими категорий они будут планировать добрые дела, соответственно распределяются по группам. Каждая группа составляет список добрых дел - тех, которые они уже совершили, (ребята делятся собственным опытом) и тех, которые могли бы совершить.
I. Работа в группах;
II. Представление результатов работы каждой группы, дополнения к ответам учащихся ребятами из других групп, коллективное решение о принятии предложений в «Банк добрых дел», а, значит, согласие на воплощение этих предложений в реальной жизни.

1 группа: Помощь животным;
2 группа: Помощь в семье;
3 группа: Помощь младшим (дома, во дворе, в школе, помощь детям-сиротам…)
4 группа: Помощь пожилым, одиноким людям;
5 группа: Помощь городу, стране (трагедии, стихийные бедствия…)
Учитель: Чем мы можем помочь, если в городе, в стране, в мире произошло несчастье, трагедия, стихийное бедствие?
(Учитель предлагает ребятам вспомнить последние новости о случившейся в Японии трагедии: землетрясение и цунами разрушили города, погибли люди, в стране не хватает продовольствия…)
Учитель: Можем ли мы, ребята, помочь этим людям, находясь далеко от них? Если - да, то чем и как? (Возможные ответы: собрать посылку с медикаментами, теплыми вещами, игрушками, написать письмо - поддержки…)
- Кто уже принимал участие в подобных делах или акциях? Приходилось ли вам уже проявлять милосердие? В чем оно выражалось? (ответы детей)

Подведение итогов работы
Учитель: Мы можем проявлять милосердие, даже если несчастье произошло далеко от нас, самое главное - не оставаться равнодушными, почувствовать чужую боль как свою, нужно уметь поставить себя на место других людей и оказать помощь нуждающимся в ней.
Предложения от каждой группы, записанные на листках бумаги, учитель собирает в общую копилку класса - «Банк добрых дел».

Учитель: Ваши предложения, ваш опыт, мы собрали в одну копилку. Пусть для одних ребят это будет место, где они смогут взять совет для жизни, для других - способ поделиться своим опытом. Пусть эта копилка хранится в классе, пополняется вашими добрыми делами. Если каждый из нас совершит маленькое доброе дело, то собранные вместе, они превратятся в одно большое.

Учитель: Что общего в людях, которых мы называем милосердными?
(ответы детей)
Учитель: Действительно, у таких людей большое доброе щедрое сердце, распахнутое для окружающих, для всего мира. Такой человек никогда не пройдет мимо тех, кому нужна помощь, рядом с такими людьми жить спокойнее, надежней и уютнее, т.к. они излучают тепло, приносят радость, избавляют от бед и горя.

Учитель: Каким должен быть человек, который совершает добрые дела?
(Дети отвечают, используя слова на доске: щедрым, добрым, отзывчивым…)
Учитель: Такого человека можно назвать милосердным. Каким символом можно обозначить милосердие? (ответы детей)
Учитель: Милосердие - это милость сердца, значит, можно обозначить в виде сердца.
Учитель рисует мелом на доске сердце, все слова оказываются внутри сердца.
Рефлексия:

Учитель: Ребята всё-таки давайте подытожим наш урок и ответим на поставленный нами вопрос нужно ли милосердие в наше время?
-Ребята, нужно ли милосердие в наше время? (ответы детей)
Конечно, да. Чем больше будет милосердных, отзывчивых, добрых, заботливых людей, тем меньше будет страданий бед и невзгод. Тогда жизнь на нашей планете будет по-настоящему счастливой и радостной, а мы с вами, ребята, не будем забывать каждый день делать добро просто так. Давайте замечать тех, кому нужна наша помощь. Видеть и помогать, дарить людям счастье, тепло, заботу. Пусть наши щедрые сердца будут открыты для всех.

© 2010-2022