- Преподавателю
- Классному руководителю
- О сущности здоровьесберегающей компетенции учителя
О сущности здоровьесберегающей компетенции учителя
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сычева И.Н. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«О сущности здоровьесберегающей компетентности учителя».
Главной задачей современного образования является сохранение здоровья подрастающего поколения. А.В. Сухомлинский писал: «… Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о детях - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят и духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их - о здоровье ….» [1]. Если в 90-е годы ухудшение здоровья подрастающего поколения рассматривалось как результат неблагоприятного воздействия социально-экономического и экологического факторов, то в настоящее время эта проблема переходит в педагогическую плоскость и рассматривается как отрицательное влияние на здоровье обучающихся педагогических факторов. Для решения проблем укрепления и сохранения здоровья учебное заведение ставит задачи учитывать индивидуальность каждого ученика, влиять на физический, психо-эмоциональный, интеллектуальный, личностный, социальный и духовный компонент здоровья.
Современный преподаватель, помимо предметной и дидактической подготовки должен владеть теоретико-методическими основами педагогической деятельности по укреплению и сохранению здоровья обучающихся, в совершенстве владеть ключевыми компетенциями, для реализации здровьесбережения. Здоровьесберегающая деятельность учителя должна быть направлена на все аспекты учебно-воспитательной работы, и способствовать улучшению состояния здоровья учащихся.
Достичь результатов в сохранении здоровья учащихся в учебном заведении, можно только овладев здоровьесберегающими компетенциями образования.
Говоря о здоровеьесберегающей компетентности, необходимо понимать определение «компетентности». Хуторской А.В. объяснят это понятие как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов, процессов необходимых для качественной продуктивной деятельности. [2]
Здоровьесберегающая компетентность учителя предполагает его способность понимать, объяснять, регулировать функциональное состояние, поведение, образ жизни в целях сохранения и укрепления здоровья учащихся. Сущность данной компетенции заключается в том, что она направлена на формирование умений регулировать взаимоотношения в системе «учитель - деятельность - учащийся» на основе нормативно-правовых аспектов, ценностных ориентаций для укрепления здоровья обучающихся.
Здоровьесберегающая компетентность педагога, по мнению Е.Н. Дзятковской, включает в себя следующие способности:
- формировать у студентов мотивацию и ценности здоровья, долголетия, творческой самореализации в трудовой деятельности, семейной жизни и социальной активности;
- регулировать функциональное состояние (учителя и ученика) не вредящими здоровью способами в целях поддержания оптимальной работоспособности;
- определять и применять индивидуально рациональные для человека приемы учебной (профессиональной) деятельности; составлять индивидуальную здоровьесберегающую траекторию образования (профессиональной деятельности).
- обеспечивать эколого-психологическую безопасность педагогической среды (включая регуляцию межличностных отношений, обучении с учетом состояния здоровья ученика, экологической ситуации, соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса.)
Первоначально здоровьесберегающая компетентность педагога формируется как общекультурная и индивидуальная, но в дальнейшем, в процессе учебно-воспитательной деятельности она перерастает, и становиться профессиональной компетенцией. жизни в целях сохранения здоровья, качества жизни и качества окружающей среды. свое функциональное сост
Умения и навыки, входящие в классификацию ключевых компетенций А.В. Хуторского представляют неотъемлемую часть здоровьесберегающих компетенции, которые включают в себя способности ориентированные на сохранение, укрепление и поддержание своего здоровья [2]:
1. Ценностно-смысловые компетенции - включают в себя способности формирования ценностей жизни, здоровья и долголетия, семьи, мотивация к ЗОЖ, знание и применение факторов положительного влияния ЗОЖ на организм.
2. Социально-трудовые компетенции - включают в себя способности формирования активной гражданской позиции «Я здоров - значит, полезен государству», соблюдение техники безопасности, знание и применение правил личной гигиены.
3. Общекультурные компетенции - включают в себя способности формирования культуры здоровья, питания, поведения и общения; иметь представления связанные с философским, религиозным, научным и правовым отношением к здоровью; знания этнокультурных традиции и обычаев сохранения здоровья.
4. Учебно-познавательные компетенции - включают в себя умения эффективно организовывать учебную деятельность с точки зрения распределения нагрузок и сил; предполагают формирование умений здоровьесбережения средствами учебно - позновательной деятельности; развитии навыков составления индивидуальных траекторий жизнедеятельности и обучения; овладение рациональными способами обработки информации по сохранению здоровья.
5. Информационные компетенции - включают в себя умения анализировать информацию о вреде и пользе здоровью, знание опасности курения, алкоголизма, СПИДа, наркомании, знание норм ЗОЖ; знать правила поведения в экстремальных ситуациях
6. Компетенции личностного совершенствования - включают в себя умения владеть способами физического, духовного совершенствования, владеть элементами психологической грамотности, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; умения подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических, психических и личностных качеств
7. Коммуникативные компетенции - включают в себя умения владеть бесконфликтным, конструктивным общением, умения слушать и слышать, толерантное общение, направленное на сохранение здоровья.
Для обеспечения результативности в учебно-воспитательном процессе, каждый педагог должен одинаково профессионально владеть всеми перечисленными компетенциями, направленными на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Компетентностный подход в здоровьесберегающей деятельности учителя задает ценностные ориентиры и установки в реализации образовательного пространства. Наиболее полно отражает смысл деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся, мотивируют к соблюдению норм и правил личной гигиены, физическому и духовному совершенствованию, ответственному выбору учащимися здорового образа жизни, подчеркивает ценность и значимость воспитательной составляющей образования.
Литература:
-
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288с.
-
Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. /А.В. Хуторской// Эйдос:Интернет-журнал.-2005. Режим доступа: eidos.ru/journal/2005/1212.htm