• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Опыт разработки и результативного использования современных воспитательных технологий Тема выступления: Коллективная творческая деятельность как средство формирования взаимодействия младших школьников

Опыт разработки и результативного использования современных воспитательных технологий Тема выступления: Коллективная творческая деятельность как средство формирования взаимодействия младших школьников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ Ю.В. ГАВРИЛОВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ








Семинар для классных руководителей

"Опыт разработки и результативного использования современных воспитательных технологий"




Тема выступления: "Коллективная творческая деятельность как средство формирования взаимодействия младших школьников"









Автор: Киселева Н. Г.,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории











г.Сызрань, 2015 г.

«Каждое дело - творчески, иначе - зачем!

Каждое дело - с пользой, иначе - зачем?
Каждое дело - людям, иначе - зачем?»

План:

1. Обоснование выбора технологии КТД

2. КТД как средство формирования сплочённого классного коллектива и развития личности обучающегося

3. КТД форма сотрудничества с родителями обучающихся

4. Результаты использования технологии КТД

1. Обоснование выбора технологии КТД

В сентябре 2014 года я взяла первый класс. В классе 25 обучающихся. После знакомства с классом при составлении социального паспорта было выявлено, что 13 человек воспитываются в полных семьях, 12 человек в неполных, социально незащищённых семьях. Есть дети, которые не посещали дошкольные образовательные учреждения. Школьная адаптация проходила трудно. Наблюдение, диагностика УУД , проведенное после первого месяца обучения социометрическое исследование, показали, что у большей части детей низкая учебная мотивация и заниженная самооценка,

отсутствует навык сотрудничества.

Имея 29- летний стаж педагогической работы, я использовала в своей деятельности различные воспитательные технологии. Но, получив такой набор детей, я поняла, что настало время искать новые формы, методы воспитания, применять технологии, которые бы позволили обеспечивая системный подход в воспитании младшего школьника, развить коммуникативные навыки детей, сформировать классный коллектив.
Такой технологией, на мой взгляд, является коллективная творческая деятельность, так как

КТД дают возможность ученику:

-реализовать и развивать свои способности

-расширить знания об окружающем мире;

-приобрести навыки проектирования;

-проявить организаторские умения;

-закрепить коммуникативные навыки

-формировать способности к рефлексии (анализу и самоанализу.)

КТД дают возможность педагогу:

-развивать творческий потенциал;

-совершенствовать организаторские возможности;

-изучить классный коллектив;

-объединить учащихся, педагогов, родителей;

-управлять процессом развития личности школьника;

-развивать рефлексивные возможности.

Я скорректировала свою воспитательную программу, включив в неё технологию коллективной творческой деятельности.




Основные направления деятельности

Направление

Цель

Формы

Ожидаемый результат

Индивидуальная работа с учащимися

Создание условий для самореализации

Система кл .часов о правилах поведения, рейтинги ( личные по экипажам) участие в экскурсиях, тренинги, анкетирование КТД "Знакомьтесь, это- я!"

Адекватная самооценка, навыки позитивного общения, знание норм и правил культурного поведения

Развитие коллектива

Формирование дружного сплоченного коллектива

Совместные праздники, спортивные соревнования, творческие мастерские, группы помощи.

КТД "Мы живём на "Планете друзей"

Чувство единения, гордость за успехи одноклассников, минимум конфликтов, помощь отстающим.

Интеллектуально-познавательная деятельность

Создание условий для развития интеллектуальных способностей.

Познавательные игры, предметные олимпиады, исследовательские проекты, беседы для родителей, мониторинг успеваемости.

КТД "Мы читаем!"

Стабильные результаты успеваемости. рефлексия собственной деятельности

Патриотическое воспитание

Воспитание патриотических чувств

Кл.часы об истории страны, своей школы, города, соц.акции, конкурсы, фестивали песен

КТД "«Моя малая родина»

КТД "Спасибо деду за Победу"

Уважительное отношение к ветеранам, гордость за свою страну, свой край.

Пропаганда здорового образа жизни

Сохранение и укрепление здоровья учащихся

Беседы, консультации мед работника ,психолога, спортивные игры, походы, конкурсы рисунков

КТД "Безопасное колесо"

КТД " Приглашаем к чаю"

КТД "Папа, мама, я- спортивная семья!

Знание правил личной гигиены, занятия в спортивных секциях, соблюдение режима дня, выполнение правил дорожного движения

Работа по профилактике правонарушений

Проведение профилактических мероприятий

Беседы, знакомство с правами и обязанностями, родительский патруль. отслеживание посещение занятий, КТД ""Ты - ученик"

Отсутствие пропусков занятий по неуважительной причине, отсутствие учащихся стоящих на учёте в ПДН

Эстетическое воспитание

Обогащение эмоционального мира детей

Участие в творческих конкурсах, посещение выставок, концертов, знакомство с произведениями искусств ( музыка, живопись)

КТД "Прощай, Осень!"

Повышение культурного уровня, активное участие в творческих конкурсах, раскрытие талантов

Трудовое воспитание.

Формирование уважительного отношения к труду

Беседы о профессиях, участие в субботниках, дежурство ,ген. уборка

КТД "Сам портфель свой собираю"

Положительное отношение к труду, уважение чужого труда, познание радости творчества

Духовно-нравственное воспитание

Формирование личности как носителя духовных ценностей.

Беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, конкурсы.

КТД "Птичья столовая"

КТД «Мир увлечений моей семьи»

КТД «Мой папа лучше всех»

КТД "Букет для мамы"

Достойное поведение, нравственные убеждения, понимание общечеловеческих ценностей: Человек Семья Отечество Знание Мир Культура Труд


2. КТД - как средство формирования сплочённого классного коллектива и развития личности обучающегося

Главным итогом воспитательной работы считаю - сформировать дружный, сплоченный классный коллектив всех участников воспитательного процесса - родителей, детей, классного руководителя.

Для достижения этой цели необходимо проводить совместные мероприятия.

Приведу пример одного из коллективных дел, которое наиболее понравилось детям.

1. Ввод в игровое действие

Младшим школьникам близок мир животных и растений. Поэтому было разработано и включено в программу воспитательной работы КТД "Птичья столовая"

Я прочитала ребятам маленький рассказ о птицах.

"...Зима для птиц - самое трудное время года. Во время метелей и сильных морозов много пернатых погибает от голода и холода. Из-за глубокого снега корм становится малодоступен для маленькой птахи. Да и день короток. За несколько часов ей нужно найти достаточное количество пищи, которого хватило бы на долгую холодную ночь. Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период, устраивая кормушки..."
В ходе беседы у ребят возникло желание помочь птицам- изготовить для них кормушки. Совместно с ребятами и родителями составили перечень необходимых мероприятий, решили, что ключевым мероприятием будет праздник, посвящённый Дню птиц.

2. Цепь мероприятий для подготовки КТД:

- узнать зимующих птиц Самарской области

- изучить «зимнее меню» наших пернатых соседей

- собрать информацию о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала

-изготовить с помощью родителей кормушки

- развесить кормушки в школьном дворе

- организовать регулярную подкормку птиц, назначив ответственных

-провести конкурс рисунков " Птичьи портреты"

-выучить стихи и песни о птицах, найти загадки, подготовить вопросы для викторины о птицах

3. Проведение праздника "День птиц".

Опишу ещё одно КТД, которое мы проводим сейчас - в апреле-мае.

Это интеллектуально-познавательное КТД "Мы читаем!" Срок реализации - один месяц.

1. Ввод в игровое действие

Беседуя с детьми о пользе чтения, мы приходим к выводу, что читать это хорошо; кто много читает, тот много узнаёт; у такого человека может быть много друзей, потому что с ним интересно; у него богатый словарный запас и он хорошо учится.

Давайте устроим соревнование, кто больше прочитает книг! Оформлять прочитанные книги будем в виде гусеницы, состоящей из разноцветных кругов. На круге дети пишут название книги, фамилию автора, свою фамилию. Круг прикрепляется к стене.

Решили, что ключевым мероприятием будет праздник в мае "Знатоки литературы".


2. Цепь мероприятий для подготовки КТД:

-искать поговорки, загадки о книге, пользе чтения

-оформить агитационный стенд

-читать книги дома, на уроке литературного чтения; прочитал книгу- оформи кружок

-выбрать Книжную палату (3 ученика + родители ); их задача - сосчитать, сколько прочитал каждый, определить 1,2 и 3 место

-назначить дополнительные номинации:

«Любителю поэзии» (тому, кто прочитал больше всех стихов),

«Любителю басен» (кто прочитал много басен),

«Знатоку сказок»,

«Знатоку природы» (тому, кто читал произведения о природе),

«Прочитавшему самую толстую книгу»

«Специалист по творчеству какого-либо писателя или поэта» (если прочитано много книг определенного автора) и другие.

- наградить победивших во время итогового мероприятия небольшими призами - сувенирами

-оформить класс к празднику

-приобрести сувениры-призы для победителей и активных участников

-разработать сценарий праздника совместно с библиотекарем школы, учителем и родителями

- привлечь родителей к изготовлению костюмов для Незнайки (шляпа и галстук), Мальвины (нарядное платье), собаки Шарика (собачья маска или уши), Бабы - Яги (рваная одежда, маска, метла).

- привлечь старшеклассников на роли литературных героев

3. Праздник "Знатоки литературы"

Были разработаны и проведены и другие КТД: «Мир увлечений моей семьи» "Прощай, Осень!" , "Букет для мамы". Родители были привлечены в качестве активных участников. Они же помогали детям подготовить свои выступления.

Вовлечение детей в КТД позволило обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла, защищенности, позволило проявиться чувству симпатии и интереса. Совместные эмоциональные переживания, возникающие в процессе КТД, сплотили детей и родителей, помогли лучше узнать друг друга. В групповой деятельности формировались умения применять правила делового сотрудничества, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность внутри группы.


3. КТД - форма сотрудничества с родителями обучающихся.

Одной из задач по реализации воспитательной программы является сотрудничество с родителями. Через совместные дела со своими детьми родители могут увидеть, как учится и живет их ребенок в коллективе, а иногда и открыть очень много нового и в себе и в своем ребенке. Только с помощью совместных дел родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Только в этом случае можно говорить о целостном воспитании ребенка.

Родители в моём классе обычно оказывают большую помощь, которая касается и воспитательной работы с классом. С первых дней учебы ребенка в школе многие родители проявляют искренний интерес к делам класса, их волнует, чем живет ребенок, его внутренний мир, интересы, каков он в общении, много ли у него друзей и какие они.

Встретившись с родителями моих первоклассников на первом родительском собрании, я предложила им заполнить анкету«Что я могу сделать для класса и школы».

Уважаемые папы и мамы!

Насколько насыщенной, интересной и полезной будет наша с вами совместная деятельность, жизнь ребят класса в коллективе во многом зависит от вас, подумайте, пожалуйста, какие мероприятия можно провести у нас в классе, и какую помощь классу можете оказать вы лично.

1

Какие темы необходимо обсудить на классном часе?

2.

Какие экскурсии необходимо организовать в классе?

3

Какие праздники совместно с родителями необходимо организовать

в этом году?

4.

Какие традиции необходимо развивать в детском коллективе?

5.

В каких мероприятиях класса вы видите своего ребенка?

6.

В каких мероприятиях класса вы хотели бы принять участие?

7.

Какую помощь для класса вы могли бы оказать?

Коллективное творческое дело учащихся и родителей «Копилка добрых дел».

Цели:

1. Активизировать родителей и детей для участия в жизни класса и школы.

2. Развитие коммуникативных возможностей учащихся, адекватной положительной самооценки и возможности каждому ребенку найти «свою нишу» в детском коллективе.

3. Заинтересовать родителей проблемами детей с целью их совместного решения.

На первом классном часе, в беседе с ребятами мы решили создать копилку добрых дел для родителей, в которую родители будут собирать звездочки для своей семьи за добрые, хорошие, полезные дела, сделанные для школы или класса.

На родительском собрании я познакомила родителей с предложениями детей и встретила понимание и одобрение. В классе была заведена папка, в которой каждой семье отведена страничка. На эту страничку мы наклеиваем звезды и записываем, за что получена звезда!

За что же можно получить звездочку?

- Участие в школьных и классных мероприятиях, концертах, выставках,

ярмарках, участие в классных часах, родительских собраниях, субботниках, праздниках.

- Помощь учителю при посещении детей классных, школьных и городских мероприятий.

- Помощь детям при выполнении творческих заданий: подборка материала к урокам и во внеурочной деятельности, сочинения, изготовление поделок.

- Предусмотрены возможности получить за участие родителям

не одну, а несколько звездочек.

Хорошее дело - звездочка! Возможности получить звездочку не ограничены!

Так начало свое действие коллективное творческое дело нашего класса «Копилка добрых дел». В течение всего 1 класса родители собирали звездочки своим участием в школьной жизни детей. В конце года самые активные родители и дети будут поощрены похвальными грамотами, благодарственными письмами, дипломами.

4. Результаты использования технологии КТД

Результатом применения методики коллективных творческих дел, считаю:

1. Включение каждого воспитанника в совместные дела на радость и пользу.

2. Творческое сотрудничество воспитателя, учащихся и родителей.

3. Проявление интереса детей в реализации своих способностей.

4. Потребность в коммуникации.

В результате использования технологии КТД у детей

- изменился уровень самооценки: высокий уровень (завышенная самооценка)- она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой -7 человек- 30%, средний уровень( адекватный) 14 человек- 61%, низкий уровень мотивации имеют два человека-9%;

- выросла школьная мотивация: высокий уровень16 человек-70%

средний уровень- 5 человек-22%

низкий уровень - 2 человека-8%

Диагностика коммуникативных УУД показала:

высокий уровень12 человек-67%

средний уровень- 2 человека-11%

низкий уровень- 4 человека-22%.

Кроме этого результатом стали и творческие работы детей: грамоты за участие в олимпиадах и конкурсах, выставки поделок и рисунков, тематические плакаты и газеты.

Анализ результатов диагностики позволяет сделать вывод, что КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. Я думаю, что в КТД любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

"Каждое дело - творчески, иначе - зачем?"


Литература.

1.Андреева В.В. «Особенности деятельности классного руководителя»
2. Байкова Л.А. «О воспитании и воспитательных системах» СПб,1996
3.Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии/ под редакцией Щурковой Н.Е. М.,1998

4.Иванов И.П. «Методика коллективно творческого дела»

5.Караковский В.А. Воспитание? Воспитание..Воспитание! М,1996
6.Психолого-педагогическая диагностика детского коллектива и положение ребенка в нем. Псков,1998
7.Шилина З.М. «Классный руководитель: искусство воспитания» М.,1997
8.Щуркова Н.Е. «Собранье пестрых дел»










© 2010-2022