- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа внеурочной деятельности Наш дом - Россия (5 класс)
Программа внеурочной деятельности Наш дом - Россия (5 класс)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Суслова Т.В. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Наш дом - Россия»
духовно-нравственной направленности
для учащихся 5 класса (11 - 12 лет)
срок реализации 1 год
Составитель:
Суслова Татьяна Витальевна
учитель математики
Череповец
2015-2016 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
3 - 5
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
5
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
5-6
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
6 -7
Содержание программы
7 - 8
Учебно-тематический план
8 - 10
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
10
Список литературы
10 - 11
Приложение
12 - 17
1. Пояснительная записка
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Направленность программы «Наш дом - Россия» по содержанию является духовно-нравственной и предназначена для учащихся основной школы, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по форме организации - дополнительной, по времени организации - годичной.
Современный этап развития общества, наряду с прогрессом в промышленной и информационной сферах, характеризуется наличием признаков обостряющегося кризиса в нравственном и духовном развитии как социума, в целом, так и каждого из его членов, в отдельности. Осознание данной проблемы происходит на всех уровнях: от политического до личностного и приводит к необходимости активного поиска действенных вариантов её решения.
В современной педагогической науке и образовательной практике, приоритетным и перспективным всё чаще признаётся духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Признано, что именно реализация целей духовно-нравственного воспитания в будущем позволит плодотворно решать проблемы развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса, обеспечение консолидации общества, сохранение единого социокультурного пространства страны, ослабление межнациональной напряженности и решения социальных конфликтов.
Формирование гражданских, патриотических качеств личности начинается с малого. Это - бережное отношение к месту, где человек живет, уважение к истории и традициям своей семьи, школы, города, сопричастность к происходящему вокруг.
Важным звеном непрерывной цепи духовно-нравственного воспитания является воспитание ценностного отношения к родному краю. Задачей - доминантой данного звена является развитие представления детей о духовно-нравственных традициях родного края, историческом самосознании и культурном опыте наших предков. В современных условиях, когда происходит исчезновение традиционной народной культуры, повышенный интерес к ее изучению вполне оправдан. Краеведческий принцип позволяет более глубоко понять и осознать свое Я в этом мире. Через изучение локальных традиций России, включающих обряды, ритуалы выявляются общие закономерности становления общероссийской народной культуры, ее своеобразие и особенности. Обрядовые традиции в народной культуре составляют наиболее важный пласт духовной культуры.
Цель программы: создание условий для социализации детей на основе базовых национальных ценностей, хранимых в религиозных, культурных, социально-исторических традициях.
Задачи программы:
-
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
-
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю осознания ответственности человека за благосостояние общества;
-
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения культуры каждого народа;
-
формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
-
доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
-
уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решение с учетом позиций всех участников;
-
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
-
принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление следовать им;
-
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-
формирование чувств прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой.
Программа разработана с учетом следующих принципов:
-
принцип целостности - в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность - с другой;
-
принцип историзма реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям «прошлое» (давным-давно) и «настоящее» (в наши дни);
-
принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному городу, Отечеству;
-
принцип деятельностного подхода - любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
-
принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
-
принцип возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Реализация программы предполагает соблюдение следующих условий:
-
создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
-
учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
-
обогащение содержательной деятельности путем включения гражданско-патриотического, культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
-
динамичность работы;
-
учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
-
объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;
-
совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
становление высоконравственных, этических норм поведения.
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Срок реализации программы - 1 учебный год.
Занятия по программе проводятся в течение всего календарного года. Исключение составляет случай невыполнения программы (объявление карантина и др.)
Курс обучения рассчитан на 34 часа. Для реализации программы необходим коллектив детей (20-25 человек) среднего школьного возраста (11-12лет). Зачисление группу производится по желанию детей и родителей (законных представителей). Занятия по 40 минут проходят 1 раз в неделю. Место проведения занятий - учебный кабинет математики.
Формы проведения занятий: КТД, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, викторины, праздничные мероприятия, классные часы, олимпиады, поисковые и научные исследования и т.д.
Формы организации занятий: коллективная, групповая, индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.
3. Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное. План внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 28» предусматривает для учащихся 5 класса 1 час в неделю курсов духовно-нравственной направленности.
Направление внеурочной деятельности
5 А
5 Б
5 В
5 Г
5 Д
Спортивно-оздоровительное
1
1
1
1
1
Духовно-нравственное
1
1
1
1
1
Общеинтеллектуальное
1
1
1
1
1
Общекультурное
1
1
1
1
1
Социальное
1
1
1
1
1
Всего часов
5
5
5
5
5
4. Планируемые результаты освоения программы
«Наш дом - Россия»:
Личностные универсальные учебные действия
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные универсальные учебные действия
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи.
- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Формы контроля: тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей, участие в выставках, конференциях, конкурсах творческих работ учащихся.
Уровень результатов
Получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
5. Содержание программы «Наш дом - Россия»
1 год обучения (34 часа, 1 час в неделю)
Модуль 1. Моя школа. (6 часов)
Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. Познакомить с традициями школы, её символикой (герб, флаг, гимн); воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их. Правила поведения в школе. Режим дня. Экскурсия по школе.
Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.
Виды деятельности: теоретические занятия, практические занятия, комбинированные занятия.
Модуль 2. Моя семья. (8 часов)
Моя родословная (фамильное древо). Я и моя семья. Из истории семьи. Семейный архив. Что в имени тебе моем? Мой дом - моя крепость. Герб моей семьи. Тайны бабушкиного сундука. О чем поведал семейный альбом. История моего имени и фамилии. Ценности семейной жизни наших предков. Семейные династии. Семейные реликвии. Духовно-нравственные основы семьи.
Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.
Виды деятельности: теоретические занятия, практические работы, комбинированные занятия, исследовательская деятельность.
Модуль 3. Моя малая Родина. (9 часов)
РОДНОЙ КРАЙ - край, где родился и вырос. Богатство и красота природы Вологодской области. Животные и растения Вологодской области. Мир человека и мир природы - их единство. Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека. Достопримечательности края. Люди и их занятия.
Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.
Виды деятельности: теоретические занятия, практические работы, комбинированные занятия, исследовательская деятельность, экскурсии.
Модуль 4. Я - гражданин России. (11 часов)
Моя родина - Россия. Государственные символы современной России. Символика в истории России. Государственные праздники России. Путешествие по карте России. Города России. Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках. Встречи с участниками ВОВ, боевых действий. Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы.
Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.
Виды деятельности: теоретические занятия, практические работы, комбинированные занятия, исследовательская деятельность, экскурсии.
6. Учебно-тематический план программы «Наш дом - Россия»
Название модуля (темы)
Количество часов
Кол-во аудиторных занятий
Кол-во внеаудиторных активных занятий
Модуль 1. Моя школа.
6
3,5
2,5
Модуль 2. Моя семья.
8
4
4
Модуль 3. Моя малая Родина.
9
2
7
Модуль 4. Я - гражданин России.
11
3
8
Всего:
34
12,5
21,5
№п/п
Модуль
Количество часов
Кол-во аудиторных занятий
Кол-во внеаудиторных активных занятий
Модуль 1. Моя школа. (6 часов)
1
День Знаний. Праздничная линейка. Экскурсия «Моя школа».
1
0,5
0,5
2
Правила поведения и обязанности школьника.
1
0,5
0,5
3
Режим дня учащегося 5 класса.
1
0,5
0,5
4
Традиции школы.
1
1
-
5
Символика школы.
1
0,5
0,5
6
Уважительное отношение друг к другу. Учимся быть вежливыми.
1
0,5
0,5
Модуль 2. Моя семья. (8 часов)
7
О самых близких и родных с любовью.
1
0,5
0,5
8
Я и моё имя.
1
0,5
0,5
9
Семейный архив.
1
0,5
0,5
10
Тайны бабушкиного сундука. О чем поведал семейный альбом.
1
0,5
0,5
11
Ценности семейной жизни наших предков.
1
0,5
0,5
12
Генеалогическое древо. Что это?
1
0,5
0,5
13
Проект «Генеалогическое древо моей семьи».
1
-
1
14
Конференция «Защита своих проектов».
1
1
-
Модуль 3. Моя малая Родина. (9 часов)
15
Родной город - это частица России.
1
1
-
16 17
Шексна - наша главная река.
1
-
1
18-21
Культура и быт наших земляков. Путешествие в Сугорье.
3
-
3
22
Многонациональная и дружная Вологодская область.
1
1
-
23-25
Русские народные праздники, игры, забавы старожилов Вологодской области. Путешествие в Братково.
3
-
3
Модуль 4. Я - гражданин России. (11 часов)
26
Моя родина - Россия. Государственные символы современной России.
1
1
-
27
Государственные праздники России.
1
1
-
28-35
Города России. Экскурсия в Москву.
7
-
7
36
37
Подвигу народа жить в веках. Встречи с участниками ВОВ, боевых действий.
2
1
1
Итого:
34
12,5
21,5
7. Учебно-методическое обеспечение
Методическое сопровождение работы педагога: методика комплектования группы учащихся для совместной деятельности; авторские методики проведения занятия по конкретной теме; методика анализа результатов деятельности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.
Для реализации данной программы имеется методический материал, дополнительная литература, ресурсы сети Интернет.
Программы- Microsoft Windows, Microsoft PowerPoint.
Технические средства - мультимедийный проектор, ноутбук, CD-диски, фотоаппарат, Интернет.
8.Список литературы
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. - СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. - М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. - Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] -Режим доступа: konf // ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. - 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. - М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. - 2005. - №1. - 147с.
10. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников
[Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно - методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. - Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. - Смоленск: Русич, 1996.
17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. - Белово, 2010. - 48-49с.
19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191., 204с.
20. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Приложение
Календарно-тематическое планирование программы
«Наш дом - Россия»
Модуль 1. Моя школа. 6 часов.
В процессе изучения данного модуля у учащихся формируются:
Личностные универсальные учебные действия
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Регулятивные универсальные учебные действия
- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи;
- отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- использовать речь для регуляции своего действия;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
№ п/п
Тема занятия
Элемент содержания
Дата
1/1
День Знаний. Праздничная линейка. Экскурсия «Моя школа».
Линейка, экскурсия по школе.
01.09.
2/2
Правила поведения и обязанности школьника.
Знакомство с Уставом школы и правилами внутреннего распорядка.
3/3
Режим дня учащегося 5 класса.
Знакомство с санитарными правилами и нормами, требованиями к обеспечению учебно-воспитательного процесса в школе и дома.
4/4
Традиции школы.
Знакомство с традициями нашей школы.
5/5
Символика школы.
Знакомство с символикой нашей школы (гимн школы, флаг отряда Рысь)
6/6
Уважительное отношение друг к другу. Учимся быть вежливыми.
Этическая игровая программа-размышление.
Модуль 2. Моя семья. 8 часов.
В процессе изучения данного модуля у учащихся формируются:
Личностные универсальные учебные действия
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные универсальные учебные действия
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- строить логические рассуждения об объекте;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать аналогии;
- планировать и проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- использовать речь для регуляции своего действия;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
№п/п
Тема занятия
Элемент содержания
Дата
7/1
О самых близких и родных с любовью.
Рассказ учащихся о своих семьях.
8/2
Я и моё имя.
«Что в имени тебе моем? История моего имени и фамилии».
9/3
Семейный архив.
История семьи.
10/4
Тайны бабушкиного сундука. О чем поведал семейный альбом.
Знакомство с семейными фотографиями.
11/5
Ценности семейной жизни наших предков.
О семейных ценностях, традициях семьи.
12/6
Генеалогическое древо. Что это?
Что такое генеалогическое дерево? Как его составлять? Изучение различных способов.
13/7
Проект «Генеалогическое древо моей семьи».
Составление генеалогического древа своей семьи.
14/8
Конференция «Защита своих проектов».
Защита своего проекта «Мое генеалогическое древо»
Модуль 3. Моя малая Родина. 9 часов.
В процессе изучения данного модуля у учащихся формируются:
Личностные универсальные учебные действия
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные универсальные учебные действия
- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
- обнаруживать и формулировать проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
- в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные универсальные учебные действия
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи;
- отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
№п/п
Тема занятия
Элемент содержания
дата
15/1
Родной город - это частица России.
История возникновения и символика Череповца. История развития.
16/2
Шексна - наша главная река.
Поход на берег реки Шексны. Изучение природы. Бережное отношение к окружающей среде.
17/3
18/4
19/5
Культура и быт наших земляков. Путешествие в «Сугорье».
Экскурсионная поездка в «Сугорье» - «Русь изначальная».
20/6
Многонациональная и дружная Вологодская область.
Знакомство с народами, населяющими Вологодскую область.
21/7
22/8
23/9
Русские народные праздники, игры, забавы старожилов Вологодской области. Путешествие в Братково.
Знакомство с вологодским фольклором, обычаями и забавами при проведении народных гуляний и праздников.
Модуль 4. Я - гражданин России. 11 часов.
В процессе изучения данного модуля у учащихся формируются:
Личностные универсальные учебные действия
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные универсальные учебные действия
- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
- обнаруживать и формулировать проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
- в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные универсальные учебные действия
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи;
- отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
№п/п
Тема занятия
Элемент содержания
дата
24/1
Моя родина - Россия. Государственные символы современной России.
История возникновения государственных символов России.
25/2
Государственные праздники России.
Государственные праздники. История их возникновения.
26/3
27/4
28/5
29/6
30/7
31/8
32/9
Города России. Экскурсия в Москву.
Экскурсионная поездка в Москву. Знакомство с достопримечательностями столицы нашей Родины.
33/10
34/11
Подвигу народа жить в веках. Встречи с участниками ВОВ, боевых действий.
Героические страницы нашей истории. Участие в различных мероприятиях, посвященных празднованию Дня Победы.
17