Статья для учителей и родителейНравственный выбор

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Проблема ли - нравственный выбор?»

Что такое нравственный выбор? Это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками. Вроде бы все легко и просто. Но это теоретически. А вот на практике это оказывается гораздо сложнее - сделать свой нравственный выбор. Ведь выбор - это, прежде всего, поступки, требующие от нас определенных усилий, отказ от привычных материальных благ, принятие решений, заставляющих поступиться собственническими интересами. А мы порой так эгоистичны и мелочны, нам не всегда хочется быть благородными и возвышенными. И вот тогда возникает проблема нравственного выбора. Любая проблема - это всегда конфликт, борьба интересов, столкновение личностных мотивов. Проблема нравственного выбора волновала и долго еще будет волновать умы и сердца людей всех поколений, она будет жить, пока существует жизнь на земле, потому что это самая главная проблема всего человечества. Ведь данная проблема заключается в том, как осуществлять личный выбор, как жить в обществе, как поступать - нравственно или безнравственно. Жить безнравственно легче, тогда можно не обращать внимания на голос совести, на мнение окружающих, но принесет ли радость такая жизнь? «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтоб остаться шайкой; они могут грабить весь мир, но не друг друга», - утверждал индийский поэт Рабиндранат Тагор. Видите, даже среди глубоко безнравственных людей существуют некие законы определенной морали.

В структуре личностного бытия нравственное сознание и нравственный выбор занимают центральное и доминирующее положение. Оно заключает в себе творческое отношение человека к жизни, в котором творчески созидается и преображается сам человек, его становящаяся личность. Важнейшими формами нравственного сознания являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность. Из них стыд является самой элементарной формой нравственного сознания, совесть является самой универсальной его формой, а долг, обязанность, ответственность являются высокодифференцированными формами нравственного сознания. Учить человека делать правильный выбор нужно с детства, лучше всего - на примере собственных нравственных поступков. «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей», - сказал великий писатель Лев Николаевич Толстой. Нравственное воспитание - элемент общественного и профессионального воспитания, направленный на формирование нравственных идеалов личности и его способности совершать поступки и оценивать происходящее вокруг с точки зрения этих идеалов. В этой способности тоже заключается проблема нравственного выбора.

© 2010-2022