- Преподавателю
- Классному руководителю
- Проект по профилактике ПАВ по теме «Умей сказать - «НЕТ!»»
Проект по профилактике ПАВ по теме «Умей сказать - «НЕТ!»»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вьялицын В.Г. |
Дата | 21.12.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Вьялицын Вадим Геннадьевич
(г. Чайковский, Россия)
Муниципальное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа «Специальная общеобразовательная школа открытого типа»
электронный адрес: [email protected]
Проект по профилактике ПАВ
тема : «Умей сказать - «НЕТ!»
Форма проведения: сплав по реке Сива.
Цель сплава: отрицательного отношения к наркомании, алкоголизму и курению и пропаганда здорового образа жизни.
Задачи мероприятия:
-
знакомить подростков с объективной, соответствующую их возрасту информацией о психоактивных веществах;
-
обучать подростков методам решения жизненных проблем и снятия напряжения без применения ПАВ;
-
устанавливать дружественные отношения между учащимися СОШОТ и учащимися Воткинского района УР;
-
пропагандировать здоровый образ жизни;
Методы прямого и косвенного внушения установки на здоровый образ жизни: объяснение, беседа, наглядность, защита проекта учащихся СОШОТ «Здоровье - это здорово!», сценка «Телефон доверия», художественное слово, психологическая игра «Нет, уважаемый сударь!», туристская полоса препятствий, товарищеская встреча по футболу.
Оборудование: речные катамараны - 2 шт, туристическое оборудование и снаряжение, маршрутная карта с местами стоянок и остановок, плакаты и рисунки, мячик, «конверты доверия», листовки, призывающие к объединению в стремлении к здоровому образу жизни, листовки рассказывающие о последствиях курения, алкоголя, наркотиков, оборудование для сценки «Телефон доверия», ватман, маркеры, магнитофон с батарейками, фотоаппарат или видеокамера, аптечка, футбольный мяч, палатки, мини доска.
Подготовительные мероприятия:
Сплав проводится летом (июнь - август) - 3 дня.
Организаторами заранее устанавливается маршрутная карта и места стоянок.
Созваниваемся со школами Воткинского района по маршруту сплава и договариваемся о встрече с учащимися и представителями школ по проведению мероприятий возле реки на месте стоянки. Представители и участники школ СОШОТ и школ Воткинского района разбивают свой лагерь на месте стоянки (устанавливают бивуак и оборудуют место стоянки). Состав команды от школ Воткинского района 10-15 человек и 1-2 представителя.
В сплаве участвует: 1- воспитатель школы, 1 - инструктор из СДЮТиЭ с допуском на сплав, 10 учащихся школы СОШОТ.
Ход мероприятия:
По маршруту следования и встречах учащихся школы СОШОТ г.Чайковского и Воткинского района проводятся мероприятие. Организаторы сплава проводят мероприятие по реализации данного проекта. Учащиеся СОШОТ представляют свой проект «Здоровье - это здорово». Все участники рассаживаются на поляне полукругом перед ведущим.
Ведущий: (тихо играет музыка)
Здравствуйте, ребята! Название нашего мероприятия «Умей сказать - «НЕТ!» выбрано не случайно. Сегодня мы с вами рассмотрим тему здоровья и проблему употребления психоактивных веществ (проблему курения, алкоголизма, наркомании).
Участники нашего мероприятия: педагоги и ученики 7-9-ых классов школы СОШОТ г.Чайковского и школы Воткинского района.
Что же перейдем к нашей теме. Надеюсь, что в конце нашего мероприятия каждый из вас, в том числе и мы педагоги, сделаем для себя определенные выводы в отношении психоактивных веществ.
Перед вами «конверты откровения», по ходу нашего мероприятия в голове у каждого из вас возникнут вопросы по нашей теме, запишите их на листике, если хотите, подпишитесь, вложите в конверт, можете адресовать вопрос кому-то конкретно: ведущему, педагогам или другим участникам мероприятия.
Для начала давайте проведем с вами мозговой штурм.
Как вы считаете, зачем подростки начинают употреблять психоактивные вещества? (ответы детей: - из любопытства, - чтобы не быть «белой вороной», - назло кому-то, - не хватает понимания с близкими людьми, - считают, что так себя ведут все взрослые, - для смелости, - от одиночества, - по глупости)
Ребята, а что можно сделать, чтобы достичь этих же состояний, не употребляя одурманивающие вещества? Как можно добиться того же уровня настроения без сигарет, алкоголя и без наркотиков? (ответы детей: - попеть, - встретиться с друзьями, которые могут веселиться без психоактивных веществ, - послушать музыку, - поиграть на компьютере, - почитать интересную книгу, - заняться своим увлекательным хобби, - побеседовать с родителями о своем детстве, о детских годах родителей, о совместных семейных планах и т. д.).
То есть у каждого из вас есть свои способы получения радости. Сейчас я нарисую график эмоционального состояния человека, где по оси Y будут эмоции, а по оси X время. В обычном нормальном состоянии у всех нас настроение то повышается, то понижается и т.д. Мы все живем, подвергаясь этим колебаниям. Ни один человек, даже самый известный не живет все время в радости, все время в удовольствии, и у него после подъема настроения наступает его спад. Но также нет таких людей на свете, которые находятся всегда ежесекундно в состоянии плохого настроения, у людей после спада настроения наступает подъем.
Когда у вас подъем настроения, то вам кажется, что все прекрасно, у вас нет проблем, не ссоритесь и не совершаете никаких других проступков. Но стоит настроению упасть, вам начинает казаться, что родители вам достались самые плохие, школа тоже и вообще вас никто не любит и не уважает. И вот в этот момент очень важно, чтобы рядом с человеком, находился кто-то, способный поддержать его и сказать, например, «Старина, не раскисай».
Далее следует сценка «Телефон доверия» (Приложение № 1).
Выбираются 2 участника сценки, которым выдаются слова сценки и они в течении 10-15 мин. готовятся и представляют сценку участникам мероприятия.
В то время пока идет подготовка к сценке, учащиеся школы СОШОТ представляют всем участникам свой проект: «Здоровье - это здорово!». Затем участники рисуют листовки по пропаганде ЗОЖ и профилактике ПАВ. Далее идет показ сценки.
Ведущий после показа сценки: Пройдет черная полоса, и после нее будет обязательно белая, иначе, велик риск, что человек попадет в компанию, где решают все проблемы одним средством - злоупотреблением психоактивных веществ. На самом деле никакой наркотик или алкоголь не решат возникнувшей проблемы, они лишь могут усугубить ее, ухудшить ситуацию, испортить отношения с близкими людьми, привести к деградации личности.
Выступление учащихся школы СОШОТ: «Последствия употребления ПАВ». (учащиеся готовятся заранее, до начала сплава)
Когда возникает зависимость от ПсихоАктивныхВеществ, бывает иной раз невозможно что-либо сделать без вмешательства врача. Зависимость возникает не сразу - это процесс, который как любой процесс имеет свое начало и конец.
Сейчас, мы нарисуем на ватмане мячик, который катится вниз. Первые пробы сигарет, алкоголя, наркотиков способны в человеке вызвать зависимость от одурманивающих веществ. Есть два пути после начала употребления ПАВ.
Полностью прекратить употребление или мячик катиться все ниже и ниже… можно заметить рост числа сигарет, выкуриваемых человеком и т.п., ищутся оправдания своего безумного и бездумного поведения. Когда человек попал в зависимость, начинают происходить изменения в организме, поведении и облике человека.
«И смех, и грех:
Был мой милый лучше всех,
Спьяну встал на четвереньки.
Опозорился при всех».
Обычно близкие люди не одобряют такого поведения, человек вынужден оправдываться, отсюда возникают мифы о психоактивных веществах. Миф - это то, чего на самом деле не было… неправда.
Вот часть мифов о ПАВ:
-
от первого раза зависимости не бывает
-
я умею контролировать себя
-
конопля не наркотик, от нее зависимости не бывает
-
те, кто зависим от сигареты, алкоголя или наркотиков - слабые и безвольные люди, я не такой
(обсудить лживость этих утверждений)
Если человек не прекращает употреблять ПАВ, то зависимость становится все сильнее и сильнее… мячик катится вниз.
Возникают:
-
проблемы со здоровьем (неприятные ощущения, возникновение болезней)
-
потеря контроля над своим поведением, а значит, возможны травмы, насилие, любые криминальные ситуации, что влечет за собой больницы, приводы в милицию, помещение в колонию для несовершеннолетних
-
скандалы в семье
-
проблемы с учебой
-
финансовые трудности (долги, воровство) и вновь по кругу, порочный круг замкнулся.
Из этого круговорота выбраться трудно. Скатиться всегда просто, как видите, выбраться назад в нормальную жизнь - подчас невозможно.
Ведущий выдает лист, призывающий к здоровому образу жизни, и для подписей под благородным призывом.
А, напоследок, хочется предложить вам игру «Нет, уважаемый сударь!» (Приложение № 2), которая поможет вам задуматься, можете ли вы в ситуации давления сделать правильный самостоятельный выбор.
Пример, «наденьте шляпу, уважаемый, сударь…купите брелок для своего мобильного… м.б. приглашение в компанию, где злоупотребляют алкоголем…»
Обсуждение игры «Нет, уважаемый сударь!»
-
Легко ли было говорить «нет» своим друзьям?
-
Какие чувства возникали в тот момент, когда ты произносил «нет»?
-
Какие чувства возникли в тот момент, когда ты произнес «да»?
-
Какие чувства испытывал по отношению к тем людям, которые уговаривали тебя согласиться с их предложением?
-
Можно ли отказаться так, чтобы не поссориться?
Эффективные способы отказа:
1. Можно использовать алгоритм отказа (записывается на доске)
«Я-сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение»
«Мне приятно, что ты меня пригласил + но я не могу пойти + так как у меня важная встреча + пойдем лучше завтра на концерт музыкальной школы»;
2. Выбрать союзника: в компании может найтись человек, согласный с вашим мнением, а не мнением большинства;
3. «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого, что- либо делать, зачем же принуждают вас;
4. Убедить, что ПАВ не так безвредны, как думают ваши приятели, объяснить вред от ПАВ;
5. «Упереться», отвечать «нет», несмотря ни на что, это между прочем, будет свидетельствовать о вашем характере и самостоятельности;
6. Обходить стороной: если есть подозрение, что в этой компании, например, курят траву, просто не связывайтесь с этими людьми.
Уважаемые участники мероприятия, помните о том, что любой человек в различных ситуациях может принимать самостоятельное решение, и мне хочется, чтобы вы обрели настоящую свободу - свободу от курения, алкоголя, наркотиков! Ваше здоровье, ваше будущее и настоящее в ваших руках!
Ты, человек, слышишь?!
Минуты в часы слились,
Еще один миг до пропасти,
Подумай, остановись!
В конце мероприятия всем участникам раздаются листовки с описанием последствий употребления ПАВ для молодого организма и призывом заняться здоровым образом жизни.
Далее организаторы приглашает всех участников на туристическую полосу препятствий (команды смешанные).
Полоса препятствий включает: установка палатки, разжигание костра, оказание первой медицинской помощи, переноска пострадавшего, вязание узлов «стремя» и «прямой», также оценивается обустройство бивуака и конкурс на лучшее походное блюдо.
Далее обед.
После обеда проходит товарищеская встреча по футболу (2 тайма по 15-20 мин.)
Рефлексия: После футбола ведущий собирает всех участников на поляне и проводиться рефлексия. В беседе с участниками мероприятия узнаем мнение участников о данном мероприятии. (Что понравилось? Что узнали нового? Предложения. и т.д.)
Затем все участники мероприятия выходят на улицы данного населенного пункта и раздают всем детям и молодежи листовки с призывом.
Приложение № 1
Сценка «Телефон доверия»
(участвуют 2 учащихся из разных школ)
Девушка: «Алло, это телефон доверия?»
Психолог: «Если вам удобно, можете меня так называть. Какая у вас проблема?»
Девушка: «Мои родители не понимают меня. Я почти не встречаюсь с ними дома. Стараюсь приходить в квартиру, когда они на работе, часто не ночую».
Психолог: «Где же ты бываешь?»
Девушка: «Мы ходим компанией к одному парню. Однажды я смотрела, как ребята курят траву и как им становится весело. Я тоже стала, как все курить, и мне стало хорошо, все ушло в прошлое».
Психолог: «Но, как я понимаю, есть «но…»».
Девушка: «Да мне все время хочется есть. Я дома съедаю все запасы в холодильнике, стала толстой, как пышка. Никто не понимает, что случилось. Скажите мне какие таблетки принимать, чтобы есть не хотелось?»
Психолог: «Прежде всего, откажись от курения и начни танцевать, помирись с родителями, помоги им. Увидишь, все изменится. Твое время будет заполнено и тебе некогда будет думать о глупостях».
Девушка: «Я попробую, но не знаю, получится или нет».
Психолог: «Если нет, приходи к нам в психологическую службу, к психологу, поможем. Только не делай следующего шага в пропасть, к наркотикам».
Приложение № 2
Психологическая игра «Нет, уважаемый сударь!»
ЦЕЛЬ: формирование устойчивой позиции личности ребенка
(все участники садятся в круг по 4-5 человек)
Описание игры:
Все участники игры рассаживаются по кругу. Один из них выходит в сторону от круга. Оставшиеся договариваются между собой, что именно они будут пытаться уговорить сделать вышедшего. Например, взять в руки книгу, надеть шляпу и т.д.
Участник входит в круг и усаживается в центре. Его задача - вежливо отказываться от любых предложений окружающих. Отказ должен начинаться словами: «Нет, уважаемый сударь!» Задача остальных участников - сделать так, чтобы отказывающийся произнес слово «Да!»
Затем участники меняются местами.
После проведения игры учащимся можно предложить ответить на вопросы:
-Легко ли говорить «нет» своим друзьям?
-Какие чувства возникли в тот момент, когда пришлось сказать «да»?
-Всегда ли отказ вызывает обиду?
Листовки