Классный час по профориентации (9 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час по профориентации "Мир профессий", 9 «Б»

(кл. руководитель Карпушкина Н. В. и психолог Моисеева Л. Н.)

Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии.

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье вас отыщет.

К.Д. Ушинский

Цель: создать условия для личностного самосовершенствования обучающихся через организацию профориентационной работы.

Задачи:

  • активизировать личное участие девятиклассников в формировании своего будущего;

  • пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности;

  • создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.

Оборудование:

  • компьютер;

  • проектор.

Форма: игровая.

Вступительное слово классного руководителя. Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Да в настоящее время вы находитесь перед очень сложным выбором. От этого выбора, пожалуй, зависит вся ваша будущая жизнь. Будете ли вы учиться в 10 классе, техникуме или колледже - выбор вам предстоит сделать уже сегодня. Сегодняшний рынок труда очень разнообразен. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие профессии востребованы в современное время. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий, но современная жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор. Ребята, какова стратегия выбора профессии? С чего начинать? (Ответы детей.) Начинать нужно с себя. Нужно знать свои физические и психологические особенности, подумать, что же тебе действительно интересно и чем бы ты хотел заниматься. Видеоролик «Стратегия выбора профессии» Г. В. Резапкиной.

Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть:

  1. конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.);

  2. реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями - физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы - цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию);

  3. ограниченными во времени («цель - это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»).

  4. Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами - личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними - деньги, связи, случай.

Выступление психолога. Анализ проведенного анкетирования.

Игра «Мир профессий». Далее наше занятие я предлагаю провести в виде игры.

Многие профессии вам уже знакомы, а некоторые вам предстоит только узнать. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Первое задание - разминка. За каждый правильный ответ команда будет получать фишку.

Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:

  • "человек - природа",

  • "человек - человек",

  • "человек - техника",

  • "человек - художественный образ",

  • "человек - знаковая система".

Задание разминки состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов. Профессии уже распределены по группам. Ведущий называет профессию из этого списка, обращаясь к командам по очереди.

  • "Человек - художественный образ":

скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист.

  • "Человек - природа":

инженер-геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, мастер-сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод.

По данным психолога около 25% девятиклассников выбрали область природы.

  • "Человек - техника":

Электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот.

  • "Человек - человек":

секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.

По данным психолога около 20% девятиклассников выбрали работу в общественной сфере деятельности.

  • "Человек - знаковая система":

оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик. Фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.

Второе задание - угадай профессию. Для ваших оппонентов загадайте профессию, а для подсказки дайте короткую характеристику. Например: Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной). Ребята отвечают по 3 раза.

Третье задание - угадай профессии по описанию.

1) В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное электроэнергию. Проведением профилактических и аварийных работ на электрическом оборудовании, поддержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности - обязательное условие этой профессии. (Электромонтер).

2) К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М.В. Ломоносова: ": в земных недрах пространство, и богато царствует натура: Металлы и минералы сами во двор не придут - требуют глаз и рук дл своего прииску". Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер).

Ребята, чьи родители являются горняками и шахтерами?

Да, спектр специальностей в современном мире очень широк. Сейчас я назову вам некоторые современные профессии, а вы мне скажите, что эти профессии означают:

  • Логист;

  • Веб - мастер;

  • Маркетолог;

  • Фандрейзер,

  • В какой области могут быть заняты эти профессии? - С кем они работают? Ребята, а где можно почерпнуть информацию об этих профессиях? (В интернете).

  • 1 команда - 2 слова, 2 команда - 2 слова.

Вот и подходит к концу наш классный час. А что думаете вы о выборе6 профессии?

(Впечатлениями делятся дети).

Сейчас подсчитываем заработанные баллы. И победителем в сегодняшней игре стала команда "...".

И в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? Как вы думаете почему??? Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств - интеллектуальных, физических, личностных. Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда. В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

В заключении хотелось бы вам, ребята, пожелать выбрать ту профессию, которая поможет вам проявить свои способности, поможет стать успешным и таким же богатым как Билл Гейтс.

Спасибо за работу!





Приложение 1

Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

Веб-мастер - работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики и управления.

Маркетолог, тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

Фандрейзер - ищет деньги и возможности для организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрейзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.

PR - агент - специалист по рекламе и связям с общественностью, необходимо гуманитарное образование, например "политолог" или "журналист". В России часто эта профессия называется "пресс - секретарь" и пользуется неизменным спросом, как на предприятиях, так и в различных общественно - политических объединениях.







© 2010-2022