- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад на тему: Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации воспитанников в современных условиях
Доклад на тему: Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации воспитанников в современных условиях
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ирижипова О.В. |
Дата | 07.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации воспитанников в современных условиях.
-
Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации.
Нет более древней проблемы, чем проблема выбора профессии. В условиях 21 века она зазвучала как никогда молодо и дерзко.
Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5-15 лет, а затем либо исчезают, либо меняются до неузнаваемости. Произошли изменения в восприятии профессии как сферы профессиональной деятельности: постепенно она из цели («быть музыкантом») превращается в средство достижения определенного образа жизни («жить, как живут музыканты»).
Основная цель профориентационной работы - формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Для воспитанников детских домов и реабилитационных центров, в силу их психологических, поведенческих, личностных особенностей, профессиональное самоопределение особенно важно. Дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. У них появляется иждивенческая позиция «нам должны», «дайте»; отсутствие бережливости и ответственности, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, даже в сугубо личных масштабах.
Выбирая из множества профессий, надо, чтобы воспитанник знал, чего он сам хочет (мотивы выбора):
-
каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать?
-
какая заработная плата его устроит?
-
какой образ жизни он хочет вести?
-
сколько времени и сил он сможет отдать освоению этой профессии?
Второе условие выбора профессии - учет своих способностей.
Третье условие - важно, чтобы воспитанник знал содержание профессии, какими умениями и навыками должен обладать специалист, какими психологическими качествами обеспечивается успешность в работе.
Большое внимание в работе уделяется тому, что необходимо предостеречь детей от неправильного выбора профессии, к которому могут привести 2 причины:
-
Во-первых, искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку, превратное представление об условиях работы, оплате труда и т.д.).
-
Во-вторых, искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков, особенностей и т.д.)
Следует обратить внимание на факторы, влияющие на результаты самоопределения и приводящие к неправильному выбору профессии:
-
Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
-
Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
-
Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).
-
Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Практически все профессии непрерывно меняют свой облик.
-
Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии
Но помимо причин и факторов, которые могут привести к неправильному выбору профессии, воспитанники попадают в ситуации трудности выбора профессии:
-
когда осознает необходимость своевременности выбора профессии, но не знает вообще что хочет.
-
когда имеются внешние и внутренние препятствия для планирования профессионального будущего.
Самое главное - выбрать профессию так, чтобы работа его в будущем была успешна и приносила ему удовлетворение. При профориентационной деятельности немаловажным фактором является психологическое сопровождение профориентации, поскольку очень важно то, какими методами и формами работы будет осуществляться деятельность
Профессиональное определение, прежде всего, важно для самого ребенка, важно, чтобы он знал, чего сам хочет, какую профессию он выберет и сможет ли, ввиду своих особенностей и возможностей, ее освоить. И из-за отсутствия родителей помочь ему в этом могут специалисты, которые с ним занимаются и хотят ему помочь.
В процессе социализации человек становиться личностью. Важно, что бы он протекал успешно для того, чтобы ребенок полноценно развивался. У детей, оставшихся без попечения родителей, этот процесс проходит сложно, т. к. семья является микрофактором и важнейшим институтом социализации, следовательно, дети-сироты являются реальными жертвами неблагоприятных условий социализации.
-
Главная цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у учащегося внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития.