Программа внеурочной деятельности духовно-патриотического воспитания

Важнейшей целью гимназии и одной из приоритетных её задач является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Достижение указанной цели отражает основные направления развития личности. В рамках данной концепции современный образованный гимназист, которого  стремиться воспитать и обучить образовательное учреждение МБОУ «Гимназия №6», определяется как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Гимназия №6»

______________А.В. Долгова

Приказ № __ от ______2006_г___







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6»



Программа

внеурочной деятельности в МБОУ «Гимназия №6»

на 2005-2015 гг

«Душа обязана трудиться…»



Программа разработана творческой группой

в составе:

Д.А. Жибцова, заместитель директора по НМР,

Е.К. Цацаниди, учитель русского языка

и литературы высшей категории;

Е.В. Шпичак, учитель истории высшей категории.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные принципы и направления организации внеурочной деятельности образовательного учреждения представлены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», которая стала одной из основ создания Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В рамках данной концепции современный образованный гимназист, которого стремиться воспитать и обучить образовательное учреждение МБОУ «Гимназия №6», определяется как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Важнейшей целью гимназии и одной из приоритетных её задач является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Достижение указанной цели отражает основные направления развития личности, к которым относятся следующие.

Личностная культура, т.е.:

  • готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально- ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки - «становиться лучше»;

  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

  • осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

Семейная культура - т.е.:

  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная культура - т.е.:

• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

• вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

• адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;

• готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

• способность к сознательному личностному, профессиональному,

Личностные результаты освоения учащимися образовательной программы. Духовно-нравственное воспитание школьников гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;

• забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

В рамках этой программы раскрываются и базовые национальные ценности, формирование которых является приоритетным направлением современной системы воспитания в гимназии. К ним относятся:

• патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

•социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

• семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

• наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

• традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

• природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Для формирования указанных базовых ценностей педагоги, учащиеся и родители МБОУ «Гимназия №6» обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин (обладая конкретным содержанием, каждая учебная дисциплина включает в себя как познавательный, так и воспитательный аспект);

• произведений литературы и искусства для детей и юношества;

• периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

• традиционных российских религий;

• фольклора народов России;

• истории своей семьи, рода;

• жизненного опыта своих родителей и прародителей;

• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

Базовые национальные ценности положенные в основу целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

Базовые национальные ценности и соответствующая им система воспитательных задач отражены в содержании:

• учебных предметов;

• внеурочных воспитательных мероприятий (праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д.), а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования;

• мероприятий внешкольной деятельности (экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес мероприятия, полезные дела и т.д.).

Одной из важнейших составляющих данной программы внеурочной деятельности является система ценностей современного образованного человека , которая подразумевает уважительное отношение к другим людям, независимо от их национальной принадлежности, внешности, от уровня материального и социального положения, толерантность .

Программа состоит из 3-х модулей: I Модуль .Организация деятельности музея МБОУ «Гимназия №6»; II Модуль. Организация коллективного творческого дела по созданию «Книги…»; III Модуль. Организация общегимназических традиционных вариационно-динамичных мероприятий.

Каждый из модулей охватывает учащихся гимназии по классам и параллелям и вовлекает учащихся в различные виды деятельности.









СОДЕРЖАНИЕ



I Модуль . Организация деятельности музея МБОУ

«Гимназия №6»

II Модуль. Организация коллективного творческого дела

по созданию «Книги…»

III Модуль. Организация общегимназических традиционных вариационно-динамичных мероприятий.

ПРИЛОЖЕНИЕ

















I. МОДУЛЬ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ МБОУ «ГИМНАЗИЯ №6»

Музей МБОУ «Гимназия №6» является ведущей формой работы по патриотическому, гражданскому и общекультурному воспитанию учащихся. Интегрирующей целью является: формирование личности гражданина России в процессе учебной и внеурочной деятельности гимназии.

Деятельность музея основывается на актуализации, создании и пропаганде традиций школы, города среди учащихся.

Музей пополняет фонды путём организации походов и экспедиций гимназистов, налаживает переписку и личные контакты; проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения разных источников; изучает собранный материал и обеспечивает его учёт и хранение; осуществляет создание экспозиций; проводит экскурсии; оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе; принимает активное участие в поисковой деятельности.

В план работы музея включены экскурсии, беседы, диспуты, выставки и др. мероприятия, интересующие детей. Руководство музея организует для учащихся конкурсы, викторины, исследовательские проекты и другие виды деятельности. На базе музея проводятся классные часы, встречи, чтения.



№ п/п

Мероприятие

сроки

ответственные

1

Создание музея

(Приложение №9)

  • Классные часы на тему: «Музей-душа памяти народной»

  • Поисковая работа по направлениям экспозиций музея

  • Создание индивидуальных творческих работ по направлениям экспозиций музея

  • Интервирование членов семей, ветеранов войны, соседей и др.

  • Создание экспозиций

  • Публичное открытие музея (для учащихся, для родителей, освещение в средствах СМИ)

  • Участие музея в конкурса

.

В течение 2005-2006 года

Руководитель музея, классные руководители

1-11 классов, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов, совет музея.


  • Описание фонда музея

  • Продолжение поисковой работы

  • Создание Положения музея и программы деятельности музея

  • Избрание Совета музея

  • Работа по созданию новых экспозиций музея

  • Пополнение фондов за счёт поисково-исследовательской работы, переписки, личных контактов с ветеранами войны и труда, архивами, государственными учреждениями, жителями г. Прохладный.

  • Организация и проведение переписки

  • Организация и проведение поисковых экспедиций

  • Участие и проведение дней памяти павших, вахты памяти

  • Организация и проведение экскурсий для учащихся гимназии и детских садов

  • Организация встреч с ветеранами войны и труда, шефство над ними

  • Проведение уроков памяти и мужества

  • Участие в декаде общественных дисциплин

  • Организация и проведение этнографических мероприятий

  • Организация и проведение выездных экспозиций

  • Награждение активных членов поисковой деятельности и активных участников работы музея из числа учащихся. Родителей, ветеранов. Жителей города

  • Освещение в СМИ результатов работы музея

В течение 2006-2015 года

Руководитель музея, классные руководители 1-11 классов, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов, совет музея











II МОДУЛЬ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА ПО СОЗДАНИЮ «КНИГИ…»

№ п/п

Мероприятие

сроки

ответственные

1

Создание «Книги Памяти» (Приложение №10)

  • Классные часы на тему: «Участие моей семьи (моего рода) в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»

  • Поисковая работа о членах семей - участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»

  • Создание индивидуальных творческих работ об участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»

  • Создание макета книги

  • Издание книги

  • Публичная презентация книги (для учащихся, для родителей, на городских мероприятиях, в средствах СМИ)

  • Участие книги в Международном фестивале «Детство без границ» г. Москва

  • Торжественная церемония передачи экземпляров книги в музей и библиотеку МБОУ «Гимназия №6»

В течение 2005-2006 года

Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.

2

Создание книги «История моей семьи»

(Приложение №11)

  • Классные часы на тему: «История моей семьи (моего рода)

  • Поисковая работа о членах семей

  • Создание индивидуальных творческих работ об истории семьи или рода

  • Создание макета книги

  • Издание книги

  • Публичная презентация книги (для учащихся, для родителей, на городских мероприятиях, в средствах СМИ)

  • Участие книги в Международном фестивале «Детство без границ» г. Москва

Торжественная церемония передачи экземпляров книги в музей и библиотеку МБОУ «Гимназия №6»

В течение 2008-2009 года

Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.

3

Создание книги «Дети и мир»

  • Классные часы на тему: «Быть патриотом»

  • Создание индивидуальных творческих работ о малой родине

  • Создание макета книги

  • Издание книги

  • Публичная презентация книги (для учащихся, для родителей, на городских мероприятиях, в средствах СМИ)

  • Участие книги в городском и республиканском конкурсах «Пробуем перо»

  • Участие отдельных работ во Всероссийском конкурсе литературного творчества

  • Торжественная церемония передачи экземпляров книги в музей и библиотеку МБОУ «Гимназия №6»

В течение 2010-2011 года

Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.

4

Создание книги «Дети войны»

  • Классные часы на тему: «Участие моей семьи (моего рода) в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»

  • Поисковая работа о членах семей - участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»

  • Создание индивидуальных творческих работ об участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»

  • Создание макета книги

  • Издание книги

  • Публичная презентация книги (для учащихся, для родителей, на городских мероприятиях, в средствах СМИ)

  • Участие книги в Международном фестивале «Детство без границ» г. Москва

Торжественная церемония передачи экземпляров книги в музей и библиотеку МБОУ «Гимназия №6»

В течение 2014-2015 года

Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.

III МОДУЛЬ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕГИМНАЗИЧЕСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ВАРИАЦИОННО-ДИНАМИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.



п/п

Мероприятия

сроки

ответственные

1

«Смотр строя и песни» (Приложение №6)

  • Классные часы

  • Разработка Положения о «Смотре строя и песни»

  • Групповые и индивидуальные консультации по Положению с представителями воинской части и Советом ветеранов г. Прохладный

  • Выбор строевой песни классными коллективами

  • Цикл тренировок согласно рекомендациям

  • Разработка модели формы для каждого классного коллектива

  • Проведение мероприятия «Смотр строя и песни»

  • Торжественная церемония награждения победителей

май

Совет ветеранов Великой Отечественной войны г. Прохладный, представители воинской части,

Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.

2

«Фестиваль солдатской кухни»

(Приложение №3)

  • Классные часы

  • Разработка Положения о «Фестивале солдатской кухни»

  • Групповые и индивидуальные консультации по Положению с представителями воинской части и Советом ветеранов г. Прохладный

  • Выбор меню классными коллективами

  • Поисковая работа по сбору материала

  • Разработка оформления для каждого классного коллектива

  • Проведение мероприятия «Фестиваль солдатской кухни»

  • Торжественная церемония награждения победителей

Апрель-май

Совет ветеранов Великой Отечественной войны г. Прохладный, представители воинской части,

Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.

3

Конкурс инсценированной песни

(Приложение №7)

  • Классные часы

  • Разработка Положения о «Конкурсе…»

  • Проведение мероприятия «Конкурс инсценированной песни»

  • Торжественная церемония награждения победителей

Февраль-март

Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.

4

Конкурс «Я люблю тебя Россия»

(Приложение №4)

  • Классные часы

  • Разработка Положения о «Конкурсе…»

  • Проведение мероприятия «Я люблю тебя, Россия»

  • Торжественная церемония награждения победителей

март

Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.

5

Театр «Вдохновение» (Приложение №1)

  • Отбор литературного материала

  • Создание сценария по художественному произведению

  • Подбор актеров для спектакля

  • Изучение учащимися-актерами, их родителями литературного произведения и сценария

  • Репетиционный период

  • Создание костюмов и декораций

  • Генеральная репетиция спектакля

  • Премьера спектакля

  • Гастрольный период

  • Торжественная церемония награждения актеров и их родителей

  • Рецензирование и освещение в СМИ

В течение года

Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.

6

«Вахта Памяти»

(Приложение №12)

  • Классные часы

  • Групповые и индивидуальные консультации с представителями воинской части и Советом ветеранов г. Прохладный

  • Цикл тренировок согласно рекомендациям

  • Разработка модели формы для почетного караула

  • Проведение мероприятия «Вахта памяти»

май

Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.

7

Фестиваль «Дружба народов»

(Приложение № 5)

  • Классные часы

  • Разработка Положения о «Конкурсе…»

  • Проведение мероприятия фестиваль «Дружба народов»

Торжественная церемония награждения победителей


март

Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов

































© 2010-2022