Родительское собрание на тему: Компьютер и дети

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытое родительское собрание на тему "Компьютер и дети: плюсы и минусы"

Учитель изобразительного искусства Караваинского филиала МБОУ «Инжавинская сош» Хашина С.А.

Цель: просвещение родителей по теме влияния компьютера на здоровье ребёнка.

Подготовительные этапы:

- провести анкетирование учащихся по теме собрания;

- подготовить выставку творческих работ учащихся, подготовленных средствами ИКТ (буклеты, презентации).

Обеспечение: Анкеты детей, компьютерные презентации, интерактивная доска, ноутбук.

Вопросы для обсуждения:

  1. Нужно ли родителям противостоять желанию ребенка пользоваться компьютером?

  2. Как сделать так, чтобы общение ребёнка с компьютером было полезным и достаточно безопасным?

  3. Компьютерные игры это занятие для бездельников или они могут развивать ребенка?

Ход родительского собрания

I. Мотивация к деятельности. Тренинг.

Родители рассаживаются по кругу лицом друг к другу, передавая из рук в руки мягкую игрушку, высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу. Первый вопрос - игрушку передают по часовой стрелке, второй вопрос - мячик передают против часовой стрелки и т.д.

Вопросы.

Какую роль играет компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.

Что необходимо сделать, чтобы не повторять ежедневно: "Ты опять весь день просидел(а) за компьютером"?

Так ли необходимо в доме это чудо научно-технического прогресса?

II. Анализ, обсуждение ситуаций и разработка рекомендаций.

Еще совсем недавно компьютеры были, пожалуй, роскошью в российской семье, особенно в сельской, но уже сейчас они являются, чуть ли не "предметом первой необходимости".

В преддверии собрания было проведено анкетирование детей.

Анкета для детей «Ты и компьютер»

1в. Есть ли у тебя дома компьютер , ноутбук или планшет?

2в. Как часто ты используешь компьютер в подготовке домашних заданий?

3в. Играешь ли ты в компьютерные игры?

1)Каждый день 2) 2-3 раза в неделю 3) 1 раз в неделю и реже 4)не играю

4в.Чем чаще всего ты занимаешься в свободное время?

Расставь цифры от 1 до 6 ,учитывая то, какому занятию ты уделяешь большее значение.

Чтение книг

Занятия спортом

Просмотр телевизионных передач

Компьютерные игры

Общение с семьей

Прогулки на свежем воздухе

Результаты анкетирования детей класса: 90 % детей, у которых есть дома компьютер, играют на нём ежедневно, 45 % -при определении рейтинга использования свободного времени на 1 место поставили компьютер и телевизор, исключив при этом прогулки на воздухе, общение с семьёй. Попробуем проанализировать все "за" и "против" в этом вопросе.

Существует немало мифов о влиянии компьютера на детей.

Миф №1: Общение с компьютером портит детское здоровье.

Что вы об этом слышали?

(Родители: Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение).

Проанализируем каждый из факторов по порядку.

Нагрузка на зрение.

Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Влияющие факторы здесь: качество монитора, содержание изображения и время работы за монитором. Однако заметим сразу, компьютер не является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте.

При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

Сколько по вашему , времени, ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером?

( не более 10-20 минут)

После этого необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз.

Если у ребенка проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.

Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.

Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.

Какой фактор считается вторым по вредности , влияющим на здоровье?

( является стесненная поза.) Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникает следующие нарушения.

Заболевания суставов кистей рук. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания. Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо-экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук.

Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника

Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья - на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом.

Психическая нагрузка.

Третий по важности фактор - нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр.

Излучение.

Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

Кроме вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером и правил их профилактики, в настоящее время появились термины "синдром компьютерного стресса" и "компьютерная зависимость".

Я приготовила для вас памятки. (Знакомство с памятками)

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Синдром компьютерного стресса.

Отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние, проблемы в общении.

Как противостоять?


Надо соблюдать гигиенические нормы и правила. Своевременно делать перерывы в работе. Проветривать помещение, делать влажную уборку.

Методики снятия стресса

1)- посмотрите в окно и считайте до 20, обмойте лицо холодной водой.

- переключите внимание на воспоминание о приятном.

- больше общайтесь с природой.

- физические нагрузки, музыкальная терапия - снимают нервное напряжение.

- настой лекарственных растений: валерианы, пустырника, шалфея, розмарина, мяты, пиона (1 столовую ложку одной из трав залить стаканом кипяченой воды, настоять 30 минут. Взрослым - 0,5 стакана 2 раза в день, детям 1/4 стакана. Можно добавить в настой 1 чайную ложку меда)

Компьютерная зависимость.

Первые признаки развития зависимости у ребенка:

- Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

- Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

- Прогулял школу - сидел за компьютером.

- Приходит домой, и сразу к компьютеру.

- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

- Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен компьютера.

- Увеличивает число времени, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям - работе, учебе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес.

- Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, что ведет ко лжи относительно того, что он делает.

- Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает все помыслы.

Как противостоять?

Постоянно интересуйтесь настроением, делами, удачами и неудачами ребёнка. Чаще расспрашивайте сына(дочь) о том, что происходило в школе, по дороге домой и т.д. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, возможность общаться со сверстниками.

Еще один совет, который мне хотелось бы вам предложить -использование защитных программ.

Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу КиберМама™ - программа для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ в Интернет.

Миф№2: Компьютерные игры приносят только вред.

Вопрос: В какие игры играет ваш сын (дочь)? Каковы правила и продолжительность этих игр?

Игры на компьютере: Аркадные игры развивают реакцию и способность принимать решения в сложной обстановке. Логические игры развивают мышление, сообразительность и находчивость. Аркадно-логические игры развивают сообразительность и скорость реакции. В активных играх большую роль имеет звук выстрелов и разрывов снарядов. Деловые игры помогают почувствовать себя специалистом в какой-нибудь профессии познакомиться с интересными профессиями. Большинство квестов сделаны на английском языке, поэтому они помогают изучать язык.

Полезные стороны игр: компьютерные игры развивают логику, мышление, память, внимательность, в некоторых играх развивает знание иностранных языков, знание компьютера и т.д.

Отрицательные стороны игр: психические расстройства, ухудшение зрения, развитие жестокости, игры как "наркотики", ухудшение физической, учебной подготовки.

Итоговые рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития младшего школьника:

- Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим - активные, динамические.

- Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы - такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.

- Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.

- Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода - ребенок должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

- Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов - нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

Миф№3: Компьютер только для игр и развлечений.

Что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки?

1 чудо: у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

2 чудо: у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что окружающий нас мир - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности. Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний.

3 чудо: Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер.

4 чудо: Он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

5 чудо: Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране.

Какой вывод вы можете сделать из всего сегодня сказанного? (Развивающие компьютерные игры для детей - это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации)

III. Интерактивная игра с родителями «Мы и компьютер»

Итак, мы пришли к общему мнению, что владение компьютером в современной жизни просто необходимо. В этом вопросе нам, учителям, и вам, родителям , нельзя отставать от детей. Необходимо уметь разделять их интересы, говорить на одном языке.

Я предлагаю нам с вами сейчас поиграть в «Свою игру» на тему «Компьютер и мы», выяснить, насколько глубоки наши познания в этом вопросе, а , возможно, узнать что - то интересное для себя.

VI. Подведение итогов и рефлексия.

(Награждение грамотой самого лучшего знатока компьютера среди родителей класса).

В конце нашего собрания я хочу предложить вам расшифровать одну из формул воспитания:

М+П+Я+К= В.У.М. + П.А.Р. (Мама + папа + я + компьютер = Высокая учебная мотивация и познавательная активность ребёнка)

Источники

1. Бурова В.А. Социально- психологические аспекты Интернет-зависимости.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/ В.И.Ковалько. - М.: изд-во "ВАКО", 2007.

3. Леонтьев В.П. Компьютерная энциклопедия школьника. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006

4. Рязанцева И.А. Компьютер - окно в мир или путь к одиночеству.

5. Энциклопедия для детей. Т.22. Информатика/ Главн.ред. Е.Хлебалина; вед.научн.ред. А.Леонов. - М.: Аванта+, 2004.

6. id372-2008.narod.ru Здоровье школьника

7. rjevka.com/kids/ Ребенок и компьютер

8.Интерактивная игра «Мы и компьютер», учитель обществознания Хашина Т.В., Караваинский филиал МБОУ «Инжавинская сош».





© 2010-2022