Диагностические основы здоровьесбережения школьников в работе классного руководителя

Здоровье школьника зависит от того, как будет организована его жизнедеятельность в школе, классном коллективе. Основная задача педагогов, классного руководителя – создать максимально благоприятные условия для развития личности каждого ребенка, создать ситуацию эмоционального комфорта. Психолого-педагогическая диагностика является важным направлением в работе классного руководителя. Без ее использования невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в классном коллективе. Представлен...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Диагностические основы

здоровьесбережения школьников

в работе классного руководителя

(из опыта работы)


Автор: Боровикова

Ольга Геннадьевна,

классный руководитель

7-б класса



Содержание

Введение 3

Основная часть 4

Заключение 9

Список литературы 10

Приложения






Введение


Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается как «способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни».

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане - он справляется с учебной нагрузкой, умеет преодолевать усталость;

  • в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;

  • в эмоциональном плане - он уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

  • в интеллектуальном плане - он проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане - он признает основные общечеловеческие ценности.

Здоровье школьника зависит от того, как будет организована его жизнедеятельность в школе, классном коллективе.

Основная задача педагогов, классного руководителя - создать максимально благоприятные условия для развития личности каждого ребенка, создать ситуацию эмоционального комфорта.

Основная часть


  1. 5 класс


Начиная работу с новым детским коллективом, мне, как классному руководителю, важно было знать, каковы основные особенности взаимоотношений в классе.

В качестве начальной диагностики была проведена социометрия.

Цель: изучение взаимоотношений учащихся в коллективе, определение социометрического статуса подростка. (Приложение № 1)

По результатам диагностики можно было сделать вывод, что каждый третий ребенок в классе испытывает определенные проблемы в общении с одноклассниками. (Приложение № 2)

Поэтому, разрабатывая программу управленческой деятельности, основной воспитательной задачей на предстоящий учебный год стало сплочение классного коллектива.

Огромная проблема, с которой пришлось сталкиваться ежедневно - частые ссоры, конфликты между детьми, драки.

Возникла необходимость изучения причин явно отклоняющегося поведения школьников, чтобы своевременно спланировать коррекционную работу, оказать помощь.

Проведена диагностика «Проявление агрессии» (опросник А. Басса, А. Дарки) (Приложение № 3) Учащимся было предложено из 40 утверждений выбрать те, с которыми они согласны. Результаты представлены в виде графика, по нему можно увидеть, какие проявления агрессии характерны для подростка. Пунктирная линия на графике - норма. Точки, расположенные ниже говорят о допустимой норме проявления данной формы поведения, точки, расположенные выше - о выраженности данной формы агрессии.

Данная диагностика позволила выделить и тех учеников, сложности которых не так ярко проявлялись в поведении.

Анализ результатов позволил наметить коррекционную работу.

  • Классный час (знакомство с формами агрессии, правилами самоконтроля; знакомство с результатами диагностики).

Цель классного часа - показать детям, что гнев, обида, раздражение - нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе, надо только научиться выплескивать их приемлемыми способами.

  • Родительское собрание «Детская агрессивность: ее причины и последствия»

  • Привлечение специалистов - социального педагога, психолога (оказана консультативная помощь, проведены тренинги)

  • Приглашение на классный час представителей правоохранительных структур (беседа о правонарушениях и последствиях).

Несмотря на проблемы во взаимоотношениях, хочется отметить, что дети в классе активны, с большим желанием участвуют в мероприятиях. Это положительное качество коллектива я использовала для реализации основной воспитательной задачи - сплочение классного коллектива через участие в коллективных творческих делах, через участие в проектах.

Один из долгосрочных проектов, над которым мы работали в 5 классе - проект «Хочешь быть здоровым - будь им!». Данный проект был направлен на формирование у учащихся устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни через мероприятия по здоровьесбережению.

В рамках проекта проводилась диагностика:

  • Мониторинг психофизического состояния школьников (Приложение № 4)

Данный мониторинг разработан творческой группой классных руководителей, чьи классы реализовали проекты по здоровьесбережению.

  • Анкетирование «Отношение подростка к своему телесному «Я»» (методика Григорьева) (начальная и обобщающая диагностика)

Цель: выявить отношение подростка к своему здоровью и вредным привычкам. (Приложение № 5)

Выявлены учащиеся с устойчиво-позитивным, ситуативно-позитивным, ситуативно-негативным отношением к своему здоровью и вредным привычкам. Устойчиво-позитивное отношение. Для подростка ценность здоровья является приоритетной. Он понимает, что такое ЗОЖ, сознательно культивирует его. Способен противостоять попыткам вовлечь его в процесс употребления табака, алкоголя.

Ситуативно-позитивное отношение. Здоровье для подростка - естественное состояние, сама собой разумеющаяся «вещь», а не то, что требует каких-то специальных усилий. Может пристраститься к вредным привычкам (из интереса).

Ситуативно-негативное. Ценность здоровья невысока в сознании подростка. Вредные привычки не считает вредными, наоборот, считает, что в них есть некая приятность, шарм.

Результаты диагностики представлены в Приложении № 6. Наблюдается положительная динамика.

В конце учебного года проведена обобщающая диагностика - социометрия. (Приложение № 7)

Есть положительная динамика, но наглядно видно, что проблема осталась и требует дальнейшего разрешения в следующем учебном году. («+»: отсутствие в классе серьезных конфликтов, положительные отзывы о детях других педагогов)


  1. 6 класс

В I триместре выявилась проблема с учебной успеваемостью, качество знаний снизилось с 48% до 19%. Чтобы вести работу по развитию и стимулированию познавательных интересов, стремления к саморазвитию, мне необходимо было изучить личностные качества, психофизиологические особенности своих учащихся.

Психологи утверждают, что для активизации познавательной деятельности необходимо определить правильное психофизиологическое место ученика в классе. Это предупреждает возникновение стресса, снимает неосознаваемую реакцию защиты от новой информации.

Проведена диагностика доминантного полушария и ведущего канала восприятия Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка» - рисуночный тест, наиболее адаптированный для младших подростков. (Приложение № 8)

Совместно со школьным психологом проведена диагностика познавательных способностей (особенности внимания, памяти, мышления).

(Приложение № 9)

На основе полученных результатов составлены технологические карты. (Приложение № 10)

Эти данные не закрыты для педагогов, работающих в классе. Они могут учитывать индивидуальные особенности детей при организации уроков.

Проводимая работа:

  • Схема посадки ребят в классе: для правополушарных учащихся наиболее значима левая полусфера пространства. В классе - III ряд, доска и учитель - слева от них. Для левополушарных - правая сторона класса - I ряд. Визуалы - на первых партах, кинестетики - на последних (учтены рекомендации медика).

  • Классные часы «Память - кладовая знаний», «Мой помощник - внимание» (с привлечением районной детской библиотеки)

Цель мероприятий - пробудить интерес к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

  • Родительское собрание «Успешность обучения: от чего она зависит?» (дополнительная диагностика: отношение подростка к школьным знаниям, изучение мотивации учебной деятельности). (Приложение № 11)

  • Участие ребят в конкурсах, олимпиадах разного уровня

Положительные результаты есть:

  • «Мы растем» - рубрика классного уголка. Отражался личностный рост каждого учащегося класса, результаты класса по итогам триместров (Приложение № 12)

  • Увеличилось количество участников и призеров Олимпиад по ОН

  • Две команды класса приняли участие в международной интернет-олимпиаде «Парад Эрудитов»

  • Активное участие в акции «Мотива» «Первый среди равных» (I место)

Результаты социометрии, проведенной в конце учебного года, показали, что снизилось количество «непринимаемых», нет «отверженных».

















Заключение


Психолого-педагогическая диагностика является очень важным направлением в работе классного руководителя. Без ее использования невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в классном коллективе. Результаты диагностических исследований позволяют строить работу с учетом индивидуальных особенностей развития учащихся, помогают избежать просчетов и ошибок в своей работе, своевременно оказать помощь, а значит - создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.







Список литературы

  1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2005

  2. Мирошниченко Т. А. Организация деятельности классного руководителя в образовательном учреждении. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

  3. Панченко Н. А. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя. - Волгоград: Учитель, 2007

  4. Сиротюк А. Л. Психофизиологические основы обучения школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2007

  5. Журнал «Воспитание школьников»


© 2010-2022