Преемственность между ДОУ и школой – условие непрерывного образования детей

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В том вопросе  большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласо...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Преемственность между ДОУ и школой - условие непрерывного образования детей

Выполнила: Риммер Надежда Александровна

89619819350

[email protected]

Образовательное учреждение: МКОУ «Гоноховская СОШ им. Парфенова Е.Е.»

Аннотация: Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В том вопросе большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.

Ресурсы: preemstvennost.ru/

standart.edu.ru/

nsc.1september.ru.

4stupeni.ru/

metodsovet.su/



Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В том вопросе большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя предполагает возможность для детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития, чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом. Разный стиль отношений воспитателя к детям по-разному сказывается на их привыкании к школе, на поведение, его отношение к делу, к учителю. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием, радостью.

Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.

В 1996 г. коллегия Министерства образования Российской Федерации впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития - как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного- начального школьного образования. Концепция непрерывного образования 1996 года раскрыла перспективу развития дошкольного-начального образования, впервые преемственность между образовательными ступенями, была рассмотрена на уровне целей, задач и принципов отбора содержания.

На современном этапе преемственность между ДОУ и школой так же является важнейшим условием непрерывного образования ребенка.В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного образования и нового закона «Об образовании» возникла необходимость пересмотра целей, задач и содержания воспитательно-образовательной деятельности. Согласно новому Закону «Об образовании» дошкольное образование впервые получило статус первого уровня общего образования в России (гл. 2 ст. 10 п.4). Это та ступень образования, которая закладывает основы личности и интеллектуального развития подрастающего поколения россиян.

В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе и с появлением новых федеральных требований в дошкольном образовании обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков», к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования.

Цель программы: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи:

  • создание единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в соответствии с новыми федеральными требованиями;

  • формирование у детей интегрированных знаний;

  • формирование готовности к школе;

  • развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика, интереса к учебе;

  • формирование внутренней позиции личности, развитие произвольности поведения, развитие коммуникативных способностей;

  • обучение ребенка моделирующим и знаковосимволическим видам деятельности;

  • обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи;

  • помощь семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.

Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.

Преемственность в работе ДОУ и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилам, умение обобщать.

Анализ педагогического опыта различных образовательных учреждений позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования учитывает достижения ребенка - дошкольника и строит свою педагогическую траекторию, опираясь на его индивидуальный потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

В практике МКДОУ Гоноховский детский сад «Лужок» и МКОУ «Гоноховская СОШ имени Парфенова Е.Е.» сложились продуктивные формы сотрудничества реализации программы по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе.

За основу была взята программа комплексного системного сопровождения «Адаптация. Преемственность» разработанная специалистами ППМС - центра гимназии №56 г. Санкт-Петербурга. Данная программа была выбрана целенаправленно, так как проблема адаптации является ключевой проблемой непрерывности образования.

Суть деятельности педагогов ДОУ и учителей начальных классов по реализации данной программы преемственности заключается:

  • в знакомстве с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка,

  • в обмене опытом, совместном нахождении оптимальных методов, приемов форм взаимодействия с детьми,

  • в посещении занятий и мероприятий,

  • в составлении карты индивидуального сопровождения ребенка;

За 4 года реализации данной программы имеются положительные результаты, об этом свидетельствуют данные входного и текущих мониторингов. Однако результаты адаптации некоторых учащихся свидетельствуют о наличии формального подхода к реализации программы. Подобный подход к педагогическому процессу в значительной мере снижает эффективность процесса преемственности.

Необходимость в реализации программы преемственности ДОУ и школы является значимой и очень важной, как говорил В.А. Сухомлинский «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

© 2010-2022