- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа внеурочной деятельности духовно-патриотического воспитания
Программа внеурочной деятельности духовно-патриотического воспитания
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шпичак Е.В. |
Дата | 22.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Гимназия №6»
______________А.В. Долгова
Приказ № __ от ______2006_г___
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6»
Программа
внеурочной деятельности в МБОУ «Гимназия №6»
на 2005-2015 гг
«Душа обязана трудиться…»
Программа разработана творческой группой
в составе:
Д.А. Жибцова, заместитель директора по НМР,
Е.К. Цацаниди, учитель русского языка
и литературы высшей категории;
Е.В. Шпичак, учитель истории высшей категории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные принципы и направления организации внеурочной деятельности образовательного учреждения представлены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», которая стала одной из основ создания Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В рамках данной концепции современный образованный гимназист, которого стремиться воспитать и обучить образовательное учреждение МБОУ «Гимназия №6», определяется как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Важнейшей целью гимназии и одной из приоритетных её задач является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Достижение указанной цели отражает основные направления развития личности, к которым относятся следующие.
Личностная культура, т.е.:
-
готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально- ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки - «становиться лучше»;
-
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
-
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
-
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
-
осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
Семейная культура - т.е.:
-
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
-
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
-
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура - т.е.:
• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
• вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
• адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;
• готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
• способность к сознательному личностному, профессиональному,
Личностные результаты освоения учащимися образовательной программы. Духовно-нравственное воспитание школьников гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;
• забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.
В рамках этой программы раскрываются и базовые национальные ценности, формирование которых является приоритетным направлением современной системы воспитания в гимназии. К ним относятся:
• патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
•социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
• наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Для формирования указанных базовых ценностей педагоги, учащиеся и родители МБОУ «Гимназия №6» обращаются к содержанию:
• общеобразовательных дисциплин (обладая конкретным содержанием, каждая учебная дисциплина включает в себя как познавательный, так и воспитательный аспект);
• произведений литературы и искусства для детей и юношества;
• периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
• традиционных российских религий;
• фольклора народов России;
• истории своей семьи, рода;
• жизненного опыта своих родителей и прародителей;
• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
Базовые национальные ценности положенные в основу целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Базовые национальные ценности и соответствующая им система воспитательных задач отражены в содержании:
• учебных предметов;
• внеурочных воспитательных мероприятий (праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д.), а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования;
• мероприятий внешкольной деятельности (экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес мероприятия, полезные дела и т.д.).
Одной из важнейших составляющих данной программы внеурочной деятельности является система ценностей современного образованного человека , которая подразумевает уважительное отношение к другим людям, независимо от их национальной принадлежности, внешности, от уровня материального и социального положения, толерантность .
Программа состоит из 3-х модулей: I Модуль .Организация деятельности музея МБОУ «Гимназия №6»; II Модуль. Организация коллективного творческого дела по созданию «Книги…»; III Модуль. Организация общегимназических традиционных вариационно-динамичных мероприятий.
Каждый из модулей охватывает учащихся гимназии по классам и параллелям и вовлекает учащихся в различные виды деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
I Модуль . Организация деятельности музея МБОУ
«Гимназия №6»
II Модуль. Организация коллективного творческого дела
по созданию «Книги…»
III Модуль. Организация общегимназических традиционных вариационно-динамичных мероприятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. МОДУЛЬ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ МБОУ «ГИМНАЗИЯ №6»
Музей МБОУ «Гимназия №6» является ведущей формой работы по патриотическому, гражданскому и общекультурному воспитанию учащихся. Интегрирующей целью является: формирование личности гражданина России в процессе учебной и внеурочной деятельности гимназии.
Деятельность музея основывается на актуализации, создании и пропаганде традиций школы, города среди учащихся.
Музей пополняет фонды путём организации походов и экспедиций гимназистов, налаживает переписку и личные контакты; проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения разных источников; изучает собранный материал и обеспечивает его учёт и хранение; осуществляет создание экспозиций; проводит экскурсии; оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе; принимает активное участие в поисковой деятельности.
В план работы музея включены экскурсии, беседы, диспуты, выставки и др. мероприятия, интересующие детей. Руководство музея организует для учащихся конкурсы, викторины, исследовательские проекты и другие виды деятельности. На базе музея проводятся классные часы, встречи, чтения.
-
№ п/п
Мероприятие
сроки
ответственные
1
Создание музея
(Приложение №9)
-
Классные часы на тему: «Музей-душа памяти народной»
-
Поисковая работа по направлениям экспозиций музея
-
Создание индивидуальных творческих работ по направлениям экспозиций музея
-
Интервирование членов семей, ветеранов войны, соседей и др.
-
Создание экспозиций
-
Публичное открытие музея (для учащихся, для родителей, освещение в средствах СМИ)
-
Участие музея в конкурса
.
В течение 2005-2006 года
Руководитель музея, классные руководители
1-11 классов, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов, совет музея.
-
Описание фонда музея
-
Продолжение поисковой работы
-
Создание Положения музея и программы деятельности музея
-
Избрание Совета музея
-
Работа по созданию новых экспозиций музея
-
Пополнение фондов за счёт поисково-исследовательской работы, переписки, личных контактов с ветеранами войны и труда, архивами, государственными учреждениями, жителями г. Прохладный.
-
Организация и проведение переписки
-
Организация и проведение поисковых экспедиций
-
Участие и проведение дней памяти павших, вахты памяти
-
Организация и проведение экскурсий для учащихся гимназии и детских садов
-
Организация встреч с ветеранами войны и труда, шефство над ними
-
Проведение уроков памяти и мужества
-
Участие в декаде общественных дисциплин
-
Организация и проведение этнографических мероприятий
-
Организация и проведение выездных экспозиций
-
Награждение активных членов поисковой деятельности и активных участников работы музея из числа учащихся. Родителей, ветеранов. Жителей города
-
Освещение в СМИ результатов работы музея
В течение 2006-2015 года
Руководитель музея, классные руководители 1-11 классов, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов, совет музея
-
II МОДУЛЬ
ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА ПО СОЗДАНИЮ «КНИГИ…»
-
№ п/п
Мероприятие
сроки
ответственные
1
Создание «Книги Памяти» (Приложение №10)
-
Классные часы на тему: «Участие моей семьи (моего рода) в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»
-
Поисковая работа о членах семей - участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»
-
Создание индивидуальных творческих работ об участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»
-
Создание макета книги
-
Издание книги
-
Публичная презентация книги (для учащихся, для родителей, на городских мероприятиях, в средствах СМИ)
-
Участие книги в Международном фестивале «Детство без границ» г. Москва
-
Торжественная церемония передачи экземпляров книги в музей и библиотеку МБОУ «Гимназия №6»
В течение 2005-2006 года
Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.
2
Создание книги «История моей семьи»
(Приложение №11)
-
Классные часы на тему: «История моей семьи (моего рода)
-
Поисковая работа о членах семей
-
Создание индивидуальных творческих работ об истории семьи или рода
-
Создание макета книги
-
Издание книги
-
Публичная презентация книги (для учащихся, для родителей, на городских мероприятиях, в средствах СМИ)
-
Участие книги в Международном фестивале «Детство без границ» г. Москва
Торжественная церемония передачи экземпляров книги в музей и библиотеку МБОУ «Гимназия №6»
В течение 2008-2009 года
Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.
3
Создание книги «Дети и мир»
-
Классные часы на тему: «Быть патриотом»
-
Создание индивидуальных творческих работ о малой родине
-
Создание макета книги
-
Издание книги
-
Публичная презентация книги (для учащихся, для родителей, на городских мероприятиях, в средствах СМИ)
-
Участие книги в городском и республиканском конкурсах «Пробуем перо»
-
Участие отдельных работ во Всероссийском конкурсе литературного творчества
-
Торжественная церемония передачи экземпляров книги в музей и библиотеку МБОУ «Гимназия №6»
В течение 2010-2011 года
Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.
4
Создание книги «Дети войны»
-
Классные часы на тему: «Участие моей семьи (моего рода) в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»
-
Поисковая работа о членах семей - участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»
-
Создание индивидуальных творческих работ об участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»
-
Создание макета книги
-
Издание книги
-
Публичная презентация книги (для учащихся, для родителей, на городских мероприятиях, в средствах СМИ)
-
Участие книги в Международном фестивале «Детство без границ» г. Москва
Торжественная церемония передачи экземпляров книги в музей и библиотеку МБОУ «Гимназия №6»
В течение 2014-2015 года
Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.
-
III МОДУЛЬ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕГИМНАЗИЧЕСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ВАРИАЦИОННО-ДИНАМИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
№
п/п
Мероприятия
сроки
ответственные
1
«Смотр строя и песни» (Приложение №6)
-
Классные часы
-
Разработка Положения о «Смотре строя и песни»
-
Групповые и индивидуальные консультации по Положению с представителями воинской части и Советом ветеранов г. Прохладный
-
Выбор строевой песни классными коллективами
-
Цикл тренировок согласно рекомендациям
-
Разработка модели формы для каждого классного коллектива
-
Проведение мероприятия «Смотр строя и песни»
-
Торжественная церемония награждения победителей
май
Совет ветеранов Великой Отечественной войны г. Прохладный, представители воинской части,
Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.
2
«Фестиваль солдатской кухни»
(Приложение №3)
-
Классные часы
-
Разработка Положения о «Фестивале солдатской кухни»
-
Групповые и индивидуальные консультации по Положению с представителями воинской части и Советом ветеранов г. Прохладный
-
Выбор меню классными коллективами
-
Поисковая работа по сбору материала
-
Разработка оформления для каждого классного коллектива
-
Проведение мероприятия «Фестиваль солдатской кухни»
-
Торжественная церемония награждения победителей
Апрель-май
Совет ветеранов Великой Отечественной войны г. Прохладный, представители воинской части,
Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.
3
Конкурс инсценированной песни
(Приложение №7)
-
Классные часы
-
Разработка Положения о «Конкурсе…»
-
Проведение мероприятия «Конкурс инсценированной песни»
-
Торжественная церемония награждения победителей
Февраль-март
Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.
4
Конкурс «Я люблю тебя Россия»
(Приложение №4)
-
Классные часы
-
Разработка Положения о «Конкурсе…»
-
Проведение мероприятия «Я люблю тебя, Россия»
-
Торжественная церемония награждения победителей
март
Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.
5
Театр «Вдохновение» (Приложение №1)
-
Отбор литературного материала
-
Создание сценария по художественному произведению
-
Подбор актеров для спектакля
-
Изучение учащимися-актерами, их родителями литературного произведения и сценария
-
Репетиционный период
-
Создание костюмов и декораций
-
Генеральная репетиция спектакля
-
Премьера спектакля
-
Гастрольный период
-
Торжественная церемония награждения актеров и их родителей
-
Рецензирование и освещение в СМИ
В течение года
Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.
6
«Вахта Памяти»
(Приложение №12)
-
Классные часы
-
Групповые и индивидуальные консультации с представителями воинской части и Советом ветеранов г. Прохладный
-
Цикл тренировок согласно рекомендациям
-
Разработка модели формы для почетного караула
-
Проведение мероприятия «Вахта памяти»
май
Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов.
7
Фестиваль «Дружба народов»
(Приложение № 5)
-
Классные часы
-
Разработка Положения о «Конкурсе…»
-
Проведение мероприятия фестиваль «Дружба народов»
Торжественная церемония награждения победителей
март
Руководитель МО классных руководителей 5-11 классов, классные руководители, родительские комитеты классов, совет самоуправления гимназии, советы самоуправления классов