Родительское собрание: Здоровый образ жизни семьи-залог здоровья школьника

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание: Здоровый образ жизни семьи-залог здоровья школьникаРодительское собрание: Здоровый образ жизни семьи-залог здоровья школьника

ГБООУ « Болгарская санаторная школа-интернат»



























Выполнила воспитатель :Кобенячкина О.А















Тема собрания: «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

Цели и задачи:

Формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.

Дать советы и рекомендации родителям по поводу укрепления здоровья их ребенка и воспитания привычки к здоровому образу жизни.

Пути воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, сохранении физического, психического и душевного здоровья.

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.
Т. Карлейл



Подготовительный этап

1.Организация и проведение опроса детей - «Что такое здоровье», «Что необходимо делать, что бы быть здоровым»

2.Анкетирование детей и родителей.

3.Выступление медсестры.

4.Выступление психолога школы .

5.Разработка памяток для родителей «Советы классного руководителя»

6.Презентации: 1.В здоровом теле здоровый дух

7.Мудрые высказывания о здоровье:

«Где здоровье - там и красота» (поговорка).

«Полезен русскому здоровью наш укрепительный мороз» (А.С. Пушкин).

«Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут» (пословица).

«Мы наказываемся нашими плохими привычками, мы вознаграждаемся хорошими» (Поль Брэгг).

8.Украшение зала: книги о здоровье, витражи с высказываниями о важности воспитания детей и подростков, газета о здоровье детей «Заповеди здоровья»

I. Организационный момент. Формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению здоровья своих детей.

Здравствуйте, уважаемые родители, дорогие наши помощники и единомышленники. Как же мы рады видеть всех вас. Какие бы проблемы в нашей работе не возникали, мы всегда можем их решить только вместе, только сообща. И сегодня перед нами проблема государственной важности. Проблема сохранения здоровья наших детей, а значит здоровья нации. И поэтому тема нашего собрания: «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка» Сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей - самом ценном достоянии человека, мы попробуем разработать рецепт здоровья для наших детей и нас с вами. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение: здоровье - это состояние человека, которому свойственно те только отсутствие болезней или физических недугов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Цель нашей работы сегодня: Понять и принять идею, что Здоровье - самое ценное достояние человека, найти пути воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, сохранении физического, психического и душевного здоровья.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.

Секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни:

  • поддержание физического здоровья,

  • отсутствие вредных привычек,

  • правильное питание,

  • альтруистическое отношение к людям,

  • радостное ощущение своего существования в этом мире.

Результатом здорового образа жизни подростков является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: "В здоровом теле - здоровый дух".

Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.

Здоровый образ жизни - это радость для больших и маленьких, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:

  • создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь, сделать приятное друг другу,

  • тесная искренняя дружба детей, родителей, педагогов. Общение - великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их,

  • повышенное внимание к состоянию здоровья детей.

Здоровый образ жизни - залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем. Да, настало время, когда каждый должен не только думать о своем здоровье, но и действовать, так как к здоровому образу жизни, счастью, долголетию дорогу ты выбираешь сам! Дорога жизни бывает трудна. Хотелось бы, чтобы на вашем жизненном пути и на пути ваших детей никогда не встречались губительные дорожные знаки: "СПИД", "Алкоголь", "Наркотики", "Никотин" и др.Подрастают дети. Из маленьких и беспомощных они превращаются в подростков. Растут дети, серьезнее становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Главной ценностью является здоровье, и наша, и ваша задача, помочь им сохранить этот дар природы. Подростковый возраст - это возраст самоутверждения и основной задачей педагога, работающего с подростком, становится - помочь понять, какие ценности главные в жизни. Дети пытаются самоутвердиться, занять свое место в этом мире, в семье, в школе, в классном коллективе и на улице. Задачей школы и родителей является - объяснить подростку, что красота (а ведь каждый из них хочет быть красивым и любимым) - это красота физическая, духовная, это здоровье. К нашему большому сожалению, медицинские обследования детей, ежегодно проводимые в школе, выявляют все больше и больше заболеваний у подростков. Наши дети, еще только начинающие жить, зачастую уже имеют целый "букет" достаточно серьезных хронических заболеваний. По исследованиям ученых здоровье человека на 50% - его образ жизни, на 20% - наследственность, еще 20 % - окружающая среда и только 10% - здравоохранение.

Семья - это фундамент, на котором ребенок строит если не целиком свое понимание мира, то, по крайней мере, алгоритм решения стоящих перед ним проблем. Причем этот алгоритм может быть как полезным для здоровья, так и губительным. Общеизвестно, что большую часть жизни человек проводит в семье.

Еще в детстве формируется образ жизни ребенка под воздействием образа жизни его родителей и знакомых. Образ жизни каждого члена семьи связан общими особенностями и в значительной мере зависит от особенностей образа жизни каждого из них. Семейные отношения - по существу полигон для примерки и отработки человеческих отношений, именно семья дает универсальный опыт человеческого общения, если конечно к этому опыту относиться осознанно и ответственно. Общая крыша, общая фамилия, родственная близость без духовной близости ничто! Творить себя и другого человека по законам добра, красоты и совести это особый вид творчества. Духовное богатство творца проявляется в естественной потребности видеться друг с другом, общаться, интересоваться всем, что происходит в жизни каждого члена семьи. Внутреннее чувство есть родные, готовые тебя понять, посочувствовать, разделить с тобой радость и горе. Семьи способные преодолеть невзгоды и именуются благополучными. Семья и личность неотделимы. Выявить в самом себе и в каждом члене семьи все самое лучшее, развить и отдать на общее благо - самое главное назначение семьи! Добрые примеры всех членов семьи, их духовная связь определяют «Семь-Я». Из множества неповторимых судеб извлечь и осмыслить некоторые закономерности, ведущие к беде или к успеху. Человеческие отношения - огромная - огромная область знаний, рассыпанных по разным дисциплинам. Возможно, когда ни будь эти знания под общей «крышей» науки Человековедения. Образ жизни в семье - это зависимая от социально-экономических условий сложившаяся система видов жизнедеятельности и отношений родителей, детей и других родственников, проявляющаяся в виде социальной, трудовой, физической и репродуктивной активности. Недооценка условий и образа жизни семьи, определяющих здоровье каждого человека, каждого школьника ведет к социальной дезадаптации и психологической неустойчивости, это является фактором риска скрытого развития болезней. Семья - это малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами. В определении именно отношения получили пальму первенства, а хозяйство ушло на второй план. Сердечное и духовное богатство определяет благополучие семьи. Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье, поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для образования вне семейных отношений и связей. Нарушение семейных взаимоотношений могут стать причиной физических и психических жалоб. Для семьи дети - главная ценность. Главное достоинство семьи, как и личности, преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к гармоническому слиянию желаний всех членов. Их возможностей и долга. Когда тебя понимают, сочувствуют, готовы разделить с тобой беду и удачу, поддержать тебя в лучших стремлениях, ты нужен, необходим другим людям, однако, для того чтобы достичь такого соучастия, нужно понимать самого себя. «Познай самого себя, и ты познаешь мир» говорят мудрецы всех времен и народов. Спросить себя: кто я такой? Личность - это отношение к самому себе, к другим людям, ко всему окружающему нас миру, отношение, выраженное в поступках, в деятельности. Личность не имеет ограничений в возрасте. Личность - это Выбор и Преодоление. Выбор как осознание своего назначения. И преодоление - это характер, воля в реализации выбора. Человек имеет фундаментальный механизм социально-позитивного существования в виде тех «лучей»: потребность (хочу), способность (умею) и решимость (буду). Два луча - потребность и решимость - у ребенка есть всегда. А вот третий луч - это и есть место помощи педагога, родителей. У ребенка есть потребность, есть решимость, но нет умения и способности. Образование нельзя дать, его можно взять. Ценой больших усилий воли, умения и желания трудиться. Многогранность личности ребенка, разносторонность его оценок проявляется в первую очередь в семье. Нацеленность личности не на успех, не на предмет, а именно на саморазвитие и самосовершенствование оказывается самой плодотворной. Для прогресса необходим самоконтроль и самоанализ. Что сделал ребенок - получилось, не получилось - оцени. Привычка анализировать, первое условие мудрости, чтобы преодолеть суету и стандарт повседневности. Постижение человеком самого себя, регулирования собственного поведения с того момента, когда задаются себе три вопроса: что я хочу? Что я могу? Что я должен? По мнению мудрецов, человека можно считать счастливым и гармоничным, если он хочет то, что может, а может то, что должен. Согласованность между желаниями, возможностями и обязанностями - приближение к гармоничному и счастливому бытию. Закон «трех лучей» - объективный закон фундаментальный в своей практике. Нас окружает много детей желающих, но не умеющих; или же есть решимость что-то делать, но нет потребности именно в том, что требуется. Родителям надо с этим работать, знать, какой из этих элементов отсутствует, надо конкретно знать и уметь сформировать каждый луч треугольника в конкретном деле. Ум есть свойство, данное человеку от природы, поэтому не нужно заботиться о его развитии. Надо беспокоиться о другом: помочь человеку обнаружить в себе образ ума, а не ум. Ум будет развиваться только в том направлении, в каком будет развиваться сам человек .Сломав старую государственную машину и старый семейный уклад, древнейшее человеческое устройство становление новых правил, законов, обычаев - дело сложное и не скорое. По сути, мы все участники небывалого социального эксперимента. А настолько он труден, можно судить по тому, что даже юридически, т.е. в основном имущественно-правовые, нормы семейных отношений менялись четырежды! И это на протяжении жизни одного поколения. Традиционная семья с четкими распределением ролей, а «лидер» тот, кто больше берет на себя ответственности за дом и домочадцев. Знание основ самых тесных, сердечных, дружеских, отношений в семье, снижает конфликтность, облегчает возможность взаимного понимания и сотрудничества. Творить себя и другого человека по законам добра, красоты и совести - высочайшее из искусств. Как и в любом виде творчества, здесь многое зависит от неповторимой сути самого творца. Семья - непреходящая ценность государства. Общество должно встряхнуться, оглянуться и переосмыслить свои позиции, соотнести Слово и Дело. Общество должно создавать то, что хочет и должен человек, что служит его совершенствованию. Образ жизни - вот что по настоящему образовывает человека, формирует его чувства, отношения, поведение. Чтобы стать, счастливым надо очистить собственный дом от всяческой скверны, научиться жить по законам справедливости, добра, здоровья и красоты. Именно эти заповеди становятся смыслом и содержанием жизни семьи. Семья новой формации является подлинной исследовательской лабораторией, своеобразный самодеятельный коллектив, в которой каждый творец, и исполнитель, и критик, и контролер в одном лице. Важнейшее условие для счастья семьи саморазвитие и самовоспитание личности.

Выступление психолога: «Здоровый образ жизни семьи».

Ребенок, посещающий школьное учреждение, испытывает влияние двух комплексов микросоциальной среды, создаваемой в семье и в школьном учреждении. Эти две различные формы обеспечения условий для развития ребенка нельзя считать идентичными и противопоставлять друг другу. Каждая микросоциальная среда имеет как положительное, так и отрицательные возможности для воздействия на ребенка, чтобы обеспечить его полноценное развитие и хорошее состояние здоровья. Основными положительными факторами семейной микросоциальной среды являются многообразие предметов и явлений, окружающих ребенка, постоянное положительное эмоциональное общение его с взрослым, внимание и индивидуальным его особенностям. Однако семья может оказывать и отрицательные воздействия. Скажем, когда в семье единственный ребенок, при неправильном воспитании у него может формироваться эгоцентризм - неспособность контактировать со сверстниками, более медленное формирование жизненно важных навыков (как самообслуживания и др.). Это отражается на развитии и состоянии его здоровья, задержка в приобщении к социальной жизни, закрепление вредных привычек, избыточная информация. Все эти отрицательные качества могут сформировать у ребенка в семье нездоровый климат. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни - это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку; это и правильно организованное рациональное питание, и использование движений, физических упражнений на воздухе, и достаточная трудовая активность, и конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению. Остановимся на этих вопросах более подробно, так как пристрастие к алкоголю и курению может нанести вред ребенку еще до его рождения. У женщин, продолжающих курить и во время беременности, значительно чаще бывают выкидыши, рождаются мертвые дети или они погибают в первые дни и месяцы жизни. Известны случаи, когда ребенок, родившийся у курящей женщины, отстает в физическом, да и в умственном развитии нормальными. Надо помнить, что вред табачного дыма для детей, беременных женщин чрезвычайно велик. Установлено, что взрослый некурящий человек, находясь в накуренном помещении только в течение часа, получает дозу табачного яда, равную четырем выкуренным сигаретам. Значит, на ребенка эта доза действует значительно сильнее. Исследованиями установлено также, что даже однократное употребление спиртных напитков пагубно действует на половую клетку. Зачатие в момент, когда хотя бы один из родителей был в состоянии опьянения, может привести к рождению неполноценного ребенка. Такие дети часто отстают в развитии, страдают различными нервно-психическими заболеваниями. Это объясняется тем, что алкоголь, как и никотин, легко проникает через плацентарный барьер и попадает в кровеносную систему плода, поражая, прежде всего развивающуюся нервную систему. Наиболее чувствителен зародыш к действию алкоголя в первые недели или в первые дни своего развития, когда еще не образовалась плацента. Плод не имеет своего самостоятельного кровообращения и питается непосредственно из кровяного русла матери, так что концентрация алкоголя в крови матери соответствует концентрации его в крови плода.Пагубно сказывается на потомстве пьянство не только матери, но в такой же степени и отца. Алкоголизм не передается по наследству, но врожденная неполноценность нервной системы у детей, рожденных алкоголиками, создает предпосылки как для нервно-психической неполноценности, так и для предрасположенности к пьянству. Употребление спиртных напитков, содержащих 50-100 и более граммов алкоголя, вызывает у взрослого человека выраженное состояние опьянения, при котором нарушается нормальная деятельность мозга. Чрезвычайно чувствительны к действию алкоголя грудные дети. Известны случаи смертельных отравлений алкоголем грудных детей после того, как мать, употреблявшая спиртные напитки, кормила ребенка грудью. Эмоциональный климат семьи имеет очень большое значение для ребенка. Установлено, что дети в разведенных семьях часто развеваются хуже, чем дети у матери-одиночки. Это во многом объясняется нервозностью обстановки: в этот период взрослые не уделяют детям достаточного внимания, поэтому условия их развития ухудшаются. Для более старших ребят такая обстановка в семье является крайне тяжелой. Ведь дети горячо любят и отца, и мать. Понятно, как тяжело переживает такой ребенок ссоры между родителями.Весь быт и уклад семьи имеет большое значение для нормального развития ребенка. Отрицательно действуют на нервную систему и на личность детей разногласия в подходе к ним взрослых, например, отец слишком строг, а мать слишком мягка или когда родители проводят одну линию в воспитании, а бабушка другую и т.д. Неровный подход к детям часто наблюдается в тех семьях, где взрослые сами не всегда управляют своим поведением: легко взрываются, начинают кричать друг на друга и на детей, тут же начинают ласкать ребенка, стремятся его задобрить. Отрицательно сказывается на формировании личности ребенка не только заласкивание, но и излишняя строгость, постоянные запреты в удовлетворении законных его желаний и потребностей. Ребенок достаточно рано начинает выделять себя как личность; доброжелательное, внимательное и уважительное к нему отношение взрослых помогает ему утвердиться как личности. Хорошо, когда родители отдыхают вместе с детьми, ходят в парк, в лес, на каток, на лыжах. Когда ребенок подрастает, можно брать его с собой и в туристические походы. Вовлечение ребенка в трудовую деятельность семьи, предоставление ему с раннего детства возможности оказывать взрослым посильную помощь, помогает формировать у него потребность трудиться.

Выступление медсестры: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди - огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река - это образ жизни, и наша общая задача - научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья.
Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в
семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки, от которых избавиться бывает очень трудно.
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
- уменьшение заболеваемости;
- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
- снижение уровня тревожности и агрессивности.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья.
Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером. Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья совестно со школой должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение роль в жизнедеятельности организма человека

- умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
- знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- знание основных правил рационального питания с учетом возраста;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
- знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;
- знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни;
- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни.
Формирование ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Родители должны развивать интерес ребенка к профессиональной и бытовой деятельности членов своей семьи, формировать понимание их социальной значимости. Воспитывать в ребенке доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, положительную самооценку, оптимистическое отношение к жизни, умение выражать свои чувства, способность верить в собственные силы и доверять миру. Развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, умение понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе.
Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению

Пути решения таковы:

- постоянная связь родителей со школой, а именно с учителем физкультуры, классным руководителем, чтобы знать о проблемах или успехах своего ребенка. Для этого не надо постоянно ходить в школу, можно общаться с помощью телефона, а еще лучше используя видеосвязь «скайп»;

- совместное участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых школой в качестве участников, помощников организаторам, судьям;

- совместное посещение спортивных соревнований, проводимых в ДВВС «Руза», на городском стадионе.

Выступление учителя физкультуры: Физическая культура - залог здорового образа жизни

Современный человек не может считать себя образованным, не освоив культуру здоровья, которая, прежде всего учит жить, не вредя своему организму. Здоровье каждого из нас это не только личное благо, но и необходимое условие роста благ основания и экономического могущества нашей страны. Задача сегодняшнего дня - воспитать у каждого потребность быть здоровым, освоить навыки здорового образа жизни, с детства закладывать основы правильного физического развития. Здоровье, красота, бодрость - извечная и самая постоянная, самая актуальная мечта человечества. Человеку всегда хотелось продлить свое физическое и активное творческое долголетие, радость бытья, сохранить силу молодости. Процесс старения естественно, и остановить его невозможно, но в силах человека поставить барьер преждевременному старению, максимально отодвинув его. «Здоровье - всему голова», гласит народная мудрость обычно оно, сочетается с прекрасным ощущением радости жизни, активной деятельностью в труде и в быту. Красота - это своего рода талант, с зачатками которого человек родился и который, как всякий талант, для сохранения и наиболее полного расцвета нуждается в развитии и совершенствовании! Привычка заниматься физическими упражнениями в течении дня должна стать вашей потребностью, такой же, как умываться, чистить зубы, причесываться и просто дышать. В школе постоянно идет информация о здоровом образа жизни, предупреждению заболеваний и укрепления здоровья.

Физическая культура - важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха, досуга, восстановлении и развитии телесных и духовных сил. Культура ЗОЖ человека, как важнейшая часть человеческой культуры является одной из основных и самых непосредственных форм освоения человеком внешней и внутренней природы, способ создания полной гармонии своего существования в самом широком смысле. Физическая культура - первый, самый естественный мостик, соединяющий в единое целое социальное и биологическое в человеке. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье - это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических аспектов. Благополучие касается аспектов жизни человека необходимо гармоничное сочетание социального, физического, психологического, интеллектуального, карьеристского, эмоционального и духовного элементов в жизни. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если стремиться к здоровью и благополучию.

Признаками социального здоровья являются: 1) устойчивость к действию социальных факторов, 2) показатели роста и развития в пределах социальной среднестатической нормы, 3) функциональное состояние организма в пределах социальной среднестатистической нормы, 4) наличие резервных возможностей организма, 5) отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития, 6) высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок на любые отрицательные социальные факторы.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно позитивного ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек должен сам совершенствоваться. Для каждого же действия нужен мотив, осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения потребности человека. Совокупность мотивов - мотивация, в большей степени определяющая modus vivendi - образ жизни. Постоянные занятия, тренировки, инициатива на уроках физической культуры, индивидуальные занятия дома, в секциях. Очень часто говорим о текущих, прошедших соревнованиях, как в школе, так и в районе, в республике, в мире. На примерах великих спортсменов рассказываются, как достаются им их достижения и медали. Очень важно настроить себя и организм к любой работе, а без физической нагрузки и здорового образа жизни это невозможно. Только вы сможете сделать свою жизнь полноценной, но для этого потребуется усилие воли.Великий русский физиолог И.П. Павлов писал: «Человек - высший продукт земной природы. Человек - сложнейшая, точнейшая саморегулирующая система. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным».Формирование здорового образа жизни возведено в ранг национальной политики, это один из приоритетных направлений развития государства.

В наш век скоростей, повсеместной компьютеризации, научно-технического прогресса мы мало времени уделяем своему здоровью. Известно, что здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.

Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье, поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для создания внесемейных отношений и связей. Для семьи дети - главная ценность. Научить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение детей к своему здоровью обязаны прежде всего родители.
Образ жизни в семье - это зависимая от социально-экономических условий сложившаяся система видов жизнедеятельности и отношений родителей, детей и других родственников, проявляющаяся в виде социальной, трудовой, физической и репродуктивной активности. Недооценка условий и образа жизни семьи, определяющих здоровье каждого человека, каждого школьника ведет к социальной дезадаптации и психологической неустойчивости, это является фактором риска скрытого развития болезней.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 30-35 % детей, поступающих в первые классы, имеют хронические заболевания и значительные отклонения в состоянии здоровья. По статистическим данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации более 80 % выпускников общеобразовательных школ имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Всё более широкое распространение получают не только сердечно-сосудистые, но и заболевания органов зрения, опорно-двигательного аппарата. Неблагополучное состояние здоровья детей, наблюдающееся в последние десятилетия в Российской Федерации, вызывает серьёзные опасения специалистов, поскольку здоровье подрастающего поколения является национальной безопасностью нашей страны. Ухудшение здоровья детей связано не только с проблемами экономики, экологии, но и отсутствием должной воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы семьи, направленной на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.

К факторам риска, ухудшающим здоровье детей и подростков, относятся: вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя); некачественное, нерегулярное и несбалансированное питание; неупорядоченный режим дня; учебная перегрузка и гиподинамия; нерациональное чередование разных видов деятельности (учебной, игровой и трудовой) в режиме дня. В результате упомянутых выше причин здоровье современных школьников находится не на должном уровне. У большинства населения нашей страны, в том числе и у детей школьного возраста, недостаточно сформировано положительное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, слабо привиты навыки ведения здорового образа жизни. Основы физического и психического здоровья ребенка и первоначальные навыки ведения здорового образа жизни формируются в детские и юношеские годы. Поэтому учить здоровому образу жизни и воспитать сознательное, ответственное отношение к здоровью и здоровому образу жизни необходимо начинать в детском возрасте. Это возможно путем активного участия самих родителей. Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей. Мощным источником формирования здорового образа жизни детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. Для вовлечения детей в занятия физической культурой используются разнообразные приемы. Одним из путей сохранения здоровья является здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек: курения, употребления спиртных напитков и т.д.
Употребление школьниками спиртных напитков - вещь, к сожалению, очень распространенная. Социологические опросы показывают, что среди первоклассников больше половины знакомы со вкусом вина и пива, и чаще всего это происходит с ведома и согласия родителей: «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывается ребенок. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Необходимо донести родителям значение ежедневного воспитания своего ребенка, обучения искусству укрепления здоровья. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути. Только в полноценной семье, где отец, мать и ребенок живут в гармонии с собой и ведут здоровый образ жизни возможно правильно воспитать основные морально-духовные и физические установки ребенка. Учеными доказано, что воспитание сильнее наследственности. Значительную роль в формировании здоровья детей играет материальное положение семьи, которое оказывает опосредованное воздействие. Хотя высокие доходы не являются автоматически залогом хорошего здоровья, но они позволяют обеспечить определенный набор материальных благ, способствующих сохранению и укреплению потенциала здоровья. Низкий уровень доходов обусловливает невысокую покупательную способность семьи, что сказывается на качестве питания детей, возможностях приобретения для них лекарств и витаминов, оздоровления в санаторно-курортных условиях и т. д. Если большая часть дохода используется только на приобретение минимально необходимого набора продуктов и самые неотложные платежи, то семья не в состоянии удовлетворить другие свои потребности (социальные, медицинские, образовательные, культурные, рекреационные).

Ребенок должен находиться под должным контролем родителей. Надо учить его с детства преодолевать трудности, ставить перед собой положительные цели и добиваться их осуществления. Не делайте из ребенка кумира. Хвалите за хорошее, но и недостатки замечайте и реагируйте на них. Безоговорочное выполнение всех желаний может привести и к желанию все иметь и все испробовать, в том числе и курение и алкоголь. Мелочный контроль, чрезмерная суровость по отношению к ребенку, наказания даже за незначительные проступки делают ребенка запитым, подчиняющимся указаниям других. Внутреннее напряжение, угнетенность и подавленность могут привести к тому, что он найдет себе разрядку во вредны привычках и отрицательном образе жизни. Подводя итоги, следует отметить, что семья играет важную роль в формировании здоровья детей. Особенно важными в этом плане являются социально-экономические характеристики семьи - ее состав и доходы, питание ребенка, образование родителей. Для повышения уровня детского здоровья, в связи с выявленными неблагоприятными факторами, целесообразно сосредоточить усилия на таких направлениях, как повышение эффективности государственной семейной политики в сфере создания условий для снижения доли неполных семей; увеличение доходов семей с детьми, повышение социально-гигиенической грамотности и медицинской активности родителей.





© 2010-2022