Классный час «Берегите Землю!»

Цель:  Знакомство учащихся с  разнообразием современного представления о мире. Создать условия для проявления  творческих возможностей ребят  и активизации познавательной  деятельности.          Задачи:     = учить решать экологические проблемы, исходя из собственного опыта;                                   развивать логическое мышление, память;   = закреплять умение  делать выводы, совершенствовать словарный запас  учащихся (катастрофа, экология,  научно-технический прогресс, самоуничтожение, Гринпис , Красная книга).  = воспитание духовной  культуры, любви  к природе,  чувства ответственности за всё живое.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дайте Планете шанс!

Столы в классе расставлены так, что представляют собой слегка разомкнутый в районе доски, чтобы в центр его можно было пройти. Этот круг становиться символом, с осмысления которого начинается разговор на классном часе. Все участники разговора берутся за руки, делая таким образом круг замкнутым, и высказывают своё мнение о символике этого круга.

Классный руководитель задаёт детям вопросы:

= Ребята, вы обратили внимание на то, что столы у нас стоят по кругу? = = А почему?

Ответы детей:

= Круг-это символ солнца, а значит- тепла, света, жизни.

= Круг- символ единства, взаимовыручки.

= В природе всё взаимосвязано и развивается по кругу.

= Важные вопросы принято решать за круглым столом.

= Круг- символ дружбы. Только сообща, все вместе мы можем выстоять.

= Круг-это наша планета. Наша Земля, и именно её проблемы становиться предметом нашего общего внимания.

Классный руководитель: Сегодня ребята, мы собрались с вами за круглым столом, чтобы поговорить об экологических проблемах, возникших на нашей планете и о том, кто же виноват, что наша планета Земля находится в ужасном состоянии.

Итак, тема нашего занятия: « Берегите Землю!»

Слайды.(Виды с фотографиями нашей местности).

Цель: Знакомство учащихся с разнообразием современного представления о мире. Создать условия для проявления творческих возможностей ребят и активизации познавательной деятельности.

Задачи:

= учить решать экологические проблемы, исходя из собственного опыта;

развивать логическое мышление, память;

= закреплять умение делать выводы, совершенствовать словарный запас учащихся (катастрофа, экология, научно-технический прогресс, самоуничтожение, Гринпис , Красная книга).

= воспитание духовной культуры, любви к природе, чувства ответственности за всё живое.

Вступление:

Классный руководитель: Эпиграфом к нашей беседе я взяла слова известного физика, лауреата Нобелевской премии Фредерика Жолио-Кюри.

= Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить. = Ф.Жолио-Кюри.

-Один из учащихся читает вслух эти слова.-

Классный руководитель, обращаясь к детям: Ребята очень скоро вы перешагнёте порог, ведущий в самостоятельную жизнь. Какой она будет, стоит задуматься уже сейчас, сегодня. Все мы жители одной планеты. От нас, людей, зависит и наше будущее, и будущее нашей Земли. Каждый современный человек должен знать, что, только оберегая природу, можно сохранить жизнь на Земле. Сейчас природа , покорённая человеком, просит помощи. Почему это происходит, мы и поговорим сегодня.

Вы увидите. Как красива наша планета Земля узнаете, к чему приводят неразумные действия современного человека, и какие последствия ожидают нашу планету, если люди не будут беречь природу.

Итак, обратимся к далекому прошлому.

Как-то собравшись с последними силами, = Создал Господь планету красивую,

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы,

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться:

Змеи, слоны, черепахи и птицы.

Вот вам подарок, люди, владейте,

Землю вспашите, хлебом засейте,

Всем завещаю вам я отныне-

Вы-берегите-эту-святыню! Включен видеоклип с использованием классической музыки.

Классный руководитель:

Ребята, вы видели, как прекрасна наша Земля с её обитателям, с её бескрайними просторами морей, океанов, лесов и лугов! Люди на протяжении тысячелетий видели эту красоту и восхищались ею как чудом. Мы слышали сейчас знаменитую первую прелюдию Иоганна Себастьяна Баха. В ней композитор нарисовал картину Рая, созданного Богом-творцом для счастливой жизни людей. Этим раем была наша Земля…. Она и сегодня могла бы оставаться раем, потому что на ней есть всё необходимое человеку: воздух, вода, растения, животные, плодородные равнины и полноводные реки. Миллионы лет, что существует человечество на планете, оно не задумывалось, что вся эта красота не вечна, что живая природа хрупка и беззащитна перед тем, кого называют царём природы, перед человеком.

Земля -всего лишь бесконечно малая частица Вселенной, но только на ней одной из всех обследованных человеком планет есть жизнь. Человек прожил на Земле не более двух миллионов лет, но что он успел уже сделать со своим единственным домом-Землёй!

( Классный руководитель обращает внимание детей на слайд №). Ребята вот так выглядит наша планета сейчас. Она вся окутана дымом, воды в её океанах и морях загрязнены, воздух заражён. И если бы планета могла говорить, то мы услышали бы её крики о помощи:

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год не два , а миллиарды лет,

Я так устала, плоть моя покрыта

Рубцами ран, живого места нет!

Терзает сталь моё земное тело,

И яды травят воды ч истых рек.

Всё т о, что я имела и имею

Своим добром считает человек.

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о своей земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

И не случайно грозные вулканы

Выплёскивают лавой боль Земли!

Очнитесь , люди! Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

-Ребята, как вы думаете, о какой помощи просит планета Земля?

-Что за сталь терзает её земное тело?

- Откуда берутся яды, отравляющие воды рек, морей, океанов? Да, ребята, вы правы. Все эти страдания причиняет Земле человек. А теперь давайте попробуем разобраться, как и почему это происходит?

Основная часть.

Классный руководитель: Научно-технический прогресс принёс и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил жизнь человека, позволил выйти человеку в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить перестать человека думать, дерзать, творить. Например, горожанину сейчас не надо идти за водой, она подаётся прямо в квартиру, через краны, помещение отапливается. Если нужна прохлада, он включает вентилятор, за продуктами идёт в магазин, а средствами передвижения являются самолёт, поезд автомобиль. А разве может машина обойтись без нефти? А это тоже продукт природы.

Потребности человека возрастают, а ресурсы всё уменьшаются. Много лет, стараясь покорить природу и господствовать на ней, человек неожиданно для себя оказался сам на грани экологической катастрофы. Виновниками этого оказались люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города.

Примерно сто лет назад академик В. И. Вернадский, предостерегал нас от такой беды. Он писал о том, что если мы не изменим своего отношения к природе и её богатствам, то результат может быть один- полное самоуничтожение человека.

== Ребята, как вы понимаете словосочетание- самоуничтожение?

Человек без пищи может прожить месяцы, без воды дни, а без воздуха- минут. Выражение « необходим, как воздух» возникло не случайно. Глобальная экологическая катастрофа- это такое состояние географической среды на Земле, когда жизнь на ней станет невозможна. Оглянитесь вокруг. Посмотрите внимательно на нашу Землю, и вы увидите, что это не фантазия.

не вымысел. Страшные симптомы такой катастрофы уже есть.

Слайды№6-№9.

=29 сентября 1957года на территории плутониевого комбината «Маяк» под Челябинском взорвался контейнер с радиоактивными отходами. Площадь заражённой территории составила 23000км. По приблизительным оценкам , более 8000 человек погибли от лучевой болезни. Около 3000 человек до сих пор проживают в опасной зоне. Авария сделала этот район самым «грязным» местом на планете.

=1969г. Санта- Барбара. Миллионы тонн нефти вылилось из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов и других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода.

=1986г.Чернобель. В результате аварии на АЭС, радиация распространилась над всей Европой, пришлось выселить 116 тысяч человек из 30- километровой зоны , было загрязнено свыше 131 тысячи квадратных километров.

= 1989г. Март. Нефтяной танкер «Вальде» длиной 987футов сел на мель в заливе Принц-Уильям у побережья Аляски, в результате чего в воду вылилось более 30000тонн нефти. От загрязнения пострадало более2400км побережья. Нефть вылилась из пробитого танкера, загрязнив одну из наиболее нетронутых экосистем в мире.

= 1991г. Во время первой иракской войны было подожжено732 нефтяных скважин. На их тушение ушёл почти год. По предварительным подсчётам в море было вылито 816 000тонн нефти.

= 2011г. 11марта. Последствия цунами в Японии. Гигантская волна -цунами высота которой была 10 м. обрушилась на берег острова Фукусима. Землетрясение это стало самым мощным за всю историю наблюдений в Японии. Расстояние от эпицентра до суши города Сэндай, составило 130км, но оно произошло на относительно не большой глубине- всего 24км. До Курильских островов волны доходили до высоты 3м. Число жертв превысило 10000т. человек. Было смыто несколько населённых пунктов. На северо- востоке страны в профектуре Фукусима произошёл взрыв на АЭС. Людские и экономические потери в Японии самые большие со времён второй мировой войны. Ущерб от землетрясения японские анналитики оценивают в180мл. долларов. Сила землетрясения по шкале Рихтора - 8,9балла. Оно оказалось в 1-ой пятёрке самых сильных землетрясений с1900г. Энергия, выброшенная землетрясением, эквивалентна - бомбе в 50 мегатонн. Волна достигает в открытом море скорости 700-800км/ч, а на берег обрушивается со скоростью 70км/ч. Радиация повлияла на мутацию животного мира, биосферу. Учёные считают, что экологические последствия будут более заметны не на суше, а в океане. Куда было сброшено больше 1000тонн радиактивной воды.

= Высохшее Аральское море, уничтожение тропических лесов Амазонии, кислотные дожди. Этот список, к сожалению, можно продолжать и продолжать.

-Ребята, вы сейчас познакомились лишь с некоторыми катастрофами, произошедшими в разных уголках нашей планеты. Кажется, что нас это не касается. Ведь это так далеко! Но это не так. Всё это чревато серьёзными последствиям, для нашей планеты. Одной из проблем экологической катастрофы является «парниковый эффект». Это постепенное потепление климата, происходящее в результате выброса в атмосферу углекислого газа.

-Другую серьёзную опасность представляет истончение озонового слоя и появление озоновых дыр не только над полюсами нашей планеты, но и в области экватора и в средних широтах. Главная причина- использование газа фреона в морозильниках и в различных аэрозолях. Результатом резкого загрязнения атмосферы в последние десятилетия явилась ещё одна экологическая проблема - кислотные дожди. Причиной их появления является попадание в воздух отходов сгорания любого топлива. В результате человеческой деятельности, уничтожается большое количество животных, растений и птиц.

=Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений, каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных. В природе нет границ, и только сообща люди могут спасти планету и себя. Поэтому в мире были созданы организации по защите природы.

= Самые известные -это Всемирный фонд дикой природы, Гринпис и Красная книга -перечень растений и животных, находящихся под охраной.

Слайд№11.

Охраняется «Красной книгой»

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

«Красная книга»- красная!

Значит природа в опасности!

Как мало на земле остаётся прекрасного! Всё чаще и чаще человек забывает о природе, о том, что это- единый живой организм, который тоже имеет право на существование, хочет жить, дышать, иметь семью, потомство. Который чувствует боль, страх, умеет плакать по погибшим от рук человека собратьям: животным и растениям.

За последние четыре века наша планета потеряла навсегда 36 видов зверей и 94 вида птиц. На очереди ещё сотни видов. Именно поэтому по предложению англичанина Питера Скотта Международный союз охраны природы учредил Красную книгу, в которую с 1996г.,заносят сведения об исчезающих растениях и животных.

Страницы книги имеют пять цветов: красный, жёлтый, белый, серый и зелёный. Животные и растения, которым грозит полное исчезновение, заносят на красные страницы. На жёлтых, перечисляют легкоуязвимые, близкие к исчезающим видам. Малочисленные, редкие виды указывают на белых листах. Серые отведены для животных и растений, судьба которых точно ещё не определена. Самые оптимистичные - зелёные страницы. Здесь записаны виды, численность которых, благодаря специально принятым мерам, значительно увеличена. == В Красную книгу России включено около 250 видов млекопитающих, птиц, амфибий, рыб, насекомых и около 1000 растений.

У всех нас есть только одна планета, на которой может жить человек-это Земля! Мы не можем себе выбрать другую планету. Значит, если наша планета больна, то её болезнь угрожает здоровью и жизни самого человека. Поэтому мы с вами должны привести в порядок свою планету. Наша планета

огромна, но у каждого из нас есть своя планета величиной с дом: это наш двор, наша улица ,посёлок и окружающая нас природа.

= Чем мы можем помочь своей маленькой планете?

(Учащиеся, пользуясь заранее нарисованными плакатами, говорят о правилах поведения в лесу.)

1-е правило.

Не ломайте ветви деревьев и кустарников. Растение0живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.

2-е правило.

В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи - пустыню.

3-е правило.

Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

4-е правило.

Не разводите костёр в лесу, если нет в этом необходимости. Кострище - это раны в напочвенном покрове леса. От костра может возникнуть пожар. Для их заживления требуется 15-20 лет.

5-е-правило. В лесу запрещается поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои гнёзда и норы.

6-е правило.

Не оставляйте в лесу после себя беспорядок.

Помните, брошенная бумага разлагается 2года, консервная банка не менее 70лет. А осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

7-е правило.

Не рвите цветы в лесу и на лугу. Привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений в нашем лесу. На грани исчезновения находится - венерин башмачок, ирис луговой, медуница, ветреница, луговой чеснок, купена и подснежник.

- А теперь, ребята, мне хочется подвести итог нашего разговора.

- Какой мы можем сейчас сделать вывод из нашей беседы?

== Ответы детей.

Вывод. Очень важно, совершенно необходимо не дать сегодня погибнуть тем, кто ещё жив, так как, в конце концов, сможем остаться в одиночестве.

Будем же беречь свою Землю!

Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности.

Другого нам не дано.

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.

И, обращаясь к Земле, хочется сказать: (дети читают стихи).

М.Пляцковский.

Прости, Земля, прости ,прости, прости…

Мы люди так тебя обидели,

Груз совести за это нам нести:

На многое смотрели и не видели.

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир, завещано беречь

И Землю удивительную эту.

Завещано беречь нам этот мир,

Такой неповторимый, на рассвете.

Он с детства очень дорог нам и мил,

За будущее мира мы в ответе.

Мы не дадим стать пеплом и золой

Тому ,что красотой земной зовётся.

Пусть будет мирным небо над Землёй,

Пусть вечно детство звонкое смеётся!

Слайд№13. Звучит песня «Не рвите цветы, не рвите!»

Муз. Ю. Антонова,

Стихи М. Пляцковского.

Декабрь 2012год. Яковлева Р. В.

Литература:

Салеева Л.П. «Содержание экологического образования и воспитания в школе».

КалиноваГ.С., Аверина Л.М. «Экологическое воспитание школьников при изучении биологии».

Разникова В.З., Кузьмина И.Д. «Формирование экологических знаний школьников».

Это можно посмотреть…..


© 2010-2022