Конспект мероприятия на тему: Стихи, рожденные войной

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. «Стихи, рожденные войной ... »

(о творчестве Мустая Карима в годы Великой Отечественной войны)

Цели и задачи. Пробудить интерес к личности и творчеству М.Карима, расширить представления о значении и роли Отечественной войны в духовной жизни современников, культурного наследия прошлого, воспитывать уважительное отношение к людям, защищавшим Родину, к историческому наследию нашей страны

Форма проведения. Литературно-музыкальная композиция.

Данное мероприятие можно приурочить ко Дню Победы, дню защитника Отечества.

Оформление. Портрет М.Карима, выдержки из его стихотворений.
Оборудование. Магнитофон, записи песен военных лет.

Учитель. Мы сегодня собрались для того, чтобы ещё раз обратиться к
творческому наследию М.Карима. Мы говорили с вами не раз о многогранном таланте нашего земляка. Он не только поэт, но и превосходный драматург, прекрасный прозаик, тонкий литературный критик, пламенный публицист, отличный переводчик и, конечно же, педагог. Но сегодня мы перенесёмся в то непростое для нашей страны время, в cороковые - роковые» и обратимся к стихам поэта, написанные на передовой. Перед нами предстанет молодой боец Красной Армии - Мустай Карим.

Фронтовые стихи пола составляют особую страницу в творческой
биографии. Лучшим комфортом для письма был короткий отдых между боями на дне окопа или в тиши блиндажа. Сама история, пропахшая порохом и дымом, развёртывалась перед глазами поэта-воина, переполняя двумя всесильными чувствами - любовью к Родине и ненавистью к врагу. Ими продиктованы все его поступки и написанные в те годы стихи.

Звучит музыка песни А.Александрова «Священная война»

Затем слова Левитана: « ... Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких- либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Чёрного моря ... »

Ученик 1 (говорит от имени М.Карима). «Через две недели после начала
войны нас, выпускников института, вызвали на сборный пункт и наутро
отправили в направлении Москвы в разные военные учебные заведения. Я
попал в Мурманское училище связи, где провёл тревожную осень первого и
первые месяцы зимы сорок второго. Это было самое тяжёлое время в моей
военной биографии. От Ледовитого океана до Чёрного моря Родина истекала
кровью, а мы за монастырской стеной изучали азбуку морзе и ежедневно
слушали информацию о сданных врагу городах. Я никогда не чувствовал себя таким никчёмным и беспомощным. Наши рапорты об отправке на фронт
оставались без ответа. Мы начали тихо ненавидеть начальника училища,
командира батальона, даже младшего лейтенанта, который учил нас азбуке
морзе. Мы были молоды, жили и думали сердцем, а сердце обжигала боль за
судьбу Родины».

Ведущий (на фоне звучащего «Марша славянки»). Война стала первым и

самым суровым испытанием для молодого поэта, как и для многих его
сверстников. Она властно вошла в его судьбу, а значит - в стихи, думы, дела.
Ещё в июне сорок первого Мустай Карим написал стихотворение «Я на фронт ухожу, друзья!»

Ученик 2 (стихотворение «Я на фронт ухожу, друзья!»),

Отец привёл мне своего коня.

Скакун дрожал, он был горяч на диво,

Копытом землю бил нетерпеливо.

А мать вручила дедовский клинок,

Чтобы за павших отомстить я мог.

Я ухожу, товарищи, на фронт.

Отец, пускай в семье никто не тужит,

Акбуз твой верный правдой мне послужит,

клинок, слезой твоей омытый, мать,

Меня в сражениях будет защищать.

Я ухожу, товарищи на фронт,

Чтоб стариков текла спокойно старость,

Чтоб нашим девушкам краса осталась,

Чтоб наш Урал всегда стоял могучий,

Чтобы над Белой не сгущались тучи.

Товарищи, я ухожу на фронт,

За ту весну, что навсегда настанет,

За светлый сад, которым край наш станет,

За маленького сына моего

и Родины любимой торжество.

Ученик 1. «На фронт я попал весной сорок второго в качестве
начальника связи артдивизиона. У нас были сорокапятимиллиметровые
противотанковые пушки и крупнокалиберные зенитные пулемёты. Наше место всегда было недалеко от пехоты. 25 августа, где-то под Мценском, я был тяжело ранен. Осколком того же снаряда наповал убило моего товарища лейтенанта Владимира Фомина ...

Вдвоём с Владимиром мы только что протянули связь с орудием. И тут
неожиданно появились вражеские танки. Наши орудия остановили их мощным огнём. Но заговорила немецкая артиллерия: расчёты, видимо, были засечены. Возле меня взвился огненный столб. Уже ничего не слышу, но почему-то не падаю. Фомина рядом нет .... Вот 011, лежит ... Снимаю с него каску, ощупываю голову, грудь, хочу повернуть на спину, и меня обволакивает туманом ... И вдруг явственно слышу, как из моей груди, где-то пониже сердца, вырывается свист. Боли не ощущаю, крови тоже не видно. Ладонью прикрываю рану. Тут подполз старшина, накрыл Фомина плащ-палаткой, а меня доставил в санчасть».

У

Ученик 3.

Горячей кровью налитой,
Гремел рассвет. Потом затих.

И два осколка мины той
Попали в нас двоих.

Один в сержанте Фомине
(Лежит в могильной глубине).
Другой достался мне.
Двенадцать лет он жжёт меня ...

Ведущий. Примечательная судьба этого стихотворения. Десятки писем
пришли поэту. Фомины - распространённая на Руси фамилия. Родственники
погибших Фоминых разыскивали адрес Мустая Каримова, писали в редакции, издательства, на радио... Но письма доходили и без адреса. Сколько оборванных жизней, неизбывного горя в этих листках ...

Ученик 4. « ... Город Уфа, Мустаю Кариму». Сверху написано: «Почтамт,
очень прошу, доставьте, пожалуйста, поэту ».

« ... Не о моём ли братике Вы упоминаете в ваших стихотворениях? Если
всё-таки речь идёт о моём брате, напишите, пожалуйста, о его последних

минутах ... »

Ученик 5. «Уважаемая редакция, радиопередача «В Kpyry семьи», Вам
пишет слушательница радио Фомина Галина Гаврилова. Как-то я слушала вашу передачу с участием писателя Мустая Карима. Он упомянул, что был тяжело ранен на фронте, а его друг погиб. Фамилия друга - Фомин, имя и отчество не были сказаны.

Всё это время, после передачи не даёт мне покоя мысль: не отец ли это
мой, Фомин Гаврил Алексеевич ... »,

Ведущий. Не было у Владимира родных. Сиротой в приюте вырос:
русоголовый, крепкий, несколько месяцев жил с Мустаем в одной землянке,
ели из одного котелка.

Ученик 6.

Памятник поставлен, говорят,

Этот - неизвестному солдату ...
Память, "неизвестен ли солдат?
Может, знала ты его когда-то?

Мы в атаку вместе поднялись,
Пули вместе с ним меня достали.

Я воскрес на время ... Он же, ввысь
Устремись, навек застыл в металле.

Ученик 1. После госпиталя меня в строй не послали. Работал во
фронтовых газетах «За честь Родины» и «Советский воин».

Ведущий. Шаг за шагом двигались наши войска на запад. И вместе со
всеми шёл Мустай Карим. С каждым шагом, приближаясь к долгожданной
победе. Он чувствовал себя освободителем Европы. За восемь дней до Дня
Победы он напишет стихи о ликующей первомайской Вене, которую
освобождал в составе советской армии.

Ученик 1. Когда я вернулся домой, мне рассказали, как моя
состарившаяся мать в январские метели всегда представляла меня идущим
против жгучего ветра. Ей непременно хотелось узнать, как трудно мне идти,
смогу ли я выдержать напор снежной лавы. В такие дни она сама выходила в
степь, долго-долго шла против ветра и радостно восклицала: «Выдюжит,
выдюжит! Я же родила его мужчиной!», К тому времени я был уже коммунистом.

С войны я вернулся с двумя книгами стихов, двумя ранениями, безмерно
влюблённый в землю и людей и безнадёжно больной туберкулёзом лёгких.
Пробитое осколком левое лёгкое сдало и подвело своего правого соседа. У меня было много друзей, а стало ещё больше. Благодаря их усилиям 11 поддержке я выжил. Это было так. Официальная медицина признала меня безнадёжным. Разия-ханым Фаизова, работавшая тогда в Союзе писателей СССР, повезла меня в лучший туберкулезный институт Москвы. Меня консультировали большие специалисты. Они усиленно доказывали, что я нуждаюсь в хорошем питании и отдыхе, и советовали мне поехать домой в Уфу. Я был взрослым и понимал, о чём идёт речь. Когда мы вышли в коридор, к нам подошёл тогда молодой профессор, ныне академик Лев Константинович Богуш.

- Вы солдат,- сказал он, - и нечего мне вас утешать. Худо дело у вас,
быть может, рискнём оперировать? Я попробую.

У меня выбора не было. С некоторыми перерывами около двух лет я
находился в отделении у профессора Богуша. Он выпустил меня лишь тогда,
когда стал уверен, что к нему я больше не возвращусь.

Ведущий. Сейчас, по прошествии многих лет, фронтовые стихи молодого Мустая кажутся несколько похожими друг на друга - в образах и мыслях своих. Но для того времени они были живым Голосом, выплеском души, летописью сердца. Он не просто фиксировал в рифмованных строчках эпизоды боёв, он по-своему концентрировал переживания и думы бойцов, друзей по оружию. Он жил и дышал вместе с ними одним раскалённым воздухом войны. Он тосковал вместе с ними по отчему краю и жаждал скорой победы над фашизмом.

Учитель. Я надеюсь, что у вас появился интерес к творчеству Мустая
Карима и уверена, что вы прочитаете ещё не одну книгу стихов поэта, может
это будут его повести и рассказы, наполненные светом, добром и любовью к
людям. Благодарим за внимание.


© 2010-2022