ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

«Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создаёт воспитательную силу коллектива» В.А.Сухомлинский  1) ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ   Педагогические конфликты могут быть отнесены к трём основным группам. В первую группу входят мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и ребятами возникают взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. Послушайте, например, о чем говорят учителя в учительских. Конечно же, об учениках: «Они ничего не умеют и ничего не понимают», «Они не хотят учиться», «Не слушаются». Нетрудно догадаться, о ком говорят школьники, разумеется, об учителях: их неумении и нежелании понять, несправедливых оценках, неуважении к ученикам. И часто  трудно понять «кто — прав, а кто — виноват». Конечно же, учителя устают, а ребята не хотят учиться. Много усилий требует класс, в котором более 25 человек; можно понять также учащихся, скучающих на уроке. По существу мотивационные конфликты возникают потому, что учителя и школьники разобщены, противопоставлены, имеют разные цели и разную направленность. Вторая группа. Эту группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в нашей школе. Представим себе, что школа — это «труба», в которую входит ученик I класса и из которой выходит выпускник. Начиная обучение, первоклассник переживает довольно сложный и даже болезненный этап в своей жизни (конфликтный период ): происходит смена его ведущей деятельности (с игровой на учебную), меняется его социальная позиция (из ребенка он превращается в школьника), возникают новые для него требования и обязанности. В среднем, психологическая адаптация к школе может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет. Только ученик привыкает к своей новой роли, учителю в школе, как наступает новый конфликтный период: он переходит в 5 класс. Вместо одного учителя учащиеся начинают учиться у разных учителей-предметников. И если учитель начальных классов, как правило, опекает своих ребят, помогает им и заботится о них, то учителя средних классов, в основном, относятся более строго и требовательно. Да и приспособиться сразу к нескольким учителям бывает нелегко. Кроме этого, появляются новые школьные предметы, более сложные по сравнению с предметами начальной школы. Следующий конфликтный период. В начале 9 класса возникает новая болезненная проблема: нужно решить, что делать после 9 класса - идти в среднее специальное учебное заведение или продолжать учебу в 10 классе. Те из ребят, кто идут в техникумы и училища, часто испытывают своеобразный «комплекс неполноценности» по сравнению с другими школьниками. Тем самым они переходят на более низкую социальную ступень жизненного старта, чем их сверстники. Довольно часто, возникают ситуации, когда молодой человек намерен идти в 10 класс, но получает в школе отказ по причине низкой успеваемости. Наибольшее сожаление вызывают случаи, когда способный учащийся вынужден идти в средне-специальное учебное заведение по причине материального характера, чтобы помочь семье, ему необходимо как можно раньше начать работать. Таким образом, для многих молодых людей 9 класс выступает чертой, до которой они прожили беззаботное детство и бурное отрочество, но после которой они вынуждены начинать взрослую жизнь с ее заботами и проблемами. И, наконец, четвертый конфликтный период: окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в ВУЗ, начало личной и интимной жизни и др. К сожалению, обеспечивая базовое среднее образование, школа не всегда готовит ребят к вступлению во взрослость, к выполнению роли работника, студента, мужа, отца. Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтным: неудачи, срывы, проблемы. Третья группа. Эту группу педагогических конфликтов составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы (завучей, директоров). Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентаций. Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражается борьба 2-3 лидеров и их группировок за свое первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может резко обозначиться конфликт 3-4 подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. Конфликты во взаимодействиях «учитель-ученик», помимо мотивационных, могут выступить как конфликты нравственно-этического характера. Иногда учителя не придают должного значения этой стороне их взаимодействий с ребятами: нарушают данное ими слово, открывают ребячьи секреты. Многие подростки и старшие школьники высказывают недоверие учителю. Так, по данным, только 15-30% школьников имеют доверительные беседы с учителями, остальные предпочитают общаться вне школы. Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: начиная с проблем школьного расписания и кончая столкновениями интимно-личного порядка. В нашей школе возникали конфликты между учителями начальных классов и преподавателями средних и старших классов. Суть взаимных претензий учителей друг к другу кратко можно обозначить следующим образом. Учителя-предметники высказываются о том, что дети, пришедшие к ним из четвёртых классов, недостаточно самостоятельны и привыкли к излишней опеке взрослого. Учителя начальных классов с горечью говорят о том, что они потратили много усилий на то, чтобы научить ребят читать, считать и писать. Высказываются также упреки в адрес учителей-предметников в недостатке у них внимания и теплоты к детям. По-видимому, данный конфликт обусловлен объективными причинами: отсутствием преемственности в содержании и организации обучения в начальной и средней школе. Во взаимодействиях «учитель-администрация школы (завучи, директор)» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения. В последнее время появляются конфликты, связанные с педагогическими инновациями (введением новшеств в школе). И так как, школьная жизнь не обходится без конфликтов, хотелось бы разобраться в психологической природе конфликта, его структуре и динамике, эффективных способах разрешения. Любой конфликт, в том числе и школьный, имеет определенную структуру, сферу и динамику. Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов, она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации и находится как бы «за кадром» часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения. Различение внутренних и внешних позиций участвующих в конфликте людей необходимо нам для того, чтобы, зная об этом, стараться увидеть, за внешним, ситуативным — внутреннее, существенное. Например, в моём классе есть трудный ребёнок. На уроках он вёл себя вызывающе, грубил, был демонстративно непослушен, да и выглядел, на мой взгляд, просто безобразно: разлохмаченная прическа, на лацкан пиджака приколот значок, вид небрежный. Сначала я ориентировалась только на поведение ребёнка и на внешний образ, который он демонстрирует, и напряжение в наших взаимоотношениях очень обострилось. Чем чаще я выражала строгость и нетерпение, высказывала запреты, тем большую агрессию проявлял школьник. Он начинал бунтовать и все делал наоборот. Я требовала тишины на уроке — он громко говорил с соседом по парте. Я вызывала его к доске — он молчал или стоял с подчеркнуто независимым видом. Конфликтные взаимоотношения с учеником изменились в лучшую сторону, когда я стала ориентироваться не на его поведение, а на внутреннюю позицию, т.е. смогла понять его цели, интересы и мотивы. У большинства учащихся к 10 годам возникает «комплекс самоутверждения». Ребёнок стремится быть взрослым и хочет равенства в отношениях, он хочет выделиться и утвердить свое «Я». Мне хотелось помочь мальчику, постараться найти ему деятельность, в которой он сможет добиться успеха. Учащиеся класса были разбиты на звенья и мой «трудный» назначен звеньевым. Между звеньями было объявлено соревнование. Баллы за работу звена ежедневно вносились в экран соревнования. Как только он почувствовал ответственность за возможность победы звена, то проявил себя активным лидером и в этом нашёл свое призвание. Трудный воспитанник стал гораздо лучше учиться и хорошо вести себя на уроках, с готовностью выполнял все мои поручения. В конце четверти его звено показало высокие результаты по итогам соревнования, и таким образом, он удовлетворил свою потребность в самоутверждении. Через время он стал увереннее, спокойнее и наш конфликт был решён. Объект конфликта определить бывает непросто. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для учащегося — стремление к самоутверждению. Решение конфликта может начаться с объединения объектов: решая задачу поддержания дисциплины в классе, можно поручить ребёнку, интересное дело в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения его потребности в самоутверждении. Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Взаимодействуя друг с другом, учителя и учащиеся часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную. Проще говоря, конфликтовать надо культурно и не переходить «на личности». Например, выражая порицание своему воспитаннику, нарушившему дисциплину на уроке русского языка, обсуждаю только этот вопрос и не затрагиваю его личных качеств. В противном случае учащийся обидится, ожесточится, и моя воспитательная беседа будет иметь противоположный результат: вместо позитивных изменений в поведении, школьник подчеркнуто станет нарушать дисциплину. Беседа с ним должна проводиться в деловой сфере. Не говорю следующее:                               Говорить примерно: «Ты — грубый и невоспитанный!                         «Давай вместе подумаем, почему у По русскому языку ты получаешь             тебя проблемы с русским языком? одни двойки! Лентяй! Не можешь            Тебе неинтересно или ты что-то не заставить себя выучить домашнее             понял? Тебе нужна помощь?» задание! А еще разговариваешь, когда надо сидеть и слушать, хотя бы на уроке!» Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания, реализации, затухания. Следует помнить, что успешно «блокировать» развитие конфликтной ситуации можно на стадии ее возникновения. Один из эффективных способов «блокировки» конфликта — переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельную. Например, в тот момент, когда я замечаю нарастание напряженности между двумя моими учениками, даю им обоим какое-либо поручение. Причем, если это задание будет связано с выполнение физического труда (уборкой классной комнаты, уход за комнатными растениями и др.), то «отрицательная энергия» ребят будет израсходована в деятельности и не «выплеснется» в их взаимодействиях и не вызовет конфликт между ними. Конфликтная ситуация реализовалась, конфликтующие исчерпали свои силы и энергию, наступает стадия затухания. Надо помнить, что воспитательная коррекция эффективна именно на данной стадии, когда произошла разрядка напряжения и участники «выплеснули» свои эмоции. У них возникают чувства виноватости, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов. В этот период участники, как правило, готовы к позитивным изменениям и хотят стать лучше. Попадая в конфликтную ситуацию, учитель может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения различных недоразумений, недомолвок, несогласованности. Проблема понимания другого человека (ученика, коллеги по работе, собственного ребенка) довольно сложна и поэтому хочется остановиться на ней подробно. Человек существует в двух измерениях: своем внутреннем «Я» и во взаимодействиях с другими людьми. Эти сферы человеческого бытия психологически принципиально различны. Все, что происходит в сфере личного «Я», есть непосредственная, близкая и очевидная реальность для человека: он чувствует, думает, переживает, желает, стремится и т.п. «Я» другого человека в известной степени закрыто и выступает некоторой «загадкой», которую необходимо отгадать. Чувства, мысли, переживания, желания и стремления другого не представлены непосредственно в каких-то видимых «формах», о них можно только догадываться по поведению, словесным и символическим средствам выражения. Выйти за границы своего «Я» и приблизиться к внутреннему «Я» другого не так-то просто. Существуют различные способы, помогающие понять другого человека. Одна из формул решения школьных конфликтов заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того, как такая психологическая имитация внутреннего мира другого произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимодействие с человеком. Мне помогает сделать это психотехническое упражнение «Поставь себя на место другого»: Вспоминаю школьный конфликт, в котором я начала позицию «над». Расслабляюсь, закрываю глаза и представляю себя на месте того человека, с кем разговаривала. Внутренне, про себя спрашиваю у него, какие впечатления он получил от общения со мной? Думаю, что бы мог сказать мой собеседник. Затем проигрываю в своём воображении беседу таким образом, чтобы оставить у моего партнёра приятные воспоминания о себе. Меняется моя внутренняя позиция и я готова к полноценному диалогу. Важно так же при решении школьных конфликтов доверять своему интуитивному ощущению и способностям вовремя остановить возникновение интеллектуальных интерпретаций. Действительно, человек часто чувствует одно, но не верит своему чувству, начинает размышлять, что-то додумывать и принимает решение, основываясь на мыслительных схемах. А практика затем показывает, что первое ощущение «от сердца» было правильным и точным, а последующее рассуждение «от головы» — ошибочным. Учитель всегда должен стараться сохранить внутреннее спокойствие, стабильность, стремиться не попадать в атмосферу напряженности, которую несет с собой конфликт. Опыт показывает, что если один из взаимодействующих людей обретает и сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, то другой участник лишается возможности начать конфликт или дальше взаимодействовать в «конфликтном режиме». В результате назревающий конфликт затухает, а потенциальные конфликтные отношения нормализуются. Любопытно, что данная формула нейтрализации конфликта известна с давних времен и оформлена в русских народных сказках. Вспомните, например, сказку «Волшебная водица» ссоры между мужем и женой прекратились, как только жена перестала отвечать на раздраженные реплики мужа, каждый раз набирая в рот «волшебной водицы». Конечно, деятельность учителя всегда должна быть направлена главным образом на то, чтобы дипломатично улаживать конфликтные ситуации «сглаживать» углы, снимать напряжение. Но не всегда в жизни и на работе следует идти на компромиссы и смягчение острых проблем. Нередко возникают обстоятельства и ситуации, в которых мы должны достичь своей цели, убедить собеседника в своей правоте, добиться принятия своей точки зрения, словом, одержать безусловную победу! Как сделать так, чтобы сложный разговор с учеником, его родителями, коллегой по работе или администрацией школы, не закончился конфликтом, и в то же время победа была за нами? Ведь по сути дела конфликт — это поражение, а задача состоит в том, чтобы организовать бесконфликтное взаимодействие и в то же время добиться согласия со своей позицией. Иногда беседа похожа на «хождение по канату» и приходится удерживать равновесие на нем. Наклон в одну сторону — конфликт, крен в другую — мирное, но не конструктивное решение проблемы. Например, веду я деловые переговоры с завучем и директором школы с целью получения разрешения на преподавание нового предмета по экспериментальной программе. Для этого нужно выделить дополнительное учебное время, закупить пособия, наглядные материалы, размножить экспериментальный учебник для каждого ученика, апробировать программу нового курса, ввести организационные изменения (увеличить время урока, запланировать серию экскурсий и проч.). Допустим также, что у администрации школы есть свои резоны сдерживать мою активность по введению нового школьного предмета. Если буду излишне жестко, напористо и прямолинейно отстаивать свою позицию, то может возникнуть конфликт и я не добьюсь успеха и, наоборот, если во всем стану уступать, лавировать, идти на компромиссы то, возможно, получу разрешение на введение нового школьного предмета, но придется сделать такое огромное количестве уступок, что это принесет вред содержанию нового курса. Стратегия ведения делового разговора здесь — «хождение по канату» балансирование на одной линии разговора, ведущей к цели: не допустить обострение беседы и в то же время добиться признания своей позиции. Много раз образ «хождения по канату» и фиксация равновесия всегда помогали мне отстоять собственную точку зрения в сложной проблемной ситуации. Наше общение осуществляется не только при помощи слов, но и посредством мимики и пантомимики, а также психоэнергетического воздействия. Причем, информация, передаваемая по несловесным каналам, воспринимается мгновенно, гораздо быстрее, чем сами слова. Поэтому если учитель, говорит своим воспитанникам необходимые и в целом правильные слова о том, что необходимо хорошо учиться и быть дисциплинированными, но через несловесные средства передает им эмоционально-отрицательный «заряд» (высокомерие, отчуждение, отстраненность), то ребята не услышат слов, но сразу же почувствуют наше отношение к ним. Они мгновенно займут «оборону перед боем». Именно так зачастую и начинается конфликт между учителем и учениками. Напротив, даже самые резкие, прямые и нелицеприятные слова могут иметь воспитательный эффект, если они сказаны в откровенной манере, если учитель искренне озабочен учебой и поведением своих воспитанников и действительно переживает их проступки. Следовательно, словесное поведение может реализовываться в широком диапазоне: от симпатии и поощрений до порицаний и наказаний. Но несловесный «язык» должен строиться только на эмоционально теплой ноте: открытости и принятии. Предлагаю встать перед зеркалом, и проиграть сценку, в которой учитель хвалит ученика. Нужно сказать несколько фраз. Посмотреть на свое лицо, руки. Увидеть, что они выражают, обратить внимание на интонацию своего голоса. А потом проиграть сценку, в которой учитель высказывает порицание. Произнести несколько критических и резких фраз, но выражение лица постараться оставить прежним: открытым и доброжелательным. Не получается? Стоит задуматься: может быть, в некоторых случаях сигнал к началу конфликта подаём именно мы? Конечно, неосознанно, не имея перед собой цели обострить отношения с учащимися? Напряженность часто несут не наши слова, но контексты, в которых они передаются: сердитое лицо, сжатые руки, вибрирующая интонация голоса. Надо меняться! Отказываться от эмоционально-отрицательных несловесных средств общения со школьником! От учителей и от родителей наши ученики слышат примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...», «Ты имеешь право...», «Тебе интересно...». Позиция же о себе у учителей и родителей следующая: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...», «Я старше и умнее...». Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а то, что касается самих взрослых (учителей, родителей), — в модальности возможного. Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них — одни запреты, а взрослые — «могут все», у них — полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействие их с взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Нельзя забывать также, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на него тяжелой ноши долга. Безусловно, модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму. Иногда послушный, дисциплинированный ученик начальных классов вдруг превращается в неуправляемого, бунтующего, всегда готового на резкость и грубость подростка. Как «погасить» возбужденного ученика? Как успокоить и сбалансировать его психику? Как снять нарождающийся конфликт во взаимоотношениях с ним? В этом случае, я использую один из эффектных приемов. Известно, что кроме потребности в самоутверждении, у подростков актуализируется потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причем предметом их коммуникаций зачастую выступает их собственное «Я»: как Я отношусь к тому или иному человеку, какой Я — сильный или слабый, как Я выгляжу и т. п. Происходит рождение личности подростка, возникновение его индивидуальности. Он еще и сам не знает, какой он человек? Он как бы стоит перед большим шкафом, в котором висит множество разных «психологических костюмов». Ребёнок примеряет на себя то одну «одежду», то другую и пытается почувствовать, в какой из них ему психологически комфортнее, что ему больше всего подходит. Не надо обвинять его в эгоизме! Нужно помочь ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения и назревающий конфликт сменится сердечной дружбой и взаимопониманием. У меня есть правило - регулярно разговаривать со своими учениками. Эти беседы могут длиться 40-50 минут. Предметом разговора выбираю темы, интересные для ребёнка, его переживания, характер, привычки, желания, потребности. Говорю спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читаю морали, не «учу жизни», общайтесь на-равных. Звук голоса доброжелательный. Открытое лицо выступят эффективными психотерапевтическими средствами для воспитанника. Уже через месяц-полтора замечаются положительные изменения в поведении ребёнка: он становится спокойнее, сдержаннее, уравновешеннее. И, как следствие этого, все реже и реже нарушает дисциплину, начнет лучше учиться. Многие конфликты между учителями и учащимися начинаются с невысказанности последних, отсутствием условий для их участия в равноправном диалоге. В работе с детьми я стараюсь выполнять следующие условия: 1. Если задаю вопрос, то дожидаюсь, когда мой собеседник ответит на него. 2. Если высказываю свою точку зрения, то поощряю ученика в том, чтобы он высказал к ней свое отношение. 3. Если не согласна, формулирую аргументы и поощряю поиск таковых самим учеником. 4. Делаю паузы во время беседы. Не разрешаю себе захватывать все «коммуникативное пространство». 5. Чаще смотрю в лицо школьнику, своему собеседнику. 6. Чаще повторяю фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение, «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я неправа!». Приведу ещё пример из своей практики. Ученик 4-го класса резко снизил свою успеваемость в школе. На уроке он мог произвольно встать и выйти из класса, не объясняя своего поведения. Часто брал в школу разные игрушки. В ходе урока, когда производился опрос учащихся, мальчик начинал играть. Класс отвлекался. В школу вызывались родители, но 5-и минутные разговоры с ними не помогали. Назревал довольно болезненный конфликт с ребенком и его родителями. Обдумав ситуацию, я решила применить метод логического анализа. Начала с того, что отнеслась к ребенку заочно положительно. Приняла как абсолютную данность, что он нарушает дисциплину и плохо учится не «специально», а по какой-то причине, возможно от него не зависящей. Сам мальчик по «природе» — хороший и умный. Далее, стала анализировать ситуацию, в которой находился ученик. Его родители: отец — военный, мать — библиотекарь. Мать любит сына, подчеркнуто бережно заботится о нем. Отношение отца к сыну долго оставалось непонятным. По некоторым фактам можно было судить о том, что мальчик боится  папу, избегает его. Чтобы ответить, почему и зачем ребенок так ведет себя в классе, надо было понять его отношения с отцом, а так же прояснить общую семейную ситуацию. В ходе длительных бесед с родителями выяснилось, что супруги находятся в длительном конфликте друг с другом. Фактически они живут порознь и намерены развестись. Ребенок, конечно, не понимал взаимоотношений родителей, но чувствовал эмоциональный дискомфорт в семье. Неблагополучие, вызванное обстановкой в семье, не давало мальчику сосредоточиться в классе. Он терял внутреннюю стабильность, ощущал постоянную напряженность, и чтобы хоть как-то восстановить психологическое равновесие, как к спасительному средству, прибегал к игре. Ученик делал это не «специально», срабатывал механизм «психологической защиты», игра для ребенка была способом «ухода от травмирующей ситуации» на уроке. Посоветовавшись с психологом школы свою работу, я направила не только на развитие личности и эмоционально-волевой сферы ребенка, но и на оптимизацию отношений его родителей. Именно длительные беседы с ними привели к хорошим результатам. В семье наладились взаимоотношения, и поведение ученика изменилось в лучшую сторону. Игры на уроках прекратились, он опять стал заинтересованно изучать школьные предметы. Конфликт был разрешён и больше не повторялся. Приведу ещё один конкретный пример конфликта среди учеников моего класса. Как-то вспыхнули «мальчишечьи бои». Почти каждый день после уроков, ученики собирались во дворе школы и под возгласы зрителей, других школьников, находящихся в роли зрителей, начинали выяснять отношения посредством кулачных боев. В результате дети возвращались из школы домой с синяками, в разорванной одежде, и родители приходили в школу с жалобами. Проблема неоднократно обсуждалась на классных часах с ребятами и на родительских собраниях, применялись также различные способы наказания. Однако если вовремя начало конфликта не было замечено, он опять выливался в драку. Вначале мои действия по улаживанию конфликта являлись неэффективными потому, что они были направлены на устранение внешних форм проявления конфликта и не снимали их внутренней причины. Чтобы устранить скрытые причины конфликтной ситуации, оказалось полезным проведение переговоров конфликтующих мальчиков, в которых учитель выступит посредником. Я предложила ребятам поиграть в игру «ООН», на заседании которого разбирается конфликт, вспыхнувший «между двумя странами». Договорилась с учащимися о дне и времени переговоров, нашла свободное помещение, сформулировала для них два правила-запрета. Эти правила написала на плакате и повесила в комнате, в которой будут проходить переговоры. В начале я сказала примерно следующее: «Конфликты и столкновения часто возникают в общении и взаимодействиях людей. Полностью исключить конфликтные ситуации никогда не удается. Наша с вами задача заключается в том, чтобы перевести возникшее противоречие в конструктивное русло. Если мы сможем вместе найти пути улаживания конфликта, мы станем более развитыми и творческими людьми, и будем улаживать любые конфликты. Я уверена, что мы сможем найти правильное решение». Установка, которая реализовалась на переговорах, заключалась в том, что мне не пришлось заставлять ни одного из участников полностью отказаться от собственной позиции. Вместе с учащимися мы выработали новую позицию, в которой были учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон. Никто не должен быть обижен! Наши переговоры были успешными потому, что ребята ушли уверенные в том, что к мнению каждого из них прислушались при разработке общего соглашения. Моя задача в предстоящих переговорах была — избежать трех основных ошибок. Первая ошибка: «Либо выиграешь, либо проиграешь». Иллюзия того, что только одна из конфликтующих сторон может быть права в конфликте, а другая — всегда не права, мешает людям договориться. Действительно, никому не хочется признать себя неправым. Важно было объяснить детям, что здесь нет правых и виновных. Каждый человек имеет право стремиться к собственным целям и удовлетворять свои желания, важно только добиваться этого так, чтобы учитывать цели и желания других людей. Вторая ошибка: «Ты плохой человек». Часто конфликты между людьми разрешаются неконструктивно потому, что один из участников доказывает себе и другим, что его противник — плохой человек, и что конфликт вызван тем, что у партнера тяжелый характер. Например, один из воспитанников постоянно говорил: « Сережка во всем виноват! Он всегда первый начинает? Он — злой человек!». Эти фразы нужно корректно парировать: «Давайте не будем никого обвинять! Все люди имеют как хорошие, так и плохие черты характера. Давайте выработаем общее решение!». Третья ошибка: «Камень преткновения». В процессе переговоров выяснилось, что объект конфликта является довольно сложным препятствием к достижению соглашения.  У присутствующих возникло ощущение, что необходимо либо терпеть, либо разорвать отношения.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства 4 класс.


Тема урока: «В мире прекрасного».


Цели урока:


  1. Познакомить детей с работами русских художников.

  2. Рассказать о всемирно известном музее русского искусства, об истории создания Третьяковской галереи.

  3. Учить понимать, о чем хочет рассказать художник в своей картине.

  4. Воспитывать любовь к прекрасному, великому. Воспитывать чувство патриотизма, гордости. Расширять кругозор, развивать речь.

Задача урока:

включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.


Тип урока: комбинированный.


Методы и формы обучения: объяснительно - иллюстративный.


Оборудование:

  1. Презентации для учащихся. Интерактивная доска.

  2. Выставка книг по истории искусства.

  3. Конверты с материалом для предметной деятельности.

  4. Музыкальное сопровождение

  5. Краски акварельные, кисти, палитра, карандаш, салфетки.


Наглядно-демонстративный материал:

  1. Репродукции картин.

  2. Литературный ряд.


Основные понятия и термины: галерея, репродукция.



Урок разработан: учителем начальных классов Автономного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 4 муниципального образования Динской район Краснодарского края» Сухановой Татьяной Владимировной

Предварительная работа:

Классный руководитель формирует четыре микрогруппы по интересам. За несколько дней до мероприятия учитель предоставляет сведения ученикам для самостоятельной подготовки.


Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию в мир искусства. Узнаем о всемирно известном музее и познакомимся с некоторыми картинами русских художников. А теперь давайте представим, что мы сели в самолет и полетели в столицу нашей Родины - город Москву.

ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ


Одна из главных достопримечательностей Москвы Третьяковская галерея.

  1. Работа со словарем.

Учитель. Перед вами лежат словари. Откройте их и прочтите значение данного слова (учащиеся работают со словарями)

ГАЛЕРЕЯ - крупнейший всемирно известный музей русского искусства.

  1. Основная часть.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами разбились на группы. Перед вами лежат конверты, внутри которых девиз каждой группы. Откройте конверт и назовите свой девиз.

(Каждая группа составляет фразу, которая и станет вашим девизом)

Учитель. Сегодня ребята первой группы расскажут об истории создания Третьяковской галереи.

Выступления ребят первой группы.

1-й ученик.

Около 150 лет тому назад молодой человек Павел Михайлович Третьяков - сын зажиточного купца Третьякова увлекся живописью. Вместе со своим братом Сергеем он начал изучать изобразительное искусство, посещать выставки, приобретать книги.

Шли годы. Павел Михайлович Третьяков, продолжив дело своего отца, стал богатым купцом и видным деятелем русской культуры.

Он приобретал картины постоянно и вскоре, они заполнили весь дом. Пришлось покупать специальное помещение для их хранения, а затем дом. Художник Виктор Васнецов нарисовал наружную сторону здания, и по этому эскизу построили фасад. Галерея стала похожа на сказочный теремок.

Третьяков так представлял характер галереи: она должна показать отечественное искусство и его историю развития.

Третьяков не считал галерею только своим достоянием. Двери в нее были открыты для всех желающих, увидеть собрание картин. Постепенно Третьяковскую галерею стали в народе называть просто - Третьяковка. Это название живет и сейчас. Более 40 лет Павел Михайлович пополнял свою коллекцию новыми работами русских живописцев и, собрав сотни произведений лучших художников России, Третьяков стал задумываться об их будущем.

В 1892 г. он принял решение, принести картинную галерею в дар Москве и так Третьяковская галерея стала общедоступным музеем русской живописи. (Открытие 16 мая 1893 года.)

2-й ученик.

Сейчас в Третьяковке насчитывается более 57 тысяч произведений. В залах и хранилищах галереи с помощью сложнейших приборов и оборудования поддерживается определенная температура и влажность. За состоянием картин, рисунков и скульптур следят опытные специалисты. Галерея является так же крупнейшим научно-исследовательским центром. Здесь изучается творчество художников, устраиваются выставки и научные конференции, проводятся экскурсии и лекции. По залам Третьяковской галереи водят посетителей экскурсоводы.

Они рассказывают о художниках и картинах, чтобы людям было интересно и все понятно.

Учитель. Спасибо ребятам за интересный материал.

Выступления ребят второй группы.

(По ходу рассказа на экране появляются репродукции)

1-й ученик:

Мы видим знаменитую картину Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом бору». Главная тема картин этого художника - русский лес. Здесь показана первозданная красота мира. Медведи убеждают нас в недоступности и отдаленности лесного царства, но вместе с тем это царство открыто и расположено к человеку. Когда художник был мальчиком он целыми днями бродил по лесу. Деревья стали его друзьями. Он много знал о них. Знал, как тянется ввысь ствол, как растут ветви, как корни стелются по земле, знал рисунок коры, форму листьев и хвои. Шишкин понял и полюбил природу. И все его картины наполнены этой любовью.

2-й ученик.

«Московский дворик». Василий Дмитриевич Поленов, вернувшись в Россию после долгого обучения живописи за границей, нашел в Москве квартиру, из окна которой он увидел маленький уютный дворик. Этот пейзаж показался художнику таким родным и близким, что он тут же принялся делать зарисовки. Простой и бесхитростной получилась у Поленова картина. Дворик залит щедрым летним солнцем. В небе неподвижно висят белые облака. Бродят по траве куры, стоит лошадь с возом, с полным ведром воды идет женщина, плачет маленький ребенок, во что-то играют мальчишки. За домами золотятся купола церкви, тянется к небу колокольня. Знойно, пыльно, дремотно. Кругом тишина, мир и покой.

3-й ученик.

Посмотрим на картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Это лучшая работа художника. Написал он ее на Волге, под Костромой. Эта картина сделала его имя бессмертным. Перед вами типичный Российский уголок, милая сердцу картина русской природы. Зима на исходе. Еще лежит снег, но он уже почернел. В низинах стоит талая вода, Земля и все живое пробуждается от зимнего сна. Из теплых краев возвратились на старые гнезда вестники весны - грачи. В картине нет ярких красок. Преобладают бледно-голубые, бирюзовые, коричневые тона. Этими красками изображены искаженные березы, колокольни, дома. Все это навевает грусть, печаль. От картины исходит и тихая радость, и надежда на перемены, и безмерная любовь к своему краю.

4-й ученик.

«Девочка с персиками». Валентин Александрович Серов изобразил на этой картине кареглазую, смуглую девочку. Она подсела к столу и взяла в руку персик. Лучи солнца, льющиеся из окон, как бы пронизывают картину. Они на розовой кофте девочки, на скатерти. Все светло, безоблачно, радостно. Краски чисты и светлы. На картине «Девочка с персиками» нарисована Вера Мамонтова, ее отец был крупным промышленником, богатым человеком, но это не мешало ему прекрасно разбираться в живописи, быть знатоком музыки и театра.

5-й ученик.

Былинно-сказочные сюжеты принесли Виктору Михайловичу Васнецову широкую известность. Разные сказки рисовал художник. Но самая грустная и добрая его картина «Аленушка». В лесной глуши спряталось студеное озеро. Стеной стоят вокруг темные ели, тонкие осины роняют в воду желтые листья. На камне над черной водой горюет сирота Аленушка. Не с кем Аленушке слова сказать, не кому горе выплакать. Один глубокий омут слышит ее горькие жалобы. Да лес вокруг грустит вместе с ней - деревья сохнут, трава блекнет, цветы вянут. Художник не старался передать в точности сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Он рассказал сказку по-своему.

Физкультминутка. Разминка для глаз, рук, головы.

Учитель. Спасибо ребятам за интересный материал. Третья группа подготовила кроссворд, который каждой группе предстоит разгадать

Кроссворд.


  1. Кто автор картины «Девочка с персиками»?

  2. Название картины Виктора Васнецова?

3. Автор картины «Московский дворик»?

4. Кто из художников в своих картинах воспевал красоту леса?


3

ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

1ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ 4

ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

2ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

  1. Творческая практическая деятельность.

Задание: выполнить картину, которую поместим в классную галерею.

  1. Итог урока.

Учитель. Наша экскурсия закончилась. Что нового узнали? Обязательно постарайтесь, когда будете в Москве посетить Третьяковскую галерею. Поверьте, эта встреча с прекрасным, произведет на вас незабываемое впечатление на всю жизнь.




5

© 2010-2022