Воспитательная система класса (5-9 классы)

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная система класса (5-9 классы).

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

СИСТЕМА

КЛАССА

«РАДУГА»

( 5-9 классы)

Учитель - Хор-Оглы Светлана Федоровна

х.Новая Надежда

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А. Амонашвили

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

  1. Воспитание - процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

  2. Воспитание - это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

  3. Воспитание - это чувство, голос души, сердца.

Главные целевые ориентиры системы:

  1. Создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии;

  2. Развитие образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

Задачи воспитательной системы:

  1. Способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся;

  2. Внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать её становление;

  3. Пробудить интерес ребёнка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.

Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение посредством осознания и принятия таких ценностей, как:

  1. Свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);

  2. Оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем недоволен, тот всем неприятен);

  3. Требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);

  4. Любознательность (стремление все знать и всему научиться; познавая мир, познавай и самого себя);

  5. Признание самого себя (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);

  6. Толерантность (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);

  7. Веселье (радость и удовольствие, получаемые ребёнком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно, приносит удовлетворение);

  8. Сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых).

ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

  • формирование целостной, гармоничной личности.

  • формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.

  • развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности.

  • формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.

  • привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных народами России.























В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться

нравственная чистота, духовное богатство, физическое

совершенство.

В.А.Сухомлинский.

Основные направления воспитательной работы

1.Правовое воспитание

Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

Задачи:

1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.

3. Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников.

4. Привитие навыков избирательного права.

5. Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.

6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.

7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.







2. Духовно-нравственное



Цель - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Задачи:

  1. Развитие нравственных и духовных ценностей; познавательного интереса, способствующего развитию личности.



  1. Целенаправленное воспитание коллективной и групповой деятельности.



  1. Приобщение учащихся к духовной культуре, отечественным традициям.



  1. Формирование активной жизненной позиции школьников, их сознательного отношения к общечеловеческому долгу, утверждение единства слова и дела как повседневной формы поведения.


  1. Воспитание самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства, прямоты и личной морали, инициативы, энергичности и настойчивости в выполнении любого дела.


  1. Гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

3.Валеологическое воспитание

Цель - сформировать у учащихся понимание здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических, социальных и духовных начал, а также гармонии взаимодействия с миром внешним: природной и социальной средой.

Задачи:

  1. Научить учащихся принимать решение и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни;

  2. Изменить представления школьников о своем здоровье и способах его сохранения и приумножения.

  3. Обучить каждого учащегося приемам оценки параметров собственного здоровья.

  4. Сформировать банка данных конкретных методических рекомендаций по контролю и самоконтролю за состоянием здоровья школьников.

  5. Воспитать сознательного отношения к охране здоровья как главной человеческой ценности и формирование целевой установки на здоровый образ жизни.

  6. Воспитать у детей экологического отношения к микро- и макросреде, соответствующего поведения в них.

4. Физическое воспитание

Цель: - сохранение и укрепление здоровья детей среднего школьного возраста, формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.



  1. Расширять знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни.



  1. Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности.



  1. Формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.



  1. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.



  1. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

5. Патриотическое воспитание

Цель - формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, знающей и уважающей свои корни, культуру, традиции и обычаи своего народа.

Задачи:

  1. Помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.



  1. Углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье.



  1. Воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской.



  1. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.



  1. Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.



  1. Воспитание готовности к защите своей Родины и служению Отечеству.

6.Учение

Цель - развитие способностей и познавательных интересов учащихся.

Задачи:

  1. Способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией.



  1. Развивать умения научно организовать умственный труд.



  1. Формирование ответственности за учебный труд.



  1. Формирование положительных мотивов учения.



  1. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.



  1. Координация деятельности учителей-предметников.



  1. Создание условий для развития познавательных и интеллектуальных интересов и умений учащихся.







7. Досуг.

Цель - формирование художественного и эстетического вкуса

учащихся.

Задачи:

1. Использование нестандартных творческих форм внеклассной

деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся.

2. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во

внеурочной деятельности.

3. Демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в

досуговой деятельности родителям, сверстникам.

4. Использование активных форм внеклассной работы на основе учёта

возрастных особенностей учащихся.

8 . Воспитание семейной культуры

Цель - установление тесного контакта с родителями, привлечение родителей к активному участию в организации учебно-воспитательного процесса и управлении школой.

Задачи:

  1. Изучение образа жизни семьи.



  1. Выявить особенности семейного воспитания.



  1. Выявить взаимоотношения детей и родителей.



  1. Выявить взаимоотношения семьи и школы.



  1. Выявление резервов семейного воспитания.



  1. Установление путей взаимодействия школы и семьи.



  1. Учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение родителей.



  1. Просвещение по проблемам физического, психического здоровья детей, общения, познавательной сферы жизни ребенка.



  1. Включать семью и общественность в воспитательный процесс.



  1. Пропаганда здорового образа жизни.







Этапы реализации Программы.

1. Ориентационно-мотивационный этап.

2. Конструктивно-формирующий этап.

3.Результативно-диагностический этап.





В воспитательной системе три уровня - «ступеньки», которые проходит учащийся за период обучения с 5-го по 9-ый класс.

1. 5-6 класс - исполнитель

2. 7-8 класс - инициатор

3. 9 класс - организатор

Дети учатся жить у жизни


  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

  • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

  • Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

  • Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.

  • Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

  • Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

  • Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.



Выдержка из «Учительской газеты»


Чтобы поддержать ребенка, необходимо:


  1. Опираться на сильные стороны ребенка.

  2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

  3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

  4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

  5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

  6. Проводить больше времени с ребенком.

  7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

  8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

  9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

  10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

  11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

  12. Принимать индивидуальность ребенка.

  13. Проявлять веру в ребенка, симпатию.



© 2010-2022