Конференция Шаг в профессию для 9-11 классов

Конференция проходит в форме деловой игры.  Основной замысел игры:Каждый школьник при выборе профессии руководствуется тем или иным мотивом. И не всегда выпускник осознает, что побуждает его выбрать именно эту профессию. В ходе игры учащиеся выполняют задания, направленные на создание алгоритма выбора профессии, с учетом анализа основных ее составляющих (общение, ответственность, условия труда, риски, содержание деятельности). Через призму  престижности профессии учащиеся научатся анализировать тот или иной мотив  и оценивать возможные ... Ожидаемый результат: В ходе групповой работы учащиеся актуализируют свои основные мотивы, научатся анализировать профессию, сопоставлять ее со своими интересами, способностями, личностными особенностями, здоровьем, а также планировать свое профессиональное будущее.  
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Шаг в профессию»

Цель: Обучить алгоритму анализа профессии и технологии профессионального выбора.

Задачи:

- Рассмотреть понятие профессия, успех

- Проанализировать трудности, с которыми может столкнуться выпускник, выбирающий престижную профессию.

- Создать портрет конкурентоспособной личности на рынке труда.

- Выстроить алгоритм анализа выбора профессии.

Оборудование: мультимедиа,

Категория участников: учащиеся 9-11 классов.

Место проведения- общеобразовательное учреждение (школьный кабинет).

Основной замысел игры: Каждый школьник при выборе профессии руководствуется тем или иным мотивом. И не всегда выпускник осознает, что побуждает его выбрать именно эту профессию. В ходе игры учащиеся выполняют задания, направленные на создание алгоритма выбора профессии, с учетом анализа основных ее составляющих (общение, ответственность, условия труда, риски, содержание деятельности). Через призму престижности профессии учащиеся научатся анализировать тот или иной мотив и оценивать возможные последствия своего выбора.

Ожидаемый результат: В ходе групповой работы учащиеся актуализируют свои основные мотивы, научатся анализировать профессию, сопоставлять ее со своими интересами, способностями, личностными особенностями, здоровьем, а также планировать свое профессиональное будущее.

Методы работы: деловая игра.

Ход игры.

  1. Вступительное слово.

Сегодня у нас необычная встреча - деловая игра. Любой деловой предприимчивый человек должен уметь хорошо ориентироваться в мире профессий, знать спрос на них, учитывать перспективы роста. Сейчас перед вами стоит задача - выбор профессии. Некоторые из вас уже выбрали дело по душе, а другие, я надеюсь, сегодня определятся в выборе. И в этом вам должна помочь наша игра. Вы познакомитесь глубже с некоторыми профессиями, выявите лидирующую профессию. Оценивать вашу работу будет компетентное жюри.
1 конкурс. «Профессия»

У каждой группы список названий разных профессий, наиболее популярных и востребованных. Каждой команде необходимо назвать профессии по:
А) степени сложности, от самой легкой к самой трудной (объяснить, почему)
Б) степени оплаты (от более высокой к низкооплачиваемой)
В) выбрать одну наиболее востребованную профессию, является ли она высокооплачиваемой, перспективной, престижной (почему).
Г) дайте краткую характеристику каждой профессии
(время выполнения заданий 5 минут)

Конкурс 2 «Путь к успеху»

1. Введение в проблему

Существует множество толкований слова «успех», суть которых сводится к тому, что успех - это значи­мые результаты в достижении поставленной цели. Педагог предоставляет слово учащимся, которые выступают с подготовленными сообщениями о людях, добившихся большого профессионального успеха в жизни. После каждого выступления педагог задаёт один и тот же вопрос: Что помогло этому человеку добиться профессионального успеха? Некоторые считают главным фактором успеха тру­долюбие, другие четко поставленную цель, третьи - хорошую наследственность, четвертые считают, что ус­пех - это везение. А как считаете вы?

2. Практическая работа учащихся

Класс делится на четыре группы. В помощь учащимся педагог раздает каждой группе карточки с высказываниями знаменитых людей. После обсуждения в группе участники должны свое мнение обосновать примерами литературных героев или знаменитых современников.

Педагог подводит итог выступлениям учащихся. Самое трудное - научиться использовать воз­можности своего «я» и направлять их на достижение успеха. Психологи считают, что один из главных шагов на пути к жизненному успеху - правильная постановка цели. Вы, наверное, читали книгу Лью­иса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». Помните пер­вую встречу Алисы с Чеширским Котом?

  • «Скажите, пожалуйста, куда мне идти?

  • А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.

  • Мне все равно... - сказала Алиса.

  • Тогда все равно, куда идти, - заметил Кот».

В этом отрывке сформулирован один из важнейших принципов жизни - цель определяет направление дви­жения. Многие люди терпят неудачи в жизни, так как не имеют хорошо продуманных целей.

3. Анализ полученных результатов

Посмотрите вокруг, несомненно, вам известны люди, которые достигли успеха благодаря своим умениям, зна­ниям, трудолюбию и упорству. Говоря современным языком, сделали себя сами. Но есть и такие, кто постоянно сетуют на то, что всё не так. И вмес­то того, чтобы проанализировать причины своих неудач, ищут виновного. Подумайте, что вам ближе, искать причины неудачи в себе или виновного в неудаче? Психологи считают, что секрет богатых и знамени­тых не в их патологической везучести, а в принципи­ально ином отношении к неудачам: для них любой про­мах - величайшее благо и побуждение к действию!

Ве­ликая Эдит Пиаф начинала свой путь уличной бродяж­кой, которая зарабатывала деньги, развлекая песнями прохожих. Она родилась на тротуаре, воспитывалась в борделе, несколько раз попадала в катастрофы, чудом оставаясь в живых, от нее отворачивались многие. Она стала голосом XX века. В одном из интервью знаменитый хоккеист Павел Буре сказал: «Мне импонируют люди, умеющие преодолевать трудности, нытик не может добиться успеха в жизни, испытать чувство удовлетворения от нее. Я во всем ста­раюсь найти положительную сторону. Можно забросить три шайбы и жалеть, что не забил пять. Можно вы­играть Олимпиаду и отыскать повод для печали».

И таких примеров можно приводить сотни. Многие люди, когда говорят о своих планах, сетуют на недоста­ток времени, как бы оправдывая себя в не достижении той или иной цели. Опыт многих успешных людей гово­рит о том, что чем раньше они научились ценить время, детально планировать свой день, тем быстрее достигали успеха. Отношения человека со временем являются пер­вым показателем его личностной зрелости и успешности.

4. Пути решения проблемы

Притча: Великий мастер стрельбы из лука обучал своих учеников. Он повесил на дереве мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит.

Один сказал:

- Я вижу дерево и мишень на нём.

Другой сказал:

- Я вижу дерево, восходящее солнце, птиц на небе …

Все остальные отвечали примерно так же.

Затем мастер подошёл к своему лучшему ученику и спросил:

- А ты что видишь?

Тот ответил:

- Я не могу видеть ничего, кроме мишени.

И мастер сказал:

- Только такой человек может стать попадающим в цель.

Для достижения успеха в жизни психологи совету­ют: выберите цель, которая вас вдохновляет. Попробуйте обозначить основную цель вашей жиз­ни хотя бы на небольшой промежуток времени, ска­жем, на этот учебный год и составьте план ее реализации. Ответьте себе на вопросы:

  • Что я могу сделать сам для до­стижения цели?

  • В чем мне понадобится помощь взрос­лых?

  • Какие качества характера помогут мне в достижении цели?

  • Какие качества, наоборот, могут сослужить мне плохую службу, и от них надо избавляться?

Отбросьте все сомнения и страхи. Примите решение и не позво­ляйте себе его отменить. Каждый день проводите анализ своего жизненного опыта. Лучше это сделать в специальном дневнике, в ко­тором вы будете отвечать на три вопроса:

  • Что мне сегодня особенного удалось сделать для достижения цели?

  • Что я смогу сделать завтра еще лучше?

  • Главная задача на завтра.

Не бойтесь делать ошибок. Помните: ошибок не со­вершают те, кто ничего не делает. Но только иметь цель недостаточно. Необходимо еще приложить усилия, чтобы ее достичь, т.е. иметь хоро­шо сформированные волевые качества. Педагог выдаёт учащимся памятку «Десять шагов к успеху».

5. Рекомендации педагогу

В ходе подготовки к класс­ному часу классному руководителю необходимо сформировать творческие группы и определить им задания: подобрать высказывания знаменитых людей о жиз­ненном успехе; выбрать пословицы, поговорки по теме классно­го часа; подготовить сообщения о людях, добившихся ус­пеха в жизни. В качестве домашнего задания педагог предлагает старшеклассникам совместно с родителями обсудить па­мятку и дополнить ее своими мыслями.

Десять шагов к успеху:

  • Скажите себе, что вы не хотите быть неудачником.

  • Поставьте перед собой реальные цели на учебный год.

  • Выработайте план действий и начинайте двигаться вперед.

  • Не жалуйтесь на нехватку времени.

  • Настраивайте себя на то, что у вас все получится.

  • Анализируйте свои ошибки и извлекайте из них уроки.

  • Учитесь получать удовлетворение не только в мо­менты достижения результатов, но и в процессе ра­боты, преодолевая трудности.

  • Верьте в себя.

  • Вдохновляйте себя.

  • Искренне радуйтесь своим успехам и удачам своих друзей.

Конкурс 3 «Шаг к профессиональному росту»

1. Введение в проблему

Жизнь каждого человека представляет собой непрерывную череду выборов, от которых зависит его дальнейшее будущее. Значительность выбора, степень его влияния на формирование будущего во многом зависит от возраста человека: Чем он старше, тем более ответственный выбор ему надлежит осуществить. Для старшеклассников тема выбора особенно актуальна, так как они стоят на пороге взрослой жизни, и вопросы, которые им предстоит решать, жизненно важны. Это и окончание школы, и сдача ЕГЭ, и выбор дальнейшего образования, и т.д. Учащимся предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

Вопрос 1. Есть у старшеклассников право самостоятельно осуществлять какие-либо жизненные выборы?

Вопрос 2. Что такое ответственный выбор, и чем он отличается от безответственного выбора?

Вопрос 3. Трудно ли высказывать точку зрения, отличающуюся от точки зрения большинства?

Вопрос 4. Отличаются ценности молодежи от ценностей взрослого поколения?

Вопрос 5. Какие новые ценности появились?

Притча: В деревне наводнение, дед не хочет уезжать, говорит:

- Бог мне поможет.

За ним прислали грузовик, лодку, вертолёт, ответ был один:

- Бог мне поможет

В раю он спрашивает Бога:

- Что же не помог мне, я ведь так в тебя верил!

- Чудак, - отвечает Бог, - а кто присылал тебе грузовик, лодку и вертолёт.

Не всегда выбор является осознанным, часто старшеклассники осуществляют выбор, не задумываясь о последствиях. Чтобы совершать выбор на основе нравственных установок, прежде всего, нужно уметь выбирать осознанно, а значит понимать ценность для своей жизни каждого предстоящего выбора.

2. Практическая работа учащихся

Предлагается как можно быстрее ответить на несколько вопросов, касающихся каждого участника. «При входе в аудиторию вы сегодня уже совершили выбор: выбрали цвет. Как вы это сделали? Взяли листочек, не глядя, или долго выбирали? Ориентировались на то, что выбрал друг или следовали тому, что у вас есть свой любимый цвет?». Дальнейшее погружение участников в центральную тему классного часа происходит через упражнение «Два стула», Перед участниками стоят два стула, предлагается сесть на первый стул и сказать: «Выбор будет ответственным, если…», сесть на второй стул и сказать: «Выбор будет бездумным, если…».

Условие игры: Каждый участник команды берёт карточку одного цвета.

Примеры предложенных участникам игры карточек:


Профессия (красный)

Условия жизни (синий)

Семейное положение

(зелёный)

Хобби

(жёлтый)

Имиджмейкер президента

Коттедж в районе Широкой речки

Вы женаты (замужем), имеете троих несовершеннолетних детей

Боулинг

Старший лейтенант милиции

Общежитие

Вы - единственный кормилец семьи, состоящей из неработающей супруги (супруга) и двоих детей

Фитнес

Рядовой служащий банка

Трёхкомнатная квартира в «сталинском» доме

Вы - папа (мама) трудного подростка

Игровые автоматы

Дизайнер по интерьеру

Вилла на Мальдивах

Вы счастливы в браке, имеете школьницу - дочку, красавицу и отличницу

Горные лыжи

Массажист

Однокомнатная «хрущёвка»

Вы новобрачный (новобрачная)

Компьютерные игры

Игра предполагает, что прошло 10 лет, участники стали взрослыми, и их жизнь изменилась (каким образом, написано в листочках). Время на задание 10-15 минут.

Задача 1: придумать жизненную ситуацию, в которой был сделан выбор, приведший к заданным обстоятельствам семейной жизни.

Задача 2: придумать жизненную ситуацию, в которой был сделан выбор, приведший к заданным обстоятельствам условий жизни.

Задача 3: придумать жизненную ситуацию, в которой был сделан выбор, приведший к заданным обстоятельствам выбора профессии.

Задача 4: придумать жизненную ситуацию, в которой необходимо сделать выбор, который приведёт к профессиональному успеху.

Задача 5: создать слоган «Ответственный выбор - это…»

Обсуждение жизненных выборов проходит по командам. Учащиеся обосновывают свою позицию, оценивают, насколько, верно сделан выбор, и что могло измениться в жизни человека.

3. Пути решения проблемы

Для того чтобы делать осознанный выбор и принимать обдуманное решение, важно наличие определённых качеств, способностей, знаний и навыков, основными среди которых являются:

  • Надо учиться ответственно подходить к выбору, а не осуждать людей, потому что мы не все про них знаем.

  • От каждого выбора в нашей жизни что-нибудь меняется, поэтому надо думать, думать и еще раз думать.

  • Нельзя выбирать не задумываясь.

  • Уметь собирать и накапливать информацию.

  • Предвосхищать проблемы и заранее готовить альтернативу.

  • Соотносить имеющуюся информацию с рассматриваемой проблемой и оценивать её.

  • Уметь оценить риск и взять на себя ответственность за сделанный выбор.

  • Уметь эффективно разделить авторитет и ответственность за принятое решение с товарищами.

  • Надо учиться получать в процессе решения проблемы именно тот результат, который планировался.

Анализ и прогноз конкретных событий позволяет человеку составить целостное представление о своей жизни, её прошлом, настоящем и будущем.




Помните пер­вую встречу Алисы с Чеширским Котом?

  • «Скажите, пожалуйста, куда мне идти?

  • А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.

  • Мне все равно... - сказала Алиса.

  • Тогда все равно, куда идти, - заметил Кот».


  • Притча: Великий мастер стрельбы из лука обучал своих учеников. Он повесил на дереве мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит.

  • Один сказал:

  • - Я вижу дерево и мишень на нём.

  • Другой сказал:

  • - Я вижу дерево, восходящее солнце, птиц на небе …

  • Все остальные отвечали примерно так же.

  • Затем мастер подошёл к своему лучшему ученику и спросил:

  • - А ты что видишь?

  • Тот ответил:

  • - Я не могу видеть ничего, кроме мишени.

  • И мастер сказал:

  • - Только такой человек может стать попадающим в цель.


  • Притча: В деревне наводнение, дед не хочет уезжать, говорит:

  • - Бог мне поможет.

  • За ним прислали грузовик, лодку, вертолёт, ответ был один:

  • - Бог мне поможет

  • В раю он спрашивает Бога:

  • - Что же не помог мне, я ведь так в тебя верил!

  • - Чудак, - отвечает Бог, - а кто присылал тебе грузовик, лодку и вертолёт.



  • В храме успеха нет открытых дверей. Каждый входящий пробивает свою дверь, которая плотно затворяется за ним для всех других и не пропускает даже его собственных детей. О. Марден


  • Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения. Г. Форд




  • Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться. Г. Своуп


  • Секрет успеха в жизни состоит для человека в том, чтобы быть готовым воспользоваться удобным случаем, когда он придет. Б. Дизраэли

© 2010-2022