Урок мужества в творчестве ленинградской поэтессы Ольги Берггольц (к 105-летию со дня рождения)

Урок мужества посвящен  творчеству ленинградской поэтессы Ольги Берггольц(к 105-летию со дня рождения) в период Великой Отечественной войны. Именно,  стихи, написанные в  этот период,  Ольга Берггольц назвала  "Ленинградской поэмой". Тема урока мужества актуальна.  В нем рассказывается о переживаниях поэтессы, которые нашли отражение в ее творчестве Эти стихи близки народу, так как поэтесса сама пережила все ужасы, находясь в блокадном Ленинграде. Поэтому стихи затрагивают душу каждого человека....
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Военная тема в творчестве ленинградской поэтессы Ольги Берггольц. (105 - летие со дня рождения О.Б.)

Урок мужества.

Гаснет свет. На экране фото Ольги Берггольц.

Уч - ся:

- Имя советской поэтессы Ольги Берггольц неразрывно связано с блокадным Ленинградом. Именно в те страшные жуткие годы ее голос звучал из радиорубок. Она как будто разговаривала через свои стихи со всем миром о той страшной трагедии, которую он переживал. Ее готовность пойти на все ради спасения этого мира брала за живое.

(слайды военных лет).

Уч - ся:

- Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе Россия,

От имени российских матерей.

( фото?).

Уч - ся:

Ольга Федоровна Берггольц была не просто поэтом, она была голосом блокадного Ленинграда, пеленгом его мужества, верой в Победу, живущей в глубине душ, измотанных голодом и бомбежками ленинградцев.

Уч -ся:

- Я никогда героем не была,

Ни жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

Я не геройствовала, а жила.

(Гаснет свет. В центре сцены три фигуры образуют треугольник и освещаются прожектором).

Солдат:

«Милая Наташа,

Прочти и всей родне скажи:

Спасибо вам за ласку вашу,

За вашу правильную жизнь.

Но я прошу, Наташа, очень:

Ты не пиши, как прошлый раз,

Мол, пожалей себя для дочки,

Побереги себя для нас»…

Мне стыдно речи эти слушать!

Прости, любимая, пойми,

Что Ленинград ожег мне душу

Своими бедными детьми.

Я в Ленинграде, правда, не был,

Но знаю - говорят бойцы:

Там дети плачут, просят хлеба,

А хлеба нет… А мы отцы…

И я, как волка, караулю

Фашиста - сутками в снегу,

Уйти? А вспомню про детей -

Зубами скрипну - и останусь.

«Нет, - говорю, -позорный гад

Палач детей! Я здесь, я слышу.

На, получай еще заряд

За ленинградских ребятишек…

Нельзя дышать, нельзя, жена,

Когда дитя за хлебом плачет…

Да ты не бойся за меня.

А как я жить могу иначе?» (отворачивается)

(Слайды Ладога, машины).

Уч -ся:

- Казалось, что конец земли

Но сквозь остывшую планету.

На Ленинград машины шли:

Он жив еще. Он рядом где -то…

Уч -ся :

- И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

(Поворачивается шофер).

Шофер:

Ну, так и есть - мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта - не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев…

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре -

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам. (Отворачивается).

(Поворачивается девочка, на ладони паек - кусочек хлеба, ложится на сцену, кладет голову на колени подошедшей мамы).

Мама:

Ты проснешься на земле цветущей,

Вставшей не для горя-для труда.

Ты услышишь ласточек поющих:

Ласточки вернулись в города.

(Загорается свет. На экране кадры: Пискаревское кладбище, на стене надпись: «Никто не забыт и ничто не забыто»)

Уч - ся: (Портрет Берггольц).

И эта жизнь в самой обыденности подвига была чудом и остается чудом, возвеличивающим человеческую душу. Только у человека, который сам пережил и голод, и страх, и саму смерть, могли родиться такие проникновенные стихи, которые впоследствии Ольга Берггольц сама соберет в один томик и назовет: «Ленинградской поэмой».



© 2010-2022