Программа внеурочной деятельности Наш дом - Россия (5 класс)

Цель программы: создание условий для социализации детей на основе базовых национальных ценностей, хранимых в религиозных, культурных, социально-исторических традициях.Срок реализации программы – 1 учебный год. Занятия по программе проводятся в течение всего календарного года. Курс обучения рассчитан на 34 часа. Для реализации программы необходим коллектив детей (20-25 человек) среднего школьного возраста (11-12лет). Зачисление группу производится по желанию детей и родителей (законных представ...
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Рабочая программа внеурочной деятельности

«Наш дом - Россия»

духовно-нравственной направленности

для учащихся 5 класса (11 - 12 лет)

срок реализации 1 год

Составитель:

Суслова Татьяна Витальевна

учитель математики







Череповец

2015-2016 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ



Пояснительная записка

3 - 5

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

5

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

5-6

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

6 -7

Содержание программы

7 - 8

Учебно-тематический план

8 - 10

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

10

Список литературы

10 - 11

Приложение

12 - 17



























1. Пояснительная записка

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Направленность программы «Наш дом - Россия» по содержанию является духовно-нравственной и предназначена для учащихся основной школы, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по форме организации - дополнительной, по времени организации - годичной.

Современный этап развития общества, наряду с прогрессом в промышленной и информационной сферах, характеризуется наличием признаков обостряющегося кризиса в нравственном и духовном развитии как социума, в целом, так и каждого из его членов, в отдельности. Осознание данной проблемы происходит на всех уровнях: от политического до личностного и приводит к необходимости активного поиска действенных вариантов её решения.

В современной педагогической науке и образовательной практике, приоритетным и перспективным всё чаще признаётся духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Признано, что именно реализация целей духовно-нравственного воспитания в будущем позволит плодотворно решать проблемы развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса, обеспечение консолидации общества, сохранение единого социокультурного пространства страны, ослабление межнациональной напряженности и решения социальных конфликтов.

Формирование гражданских, патриотических качеств личности начинается с малого. Это - бережное отношение к месту, где человек живет, уважение к истории и традициям своей семьи, школы, города, сопричастность к происходящему вокруг.

Важным звеном непрерывной цепи духовно-нравственного воспитания является воспитание ценностного отношения к родному краю. Задачей - доминантой данного звена является развитие представления детей о духовно-нравственных традициях родного края, историческом самосознании и культурном опыте наших предков. В современных условиях, когда происходит исчезновение традиционной народной культуры, повышенный интерес к ее изучению вполне оправдан. Краеведческий принцип позволяет более глубоко понять и осознать свое Я в этом мире. Через изучение локальных традиций России, включающих обряды, ритуалы выявляются общие закономерности становления общероссийской народной культуры, ее своеобразие и особенности. Обрядовые традиции в народной культуре составляют наиболее важный пласт духовной культуры.


Цель программы: создание условий для социализации детей на основе базовых национальных ценностей, хранимых в религиозных, культурных, социально-исторических традициях.





Задачи программы:

  1. формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю осознания ответственности человека за благосостояние общества;

  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения культуры каждого народа;

  1. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

  • уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решение с учетом позиций всех участников;

  1. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

  • принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление следовать им;

  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  1. формирование чувств прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой.


Программа разработана с учетом следующих принципов:

  • принцип целостности - в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность - с другой;

  • принцип историзма реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям «прошлое» (давным-давно) и «настоящее» (в наши дни);

  • принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному городу, Отечеству;

  • принцип деятельностного подхода - любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

  • принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;

  • принцип возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

Реализация программы предполагает соблюдение следующих условий:

  • создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;

  • учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;

  • обогащение содержательной деятельности путем включения гражданско-патриотического, культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;

  • динамичность работы;

  • учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;

  • объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;

  • совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;

становление высоконравственных, этических норм поведения.



2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Срок реализации программы - 1 учебный год.

Занятия по программе проводятся в течение всего календарного года. Исключение составляет случай невыполнения программы (объявление карантина и др.)

Курс обучения рассчитан на 34 часа. Для реализации программы необходим коллектив детей (20-25 человек) среднего школьного возраста (11-12лет). Зачисление группу производится по желанию детей и родителей (законных представителей). Занятия по 40 минут проходят 1 раз в неделю. Место проведения занятий - учебный кабинет математики.

Формы проведения занятий: КТД, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, викторины, праздничные мероприятия, классные часы, олимпиады, поисковые и научные исследования и т.д.

Формы организации занятий: коллективная, групповая, индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.

3. Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное. План внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 28» предусматривает для учащихся 5 класса 1 час в неделю курсов духовно-нравственной направленности.


Направление внеурочной деятельности

5 А

5 Б

5 В

5 Г

5 Д

Спортивно-оздоровительное

1

1

1

1

1

Духовно-нравственное

1

1

1

1

1

Общеинтеллектуальное

1

1

1

1

1

Общекультурное

1

1

1

1

1

Социальное

1

1

1

1

1

Всего часов

5

5

5

5

5

4. Планируемые результаты освоения программы

«Наш дом - Россия»:

Личностные универсальные учебные действия

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные универсальные учебные действия

- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные универсальные учебные действия


- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи.

- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия


- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Формы контроля: тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей, участие в выставках, конференциях, конкурсах творческих работ учащихся.

Уровень результатов

Получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.



5. Содержание программы «Наш дом - Россия»

1 год обучения (34 часа, 1 час в неделю)


Модуль 1. Моя школа. (6 часов)

Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. Познакомить с традициями школы, её символикой (герб, флаг, гимн); воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их. Правила поведения в школе. Режим дня. Экскурсия по школе.

Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.

Виды деятельности: теоретические занятия, практические занятия, комбинированные занятия.

Модуль 2. Моя семья. (8 часов)

Моя родословная (фамильное древо). Я и моя семья. Из истории семьи. Семейный архив. Что в имени тебе моем? Мой дом - моя крепость. Герб моей семьи. Тайны бабушкиного сундука. О чем поведал семейный альбом. История моего имени и фамилии. Ценности семейной жизни наших предков. Семейные династии. Семейные реликвии. Духовно-нравственные основы семьи.

Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.

Виды деятельности: теоретические занятия, практические работы, комбинированные занятия, исследовательская деятельность.

Модуль 3. Моя малая Родина. (9 часов)

РОДНОЙ КРАЙ - край, где родился и вырос. Богатство и красота природы Вологодской области. Животные и растения Вологодской области. Мир человека и мир природы - их единство. Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека. Достопримечательности края. Люди и их занятия.

Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.

Виды деятельности: теоретические занятия, практические работы, комбинированные занятия, исследовательская деятельность, экскурсии.

Модуль 4. Я - гражданин России. (11 часов)

Моя родина - Россия. Государственные символы современной России. Символика в истории России. Государственные праздники России. Путешествие по карте России. Города России. Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках. Встречи с участниками ВОВ, боевых действий. Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы.

Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.

Виды деятельности: теоретические занятия, практические работы, комбинированные занятия, исследовательская деятельность, экскурсии.



6. Учебно-тематический план программы «Наш дом - Россия»

Название модуля (темы)

Количество часов

Кол-во аудиторных занятий

Кол-во внеаудиторных активных занятий

Модуль 1. Моя школа.

6

3,5

2,5

Модуль 2. Моя семья.

8

4

4

Модуль 3. Моя малая Родина.

9

2

7

Модуль 4. Я - гражданин России.

11

3

8

Всего:

34

12,5

21,5

№п/п

Модуль

Количество часов

Кол-во аудиторных занятий

Кол-во внеаудиторных активных занятий

Модуль 1. Моя школа. (6 часов)

1

День Знаний. Праздничная линейка. Экскурсия «Моя школа».

1

0,5

0,5

2

Правила поведения и обязанности школьника.

1

0,5

0,5

3

Режим дня учащегося 5 класса.

1

0,5

0,5

4

Традиции школы.

1

1

-

5

Символика школы.

1

0,5

0,5

6

Уважительное отношение друг к другу. Учимся быть вежливыми.

1

0,5

0,5

Модуль 2. Моя семья. (8 часов)

7

О самых близких и родных с любовью.

1

0,5

0,5

8

Я и моё имя.

1

0,5

0,5

9

Семейный архив.

1

0,5

0,5

10

Тайны бабушкиного сундука. О чем поведал семейный альбом.

1

0,5

0,5

11

Ценности семейной жизни наших предков.

1

0,5

0,5

12

Генеалогическое древо. Что это?

1

0,5

0,5

13

Проект «Генеалогическое древо моей семьи».

1

-

1

14

Конференция «Защита своих проектов».

1

1

-

Модуль 3. Моя малая Родина. (9 часов)

15

Родной город - это частица России.

1

1

-

16 17

Шексна - наша главная река.

1

-

1

18-21

Культура и быт наших земляков. Путешествие в Сугорье.

3

-

3

22

Многонациональная и дружная Вологодская область.

1

1

-

23-25

Русские народные праздники, игры, забавы старожилов Вологодской области. Путешествие в Братково.

3

-

3

Модуль 4. Я - гражданин России. (11 часов)

26

Моя родина - Россия. Государственные символы современной России.

1

1

-

27

Государственные праздники России.

1

1

-

28-35

Города России. Экскурсия в Москву.

7

-

7

36

37

Подвигу народа жить в веках. Встречи с участниками ВОВ, боевых действий.

2

1

1

Итого:

34

12,5

21,5



7. Учебно-методическое обеспечение

Методическое сопровождение работы педагога: методика комплектования группы учащихся для совместной деятельности; авторские методики проведения занятия по конкретной теме; методика анализа результатов деятельности.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.

Для реализации данной программы имеется методический материал, дополнительная литература, ресурсы сети Интернет.

Программы- Microsoft Windows, Microsoft PowerPoint.

Технические средства - мультимедийный проектор, ноутбук, CD-диски, фотоаппарат, Интернет.






8.Список литературы

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. - СПб: Тритон, 1997.

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. - М.: Генезис, 2004.

4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. - Новосибирск, 2003.

5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] -Режим доступа: konf // ipkps.bsu.edu.ru

6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. - 2009. - №17. - 9 - 13с.

8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. - М.:Вако, 2007

9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. - 2005. - №1. - 147с.

10. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников

[Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.

11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно - методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с.

14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. - Минск: Асар, 1999.

15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.

16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. - Смоленск: Русич, 1996.

17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001.

18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. - Белово, 2010. - 48-49с.

19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191., 204с.

20. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.















Приложение

Календарно-тематическое планирование программы

«Наш дом - Россия»

Модуль 1. Моя школа. 6 часов.

В процессе изучения данного модуля у учащихся формируются:

Личностные универсальные учебные действия

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные универсальные учебные действия

- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи;

- отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- использовать речь для регуляции своего действия;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

№ п/п

Тема занятия

Элемент содержания

Дата

1/1

День Знаний. Праздничная линейка. Экскурсия «Моя школа».

Линейка, экскурсия по школе.

01.09.

2/2

Правила поведения и обязанности школьника.

Знакомство с Уставом школы и правилами внутреннего распорядка.


3/3

Режим дня учащегося 5 класса.

Знакомство с санитарными правилами и нормами, требованиями к обеспечению учебно-воспитательного процесса в школе и дома.


4/4

Традиции школы.

Знакомство с традициями нашей школы.


5/5

Символика школы.

Знакомство с символикой нашей школы (гимн школы, флаг отряда Рысь)


6/6

Уважительное отношение друг к другу. Учимся быть вежливыми.

Этическая игровая программа-размышление.




Модуль 2. Моя семья. 8 часов.

В процессе изучения данного модуля у учащихся формируются:

Личностные универсальные учебные действия

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные универсальные учебные действия

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- строить логические рассуждения об объекте;

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать аналогии;

- планировать и проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- использовать речь для регуляции своего действия;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

№п/п

Тема занятия

Элемент содержания

Дата

7/1

О самых близких и родных с любовью.

Рассказ учащихся о своих семьях.


8/2

Я и моё имя.

«Что в имени тебе моем? История моего имени и фамилии».


9/3

Семейный архив.

История семьи.


10/4

Тайны бабушкиного сундука. О чем поведал семейный альбом.

Знакомство с семейными фотографиями.


11/5

Ценности семейной жизни наших предков.

О семейных ценностях, традициях семьи.


12/6

Генеалогическое древо. Что это?

Что такое генеалогическое дерево? Как его составлять? Изучение различных способов.


13/7

Проект «Генеалогическое древо моей семьи».

Составление генеалогического древа своей семьи.


14/8

Конференция «Защита своих проектов».

Защита своего проекта «Мое генеалогическое древо»




Модуль 3. Моя малая Родина. 9 часов.

В процессе изучения данного модуля у учащихся формируются:

Личностные универсальные учебные действия

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные универсальные учебные действия

- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;

- обнаруживать и формулировать проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

- в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные универсальные учебные действия

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи;

- отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

№п/п

Тема занятия

Элемент содержания

дата

15/1

Родной город - это частица России.

История возникновения и символика Череповца. История развития.


16/2


Шексна - наша главная река.

Поход на берег реки Шексны. Изучение природы. Бережное отношение к окружающей среде.


17/3

18/4

19/5

Культура и быт наших земляков. Путешествие в «Сугорье».

Экскурсионная поездка в «Сугорье» - «Русь изначальная».


20/6

Многонациональная и дружная Вологодская область.

Знакомство с народами, населяющими Вологодскую область.


21/7

22/8

23/9

Русские народные праздники, игры, забавы старожилов Вологодской области. Путешествие в Братково.

Знакомство с вологодским фольклором, обычаями и забавами при проведении народных гуляний и праздников.








Модуль 4. Я - гражданин России. 11 часов.

В процессе изучения данного модуля у учащихся формируются:

Личностные универсальные учебные действия

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные универсальные учебные действия

- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;

- обнаруживать и формулировать проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

- в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные универсальные учебные действия

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи;

- отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

№п/п

Тема занятия

Элемент содержания

дата

24/1

Моя родина - Россия. Государственные символы современной России.

История возникновения государственных символов России.


25/2

Государственные праздники России.

Государственные праздники. История их возникновения.


26/3

27/4

28/5

29/6

30/7

31/8

32/9

Города России. Экскурсия в Москву.

Экскурсионная поездка в Москву. Знакомство с достопримечательностями столицы нашей Родины.


33/10

34/11

Подвигу народа жить в веках. Встречи с участниками ВОВ, боевых действий.

Героические страницы нашей истории. Участие в различных мероприятиях, посвященных празднованию Дня Победы.




17



© 2010-2022